Способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота при ее перемещении по поверхностям, близким к горизонтальным, например по напольным покрытиям производственных помещений. Данная информация необходима для идентификации положения и угловой ориентации робота. Способ заключается в установке трех статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей. Их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, и устанавливают на тележке три датчика. Определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси при допущении, что датчики находятся в центре тележки, а затем при начальном приближении определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений. Техническим результатом является возможность автоматизированного уточнения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота. 2 ил.

 

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота при ее перемещении по поверхностям, близким к горизонтальным, например по напольным покрытиям производственных помещений. Данная информация необходима для идентификации положения и угловой ориентации робота.

Известен сигнализатор угла наклона (Патент РФ №2156957, кл. МКИ G01С 9/00, 2000), содержащий стакан с крышкой, в которой установлена шаровая опора с жестко закрепленными на ней двумя стержнями, нижний из которых соединен с маятником, расположенным внутри стакана, заполненного демпфирующей жидкостью, а верхний замыкает на массу контактные кольца при определенных углах крена машины, два регулировочных болта, каждый из которых соединен с одним из контактных колец так, что при их вывинчивании обеспечивается независимое перемещение контактных колец (соответственно вверх или вниз) вдоль оси сигнализатора.

Данный сигнализатор позволяет определять предельно допустимые углы наклона в вертикальных плоскостях, но не позволяет находить точное значение данных углов и их проекции на заданные ортогональные оси. Также рассматривается задача определения местоположения объекта по осям.

Также известен мобильный робот (Патент РФ №2210492, кл. МКИ В25J 9/00, 2003), который оснащен устройством определения местоположения, соединенным с управляющей частью, и содержащим обзорную видеокамеру для создания обзорного изображения потолка помещения и распознавания базового знака на потолке.

Данная система распознавания хорошо работает в тех помещениях, где потолок расположен на небольшой высоте, и совершенно не применима в средах, где потолок отсутствует либо на него нельзя наносить технологические изображения.

Наиболее близкой по совокупности признаков является система (In Procedings of the SPIE, volume 4868 (SPIE2002) pp.269-276. Boston, MA. August 2002 Sensor Coverage using Mobile Robots and Stationary Nodes Maxim A. Batalina and Gaurav S. Sukhatmea University of Southern California, Robotics Research Lab, Los Angeles, CA 90089, USA), включающая сеть статических многоцелевых датчиков, используемых, в том числе, для идентификации местоположения мобильных роботов. Используемая при этом радиосвязь позволяет найти координаты мобильного робота очень приближенно.

Задачей изобретения является автоматизированное уточненное определение пространственного положения по всем трем декартовым координатам и угловой ориентации по всем трем возможным направлениям вращения вокруг осей тележки мобильного робота.

Поставленная задача достигается тем, что предложен способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства при ее движении по плоской поверхности, имеющей неровности, заключающийся в установке статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей, отличающийся тем, что согласно изобретению число статических маяков принимают равным трем, их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, горизонтальной продольной, горизонтальной поперечной и вертикальной осью, образующими правую тройку, устанавливают на тележке три датчика и определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего при известных допущениях по измеренным углам поворота рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси, а затем при начальном приближении определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений

где (α1, α2, α3), (β1, β2, β3) - угловые положения маяков, измеренные при помощи датчиков.

αip(xОл, yОл, zол, α, β, γ), βip(xОл, yОл, zол, α, β, γ), где i=1, 2, 3 - расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям:

где - радиус-вектор i-го маяка в локальной системе координат тележки;

где х, y, z - видимые с тележки локальные координаты маяков, рассчитываемые по формулам

х=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(xi-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(yi-yОл)+(sinβcosγ)(zi-zОл)-x;

y=(cosγsinα)(xi-xОл)+(cosγcosα)(yi-yОл)-sinγ(zi-zОл)-y;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(xi-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(yi-yОл)+(cosβcosγ)(zi-zОл)-z;

где xi, yi, zi - абсолютные координаты маяков;

хОл, yОл, zОл - абсолютные декартовые координаты центра тележки;

α, β, γ - углы поворота тележки вокруг осей x, y, z.

