Ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей

Использование: в химической технологии, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Сущность: ингибитор коррозии содержит, мас.%: 3-4 себациновой кислоты, 8-9 адипиновой кислоты, 6,5-7,5 гидроокиси натрия, 3,5-4,0 бензойной кислоты, 30-40 воды, 0,25-0,50 бензотриазола, 1-2 бикарбоната натрия, остальное - этиленгликоль. Технический результат: повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, предотвращение опасности минеральных отложений на ее поверхности и снижение токсичности охлаждающих жидкостей. 2 табл.

 

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к ингибиторам коррозии, являющимися кислород- и азотсодержащими соединениями. Изобретение наиболее эффективно может быть использовано для изготовления низкозамерзающих жидкостей и средства для восстановления антикоррозионных свойств данных жидкостей, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах.

Известна композиция ингибитора коррозии черных металлов на основе фосфатов алканоламинов и солей 2-меркаптобензтиазола (CS патент 226394, МПК7 C23F 11/10, 1985), однако она не предотвращает коррозию латуни, а антифриз, изготавливаемый на основе ингибитора, состоящего из силикатов, фосфатов, арилкарбоксилатов щелочных металлов и ароматического триазола (CS патент 213153, МПК7 C23F 11/10, 1984), агрессивен по отношению к чугуну. Ингибитор коррозии на основе солей алифатических моно- и дикарбоновых кислот С5-C16 (US патент 4647392, МПК7 С09К 5/00, 1987) имеет недостаточные защитные свойства в отношении алюминия.

Наиболее близким по составу, свойствам и достигаемой цели является ингибитор коррозии для антифризов на основе этиленгликоля (RU патент 2241784, МПК7 C23F 11/08, 2004), выбранный в качестве прототипа, следующего состава, мас.%:

Адипиновая кислота6,5-7,5
Бензойная кислота2,0-3,0
Гидроокись натрия4,5-5,0
Тетраборат натрия десятиводный4,0-4,5
Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола0,10-0,15
Вода10,0-12,0
Продукт взаимодействия о-фенилендиамина
с нитритом натрия и бензойной кислотой
в этиленгликоле2,5-5,0
Этиленгликольостальное

Недостатком ингибитора, несмотря на достаточно высокие антикоррозионные свойства, является наличие в его составе тетрабората натрия, оказывающего неблагоприятное воздействие на организм человека.

Задачей настоящего изобретения является создание не содержащего борсодержащих компонентов ингибитора коррозии с низкой коррозионной активностью по отношению ко всем конструкционным материалам системы охлаждения двигателя при повышении его экологической безопасности.

Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости всех конструкционных материалов системы охлаждения двигателя, предотвращение минеральных отложений на поверхностях ее элементов и снижение токсичности охлаждающих жидкостей.

Поставленная задача достигается тем, что ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Себациновая кислота3,0-4,0
Адипиновая кислота8,0-9,0
Бензойная кислота3,5-4,0
Гидроокись натрия6,5-7,5
Бензотриазол0,25-0,50
Вода35,0-40,0
Бикарбонат натрия1,0-2,0
Этиленгликольостальное

Себациновую кислоту используют согласно ГОСТ 15582-84, адипиновую кислоту согласно ГОСТ 10558-80, бензойную кислоту согласно ГОСТ 6413-77.

Гидроокись натрия соответствует ГОСТу 2263-79, бензотриазол - ТУ 6-09-805-63, бикарбонат натрия - ГОСТу 2156-76, этиленгликоль - ГОСТу - 19710-83.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав ингибитора коррозии отличается от известного введением новых компонентов и, таким образом, данное техническое решение соответствует критерию новизна.

Применение в данном составе новых компонентов в сочетании с известными при указанном их соотношении обеспечивает свойства, которые проявляются только в данном техническом решении: высокая коррозионная стабильность состава относительно конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий), предотвращение минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя при снижении его токсичности. При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию существенные отличия.

Приготовление ингибитора коррозии данного состава осуществляют последовательным смешением компонентов при 80-85°С.

