Способ управления движением судна



Способ управления движением судна
Способ управления движением судна
Способ управления движением судна
Способ управления движением судна
B63H25 - Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители (использование подвижно установленных движителей для управления судном B63H 5/14; использование подвижно установленных забортных двигательно-движительных агрегатов B63H 20/00); динамическая постановка на якорь, т.е. расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей (постановка судов на якорь, кроме динамической, B63B 21/00; устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений судов с помощью реактивных струй или гребных винтов B63B 39/08)

Владельцы патента RU 2297362:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный технический университет (RU)

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением судна при осуществлении его выхода в условную точку в заданном направлении. При формировании сигнала отклонения от заданной траектории его подают вместе с сигналами рассогласования по курсу и его производной по курсу на вход исполнительного механизма руля. Дополнительно используют условную точку в заданном направлении и формируют два сигнала отклонения от заданной траектории, первый сигнал определяют как алгебраическую разность между текущим значением пеленга с судна на условную точку Пут и текущим значением курса К, второй сигнал отклонения определяют как алгебраическую разность между заданным направлением выхода судна на условную точку Кзд и текущим курсом судна К, а на вход исполнительного механизма руля подают комбинацию этих сигналов и сигнала производной по курсу ω по формуле: σ=a1ут-К)+а2ω+а3зд-К), где a1, a2, а3 - коэффициенты усиления по соответствующим сигналам, при этом достигается повышение точности выхода судна в условную точку в заданном направлении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением судна при осуществлении его выхода в условную точку в заданном направлении.

Известны различные способы управления движением судна по заданной траектории, заключающиеся в формировании сигнала, пропорционального отклонению от заданной траектории, и подаче его вместе с сигналами рассогласования по курсу и его производной на вход исполнительного механизма руля (SU 1066896, B63H 25/24; SU 1102714, B63H 25/00; SU 1618700, B63H 25/00).

Недостатками этих способов являются:

- отсутствие возможности непрерывного контроля за положением судна на заданной траектории из-за неоднородности вида траектории (чередующиеся прямолинейные и криволинейные участки);

- использование довольно большого количества расчетных значений параметров для определения сигнала рассогласования по курсу и угловой скорости, а также по отклонению от заданной траектории, в результате чего существенно снижается точность удержания судна на заданной траектории, что неприемлемо при осуществлении выхода в условную точку в заданном направлении;

- исключена возможность достижения основной цели маневра - выхода в условную точку в заданном направлении при отсутствии фиксированного центра поворота в районе выполнения маневра.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ управления траекторией движения судна, заключающийся в формировании сигнала отклонения от заданной траектории и подаче его вместе с сигналами рассогласования по курсу и его производной на вход исполнительного механизма руля (Якушенков А.А. и др. Новые технические средства судовождения. - М.: Транспорт, 1973, с.205, 242). Способ обладает всеми недостатками, которые приведены выше.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в повышении точности управления движением судна для выхода его в условную точку в заданном направлении.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом способе, заключающемся в формировании сигнала отклонения от заданной траектории, подаче его вместе с сигналами рассогласования по курсу и производной по курсу на вход исполнительного механизма руля, дополнительно используют условную точку в заданном направлении, формируют два сигнала отклонения от заданной траектории, первый сигнал определяют как алгебраическую разность между текущим значением пеленга с судна на условную точку (Пут) и текущим значением курса судна (К), второй сигнал отклонения определяют как алгебраическую разность между заданным направлением выхода судна на условную точку (Кзд) и текущим значением курса судна (К), а на вход исполнительного механизма руля подают комбинацию этих сигналов и сигнала производной по курсу (ω) по формуле:

σ=a1ут-К)+а2ω+а3зд-К),

где а1, a2, а3 - коэффициенты усиления по соответствующим сигналам.

Кроме того, в случае визуально не наблюдаемой условной точки в заданном направлении значение пеленга с судна на условную точку рассчитывают по формуле:

Пут=arctg {[(λут-λ)cosϕ]/(ϕут-ϕ)},

где λут, λ - долгота условной точки и долгота места положения судна соответственно;

ϕут, ϕ - широта условной точки и широта места положения судна соответственно.

В качестве условной точки используют буй, швартовную бочку, погрузочное устройство и др.

Отличительными признаками предлагаемого способа от указанного выше известного и являющегося наиболее близким являются использование дополнительно условной точки в заданном направлении, формирование двух сигналов, первый из которых определяют как алгебраическую разность между текущим значением пеленга с судна на условную точку (Пут) и текущим значением курса судна (К), второй сигнал отклонения определяют как алгебраическую разность между заданным направлением выхода судна на условную точку (Кзд) и текущим значением курса судна (К), а на вход исполнительного механизма руля подают комбинацию этих сигналов и сигнала производной по курсу (ω) по формуле:

σ=a1ут-К)+а2ω+а3зд-К),

где а1, а2, а3 - коэффициенты усиления по соответствующим сигналам.

Кроме того, в случае визуально не наблюдаемой условной точки в заданном направлении значение пеленга с судна на условную точку рассчитывают по формуле:

Пут=arctg{[(λут-λ)cosϕ]/(ϕут-ϕ)},

где λут, λ - долгота условной точки и долгота места положения судна соответственно;

ϕут, ϕ - широта условной точки и широта места положения судна соответственно.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4.