На фиг.1 схематически дан общий вид тележки 1 и помещения, в котором указана абсолютная система координат Oxyz. На тележке 1 указана локальная система координат Олxлyлzл, а также система координат Oлx'лy'лz'л, у которой оси ориентированы параллельно осям абсолютной системы координат Oxyz. Также на тележке 1 жестко закреплены датчики углового положения 2, 3, 4, имеющие локальные координаты (xл1, yл1, zл1), (xл2, yл2, zл2), (xл3, yл3, zл3). В помещении в точках с абсолютными координатами (x1, y1, z1), (х2, y2, z2), (х3, y3, z3) неподвижно установлены маяки 5, 6, 7.

На фиг.2 показана проекция на абсолютную плоскость Oxy тележки и маяков при приближенном расчете - при допущениях zОл=h, β=0, γ=0, x≈0, y≈0, z≈0, (i=1, 2, 3).

Практически способ реализуется следующим образом. Следящие датчики 2, 3, 4 определяют углы склонения (β1, β2, β3) относительно плоскости Олxлyл и поворота (α1, α2, α3) относительно плоскости Oлxлzл, положения маяков 5, 6, 7 и передают данные величины вычислительному устройству. Поскольку величины данных углов связаны с величинами необходимых декартовых координат (хОл, yОл, zОл) центра локальной декартовой системы координат тележки Ол и углов поворота (α, β, γ) тележки вокруг осей z, y, x сложной зависимостью, то для ее раскрытия предлагается двухступенчатый алгоритм.

Первый шаг вычислений

Поскольку тележка перемещается по поверхностям, близким к горизонтальным, то положение точки Oл имеет координату по оси z, близкую к h, а углы перекоса тележки вокруг абсолютных осей x,y близки к нулю: zОл=h, β=0, γ=0. Также величины локальных координат (xл1, yл1, zл1), (хл2, yл2, zл2), (хл3, yл3, zл3) значительно меньше абсолютных декартовых координат (хОл, yОл) центра тележки, поэтому при приближенном расчете можно принять допущение о том, что датчики 2, 3, 4 находятся в центре тележки Ол: хлi≈0, yлi≈0, zлi≈0 (i=1, 2, 3).

При данных допущениях приближенные значения абсолютных декартовых координат (х*Ол, y*Ол) центра Ол и угла поворота α* тележки вокруг оси z могут быть найдены только по величинам углов поворота (α1, α2, α3) относительно плоскости Олxлzл положения маяков 5, 6, 7 (фиг.2).

Геометрическое место искомой точки Oл относительно маяков 5, 6 является дуга окружности, у которой угол равен (α12).

Введя расстояние между маяками 5 и 6: ρ12=((x12)2+(y1-y2)2)0,5, координаты (x12, y12) центра окружности O12 и ее радиус R12 предложено рассчитать по формулам

Аналогично можно рассчитать:

- координаты (x31, y31) центра O31 и радиус R31 окружности, проходящей через Ол и маяки 5, 7;

- координаты (x23, y23) центра О23 и радиус R23 окружности, проходящей через Ол и маяки 6, 7.

Для определения приближенных значений абсолютных декартовых координат (x*Ол, y*Ол) центра тележки Ол предложено использовать систему уравнений

Она сводится к системе, линейной относительно неизвестных (x*Ол, y*Ол):

где

Решение системы имеет вид

где

Для определения приближенного значения угла поворота α* тележки вокруг оси z по найденным приближенным значениям абсолютных декартовых координат (х*Ол, y*Ол) центра тележки Ол вычисляем угол α1абс, образованный направлением на маяк 5 с абсолютной осью x из соотношений:

ρ=((x*Ол-xМ1)2+(y*Ол-yМ1)2)0,5,

cosα1абс=(xМ1-x*Ол)/ρ;

sinα1абс=(yМ1-y*Ол)/ρ.