Пример 1. В емкость помещают 35,0 г воды, 42,55 г этиленгликоля, 3,00 г себациновой кислоты, 8,00 г адипиновой кислоты, 3,50 г бензойной кислоты, 6,70 г едкого натра, 0,25 г бензотриазола и 1,00 г бикарбоната натрия. Смесь перемешивают в течение 1 ч до полного растворения компонентов.

Аналогично готовят и другие составы.

Из состава ингибитора коррозии, приведенного в таблице 1 (примеры 1-15), готовят образцы охлаждающих жидкостей для испытания на коррозионную активность путем его разбавления водным раствором этиленгликоля (54-56 об.%) в соотношении 1:9. Ингибитор коррозии также может быть использован в качестве средства для восстановления антикоррозионных свойств отработавших свой гарантированный срок охлаждающих жидкостей непосредственным введением в них в количестве 8-10 об.%.

Коррозионные испытания охлаждающих жидкостей проводят по методике ASTM D-1384 "Snandart Test Method for Corrosion Test for Engine Coolants in Glassware" в течение 336 ч при 88±1°С.

Сравнительные результаты коррозионных испытаний образцов согласно изобретению и нормам по ГОСТ 28084 приведены в таблице 2.

Как видно из таблиц 1 и 2, составы 1-5 обладают высокими антикоррозионными свойствами.

Уменьшение содержания себациновой кислоты ниже 3,0 мас.% вызывает повышенное коррозионное воздействие жидкости на медь, латунь и припой (пример 6), а увеличение ее концентрации выше 4,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях черных металлов и алюминия (пример 7).

При снижении содержания адипиновой кислоты ниже 8,0 мас.% отмечается повышенная коррозия меди и латуни (пример 8), а повышение ее содержания выше 9,0 мас.% отрицательно сказывается на коррозионных потерях алюминия (пример 9).

Снижение содержания гидроокиси натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 10), а его увеличение выше 7,5 мас.% вызывает коррозию алюминия (пример 11).

Уменьшение концентрации бензойной кислоты ниже 3,5 мас.% приводит к существенным коррозионным потерям черных металлов (пример 12), а повышение ее концентрации выше 4,0 мас.% не усиливает положительный эффект (пример 13).

Уменьшение содержания бензотриазола ниже 0,25 мас.% отрицательно сказывается на коррозионном поведении меди (пример 14), а при его концентрациях, превышающих верхний предел, положительный эффект не усиливается (пример 15).

Снижение содержания бикарбоната натрия ниже нижнего предела приводит к значительной коррозии черных металлов (пример 16), а его увеличение выше 2,0 мас.% вызывает коррозию алюминия и припоя (пример 17).

При концентрации воды ниже и выше заявленных пределов (35,0-40,0 мас.%) в образцах наблюдается выпадение осадка.

Таким образом, низкозамерзающая охлаждающая жидкость, полученная на основе данного ингибитора коррозии, отличается высокими защитными свойствами по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания, предотвращает опасность минеральных отложений на поверхности системы охлаждения двигателя и обладает пониженной токсичностью.

Таблица 1.

Составы ингибитора коррозии для приготовления испытуемых охлаждающих жидкостей.
Наименование компонента1234567891011121314151617
Себациновая кислота3,003,403,803,504,002,904,103,003,403,003,203,003,203,503,303,103,00
Адипиновая кислота8,008,808,509,008,909,008,507,909,108,408,208,908,108,008,308,108,60
Бензойная кислота3,503,703,603,804,003,803,603,703,603,503,503,404,103,753,903,63,5
Гидроокись натрия6,707,057,507,206,507,306,706,707,506,407,607,207,307,457,256,907,00
Бензотриазол0,250,350,500,300,400,250,350,250,250,500,350,250,250,200,600,250,50
Бикарбонат натрия1,001,502,001,501,001,502,001,002,002,002,001,501,501,001,500,902,10
Вода35,035,040,037,035,040,040,040,037,040,040,040,035,038,040,037,035,0
Этиленгликольостальное

Таблица 2.

