Способ очистки ротора масляной центрифуги

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению. Способ заключается в том, что в корпус ротора устанавливают вдоль оси ротора элементы, выполненные в виде плоских пластин из материала с эффектом памяти формы, например из железомарганцевого или никелеалюминиевого сплава. При работе ДВС они прижаты к внутренней поверхности корпуса. Для удаления отложений корпус нагревают до температуры, превышающей температуру мартенситного превращения элементов с эффектом памяти формы. В материале плоских пластин происходит мартенситное превращение, вызывающее их деформацию. При этом боковые кромки пластин отгибаются от внутренней поверхности корпуса, обеспечивая качественную очистку корпуса ротора от отложений посредством их отслаивания и удаления. Предлагаемый способ очистки ротора масляной центрифуги позволяет повысить надежность системы смазки двигателя внутреннего сгорания путем улучшения качества удаления отложений с внутренней поверхности ротора масляной центрифуги. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестроению, и предназначено для повышения надежности системы смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ очистки ротора масляной центрифуги [1], состоящего из корпуса, его крышки, центральной втулки, вертикальной трубки, коробки, верхней втулки, крышки и сопел.

Данный способ не обеспечивает очистку отложений с внутренней поверхности корпуса ротора без его разборки, включающей демонтаж вертикальных трубок.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ очистки корпуса ротора масляной центрифуги [2], содержащего корпус и крышку с каналами и соплами, заключающийся в удалении с внутренней поверхности корпуса отложений скребком из мягкого металла.

Недостатком данного способа является трудность его осуществления вследствие ограниченности пространства, особенно в области внутренней поверхности ротора, наиболее удаленной от крышки. Отложения представляют собой плотно спрессованную смесь продуктов износа деталей двигателя, пыли и загрязнений, пропитанную смазочным маслом. Применение скребков приводит к задирам, забоинам на поверхности ротора, что ухудшает его балансировку, а следовательно, приводит к быстрому выходу ротора из строя, уменьшению надежности работы. Для облегчения очистки корпуса ротора применяют его заливку растворителями для размягчения отложений. Это увеличивает длительность очистки. Неполное удаление отложений ухудшает работу ротора центрифуги и приводит к снижению качества очистки масла.

Цель изобретения - повышение надежности системы смазки двигателя внутреннего сгорания путем улучшения качества удаления отложений с внутренней поверхности корпуса ротора масляной центрифуги.

Поставленная цель достигается тем, что в роторе масляной центрифуги, содержащем корпус, крышку с каналами и сопла, на внутренней поверхности корпуса устанавливают элементы, выполненные в виде плоских пластин из материала с эффектом памяти формы [3], которые при работе ДВС прижаты к внутренней поверхности корпуса. Для удаления отложений крышку отделяют от корпуса, который нагревают до температуры, превышающей температуру мартенситного превращения материала элементов с эффектом памяти формы. В плоских пластинах происходит мартенситное превращение, вызывающее их деформацию. При этом боковые кромки пластин отгибаются от внутренней поверхности корпуса, обеспечивая качественную очистку корпуса ротора от отложений посредством их отслаивания и удаления.

Новым в способе очистки ротора масляной центрифуги является установка на внутренней поверхности корпуса элементов, выполненных из материала с эффектом памяти формы, например, из железомарганцевого или никелеалюминиевого сплава и нагрев корпуса до температуры выше температуры мартенситного превращения материала пластин.

На фиг.1 представлен общий вид ротора масляной центрифуги, реализующего заявляемый способ; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1 во время работы ротора центрифуги; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.1 после нагрева ротора в процессе очистки.

Ротор масляной центрифуги (фиг.1) содержит корпус 1, крышку 2 и сопла 3, соединенные каналами 4 в крышке 2 с внутренней полостью 5 корпуса 1. На внутренней поверхности 6 корпуса 1 установлены элементы в виде плоских пластин 7 с боковыми кромками 8, размещенные вдоль оси ротора и выполненные из материала, обладающего эффектом памяти формы. В качестве материала пластин использован железомарганцевый или никелеалюминиевый сплав с температурой мартенситного превращения соответственно 190 и 280°С.

