Веломобиль

Изобретение относится к веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами. Веломобиль содержит раму (1), переднее приводное (2) и заднее поворотное (3) колеса, руль (4), сиденье (5) и спинку (6). На вилке (7) переднего колеса имеется крыло (8), на котором с возможностью перестановки по дуге окружности установлена каретка (9) с приводной звездочкой и педалями. Колесо (3) установлено на раме (1) с помощью вилки (13) и вертикального шарнира (14), втулка которого жестко закреплена на раме, а вал - в вершине вилки. Руль (4) связан с колесом (3) с помощью поворотного механизма, имеющего тягу (15) и шарнирно связанные с нею переднюю рулевую сошку (16) и заднюю сошку. Руль связан с вертикальной частью рулевой сошки (16), а второй конец задней сошки жестко связан с нижним концом вала шарнира (14). Вертикальная часть сошки (16) установлена на раме с помощью жестко закрепленной рулевой колонки (втулки) (18). Руль может наклоняться вперед с помощью фрикционного механизма (19), посредством которого он связан с вертикальной частью рулевой сошки. Для изменения высоты руля сверху имеется выдвижная стойка (20). Для изменения эргономических параметров сиденье и спинка закреплены на раме с помощью регулирующего устройства (25), снабженного установочными отверстиями для разъемного крепления нижних концов подседельной балки (21) и стойки (24) спинки. Конец задней части балки (21) шарнирно связан со средней частью стойки (24), которая имеет возможность наклона вперед при складывании. Корытообразная балка регулирующего устройства (25) закреплена на раме сзади с помощью горизонтального шарнира (26), а спереди с помощью пружины (27). Сиденье закреплено на подседельной балке с помощью полозьев (29) с продольными горизонтальными прорезями (для дополнительной перестановки сиденья вдоль оси веломобиля), а полозья закреплены спереди шарнирно, а сзади с помощью пружин. По бокам переднего колеса имеются поддерживающие колеса (30), установленные с зазором относительно поверхности качения. Веломобиль снабжен складным багажником (35), подголовником (37), поворотным для складывания буфером (38) с обтекателем (40) и складываемым в сумку плащ-тентом (42). Техническое решение направлено на повышение комфортности в эксплуатации. 13 з.п.ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной энергией водителя, в частности к складным веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами.

Известен веломобиль, содержащий раму и закрепленные на ней переднее и задние колеса, приводной механизм с педалями, руль, рулевую колонку, сиденье, спинку и кузов (см., например, авторское свидетельство СССР №1079531, кл. В62К 15/00, В62К 17/00, 1982 г.).

Недостатком этого веломобиля является невозможность переналадки его на другой рост водителя из-за отсутствия регулировки положения приводного механизма с педалями, сиденья, спинки, а также невозможность изменения длины руля и высоты кузова.

Процесс складывания веломобиля для хранения или транспортировки в сложенном состоянии трудоемок и не удобен, т.к. требует частичной разборки веломобиля с применением инструментов (снятия передней вилки с колесом, руля, двух задних колес) и укладки снятых частей в специальную сумку с образованием отдельного места.

Известен также взятый за прототип веломобиль, содержащий раму в виде продольной балки и закрепленные на ней переднее и заднее колеса, одно из которых является приводным, а другое - поворотным, вилку заднего колеса, привод в виде приводной звездочки с педалями и цепью, руль, связанный с поворотным колесом с помощью лежащего в горизонтальной плоскости поворотного механизма, имеющего тягу и шарнирно соединенные с нею сошки, одна из которых связана с концом тяги, а другая, являющаяся рулевой, связана нижней горизонтальной частью с тягой, а вертикальной частью, установленной на раме с помощью рулевой колонки, с рулем, который имеет возможность наклона вперед, для чего связан с вертикальной частью рулевой сошки шарнирно с помощью фрикционного механизма, а также сиденье, закрепленное на раме с помощью снабженной нижним концом подседельной балки, и спинку, закрепленную на раме с помощью вертикальной стойки (см., например, авторское свидетельство СССР №1382733, кл. В62К 15/00, 1986 г.).

