Способ обработки вкладышей подшипников скольжения

Изобретение относится к области электрофизической и электрохимической обработки, в частности к электроэрозионному легированию, и может применяться для обработки поверхностей вкладышей подшипников. На рабочую поверхность вкладышей методом электроэрозионного легирования с помощью электродов-инструментов наносят слои из серебра, меди и оловянного баббита. Электроэрозионное покрытие из серебра и меди наносят при энергиях импульсов 0,01-0,05 Дж, а из оловянного баббита - 0,01-0,06 Дж. Слои покрытия наносят в различных направлениях - поперек, вдоль и под углом к поверхности, по меньшей мере, одной колодки вкладыша, формируя микрорельеф на поверхности вкладышей. Вкладыши, на рабочих поверхностях которых сформирован микрорельеф, имеют повышенную несущую способность, что, в свою очередь, повышает надежность их работы. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области электрофизической и электрохимической обработки, в частности к электроэрозионному легированию, и может использоваться для обработки поверхностей вкладышей подшипников.

Известен способ электроэрозионного легирования поверхности, то есть процесс перенесения материала на обрабатываемую поверхность искровым электрическим разрядом [Лазаренко Н.И. Электроискровое легирование металлических поверхностей. - М.: Машиностроение, 1976].

Способ имеет следующие специфические особенности:

- материал анода (легирующий материал) может образовывать на поверхности катода (легируемой поверхности) слой покрытия, чрезмерно крепко сцепленный с поверхностью; в этом случае не только отсутствует граница раздела между нанесенным материалом и металлом основы, но происходит даже диффузия элементов анода в катод;

- легирование можно осуществлять лишь в указанных местах, не защищая при этом остальную поверхность детали.

Известен способ заливки в кокиль на вкладыши, подогретые до 250°С, под давлением и при температуре 450-480°С подшипниковых материалов из мягких металлов Sn, Pb, Cd, Sb, Zn, характеризующихся наличием твердых структурных составляющих в пластической матрице и называемых баббитом [Гаркунов Д.Н. Триботехника. - М.: Машиностроение, 1989, - с.120-122, 132-133].

Существенным недостатком баббитов является их малое сопротивление усталости, особенно при температуре более 100°С. С уменьшением толщины заливки подшипника сопротивление усталости увеличивается, при этом минимальная толщина заливки баббита допускается 0,25-0,4 мм.

Известен способ обработки вкладышей подшипников скольжения, заключающийся в лужении вкладышей и заливке в кокиль на подогретые до 250°С вкладыши под давлением и при температуре 450-480°С антифрикционного сплава из мягких металлов. Перед заливкой антифрикционного сплава на поверхности, подлежащие заливке, методом электроэрозионного легирования наносят промежуточный слой с помощью электрода-инструмента из меди или оловянной бронзы при энергиях импульса 0,01-0,5 Дж с последующим образованием крепкого диффузионного слоя из меди или оловянной бронзы, при этом при лужении медь образует с оловом твердый раствор замещения, обеспечивая гарантированную металлическую связь [патент Украины №64613 А, В23Н 1/00, 3/00, 5/00, 2003].

Вкладыши подшипников скольжения, обработанные указанным способом, имеют недостаточную надежность и долгосрочность при их работе вследствие того, что при разрушении баббита происходит отказ подшипника. Все методы контроля заливки баббита не могут дать полной гарантии качества заливки. Баббит имеет недостаточную несущую способность: предельная нагрузка составляет 50-70 МПа, а затем происходит их разрушение.

Наиболее близким к изобретению является способ обработки вкладышей подшипников скольжения, включающий последовательное нанесение на рабочие поверхности вкладышей с помощью электрода-инструмента электроэрозионного покрытия из серебра при энергиях импульса 0,01-0,05 Дж, из меди при энергиях импульса 0,01-0,5 Дж и из оловянного баббита при энергиях импульса 0,01-0,06 Дж с получением комбинированного электроэрозионного покрытия [заявка Украины на изобретение №200510071 от 25.10.2005, В23Н 1/00, 3/00, 5/00].