Приближенное значение угла поворота α* равно: α*=α1абс1.

Второй шаг вычислений

Принимая в качестве начального приближения величины координат (х*Ол, y*Ол, h, α*, 0, 0) точные их значения (хОл, yОл, zОл, α, β, γ) определяем путем численного решения системы уравнений

где (α1, α2, α3), (β1, β2, β3) - угловые положения маяков 5, 6, 7, измеренные при помощи датчиков 2, 3, 4.

αip(xОл, yОл, zОл, α, β, γ), βip(xОл, yОл, zОл, α, β, γ), (i=1, 2, 3) - расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям.

Для определения последних величин сначала находим видимые локальные координаты маяков их соответствующих датчиков:

х=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(xi-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(yi-yОл)+(sinβcosγ)(zi-zОл)-x;

y=(cosγsinα)(xi-xОл)+(cosγcosα)(yi-yОл)-sinγ(zi-zОл)-y;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(xi-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(yi-yОл)+(cosβcosγ)(zi-zОл)-z;

Потом по найденным координатам рассчитываем видимые значения углов:

;

Пример

1. Общая характеристика окружающей среды и конструкции тележки

В окружающей среде помещены три маяка 5, 6, 7, координаты (х1, y1, z1), (x2, y2, z2), (х3, y3, z3) которых в абсолютной декартовой системе Oxyz будут следующими:

Расстояния между маяками в плоскости Oxy:

ρ12=((x1-x2)2+(y1-y2)2)0,5=((2,2)2+(5,0)2)0,5=5,463 м,

ρ31=((x1-x3)2+(y1-y3)2)0,5=((1,8)2+(5,0)2)0,5=5,314 м,

ρ23=((x2-x3)2+(y2-y3)2)0,5=((4,0)2+(0)2)0,5=4,000 м.

На тележке на высоте h=0,25 м жестко закреплены датчики 2, 3, 4 углового положения, имеющие локальные координаты:

2. Выполненные измерения

По показаниям датчиков 2, 3, 4 определены наблюдаемые с них углы склонения (β1, β2, β3) относительно плоскости Олxлyл и поворота (α1, α2, α3) относительно плоскости Олxлzл положения маяков 5, 6, 7:

β1=37°2'; β2=42°18'; β3=34°48'; α1=343°49'; α2=152°39'; α3=87°18'.

3. Вычисления

Первый шаг

Вначале рассчитываем координаты центров и радиусы окружностей, проходящих через проекции маяков в плоскости Оху и центр тележки:

Затем рассчитываем вспомогательные величины

detΔ=(-9,68)(-1,78)-(1,71)(-5,63)=21,19.

Решение системы имеет вид:

Для определения приближенного значения угла поворота α* тележки вокруг оси z вначале находим характеристики угла α1абс, образованного направлением на маяк 5 с абсолютной осью x:

ρ=((x*ОлМ1)2+(y*Ол-yМ1)2)0,5=((3,92-4,2)2+(2,82-0)2)0,5=2,84;

cosα1абс=(xМ1-x*Ол)/ρ=1,13/2,78=-0,621;

sinα1абс=(yМ1-y*Ол)/ρ=-1,43/2,78=0,786.

По данным характеристикам вычисляем величину α1абс:

α1абс=-84°25'.

Завершаем первый шаг вычислением приближенного значения угла поворота α*:

α*=α1абс1=-84°25'-343°49'=-68°10'.

Таким образом, на первом шаге определены приближенные значения абсолютных декартовых координат (х*Ол y*Ол) центра Ол и угла поворота α* тележки вокруг оси z.