Недостатком этого веломобиля является неудобство в эксплуатации, связанное, во-первых, с большой трудоемкостью переналадки машины на другой рост водителя, т.к. перестановку приводной звездочки с педалями вдоль оси веломобиля необходимо производить вместе с изменением длины приводной цепи (для чего нужно снять или добавить определенное количество звеньев), а также с большой трудоемкостью складывания веломобиля, т.к. для этого необходимо производить перестановку передних колес на заднюю вилку, во-вторых, с отсутствием возможности более полной подгонки основных эргономических параметров веломобиля по росту водителя, в том числе с учетом индивидуальных особенностей его телосложения, состояния здоровья (в частности, наличия заболеваний опорно-двигательного аппарата), т.к. сиденье и спинка закреплены на раме неподвижно, что не позволяет производить их перестановку вдоль рамы (в т.ч. менять расстояние между спинкой и сиденьем), изменять угол наклона спинки и ее высоту.

Отсутствие возможности индивидуального крепления спинки и сиденья к раме не позволяет достигать оптимального распределения нагрузки на колеса при переналадке веломобиля на другой рост водителя, что вместе с использованием в конструкции веломобиля трехколейной схемы установки колес (которая увеличивает сопротивление движению), выполнением передних колес рулевыми (что требует для сохранения прямолинейного движения веломобиля постоянного удерживания их рулем) и наличием длинной приводной цепи приводит к дополнительному расходу мускульной энергии водителя, а значит, и к дискомфорту при езде.

Снижает комфортность в эксплуатации отсутствие амортизации в узлах крепления сиденья и спинки, отсутствие подголовника, багажника (который невозможно закрепить сзади на стойке спинки без увеличения габарита веломобиля в рабочем и сложенном состоянии) и защиты от атмосферных осадков.

Изобретение решает задачу повышения удобства и комфортности в эксплуатации, а также расширения технических возможностей веломобиля.

Для решения этой задачи в известном веломобиле, содержащем раму в виде продольной балки и закрепленные на ней переднее и заднее колеса, одно из которых является приводным, а другое - поворотным, вилку заднего колеса, привод в виде приводной звездочки с педалями и цепью, руль, связанный с поворотным колесом с помощью лежащего в горизонтальной плоскости поворотного механизма, имеющего тягу и шарнирно соединенные с нею сошки, одна из которых связана с концом тяги, а другая, являющаяся рулевой, связана нижней горизонтальной частью с тягой, а вертикальной частью, установленной на раме с помощью рулевой колонки, с рулем, который имеет возможность наклона вперед, для чего связан с вертикальной частью рулевой сошки шарнирно с помощью фрикционного механизма, а также сиденье, закрепленное на раме с помощью снабженной нижним концом подседельной балки, и спинку, закрепленную на раме с помощью вертикальной стойки, приводным выполнено переднее колесо, для чего на раме спереди неподвижно закреплена вилка с установочными прорезями для колеса и расположенным сверху дугообразным, с центром на оси колеса, крылом, на котором с помощью каретки, имеющей возможность перестановки по дуге крыла и закрепленной на нем посредством разъемного крепежного соединения, установлена приводная звездочка с педалями, поворотным выполнено заднее колесо, для чего поворотный механизм расположен вдоль оси веломобиля, горизонтальная часть рулевой сошки связана с передним концом тяги, горизонтальная часть рулевой сошки, тяга и задняя сошка имеют длину и расположены относительно друг друга таким образом, что передаточное отношение механизма равно единице, вилка заднего колеса установлена на раме с помощью вертикального шарнира, втулка которого жестко закреплена на раме, а вал, жестко связанный нижним концом со вторым концом задней сошки, - в вершине вилки, руль выполнен с возможностью изменения высоты, для чего сверху имеет выдвижную стойку, телескопически связанную с ним и закрепленную с помощью крепежного узла, сиденье и спинка закреплены с возможностью перестановки вдоль оси веломобиля, для чего он снабжен регулирующим устройством, имеющим ряд расположенных вдоль рамы установочных отверстий, подседельная балка снабжена задней частью, конец которой шарнирно прикреплен к средней части стойки спинки, при этом нижние концы стойки спинки и подседельной балки с помощью крепежных деталей установлены в упомянутых отверстиях регулирующего устройства.

Дугообразное крыло выполнено сдвоенным с зазором между дугами, а каретка в виде расположенной на дугах втулки с боковыми лапками, имеющими отверстия, которые совпадают с зазором между дугами.

Регулирующее устройство выполнено в виде корытообразной балки, параллельно расположенной под рамой и закрепленной на ней сзади с помощью горизонтального поперечного шарнира, а спереди с помощью вертикальной пружины, при этом упомянутые установочные отверстия соосно расположены на вертикальных полках балки.

Оси вертикального шарнира вилки заднего колеса и рулевой колонки наклонены вперед в продольной вертикальной плоскости веломобиля.

