Смазочная композиция

Изобретение относится к составам смазочной композиции, используемым в тяжелонагруженных узлах трения машин и механизмов. Сущность: композиция содержит в мас.%: ультрадисперсный порошок модифицированной технической сажи (УДП-МТС) 0,1-0,5 и смазочный материал до 100. УДП - МТС представляет собой смесь углерода с сульфидом цинка (ZnS), доля которого по массе не более 2%, сульфида олова (SnS) - не более 0,3% и карбоната магния (MgCO3) - не более 0,5%. Технический результат - улучшение противоизносных и антифрикционных характеристик смазочных материалов, что позволяет продлить срок службы узлов трения. 2 табл.

 

Изобретение относится к составам смазочной композиции на основе смазочного материала и твердых добавок в виде углеродного порошка, используемым в тяжелонагруженных узлах трения машин и механизмов.

Известно смазочное масло (смазочная композиция) (Авт.свид. СССР №1770350, С10М 125/02, 23.10.1992), которое содержит в качестве твердой добавки 0,1-1 мас.% смеси ультрадисперсных порошков алмаза, графита и аморфного углерода при массовом соотношении алмазной и неалмазной углеродной модификаций от 30:70 до 99:1.

Недостатком смазочной композиции являются пониженные антифрикционные и противоизносные свойства, недостаточно высокая прирабатываемость пар трения.

Известна смазочная композиция (Смазка и смазочные материалы в трибосистемах: Научное издание / В.Ф.Терентьев, В.Е.Редькин, С.И.Щелканов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002, 187 с.), более близкая к заявляемой, которая содержит в качестве твердой добавки 0,1-0,7 мас.% ульрадисперсного порошка алмазографита (УДП-АГ), остальное смазочный материал.

Данная композиция обладает недостаточно высокими противоизносными и антифрикционными показателями. Порошок является дорогостоящим и для него требуется сложный процесс приготовления.

Задачей изобретения является повышение противоизносных и антифрикционных свойств смазочной композиции, улучшение приработочных свойств.

Поставленная задача решается тем, что смазочная композиция, содержащая смазочный материал и твердую добавку, согласно изобретению содержит в качестве твердой добавки ультрадисперсный порошок модифицированной технической сажи (УДП-МТС) в следующих соотношениях, мас.%:

Ультрадисперсный порошок
модифицированной
технической сажи0,1-0,5
Смазочный материалдо 100

Порошок ультрадисперсной модифицированной технической сажи представляет собой смесь углерода с сульфидом цинка (ZnS), доля которого по массе не более 2%, сульфида олова (SnS) - не более 0,3% и карбоната магния (MgCO3) - не более 0,5%.

Для приготовления композиции смазочного материала использовали трансмиссионное масло ТМ-5-18 ТУ 38-401-58-70-93 и моторное 10W40.

Процесс приготовления заключается в смешивании компонентов смазочного материала и УДП-МТС с последующим ультразвуковым диспергированием с частотой 25 кГц в течение 10 минут.

Составы композиции приведены в табл.1.

Эксплуатационные характеристики композиции испытывались на четырехшариковой машине трения 4ШМТ по ГОСТ 9490-75.

Результаты испытаний приведены в таблице 2.

Проведенные испытания при содержании в смазочной композиции твердой добавки менее 0,1% показали, что противоизносные и антифрикционные свойства композиции не отличаются от чистого масла. При содержании твердой добавки более 0,5% происходит рост момента трения и температуры. Оптимальное содержание УДП-МТС в смазочном материале находится в пределах не более 0,2%.

Улучшение противоизносных и антифрикционных свойств заявляемой смазочной композиции связано с тем, что на поверхности узлов трения появляется пленка из атомов Zn, Sn, Mg и соединений серы с железом, обеспечивающая минимальный коэффициент трения.

Разработанный состав смазочной композиции по сравнению с прототипом имеет лучшие противоизносные и антифрикционные свойства, которые позволяют продлить срок службы узлов трения в 2-2,5 раза, повысить КПД узла трения, а также механической системы в целом.

Таблица 1
№ Смазочной композицииТип смазочного материалаСодержание компонентов, %
Базовый смазочный материалУДП-МТС
1ТМ-5-18+0,1% УДП-МТС99,90,1
2ТМ-5-18+0,2% УДП-МТС99,80,2
3ТМ-5-18+0,3% УДП-МТС99,70,3
4ТМ-5-18+0,5% УДП-МТС99,50,5
510W40+0,1% УДП-МТС99,90,1
610W40+0,2% УДП-МТС99,80,2
710W40+0,3% УДП-МТС99,70,3
810W40+0,5% УДП-МТС99,50,5
Таблица 2
№ Смазочной композицииНагрузка, кгсНагрузка сваривания, кгсОбобщенный показатель износа (ОПИ)
120500,363
2201000,356
320900,365
420750,371
520500,345
6201000,335
720900,346
820750,355
По прототипу20320,483

Смазочная композиция, содержащая смазочный материал и твердую добавку, отличающаяся тем, что композиция содержит в качестве твердой добавки ультрадисперсный порошок модифицированной технической сажи в следующих соотношениях, мас.%:

ультрадисперсный порошок
модифицированной технической сажи0,1-0,5
смазочный материалдо 100

где ультрадисперсный порошок модифицированной технической сажи представляет собой смесь углерода с сульфидом цинка (ZnS), доля которого по массе не более 2%, сульфида олова (SnS) не более 0,3% и карбоната магния (MgCO3) не более 0,5%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения автомобилей и авиации, а также в подшипниках прокатных станов, точных приборах и бытовых механизмах.

Изобретение относится к области создания смазочных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов и подвижного состава.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса - реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов. .

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте. .

Изобретение относится к смазочной композиции, предназначенной преимущественно для трансмиссий и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения дорожек и тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии.

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано в машиностроении и для смазки и охлаждения режущего инструмента при обработке металлов резанием.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки, используемой для холодного волочения проволоки, и может найти применение на предприятиях металлургической промышленности.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которые могут быть использованы в области машиностроения, а именно при формовке, сварке металлических труб, при литье цветных металлов под давлением и редуцировании труб, а также на операциях шлифования и лезвийной обработки различных видов сталей.

Изобретение относится к составам и способам получения пластичных смазок, а конкретнее, к антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах (до 180°С), во влажных и агрессивных средах.
Изобретение относится к триботехнике, в частности к твердосмазачной композиции и способу формирования покрытия на рабочих поверхностях узлов трения; оно может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных операций.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к составам смазочных материалов для узлов трения из сплавов на основе железа, может быть использовано в качестве добавки к смазочным маслам двигателей внутреннего сгорания, механизмов, устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов и может найти применение в автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов, оборудовании горно-обогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов и т.п.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к составам смазочных материалов для узлов трения как из сплавов на основе железа, так и цветных металлов, и может быть использовано в качестве добавки к смазочным маслам двигателей внутреннего сгорания, механизмов, устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов, и может найти применение в автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании морских и речных судов, оборудовании горно-обогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов и т.п.

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к негорючим гидравлическим жидкостям нового поколения, используемым в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах машин литья под давлением.
Изобретение относится к нефтехимической отрасли, в частности к производству смазок. .
Наверх