Указанный способ устраняет недостатки предыдущего способа. Электроэрозионное покрытие имеет более высокую несущую способность, чем баббитовое: предельная нагрузка баббитового покрытия составляет 50-70 МПа, а электроэрозионного - 170-210 МПа. Однако из-за недостаточной несущей способности комбинированного электроэрозионного покрытия рабочей поверхности вкладышей их работа недостаточно надежна.

В основу изобретения поставлена задача создания способа обработки вкладышей подшипников скольжения, который бы позволил повысить надежность работы полученных вкладышей за счет повышения несущей способности комбинированного электроэрозионного покрытия рабочей поверхности вкладышей.

Поставленную задачу решают тем, что в способе обработки вкладышей подшипников скольжения, включающем создание на поверхности вкладышей комбинированного электроэрозионного покрытия путем нанесения на рабочую поверхностью вкладышей методом электроэрозионного легирования с помощью электродов-инструментов слоев электроэрозионного покрытия из серебра, меди и оловянного баббита, причем электроэрозионное покрытие из серебра и меди наносят при энергиях импульсов 0,01-0,05 Дж, а из оловянного баббита - 0,01-0,06 Дж, согласно изобретению слои комбинированного электроэрозионного покрытия наносят в различных направлениях - поперек, вдоль и под углом к поверхности, по меньшей мере, одной колодки вкладыша, формируя микрорельеф на поверхности вкладышей.

По боковым и выходному краям микрорельефа на поверхности вкладышей можно формировать полосы дополнительного микрорельефа.

Вкладыши, на рабочих поверхностях которых сформирован микрорельеф, имеют повышенную несущую способность за счет увеличения опоры течения масла в направлении выходной и боковых кромок колодок, что, в свою очередь, увеличивает давление масла между колодками и валом, тем самым повышая надежность их работы. Этому способствует также создание полосы дополнительного микрорельефа.

Изобретение поясняется чертежами.

На Фиг.1 изображен подшипник демпферный опорный, вид сверху;

на Фиг.2, Фиг.3 - колодки вкладышей подшипника с формируемым микрорельефом на их рабочих поверхностях;

на Фиг.4 - колодка вкладыша подшипника с формируемым микрорельефом на его рабочей поверхности и с дополнительными полосами микрорельефа по краям;

на Фиг.5 - эпюры давления в подшипнике.

Подшипник давления опорный (Фиг.1) содержит корпус 1, вкладыши 2, скребки 3. Вкладыши покрыты комбинированным электроэрозионным покрытиям с формированием микрорельефа 4 (Фиг.2 - Фиг.4). На Фиг.5 на вкладыше изображены полосы дополнительного 5 микрорельефа.

Способ обработки вкладышей подшипников скольжения осуществляют следующим образом.

На рабочие поверхности вкладышей подшипников методом электроэрозионного легирования с помощью электродов-инструментов наносят последовательно три слоя электроэрозионного покрытия из серебра, меди и оловянного баббита. Электроэрозионное покрытие из серебра и меди наносят при энергиях импульсов 0,01-0,05 Дж, а из оловянного баббита - 0,01-0,06 Дж.

Слои комбинированного электроэрозионного покрытия наносят в различных направлениях - поперек, вдоль и под углом к поверхности, по меньшей мере, одной колодки вкладыша, формируя микрорельеф 4 на поверхности вкладышей. Для повышения несущей способности формируют полосы дополнительного 5 микрорельефа по боковым 6 краям и выходному 7 краю микрорельефа 4 (Фиг.4).

Повышение несущей способности объясняется эпюрами давления в подшипнике (Фиг.5), где линия а - это давление в колодке подшипника с гладкой поверхностью до нанесения на нее комбинированного электроэрозионного покрытия, линия b - это давление в колодке с комбинированным электроэрозионным покрытием и с формированием микрорельефа; линия с - это давление в колодке с комбинированным электроэрозионным покрытием с формированием микрорельефа и с дополнительными полосами микрорельефа по сторонам. Как видим, в последнем варианте выполнения вкладыша давление наибольшее, что способствует повышению несущей способности.