Сиденье имеет возможность дополнительной перестановки вдоль оси веломобиля, для чего закреплено болтами на подседельной балке с помощью полозьев с продольными прорезями на их горизонтальных поверхностях, совпадающих с имеющимися в днище сиденья резьбовыми бонками.

Полозья сиденья закреплены на подседельной балке спереди шарнирно, а сзади с помощью вертикальных пружин.

Спинка закреплена на вертикальной стойке с возможностью перестановки по высоте с помощью прижимных и крепежных деталей.

По бокам переднего колеса имеются поддерживающие колеса, установленные своими полуосями на П-образном рычаге в жестко закрепленных на его концах стаканах с зажимными хомутами для фиксации размера колеи, который боковыми своими частями шарнирно закреплен на передней вилке рамы, а передней частью посредством вертикальной пружины - к передней части крыла рамы таким образом, что передняя часть рычага опирается на ограничители на торце вилки рамы, при этом боковые колеса имеют возможность их перемещения с рычагом вверх по дуге для обеспечения фиксированного зазора с поверхностью дороги при прямолинейном движении веломобиля.

Веломобиль снабжен багажником, установленным сзади на стойке спинки с возможностью складывания в продольной горизонтальной плоскости и сохранения горизонтального положения при изменении наклона стойки, для чего выполнен из соединенных шарнирно двух торцевых стенок, поддона, двух верхних боковых распорок и боковых сеток, вместе образующих складной параллелепипед, который передней своей стенкой жестко закреплен на стойке спинки, а поддоном через телескопически раздвигаемый раскос, прикрепленный верхним своим концом шарнирно к днищу в средней его части, а нижним концом, оборудованным соответствующим фиксатором, к нижней части стойки спинки.

Стойка спинки сверху снабжена подголовником, установленным с возможностью перестановки по высоте и изменения угла наклона в продольной вертикальной плоскости и закрепленным с помощью зажимного хомута и крепежных деталей.

Веломобиль снабжен защитным буфером, выполненным в виде П-образной трубы с упругим защитным покрытием и с зажимными хомутами на торцах, с двумя рычагами в средней своей части, закрепленными находящимися в верхних их концах зажимными хомутами, а на нижних концах с отверстиями для крепления на вилку рамы.

Веломобиль снабжен установленным на буфере съемным обтекателем, выполненным в виде лобовой стенки, закрепленной на П-образной поперечной рамке с отогнутыми назад нижними концами, которые вставлены в торцевые части буфера и закреплены в них его зажимными хомутами с возможностью перестановки на требуемую высоту.

Веломобиль снабжен складываемым плащ-тентом, для чего лобовая стенка обтекателя оборудована в верхней своей части сумкой для размещения сложенного плащ-тента, который прикреплен к верхней части поперечной рамки обтекателя, в центре снабжен продольной прорезью и капюшоном для головы водителя, а по бокам - шлицами для его рук, и имеет возможность образования кузова за счет крепления с помощью застежек основания капюшона к подголовнику, а задней и боковых частей к соответствующим их расположению неподвижным частям веломобиля.

Рама спереди снабжена поперечными установочными кронштейнами для крепления сбоку дополнительного колесного оборудования и специальных приспособлений для водителей с ограниченными возможностями.

Техническим преимуществом веломобиля, повышающим удобство, комфортность в эксплуатации, является возможность индивидуальной подгонки основных эргономических параметров по росту водителя (с разницей в росте до 50 см) и осуществление этих операций с минимальной трудоемкостью (в том числе операций складывания веломобиля, которые в основном заключаются лишь в наклоне руля, стойки спинки с багажником и буфера с обтекателем), благодаря выполнению переднего колеса приводным, что позволило установить звездочку с педалями с возможностью перестановки (с помощью каретки) по дуге окружности крыла, закрепленного на вилке этого колеса (устранив тем самым операцию изменения длины цепи), а также благодаря креплению сиденья и спинки с возможностью перестановки вдоль рамы с помощью регулирующего устройства (наличию для этого шарнирной связи между нижними концами стойки спинки и подседельной балки и регулирующим устройством и заднего конца подседельной балки со средней частью стойки спинки) и выполнению руля с возможностью изменения высоты.

Перечисленные выше конструктивные особенности, позволяющие достигать оптимального распределения нагрузки на колеса после каждой переналадки веломобиля на другой рост водителя, а также использование одноколейной схемы установки колес, выполнение рулевым заднего колеса, наличие обтекателя и короткой приводной цепи снижают сопротивление движению, а значит, и расход мускульной энергии водителя, тем самым повышая комфортность при езде.

