Способ уменьшения трения в опорах

 

I (Зоеооюэие.хт нате нт но-техническая бибпиоте !а МЬА

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

238312

Согоа Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 18.11.1966 (№ 1056028/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 20.11.1969. Бюллетень № 9

Дата опубликования описания 9ЛгII.1969. Кл, 49а, 20

МПК В 23Ь

Номитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 62-752(088.8) Автор изобретения

А. А. Шабанов

Заявитель

СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕНИЯ В ОПОРАХ

Известны способы уменьшения трения,в опорах, выполненных на лсдшипниках качения или скольжения, .путем создания вибраций опор. Вибрации опор создают сравнительно низкой частоты,;порядка 25 — 500 ггг.

Отличительные особе!!ности описываемого способа заключаются в том, что вибрации производят с ультразвуковой частотой.

Это повьппает эффект уменьшения трения.

Кроме того, ультразвуковую частоту вибрации создают при помощи электрострикционного эффекта пьезокерамических шайб.

На фиг. 1 показана виброопора с подшипником качения; на фиг. 2 — то же, с подшипником скольжения.

В качестве,вибраторов используют электрострг!кционный эффект .пьезокерамических материалов.

Подшипники качения 1 или скольжения 2 установлены,в корпусе опор 8 ротора 4 прибо.ра. Для создания вибраций ультразвуковой частоты в направлении, перпендикулярном плоскости вращения цагпф ротора, в корпусе опоры установлены пьезокерамические шайбы 5, между которыми расположены медные шайбы б. К ним с помощью изолированного провода присосдиня!от ультразвуковой генератор (УЗГ). Буквой <о показано направление колебаний опоры.

Пьезокерамичсские шайбы сжимаются с не5 которым усил:!ем между торцами неподвижного Ko;IbLIB подшипника или Вкладыша подшипника скольжечия и корпусом опор или торцом гайки Т. При установке одной пьсзокерамичсской шайбы она может быть приклеена

<0 клеем БФ-4 к тсрцу неподвижного кольца подшипниl а ка:1 ения и. lи K торц вl, l33blIU2 подшипника скольжения.

Вибрации опоры создаются в рсзультате использования элсктрострикционного эффекта

15 пьезокерамических материалов.

Предмет изобретения

1. Способ уменьшения трения в опорах путем создания вибраций, от,гичающий ся тем, 20 гто, с целью повышения эффекта уменьшения

;Ilcíèÿ, вибрации производят с ультразвуковой частотой.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что ультразвуковую частоту вибраций создают по25 средс гвом электрострикционного эффекта пьезскерамических шайб.

238312

Ю Узел

Составитель А. Ерошкин

Текред А, А. Камышникова Корректор А. С. Колабин

Редактор А. Бер

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1441, 17 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Способ уменьшения трения в опорах Способ уменьшения трения в опорах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разгрузки подшипников консольного вала

Изобретение относится к машине с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла

Изобретение относится к улавливающему подшипнику для улавливания роторного вала машины. Улавливающий подшипник (2) имеет проходящие вокруг воображаемой геометрической средней оси (М) первое опорное тело (7) и роликовые тела (5). Роликовые тела (5) имеют, каждое, зону (19), которая расположена между средней осью (М) и первым опорным телом (7). Роликовые тела (5) соответственно соединены через ось (6) и расположенные на обоих концах оси (6) подшипники (11) качения с возможностью вращения с первым опорным телом (7). Подшипник (2) имеет расположенное вокруг первого опорного тела (7) второе опорное тело (10). Между опорным телом (7) и опорным телом (10) расположены упругие элементы (13). Каждый упругий элемент (13) имеет слой (17) из резины и два слоя (18) из металла. Слой (17) из резины расположен между обоими слоями (18) из металла. Технический результат - создание улавливающего подшипника, в котором предотвращена вероятность возникновения обратного вихря за счет минимизации поверхностей трения и который при этом пригоден для высоких скоростей вращения, а также для роторных валов большого веса и требует мало места. 2 н.п. и 23 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к двум подшипниковым устройствам из магнитного радиального и поддерживающего подшипников для бесконтактного опирания и поддержания вала ротора турбомашины мощностью 1000 кВт и более. Предложены подшипниковое устройство и подшипниковый кронштейн (1) из магнитного радиального подшипника (4) для бесконтактного опирания вала (7) ротора вращающейся машины (10) и поддерживающего подшипника (5) для поддержания вала (7) ротора. Причем оба подшипника (4, 5) размещены соосно и прочно соединены между собой в общем подшипниковом корпусе (2). Оба подшипника (4, 5) упруго подвешены по отношению к подшипниковому щиту (11), корпусу (12) или фундаменту (20) вращающейся машины (10), а подшипниковый корпус (2) упруго подвешен по отношению к подшипниковому щиту (11) или корпусу (12) машины. Технический результат: создание усовершенствованных подшипникового устройства и подшипникового кронштейна для вращающейся машины, способных эксплуатироваться в диапазоне высоких частот вращения и обеспечивающих уменьшение ударных нагрузок. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к производству всех изделий, в которых известны основные направления действия радиальных нагрузок на шарикоподшипники, определяющие ресурсы работы шарикоподшипников и изделий. Шарикоподшипник радиальный включает внутреннее кольцо (7), наружное неподвижное кольцо (6), шарики большего диаметра (1, 2, 3) и шарики меньшего диаметра (4, 5), которые соответственно поочередно расположены в кольцевых канавках. На торце неподвижного кольца (6) фиксировано направление радиальной нагрузки (P), действующей на шарикоподшипник, при котором жесткость неподвижного кольца (6) при контакте с шариком (1) в направлении действия радиальной нагрузки (P) уменьшена максимум в cosВ раз, где В - центральный угол между шариками большего диаметра (1, 2, 3), жесткость неподвижного кольца (6) уменьшена за счет выполнения занижения (8) на цилиндрической поверхности неподвижного кольца (6), тем самым перераспределив контактные давления в шариках, и при котором увеличена площадь пятна контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6) в направлении (P) за счет увеличения длины линии (Б) контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6). Технический результат: увеличение ресурса работы шарикоподшипника в изделии. 2 ил.
Наверх