На фиг.1-4 изображены основные варианты возможных положений судна относительно условной точки при заданном направлении его выхода в нее, причем в данном случае Кзд=180°.

В процессе движения судна из исходного положения (1; 2; 3; 4), как показано на фиг.1-4, в условную точку (буй, швартовная бочка, погрузочное устройство и т.п.) непрерывно осуществляют измерения курса судна (К), пеленга на условную точку (Пут) и угловой скорости поворота судна (ω) или, что то же самое, производной по курсу. Если условная точка является подводным объектом и не может быть наблюдаема визуально, значение пеленга Пут рассчитывают по формуле:

Пут=arctg{[(λут-λ)cosϕ]/(ϕут-ϕ)},

где λут, λ - долгота условной точки и долгота места положения судна соответственно;

ϕут, ϕ - широта условной точки и широта места положения судна соответственно.

При этом координаты условной точки, если она неподвижна, имеют постоянные значения, а координаты судна являются переменными параметрами и измеряют их в непрерывном режиме с использованием судового приемоиндикатора спутниковой навигационной системы (СНС) GPS или той же системы, но с использованием дифференциальных поправок DGPS, обладающей высокой точностью определения координат (±1,0 м).

Сигналы отклонения от заданной траектории (в данном случае их два) формируют следующим образом.

Величину и знак 1-го сигнала определяют как алгебраическую разность между текущим значением пеленга с судна на условную точку Пут и текущим значением курса судна К. Величину и знак 2-го сигнала определяют как алгебраическую разность между заданным направлением выхода судна в условную точку Кзд и текущим курсом судна К.

Управление движением судна для выхода его в условную точку в заданном направлении предлагаемым способом реализуют подачей на вход исполнительного механизма руля комбинации сигналов (Пут-К), ω, (Кзд-К).

Закон управления рулем судна реализуется в виде

где а1, a2, а3 - коэффициенты усиления по соответствующим сигналам.

Угол перекладки руля αr имеет знак, противоположный знаку величины, определяемой зависимостью (2), т.е.

В выражении (3) W - передаточная функция исполнительного механизма.

Предлагаемый способ управления движением судна для осуществления его выхода в условную точку в заданном направлении не исключает подвижности условной точки на плоскости, но для достижения цели рассматриваемого маневра в этом случае необходимо вводить ограничения в соотношения линейной скорости судна υ и линейной скорости движения условной точки υут с учетом их взаимного расположения в момент начала сближения. Так, например, для выхода судна в подвижную условную точку в заданном направлении из исходных позиций 1, 2 (см. фиг.1, 2) необходимо, чтобы указанное соотношение скоростей удовлетворяло условию υym/υ меньше 1,0.

В результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата - повышение точности выхода судна в условную точку в заданном направлении, таким образом, предлагаемый способ управления движением судна соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

1. Способ управления движением судна, заключающийся в формировании сигнала отклонения от заданной траектории, подаче его вместе с сигналами рассогласования по курсу и его производной по курсу на вход исполнительного механизма руля, отличающийся тем, что дополнительно используют условную точку в заданном направлении, формируют два сигнала отклонения от заданной траектории, первый сигнал определяют как алгебраическую разность между текущим значением пеленга с судна на условную точку (Пут) и текущим значением курса (К), второй сигнал отклонения определяют как алгебраическую разность между заданным направлением выхода судна на условную точку (Кзд) и текущим курсом судна (К), а на вход исполнительного механизма руля подают комбинацию этих сигналов и сигнала производной по курсу (ω) по формуле

σ=a1ут-К)+а2ω+а3зд-К),

где a1, a2, а3 - коэффициенты усиления по соответствующим сигналам.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае визуально не наблюдаемой условной точки в заданном направлении значение пеленга с судна на условную точку рассчитывают по формуле:

Пут=arctg {[(λут-λ)cosϕ]/(ϕут-ϕ)},

где λут, λ - долгота условной точки и долгота места положения судна соответственно;

ϕут, ϕ - широта условной точки и широта места положения судна соответственно.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве условной точки используют буй, швартовную бочку или погрузочное устройство.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судовождения. .

Изобретение относится к системам ручного управления движением судов с несколькими рулями по курсу, например к системам ручного управления судами на подводных крыльях или судами с каверной.

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного управления судами. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения.

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных крыльев и крыльевых рулей. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к средствам автоматического управления движением судов. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к приводным системам гребных винтов и способу обеспечения движения судна и управления им по курсу. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания систем управления судном с диагностикой, имеющим оборудование для сбрасывания изделий. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движущимся объектом, например судном, при исследовании по заданной плоскости траектории в случае автоматического управления рулем с использованием поперечных смещений двух точек судна.

Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением кораблей и морских судов

Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением кораблей и морских судов

Изобретение относится к области управления движением судна, в частности специальным судном, которое оборудовано сбрасываемыми объектами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам, используемым для управления движением судна

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой

Изобретение относится к области судовождения, в частности к автоматическому управлению движением судна при швартовке

Изобретение относится к способу и устройству для управления судном, которое приводится в движение и/или управляется с помощью двух пропульсивных установок

Изобретение относится к области судовождения, в частности к технике автоматического управления движением судна при швартовке с прогнозом фазового состояния судна вблизи конечной точки швартовки

Изобретение относится к авиации и водному транспорту и касается управления воздушными, надводными и подводными судами посредством гидродинамического эффекта для создания потенциала по поверхности судов
Наверх