Снабжение веломобиля амортизацией в узлах крепления сиденья и спинки, возможность дополнительной регулировки при переналадке положения сиденья и спинки, наличие съемных поддерживающих колес (с амортизирующей опорой при прохождении поворотов и при потере водителем равновесия), подголовника, складного багажника, буфера, складываемого плащ-тента существенно повышают комфортность и безопасность, а наличие на раме дополнительных установочных кронштейнов позволяют присоединить сбоку одноколесный прицеп или другой однотипный веломобиль, а также специальные приспособления для водителей с ограниченными возможностями, что расширяет возможности использования веломобиля.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид веломобиля (тонкими линиями - плащ-тент), на фиг.2 - вид А на веломобиль снизу (на вилки и поворотный механизм; переднее колесо и др. съемное оборудование не показаны), на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1 (вид на регулирующее устройство), на фиг.4 - узел I фиг.1 (вид на каретку; звездочка и педали сняты), на фиг.5 - вид спереди (с частично снятой лобовой стенкой), на фиг.6 - вид веломобиля в сложенном для хранения или ручной транспортировки состоянии.

Веломобиль содержит (фиг.1) раму 1 в виде продольной балки, а также закрепленные на ней переднее приводное колесо 2, заднее поворотное колесо 3, руль 4, сиденье 5 и спинку 6.

Колесо 2 установлено на раме с помощью жестко закрепленной на ней вилки 7, имеющей для этого в средней своей части соответствующие прорези. Сверху вилка 7 снабжена вертикальным сдвоенным дугообразным крылом 8 (с центром дуги на оси колеса и зазором между дугами), на котором с помощью каретки 9 установлена приводная звездочка с педалями.

Каретка 9 состоит из (фиг.4) втулки 10 с двумя жестко закрепленными боковыми лапками 11, опирающимися на крыло 8, и закрепленными на нем болтами и упорными гайками 12 (с жестко закрепленной шайбой), установленными в зазоре между дугами и опирающимися на их нижнюю поверхность. Каретка может переставляться по дуге крыла при переналадке веломобиля на другой рост водителя без изменения длины приводной цепи.

Для увеличения передаточного числа привода веломобиля на дуги крыла 8 может устанавливаться дополнительная каретка, на концах вала которой жестко закреплены звездочки (разного диаметра), соединенные (парами с разным числом зубьев) каждая своими цепными приводами соответственно со звездочкой на основной каретке и звездочкой приводного переднего колеса 2.

Заднее поворотное колесо 3 установлено на раме 1 с помощью вилки 13 (фиг.1, 2), в соответствующих прорезях на ее концах, и вертикального шарнира 14, состоящего из подвижно соединенных втулки, жестко закрепленной на раме 1, и вала, жестко закрепленного в вершине вилки 13.

Руль 4 (см. там же) связан с задним колесом 3 с помощью расположенного вдоль оси веломобиля поворотного механизма, выполненного в виде (фиг.2) горизонтальной тяги 15, передней рулевой сошки 16, имеющей горизонтальную и вертикальную части, и задней горизонтальной сошки 17. При этом руль связан с вертикальной частью рулевой сошки 16, тяга 15 шарнирно связана с одной стороны с горизонтальной частью сошки 16, а с другой - с сошкой 17, второй конец которой жестко связан (фиг.1) с нижним концом вала шарнира 14. Вертикальная часть сошки 16 установлена на раме 1 с помощью рулевой колонки 18 (в подшипниках, расположенных в торцах колонки - втулки, жестко закрепленной на переднем торце рамы 1), ось которой параллельна оси шарнира 14. При этом оси колонки 18 и шарнира 14 могут быть наклонены вперед в продольной вертикальной плоскости веломобиля, что обеспечивает (при поворотах после прекращения воздействия на руль водителем) самопроизвольный возврат колеса 3 в устойчивое продольное положение, т.е. повышается безопасность и комфортность управления.

Длина и взаимное расположение тяги 15, горизонтальной части сошки 16 и сошки 17 обеспечивают передаточное отношение поворотного механизма, равное единице.

Для удобства при посадке водителя и складывания веломобиля (подготовки к хранению или к ручной транспортировке в сложенном состоянии) руль может наклоняться вперед с помощью фрикционного механизма 19 (фиг.6 и 1), посредством которого он связан с рулевой сошкой 16 и который выполнен в виде поперечного шарнира и продольных поверхностей трения, которыми снабжены руль и сошка в месте шарнирного крепления.