Способ осуществляется следующим образом.

При сборке ротора в полость 5 корпуса 1 устанавливаются пластины 7.

При работе двигателя внутренняя полость 5 корпуса 1 заполняется очищаемым маслом, плоские пластины 7 своими боковыми кромками 8 прижаты к внутренней поверхности 6 корпуса 1. Поступающее под давлением в корпус 1 масло имеет температуру 75-80°С [4]. Из внутренней полости 5 корпуса 1 масло устремляется по каналам 4 в крышке 2 и выбрасывается из ротора через сопла 3. Возникающие при этом реактивные силы раскручивают ротор. Под действием центробежных сил загрязнения, содержащиеся в масле, отбрасываются на плоскости пластин 7 (фиг.1) и оседают в виде отложений.

Для удаления отложений крышку 2 отделяют от корпуса 1, который затем нагревают до температуры, превышающей температуру мартенситного превращения материала плоских пластин 7. В материале пластин 7 происходит мартенситное превращение, вызывающее их деформацию, при которой боковые кромки 8 пластин 7 отгибаются от внутренней поверхности 6 корпуса 1 (фиг.3), обеспечивая отслаивание отложений от пластин 7 с последующим их удалением.

После охлаждения ротора в материале плоских пластин 7 происходит обратное мартенситное превращение, их боковые кромки 8 прижимаются к внутренней поверхности 6 корпуса 1, занимая исходное положение.

При заполнении ротора центрифуги отложениями операции по очистке повторяются.

Таким образом, предлагаемый способ очистки ротора масляной центрифуги, основанный на установке в корпус ротора элементов, выполненных в виде плоских пластин из материала с эффектом памяти формы, например из железомарганцевого или никелеалюминиевого сплава, и их нагреве выше температуры мартенситного превращения материала плоских пластин, позволяет повысить надежность системы смазки двигателя внутреннего сгорания путем улучшения качества удаления отложений с внутренней поверхности корпуса ротора масляной центрифуги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания: Учебник для вузов. / А.Э.Симеон и др. - М.: Транспорт, 1987, с. 292, рис.123.

2. Системы поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для вузов. Под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. - М.: Машиностроение, 1985, с. 255-256, рис. 238.

3. Тихонов А.С. и др. Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении. - М.: Машиностроение, 1981. - 80 с.

4. Дизели. Справочник. Под ред. В.А.Ваншейдта. - Л.: Машиностроение, 1977, с. 328.

Способ очистки ротора масляной центрифуги, содержащего корпус и отделяемую от него крышку, сопла, соединенные каналами в крышке с внутренней полостью корпуса, отличающийся тем, что на внутренней поверхности корпуса ротора устанавливают элементы в виде плоских пластин, размещенные вдоль оси ротора и выполненные из материала, обладающего эффектом памяти формы; для удаления отложений корпус нагревают до температуры, превышающей температуру мартенситного превращения материала плоских пластин, вызывающей их деформацию, при которой боковые кромки пластин отгибаются от внутренней поверхности корпуса, обеспечивая отслаивание отложений с последующим их удалением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для разделения жидкой смеси на две фазы под действием центробежной силы. .

Изобретение относится к области фильтровальных устройств и касается фильтрующейся центрифуги, содержащей корпус, расположенный в нем перфорированный ротор, привод вращения ротора, патрубки подачи суспензии и слива жидкой фазы и средство для регенерации, выполненное в виде валика, имеющего форму овала, размещенное в зазоре между корпусом и боковой поверхностью ротора и закрепленное осесимметрично на валу, установленном параллельно боковой поверхности ротора и связанным с отдельным приводом.

Изобретение относится к оборудованию для разделения многокомпонентной среды под действием центробежной силы. .

Изобретение относится к устройствам для очистки тонкодисперсных жидкостей при фильтровании в центробежном поле и может найти применение в основных процессах химической технологии, микробиологии и фармакологии, в машиностроительной, металлургической и других отраслях промышленности, а также при очистке сточных вод промышленных производств и коммунальных служб.

