Грунтовая смесь для дорожного строительства

Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для укрепления грунтов при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас.%: нефтезагрязненный грунт - 79,60-85,72, портландцемент - 14-20, лигносульфонаты технические порошкообразные - 0,28-0,4. Технический результат - при утилизация отходов промышленности - нефтезагрязненного грунта, повышение прочности, водостойкости и морозостойкости грунтовой смеси для дорожного строительства. 1 табл.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для укрепления грунтов при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог при одновременной утилизации нефтесодержащих отходов промышленности.

Известен состав для укрепления связанного грунта (а.с. №883143, С 09 К 17/00, 1979), включающий нефть, добавку и воду, где в качестве добавки используется кремнефтористый натрий, при соотношении ингредиентов (мас.%): нефть 25-40; кремнефтористый натрий 15-30; вода - остальное. Недостатком является необходимость специального использования нефти для приготовления состава для обработки грунтовых смесей, недостаточная прочность и водостойкость закрепленного грунта.

Наиболее близким к заявляемому является техническое решение по патенту России №2154808, Е 01 С 3/04, 2002, позволяющее расширить сырьевую базу грунтов за счет применения отходов промышленности, в котором для устройства основания автомобильных дорог и аэродромов предлагается использовать шламобетон. Шламобетон включает нефтешлам и минеральное вяжущее - цемент или известь, основу нефтешлама составляет шлам нефтедобычи. Шлам нефтедобычи состоит из 50-75 мас.% высокодисперсных частиц металла, кварца, гидроксидов железа, алюминия и кальция, карбонатов кальция и магния, сырой нефти 20-40 мас.%. Соотношение компонентов в шламобетоне следующее (мас.%): шлам нефтедобычи 86-88, цемент или известь 12-14. Недостатком является высокое содержание воды в шламе нефтедобычи, влияющее на качество дорожного покрытия, в частности на его прочность, водостойкость и морозостойкость.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение качества грунта для дорожного строительства, получаемого при утилизации нефтесодержащих отходов.

Технический результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего - портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас.%:

нефтезагрязненный грунт 79,60-85,72
портландцемент 14-20
лигносульфонаты технические
порошкообразные 0,28-0,4.

Технический результат достигается за счет укрепления нефтезагрязненного грунта (НЗГ) неорганическим вяжущим.

В естественном состоянии НЗГ представляет собой смесь фракций АСПО (асфальто-смоло-парафиносодержащих отложений), нефти, воды и грунта. НЗГ хранится в специальных хранилищах, куда свозится для утилизации после ликвидаций последствий аварий на трубопроводах.

В результате укрепления получают новое вещество, отличающееся по физико-механическим свойствам от исходных - НЗГ и портландцемента. Новое вещество, образующееся при объединении компонентов и добавлении лигносульфонатов технических порошкообразных (ЛСТП), в результате физических, физико-химических и химических процессов приобретает коагуляционную структуру, отличающуюся высокой прочностью, жесткостью, термостабильностью и повышенной упругостью.

ЛСТП вводятся в укрепленный грунт для предотвращения вымывания из него нефтепродуктов, т.к., обладая высокой удельной площадью поверхности, являются дополнительными сорбентами. Результаты водной вытяжки из образцов укрепленного НЗГ минеральным вяжущим - портландцементом показали, что даже при малых дозах (2% от массы вяжущего) отделение нефтесодержащих продуктов и их вымывание прекращается.

Экспериментальный подбор состава НЗГ, укрепленного портландцементом, показал, что оптимальное содержание вяжущего составляет 14-20% от массы сухой смеси. Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток составляет 3,09-4,8 МПа, на растяжение при изгибе 1,92-2,58 МПа, коэффициент морозостойкости 0,76-0,86 при нагрузке уплотнения 15 МПа.

Данные экспериментальных исследований приведены в таблице.

Состав, %Влажность, %Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, МПаПредел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, МПаКоэффициент морозостойкости
НЗГПортландцементЛСТ
191,8480,16221,61,240,32
289,80100,2221,841,460,47
387,76120,24222,071,760,61
485,72140,28223,091,920,76
583,68160,32223,342,230,82
679,60200,4224,82,580,86

Как видно из результатов таблицы, грунтовые смеси составов 1, 2, 3 не соответствуют поставленной технической задаче, т.к. не отвечают необходимым требованиям качества. Составы 4, 5, 6 оптимальны по процентному содержанию компонентов, обеспечивающему достаточную прочность и морозостойкость дорожного покрытия.

Требования по прочности грунтовой смеси обуславливаются требованием постоянства сопротивления действию колес транспортных средств.

Нефтезагрязненные грунты, укрепленные цементом, используют для устройства парогидроизолирующих слоев благодаря гидрофобизирующим свойствам. Изолирующие прослойки в земляном полотне устраивают, чтобы предохранить грунт в основании дорожной одежды от источников увлажнения, т.к. в условиях избыточного увлажнения уплотненный грунт разуплотняется в зоне промерзания.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет при утилизации НЗГ получить грунтовую смесь для дорожного строительства, отвечающую требованиям по прочности, водостойкости и морозостойкости.

Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, отличающаяся тем, что в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего - портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные при следующем соотношении, мас.%:

Нефтезагрязненный грунт79,60-85,72
Портландцемент14-20
Лигносульфонаты технические
порошкообразные0,28-0,4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожно-строительным составам. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорожных одежд в зимнее время. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для укрепления слабых и заболоченных грунтов как природных, так и техногенных, промышленных отвалов и бытовых свалок, а также мест складирования обводненных, илистых, промышленных и бытовых отложений.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении дорог с твердым покрытием. .

Изобретение относится к строительной технике, а конкретнее к устройствам для уплотнения грунта. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве основания автомобильных дорог и аэродромов. .

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве оснований автодорог 3-5-й категорий. .

Изобретение относится к дорожным строительным материалам, а именно к составам для устройства дорожного основания. .

Изобретение относится к составу строительного раствора для монтажных и отделочных работ. .
Изобретение относится к производству композиционных материалов на основе природного минерального сырья с получением электропроводящего бетона, обладающего электропроводностью и удельным сопротивлением, достаточным для того, чтобы использовать материал в качестве электропроводящего конструкционного и нагревательного конструкционного материала, работающего в широком интервале температур.
Изобретение относится к промышленности строительных материалов и может быть использовано при производстве бетонных изделий и изготовлении монолитных конструкций.
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к составам строительных растворов с повышенной сохраняемостью и морозостойкостью, используемых для кладки сооружений из кирпича, бетонных камней и камней из легких пород.

Изобретение относится к производству строительных материалов, в частности получению монолитного бетона или железобетона, применяемых в гражданском и промышленном строительстве.

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для изготовления изделий из мелкозернистого бетона как в гражданском, так и в промышленном строительстве.
Изобретение относится к строительным материалам и касается способа регулирования воздухововлечения бетонной смеси путем введения с водой затворения комплексной органоминеральной добавки на основе продукта лесохимического производства и тонкодисперсного материала - отхода производства цемента.

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано для изготовления изделий из бетона автоклавного твердения как в гражданском, так и в промышленном строительстве.
Изобретение относится к способу изготовления бетона или строительного раствора на основе растительного сырья. .

Изобретение относится к способу получения эпоксидного полимерраствора, который может быть использован в строительстве в качестве герметизирующего и гидроизоляционного материала при восстановлении поврежденных участков элементов бетонных и железобетонных конструкций.
Наверх