Высота руля может меняться (при переналадке) с помощью расположенной сверху выдвижной стойки 20. Стойка связана с рулем телескопически и закреплена на нем неподвижно с помощью зажимного хомута.

Сверху руль снабжен закрепленной на стойке 20 (также с помощью зажимного хомута) поперечиной с рукоятками на концах, имеющей возможность разворота относительно своей продольной оси в положение, удобное для водителя.

Сиденье 5 закреплено на раме 1 (фиг.1) с помощью подседельной балки 21, состоящей из двух параллельных щек, с нижними концами 22 и кронштейнами 23.

Спинка 6 установлена на раме с помощью (сдвоенной) вертикальной стойки 24, со средней частью которой шарнирно связан задний конец подседельной балки 21.

Сиденье и спинка могут переставляться вдоль оси веломобиля при переналадке. Для этого они закреплены на раме 1 с помощью регулирующего устройства 25, представляющего собой, в частности, расположенную под рамой корытообразную балку (фиг.4), вертикальные полки которой снабжены расположенными вдоль рамы соосными установочными отверстиями и которая для повышения комфорта закреплена на раме 1 сзади с помощью горизонтального шарнира 26 (фиг.1), а спереди с помощью вертикальной пружины 27 (жесткость которой регулируется затяжкой крепежных деталей).

Нижние концы 22 подседельной балки 21 и стойки 24 спинки закреплены в соответствующих для выбранного роста водителя установочных отверстиях неподвижно с помощью разъемных крепежных узлов 28 (направляющих втулок, выдвижных штырей).

Установочные отверстия регулирующего устройства могут быть размещены непосредственно на раме 1.

Для повышения комфорта сиденье 5 размещается на подседельной балке 21 на двух продольных угловых полозьях 29, закрепленных на подседельной балке своими передними концами шарнирно, а задними концами через вертикальные пружины на ее кронштейнах 23, и фиксируется болтами через соответствующие продольные прорези в горизонтальных полках полозьев 29 (для обеспечения дополнительного продольного перемещения сидения по росту водителя) в резьбовых бонках, жестко закрепленных в днище сиденья.

Спинка 6 закреплена на стойке 24 с возможностью перестановки по высоте с помощью типового прижимного устройства.

Стойка 24 спинки после разъединения с регулировочным устройством 25 имеет возможность наклона вперед (поворота вокруг шарнира крепления с задним концом подседельной балки 21) и вокруг штырей крепежного узла 28 на нижних концах подседельной балки 21 при складывании веломобиля (фиг.6) в положение транспортировочное или для хранения.

Для обеспечения устойчивости к опрокидыванию особенно при прохождении поворотов, а также повышения комфортности и возможности пользования водителями с ограниченными возможностями на веломобиле предусмотрены два боковых поддерживающих колеса 30 (облегченных и меньшего диаметра), которые установлены своими полуосями по бокам переднего колеса 2 на П-образном рычаге 31 в жестко закрепленных на его нижних концах стаканах 32, оси которых параллельны оси колеса 2 и лежат в одной с ним вертикальной плоскости, при этом на концах стаканов 32 имеются типовые зажимные хомуты, обеспечивающие установку и жесткое крепление колес на нужном расстоянии друг от друга.

Рычаг 31 средней своей частью шарнирно прикреплен к передней части вилки 8 рамы 1, а верхней своей частью через вертикальную пружину 33 (закрепленную нижним своим концом на вершине рычага) посредством крепежных деталей - к передней части крыла 8, обеспечивая при этом прижим передней части рычага к ограничителям 34 на передней части вилки 8 и, соответственно, фиксацию бокового расположения колес с заданным зазором от поверхности дороги (что обеспечивает экономичный одноколейный режим качения при прямолинейном движении и их безопасную амортизирующую опору при боковых наклонах веломобиля).

Веломобиль снабжен закрепленным на стойке 24 спинки сзади багажником 35 (фиг.1, 5, 6), который может складываться в продольном направлении и сохранять горизонтальное положение при изменении угла наклона стойки 24 при переналадке. Багажник выполнен в виде шарнирного параллелепипеда с поддоном, передней и задней торцевыми прямоугольными решетчатыми стенками и сеткой по бокам (при этом шарнирно связаны нижняя кромка передней стенки с передней кромкой поддона, задняя кромка поддона с нижней кромкой задней стенки и верхние кромки обеих стенок боковыми распорками). Передней торцевой стенкой багажник жестко закреплен на верхней части стойки 24. Снизу для исключения складывания и фиксации багажника в горизонтальном положении имеется телескопически раздвигаемый раскос 36, который верхним своим выдвижным концом шарнирно прикреплен к середине поддона, а нижним концом с фиксирующей защелкой закреплен на оси, установленной в средней части стойки 24. Возможно противоположное крепление концов раскоса 36.