Группа изобретений относится к системе безразборной очистки и способу очистки центробежного сепаратора. Система безразборной очистки, подключаемая к центробежному сепаратору, содержит центробежный сепаратор, который состоит из ротора, расположенного для вращения вокруг оси вращения и образования внутри себя пространства сепарирования, вход сепаратора для текучей среды, продолжающийся внутрь пространства сепарирования, первый выход сепаратора для текучей среды, продолжающийся от пространства сепарирования. При этом упомянутый первый выход сепаратора содержит выпускной насос, выполненный с возможностью обеспечения потока текучей среды из первого выхода сепаратора. Система безразборной очистки содержит емкость для очищающей жидкости, насос для очищающей жидкости для обеспечения очищающей жидкости из емкости к входу сепаратора. Система безразборной очистки выполнена с возможностью приема потока текучей среды из первого выхода сепаратора. При этом насос для очищающей жидкости выполнен с возможностью перекачки очищающей жидкости из емкости к входу сепаратора посредством принимаемого потока текучей среды. Способ очистки центробежного сепаратора содержит этапы, при которых присоединяют систему безразборной очистки к центробежному сепаратору, вращают ротор с рабочей скоростью, заполняют пространство сепарирования ротора текучей средой, генерируют поток текучей среды из пространства сепарирования через первый выход сепаратора посредством выпускного насоса, принимают поток текучей среды в насос для очищающей жидкости, нагнетают очищающую жидкость из емкости на вход сепаратора посредством принимаемого потока текучей среды и вводят очищающую жидкость внутрь пространства сепарирования, например, для очистки, по меньшей мере, частей пространства сепарирования. Техническим результатом является обеспечение возможности работы безразборной системы очистки независимо от внешних источников давления посредством нагнетания очищающей жидкости за счет потока текучей среды из выпускного насоса центробежного сепаратора. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к центробежному сепаратору для очистки газа, содержащего масло, главным образом для очистки картерных газов из двигателя внутреннего сгорания, такого как дизельный двигатель. Центробежный сепаратор содержит неподвижный корпус, образующий разделительное пространство и содержащий первую концевую часть и противоположную вторую концевую часть, причем неподвижный корпус имеет поверхность внутренней стенки, обращенную к разделительному пространству, впускной канал, продолжающийся к разделительному пространству и образующий впуск для очищаемого газа, центробежный ротор, который предусмотрен в разделительном пространстве и продолжается от первой концевой части ко второй концевой части, причем центробежный ротор содержит шпиндель и множество разделительных дисков, удерживаемых шпинделем. Сепаратор также содержит приводной элемент, предусмотренный для вращения центробежного ротора в направлении вращения вокруг оси вращения, чтобы создать вращающийся объем газа, за счет чего масло отделяется от газа посредством центробежных сил, газовый выпускной канал для выпуска очищенного газа из разделительного пространства, масляный выпуск для выпуска масла из разделительного пространства и устройство подачи масла. Устройство подачи масла выполнено с возможностью подачи такого количества масла в разделительное пространство, чтобы текущая масляная пленка создавалась на поверхности внутренней стенки при работе центробежного сепаратора. Техническим результатом является уменьшение вязких скоплений в разделительном пространстве центробежного сепаратора, особенно на поверхности внутренней стенки корпуса центробежного сепаратора. 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть применено в технологии подготовки жидкого навоза для использования в качестве органического удобрения, в которой предусмотрен процесс разделения на фракции. Центрифуга содержит кожух, перфорированный фильтрующий ротор с механизмом привода, на наружной поверхности ротора закреплены лопатки, нож для съема осадка, питатель для ввода жидкого навоза, устройство для вывода твердой фракции, отжимной ролик – валик. Вал отжимного валика выведен за пределы передней панели и соединен с валом отдельного привода. При этом привод смонтирован с возможностью сближения или отвода валика от фильтрующей поверхности ротора. Техническим результатом является снижение влажности твердой фракции и повышение эксплуатационной надежности. 4 ил.
Наверх