Результаты коррозионных испытаний заявленного состава к требованиям ГОСТ 28084 по потере в массе.
МатериалСоставТребования ГОСТ 28084
1234567891011121314151617
Медь1,00,70,40,90,32,80,32,91,10,80,80,91,03,00,30,91,03,75
Латунь1,21,00,61,20,63,50,53,22,01,61,41,21,62,91,01,21,43,75
Припой1,31,11,01,40,54,60,61,90,81,01,41,81,91,21,01,14,27,50
Сталь1,10,90,81,51,20,92,51,90,73,91,33,50,51,11,43,80,83,75
Чугун0,90,80,40,80,60,83,91,50,43,40,73,40,80,60,53,50,43,75
Алюминий1,91,81,01,11,21,63,71,24,91,36,21,91,31,21,11,34,43,75

Ингибитор коррозии для низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля, содержащий адипиновую кислоту, гидроокись натрия, бензойную кислоту и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит себациновую кислоту, бензотриазол и бикарбонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

себациновая кислота3,0-4,0
адипиновая кислота8,0-9,0
бензойная кислота3,5-4,0
гидроокись натрия6,5-7,5
бензотриазол0,25-0,50
вода35,0-40,0
бикарбонат натрия1,0-2,0
этиленгликольостальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам защиты стали, преимущественно малоуглеродистой, от коррозии в агрессивных водных средах, близких к нейтральным, с помощью добавляемых в них ингибиторов и может быть использовано для защиты от коррозии стального технического оборудования, контактирующего с коррозионной средой.
Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии при хранении и эксплуатации, а именно к покрытиям, предотвращающим коррозию. .

Изобретение относится к области синтеза антикоррозионных и биологически активных химических соединений, в частности фосфорсодержащих продуктов конденсации тиомочевины и формальдегида, и может быть использовано для защиты оборудования водооборотных систем от коррозии и биообрастаний, а также в составе водосмешиваемых смазочно-охлаждающих жидкостей.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии, в частности к водным растворам, пригодным для использования в качестве жидких теплоносителей для охлаждающих контуров, например, для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к способу получения ингибиторов коррозии и может быть использовано для защиты металлов от сероводородной, углекислотной и солянокислотной коррозии и подавления роста сульфатвосстанавливающих бактерий.

Изобретение относится к композициям, которые способствуют антикоррозионной защите магниевых, магний-алюминиевых, алюмомагниевых и алюминиевых сплавов в охлаждающих жидкостях двигателей и жидких теплоносителях.

Изобретение относится к способам, используемым для защиты металлических поверхностей от коррозии. .

Изобретение относится к области металло- и камнеобработки, а именно к добавкам, используемым для защиты режущих инструментов от коррозии. .

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано на химических, нефтепромысловых и нефтеперерабатывающих производствах. .

Изобретение относится к химическим реагентам, в частности к реагентам для подавления роста сульфатвосстанавливающих бактерий (СВБ) и ингибирования сероводородной коррозии, и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности для предотвращения роста СВБ в нефтепромысловых средах и в заводняемом нефтяном пласте, а также для защиты оборудования от сероводородной коррозии.
Изобретение относится к области химической технологии и касается способа получения концентрата низкозамерзающей охлаждающей жидкости, используемой, в частности, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к концентратам антифризов, для изготовления охлаждающих жидкостей, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, а также в качестве теплоносителя, предназначенного для использования в системах отопления и кондиционирования зданий.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии, в частности к водным растворам, пригодным для использования в качестве жидких теплоносителей для охлаждающих контуров, например, для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к водным жидким теплоносителям, в частности к антифризовым хладагентам и к обычным охлаждающим жидкостям, которые обеспечивают как защиту от замерзания, так и защиту от коррозии с помощью синергетических комбинаций карбоновых кислот.

Изобретение относится к способу очистки отработанного антифриза на основе водно-этиленгликолевого раствора, используемого для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, от продуктов окисления этиленгликоля, продуктов коррозии и механических примесей.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязнения токсичными веществами - отработанными автомобильными антифризами. .

Изобретение относится к органическим кислотным ингибиторам коррозии для использования в антифризных охлаждающих композициях и концентратах. .

Изобретение относится к диэлектрическим теплоносителям, содержащим один из компонентов в жидком состоянии, и может быть использовано для охлаждения и термостабилизации элементов РЭА и ОКГ.

Хладагент // 438674

Изобретение относится к ингибитору преждевременной полимеризации этиленненасыщенных мономеров, содержащему одно или более соединений определенной структурной формулы, относящихся к классу фенилендиаминов
Наверх