Стойка 24 спинки сверху снабжена подголовником 37 (фиг.1), высота которого и угол наклона в продольной плоскости может меняться, для чего имеется соответствующий зажимной хомут.

Спереди веломобиль снабжен защитным буфером 38 (фиг.1, 5), состоящим из П-образной трубы с защитным упругим покрытием, с зажимными хомутами на ее концах и двумя установочными рычагами 39, верхние концы которых выполнены в виде зажимных хомутов (в которых фиксируется в нужном положении средняя часть трубы буфера), а нижние имеют отверстия для крепления к передней части вилки 7 рамы. Буфер может поворачиваться вверх при складывании веломобиля (фиг.6), для чего крепление его к вилке выполнено с помощью типового резьбового крепежного узла, который, кроме того, обеспечивает при аварийных столкновениях фрикционное складывание буфера с частичным поглощением энергии удара (что повышает защиту как водителя, так и пешеходов), а также устанавливаться своими боковыми концами (фиг.2) назад, тем самым повышая его защитные свойства.

Веломобиль спереди имеет также съемный обтекатель 40 (фиг.1, 5) в виде лобовой стенки, закрепленной на П-образной поперечной рамке 41 с отогнутыми назад нижними концами, которые вставлены в соответствующие торцевые части буфера 38 и закреплены в них его зажимными хомутами с возможностью перестановки по высоте в соответствии с ростом водителя.

Веломобиль может быть снабжен складываемым плащ-тентом 42, для чего лобовая стенка обтекателя оборудована в верхней своей части сумкой для размещения сложенного плащ-тента (который спереди неподвижно прикреплен к верхней части поперечной рамки обтекателя). В центре плащ-тент имеет продольную прорезь и капюшон для головы водителя. По бокам имеются шлицы (прорези) для рук. Плащ-тент снабжен застежками, с помощью которых основание капюшона крепится к подголовнику 37, а задняя и боковые полы - к расположенным рядом неподвижным частям веломобиля (багажника, буфера и др.), образуя при этом закрытый (кроме донной части) кузов.

На раме 1 у основания крепления вилки 7 имеются два кронштейна 43, с помощью которых к веломобилю может быть прикреплено дополнительное оборудование (боковая одноколесная детская коляска, боковой одноколесный грузовой прицеп или второй однотипный веломобиль с помощью съемной поперечной балки, а также специальные приспособления для водителей с ограниченными возможностями).

Веломобиль снабжен типовой тормозной системой, электрооборудованием, защитными щитками переднего и заднего колес и цепной передачи.

Заявляемый веломобиль работает следующим образом.

Для подготовки веломобиля на определенный рост водителя (или в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры) необходимо нижние концы 22 балки 21 и стойки 24 закрепить с помощью крепежных узлов 28 в соответствующих установочных отверстиях регулирующего устройства 25, при необходимости вернуть багажник 35 в горизонтальное положение путем соответствующего изменения длины раскоса 36.

Каретка 9 с приводной звездочкой и педалями также устанавливается в определенном месте на крыле 8 по росту водителя, для чего предварительно необходимо ослабить крепление каретки и после передвижки ее в нужное положение на крыле 8 вновь произвести затяжку крепежных деталей.

Высота руля регулируется перемещением стойки 20, а также при необходимости регулируется наклон рукояток руля.

При необходимости производится дополнительное регулирование положения сиденья перестановкой его на полозьях 29, а также регулировка положения спинки 6 и подголовника 37 на стойке 24.

Перед посадкой на веломобиль необходимо руль откинуть вперед до упора с крылом 8 и после посадки откинуть назад в вертикальное рабочее положение (выход в обратном порядке).

При движении веломобиля переключение скоростей и торможение заднего и переднего колес производится с помощью типовых велосипедных устройств.

Поворот веломобиля осуществляется путем поворота заднего колеса с помощью руля и поворотного механизма. При этом направление поворота руля и веломобиля аналогично велосипедному.

По желанию водителя и в зависимости от его физических возможностей веломобиль может использоваться с дополнительной кареткой (или без нее) как двухколесный высокоскоростной велосипед (со снятыми обтекателем и поддерживающими колесами).