1. Способ обработки вкладышей подшипников скольжения, включающий создание на поверхности вкладышей комбинированного электроэрозионного покрытия путем последовательного нанесения на рабочую поверхность вкладышей методом электроэрозионного легирования с помощью электродов-инструментов слоев электроэрозионного покрытия из серебра, меди и оловянного баббита, причем электроэрозионное покрытие из серебра и меди наносят при энергиях импульсов 0,01-0,05 Дж, а из оловянного баббита - 0,01-0,06 Дж, отличающийся тем, что слои комбинированного электроэрозионного покрытия наносят в различных направлениях - поперек, вдоль и под углом к поверхности, по меньшей мере, одной колодки вкладыша, формируя микрорельеф на поверхности вкладышей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что по боковым и выходному краям микрорельефа на поверхности вкладышей формируют полосы дополнительного микрорельефа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу упрочнения инструмента, и может быть применено для повышения рабочего ресурса металлообрабатывающих инструментов, например пуансонов для холодной объемной штамповки.

Изобретение относится к изделиям, на которые нанесено многослойное декоративно-защитное покрытие, имеющее внешний вид или цвет нержавеющей стали. .
Изобретение относится к области получения защитных покрытий на металлических поверхностях деталей от воздействия агрессивных и высокотемпературных сред, в частности антиадгезионных покрытий, и может быть использовано в химическом, пищевом машиностроении.

Изобретение относится к электрохимическим производствам, в частности к технологии изготовления электродов, применяемых при электролизе, в электромембранных процессах, а также в электрофорезе и электросинтезе.

Изобретение относится к материалам для пар трения скольжения и может быть использовано в машиностроительной и других областях промышленности. .

Изобретение относится к способу армирования цапф лап буровых шарошечных долот и может найти применение в машиностроении при изготовлении буровой техники для строительства скважин в глубоком и сверхглубоком бурении, а также для бурения взрывных скважин с продувкой забоя воздухом.

Изобретение относится к изготовлению изделий, содержащих защитное покрытие, образующее тепловой барьер, и которое может быть использовано для изготовления деталей газовых турбин, таких как турбинные лопатки турбореактивных двигателей.

Изобретение относится к металлургии, а именно к конструктивному выполнению многослойного покрытия, и может быть использовано при сварке, пайке, удержании расплавленного металла при плавлении и литье.
Изобретение относится к области электрохимического получения слоев благородных металлов и может быть использовано для катализа в химической промышленности, для создания электролитических конденсаторов в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.
Изобретение относится к области гальванопластики и применяется при изготовлении художественных изделий. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в обработке как находящихся в эксплуатации, так и новых двигателей внутреннего сгорания с целью продления их ресурса, повышения экономичности и снижения эксплуатационных расходов.

Изобретение относится к области ядерной энергетики, а именно противокоррозионной обработке труб технологических каналов, оболочек тепловыделяющих элементов и дистанцирующих решеток.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способу нанесения покрытий из пластичных металлов на поверхность детали типа вал, и может быть использовано для повышения ресурса и надежности работы узлов и агрегатов транспортной техники.
Изобретение относится к литейному производству, в частности к покрытиям, защищающим металлические формы от разрушения. .

Изобретение относится к материалам для пар трения скольжения и может быть использовано в машиностроительной и других областях промышленности. .
Изобретение относится к области получения сверхпроводников и может быть использовано в электротехнической, радиотехнической и других отраслях промышленности при получении сверхпроводящего интерметаллического соединения внутри пленочного несверхпроводящего покрытия.

Изобретение относится к способам и оборудованию для нанесения антифрикционных покрытий на внутренние цилиндрические поверхности деталей из алюминиевых сплавов с оксидными покрытиями, сформированными анодно-катодным микродуговым оксидированием (МДО).
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других областях, в которых необходимо создать защитные покрытия, например в двигателях внутреннего сгорания.
Изобретение относится к технологии создания газосепарирующих мембран, функционирующих за счет селективной диффузии тех или иных газов сквозь тонкую металлическую пленку.
Изобретение относится к области конструирования и производства штучного огнестрельного оружия и может быть использовано для маркировки патронника стрелкового оружия, выпускаемого малыми партиями.
Наверх