Перевод веломобиля в нерабочее компактное состояние (для хранения или, в том числе, ручной транспортировки) производится путем его складывания. Для этого необходимо (фиг.6) опустить вниз подголовник 36, наклонить вперед стойку 24 спинки (предварительно ослабив затяжку хомута крепления подголовника и освободив нижний конец стойки 24 от крепления с регулирующим устройством 25) до соприкосновения спинки с сидением. Затем отсоединить раскос от стойки 24, при этом багажник под действием собственного веса сложится на нее. После этого необходимо руль откинуть вперед до упора, а буфер 38 (предварительно ослабив крепление рычагов 39) с обтекателем - назад до упора.

При необходимости для уменьшения занимаемой площади веломобиль можно установить вертикально с опорой на буфер 38 и ограничители 34 на вилке 7 рамы.

В сложенном виде веломобиль представляет собой тележку, которую можно катить, держась рукой, например, за стойку 24.

1. Веломобиль, содержащий раму в виде продольной балки и закрепленные на ней переднее и заднее колеса, одно из которых является приводным, а другое поворотным, вилку заднего колеса, привод в виде приводной звездочки с педалями и цепью, руль, связанный с поворотным колесом с помощью лежащего в горизонтальной плоскости поворотного механизма, имеющего тягу и шарнирно соединенные с нею сошки, одна из которых связана с концом тяги, а другая, являющаяся рулевой, связана нижней горизонтальной частью с тягой, а вертикальной частью, установленной на раме с помощью рулевой колонки, - с рулем, который имеет возможность наклона вперед, для чего связан с вертикальной частью рулевой сошки шарнирно с помощью фрикционного механизма, а также сиденье, закрепленное на раме с помощью снабженной нижним концом подседельной балки, спинку, закрепленную на раме с помощью вертикальной стойки, отличающийся тем, что приводным выполнено переднее колесо, для чего на раме спереди неподвижно закреплена вилка с установочными прорезями для колеса и расположенным сверху дугообразным, с центром на оси колеса, крылом, на котором с помощью каретки, имеющей возможность перестановки по дуге крыла и закрепленной на нем посредством разъемного крепежного соединения, установлена приводная звездочка с педалями, поворотным выполнено заднее колесо, для чего поворотный механизм расположен вдоль оси веломобиля, горизонтальная часть рулевой сошки связана с передним концом тяги, горизонтальная часть рулевой сошки, тяга и задняя сошка имеют длину и расположены друг относительно друга таким образом, что передаточное отношение механизма равно единице, вилка заднего колеса установлена на раме с помощью вертикального шарнира, втулка которого жестко закреплена на раме, а вал, жестко связанный нижним концом со вторым концом задней сошки, - в вершине вилки, руль выполнен с возможностью изменения высоты, для чего сверху имеет выдвижную стойку, телескопически связанную с ним и закрепленную с помощью крепежного узла, сиденье и спинка закреплены с возможностью перестановки вдоль оси веломобиля, для чего он снабжен регулирующим устройством, имеющим ряд расположенных вдоль рамы установочных отверстий, подседельная балка снабжена задней частью, конец которой шарнирно прикреплен к средней части стойки спинки, при этом стойка спинки и нижний конец подседельной балки с помощью крепежных деталей установлены в упомянутых отверстиях регулирующего устройства.

2. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что дугообразное крыло выполнено сдвоенным с зазором между дугами, а каретка - в виде расположенной над дугами втулки с боковыми лапками с отверстиями, совпадающими с зазором между дугами под крепежные детали.

3. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что регулирующее устройство выполнено в виде корытообразной балки, параллельно расположенной под рамой и закрепленной на ней сзади с помощью горизонтального поперечного шарнира, а спереди - с помощью пружины, при этом упомянутые установочные отверстия соосно расположены на вертикальных полках балки.

4. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что оси вертикального шарнира вилки заднего колеса и рулевой колонки наклонены вперед в продольной вертикальной плоскости веломобиля.

5. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что сиденье имеет возможность дополнительной перестановки вдоль оси веломобиля, для чего закреплено болтами на подседельной балке с помощью полозьев с продольными прорезями на их горизонтальных поверхностях, совпадающих с резьбовыми бонками, жестко закрепленными в днище сиденья.

6. Веломобиль по п.5, отличающийся тем, что полозья закреплены на подседельной балке спереди шарнирно, а сзади - с помощью вертикальных пружин.

7. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что спинка закреплена на вертикальной стойке с возможностью перестановки по высоте с помощью прижимных и крепежных деталей.

8. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что по бокам переднего колеса имеются поддерживающие колеса, установленные своими полуосями на П-образном рычаге в жестко закрепленных на его концах стаканах с зажимными хомутами для фиксации размера колеи, который боковыми своими частями шарнирно закреплен на передней вилке рамы, а передней частью посредством вертикальной пружины - к передней части крыла рамы таким образом, что передняя часть рычага опирается на ограничители на торце вилки рамы, при этом боковые колеса имеют возможность их перемещения с рычагом вверх по дуге для обеспечения фиксированного зазора с поверхностью дороги при прямолинейном движении веломобиля.

9. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что снабжен багажником, установленным сзади на стойке спинки с возможностью складывания в продольной горизонтальной плоскости и сохранения горизонтального положения при изменении наклона стойки, для чего выполнен из соединенных шарнирно двух торцевых стенок, поддона, двух верхних боковых распорок и боковых сеток, вместе образующих складной параллелепипед, который передней своей стенкой жестко закреплен на стойке спинки, а поддоном через телескопически раздвигаемый раскос, прикрепленный верхним своим концом шарнирно к днищу в средней его части, а нижним концом, оборудованным соответствующим фиксатором, к нижней части стойки спинки.

10. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что стойка спинки сверху снабжена подголовником, установленным с возможностью перестановки по высоте и изменения угла наклона в продольной плоскости и закрепленным с помощью хомута и крепежных деталей.

11. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что снабжен защитным буфером, выполненным в виде П-образной трубы с упругим защитным покрытием и с зажимными хомутами на торцах, с двумя рычагами в средней своей части, закрепленными находящимися в верхних их концах зажимными хомутами, а на нижних концах с отверстиями для крепления на вилку рамы.

12. Веломобиль по п.11, отличающийся тем, что снабжен установленным на буфере съемным обтекателем, выполненным в виде лобовой стенки, закрепленной на П-образной поперечной рамке с отогнутыми назад нижними концами, которые вставлены в торцевые части буфера и закреплены в них его хомутами с возможностью перестановки на требуемую высоту.

13. Веломобиль по п.10 или 12, отличающийся тем, что снабжен складываемым плащ-тентом, для чего лобовая стенка обтекателя оборудована в верхней своей части сумкой для размещения сложенного плащ-тента, который спереди прикреплен к верхней части поперечной рамки обтекателя, в центре снабжен поперечной прорезью и капюшоном для головы водителя, а по бокам - шлицами для его рук, и имеет возможность образования кузова за счет крепления с помощью застежек основания капюшона к подголовнику, а задней и боковых частей - к соответствующим их расположению неподвижным частям веломобиля.

14. Веломобиль по п.1, отличающийся тем, что рама спереди снабжена поперечными установочными кронштейнами для крепления сбоку дополнительного колесного оборудования и специальных приспособлений для водителей с ограниченными возможностями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к велосипедам с кривошипно-шатунной трансмиссией. .

Изобретение относится к двухколесным велосипедам для езды в положении полулежа и их рулевым устройствам. .

Изобретение относится к раме двухколесного тандема. .

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на подвижном составе, эксплуатирующемся на железнодорожных путях. .

Велосипед // 2098308
Использование: в велотранспорте. Сущность изобретения: улучшение функциональных возможностей велосипедов (преодоление препятствий, снижение удельной нагрузки на грунт, уменьшение радиуса разворота).

Изобретение относится к велостроению, преимущественно к конструкциям велосипедов со среднерасположенным приводом кругового вращения шатунов, а именно к велосипедам с регулировкой крутящего момента привода.

Изобретение относится к велосипедам, применяемым для гонок на время в горных условиях. .

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем. .

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем. .

Изобретение относится к ручному приводу велосипеда, совмещенному с рулем. .

Изобретение относится к рулям велосипедов в виде рычага. .

Изобретение относится к рулям велосипедов в виде рычага. .

Изобретение относится к приводу одновременно ручного и ножного действия, одновременно являющемуся рулевым устройством. .

Изобретение относится к складным велосипедам и их рулевым устройствам. .

Изобретение относится к раме двухколесного тандема. .

Изобретение относится к устройствам для управления передним колесом, скомбинированным с устройством для наклона кузова при движении на поворотах. .

Изобретение относится к области рулевых устройств мотоциклов, в частности к запирающим устройствам, воздействующим на вал вилки переднего колеса. .

Изобретение относится к велосипедам с кривошипно-шатунной трансмиссией. .

Изобретение относится к веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами

Наверх