Второй шаг

Принимаем в качестве начального приближения для численного решения системы уравнений методом Розенброка величины координат:

xОл=х*=3,92 м, yОл=y*Ол=2,82 м, zОл=h=0,25 м,

α=α*=-68°10', β=0, γ=0.

Первая итерация численного расчета

Вычисляем видимые с тележки локальные координаты маяков:

x=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(x1-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(y1-yОл)+(sinβcosγ)(z1-zОл)-xл1=2,251;

x=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(x2-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(y2-yОл)+(sinβcosγ)(z2-zОл)-xл2=-3,01;

х=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(x3-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(y3-yОл)+(sinβcosγ)(z3-zОл)-хл3=-0,26;

y=(cosγsinα)(x1-xОл)+(cosγcosα)(y1-yОл)-sinγ(z1-zОл)-yл1=-1,68;

y=(cosγsinα)(x2-xОл)+(cosγcosα)(y2-yОл)-sinγ(z2-zОл)-yл2=-0,001;

y=(cosγsinα)(x3-xОл)+(cosγcosα)(y3-yОл)-sinγ(z3-zОл)-yл3=2,98;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(x1-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(y1-yОл)+(cosβcosγ)(z1-zОл)-zл1=2,75;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(x2-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(y2-yОл)+(cosβcosγ)(z2-zОл)-zл2=2,75;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(x3-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(y3-yОл)+(cosβcosγ)(z3-zОл)-zл3=2,75

Потом по найденным координатам рассчитываем видимые значения углов:

α1p=-36,79°; β1p=62,75°;

α=179,99°; β2p=56,3°;

α3p=94,96°; β3p=56,5°.

Зададим целевую функцию и критерий оптимальности в виде

При найденных значениях

F(xОл, yОл, zОл, α, β, γ)=0,775.

Для решения системы уравнений использован метод Розенброка. Получены последовательные приближения декартовых координат и углов поворота тележки, которым соответствуют следующие значения целевой функции:

Таким образом, в результате получены уточненные величины декартовых координат хОл=3,02 м, yОл=2,04 м; zОл=3,25 м и углов поворота тележки α=-44,69°; β=0,08°; γ=0,07°, определяющие пространственное положение и угловую ориентацию тележки мобильного робота, что подтверждает предполагаемый результат.

Способ определения пространственного положения и угловой ориентации тележки транспортного средства при ее движении по плоской поверхности, имеющей неровности, заключающийся в установке статических маяков на местности с заданной абсолютной декартовой системой координат, в которой две оси направлены параллельно плоскости перемещения тележки, а одна ось перпендикулярна ей, отличающийся тем, что число статических маяков принимают равным трем, их центры с известными абсолютными координатами располагают в плоскости перемещения тележки, на тележке выбирают локальную декартову систему координат с центром, находящимся на заданной высоте по отношению к плоской поверхности, горизонтальной продольной, горизонтальной поперечной и вертикальной осями, образующими правую тройку, устанавливают на тележке три датчика и определяют углы склонения относительно локальной плоскости перемещения тележки и углы поворота относительно этой плоскости положения маяков, после чего по измеренным углам поворота рассчитывают приближенные абсолютные координаты центра тележки и угла поворота тележки вокруг вертикальной оси при допущении, что датчики находятся в центре тележки, а затем, принимая найденные величины в качестве начального приближения, определяют уточненные абсолютные координаты центра тележки и углы поворота тележки вокруг трех осей путем итерационного численного решения системы уравнений

где (α1, α2, α3), (β1, β2, β3) - угловые положения маяков, измеренные при помощи датчиков,

αip(xОл, yОл, zОл, α, β, γ), βip(xОл, yОл, zОл, α, β, γ), где i=1, 2, 3, расчетные значения соответствующих углов, определяемые по следующим зависимостям:

где - радиус-вектор i-го маяка в локальной системе координат тележки,

где x, y, z - видимые с тележки локальные координаты маяков, рассчитываемые по формулам:

x=(cosβcosα+sinβsinγsinα)(xi-xОл)+(-cosβsinα+sinβsinγcosα)(γi-yОл)+(sinβcosγ)(zi-zОл)-xлi;

y=(cosγsinα)(xi-xОл)+(cosγcosα)(yi-yОл)-sinγ(zi-zОл)-γлi;

z=(-sinβcosα+cosβsinγsinα)(xi-xОл)+(sinβsinα+cosβsinγcosα)(yi-yОл)+(cosβcosγ)(zi-zОл)-zлi,

где xi, γi, zi - абсолютные координаты маяков;

хОл, yОл, zОл - абсолютные декартовые координаты центра тележки;

α, β, γ - углы поворота тележки вокруг осей x, y, z.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для создания средств измерения координат, скорости и угловых величин объекта в автоматических системах управления.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для создания средств измерения координат, скорости и угловых величин объекта в автоматических системах управления.

Изобретение относится к функциональным элементам систем автоматического управления /САУ/. .

Изобретение относится к навигационным измерениям и может быть использовано для определения текущих прямоугольных координат по информации о пройденном пути и угла между продольной осью наземного колесного объекта и проекцией на горизонтальную плоскость поворотного колеса.

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для определения плоских декартовых координат и углового положения тележки мобильного робота при его перемещении по горизонтальной поверхности в заданном помещении

Изобретение относится к навигации с помощью наземных средств

Изобретение относится к устройствам отображения карты

Изобретение относится к технике предотвращения столкновений транспортных средств (ТС) с пешеходами

Изобретение относится к области космического приборостроения и может найти применение в автоматизированных системах навигационно-баллистического обеспечения в условиях неполной реализации штатной схемы проведения радиоконтроля орбиты. Технический результат - повышение точности и оперативности позиционирования ИСЗ. Для достижения данного результата по измерениям текущих навигационных параметров на коротком мерном интервале осуществляют итерационное уточнение вектора состояния на множестве корректности, с использованием проверочной последовательности пробных итераций в условиях неполной реализации штатной схемы проведения радиоконтроля орбиты. При этом использованы процедуры статистической обработки сеансов измерений текущих навигационных параметров. Условия устойчивости и достоверности измерений обеспечено на основе формирования проверочной последовательности альтернативных решений, содержащих оптимальное решение, которое выбирается по принципу соответствия ему проекции вектора ошибки измерений текущих навигационных параметров на пространство уточняемых параметров, не превосходящей заданную ошибку определяемого вектора параметров движения искусственного спутника Земли. 1 ил.

Изобретение относится к астроинерциальным навигационным системам, в которых основная навигационная информация корректируется по сигналам, поступающим с выхода астровизирующего устройства. Характеризуется тем, что для обнаружения визируемой звезды при наличии фоновой помехи высокого уровня формируется накопитель, состоящий из N регистров для хранения N последних выходных сигналов телеблока, и циклический счетчик, меняющийся от единицы до N на каждом цикле поступления выходного сигнала телеблока. Текущий выходной сигнал телеблока запоминается в регистре накопителя, номер которого определяется значением циклического счетчика. Для повышения точности определения координат визируемой звезды, при наличии градиента фоновой помехи высокого уровня, номер регистра накопителя определяется как текущее значение циклического счетчика и 3/4 числа N регистров накопителя, взятое по модулю N. Техническим результатом является повышение точности визирования звезды за счет компенсации градиента фоновой помехи. 6 ил.

Изобретение относится к области ориентации при движении транспортных средств. Способ ориентации по лазерному лучу заключается в том, что формируют удлиненное поперечное сечение лазерного луча с отношением длин большой и малой осей 2…5, поворачивают лазерный луч относительно его продольной оси до установления большой оси поперечного сечения луча в плоскости, проходящей через продольную ось луча и заданную траекторию, и направляют в сторону транспортного средства лазерный луч параллельно или под небольшим углом к заданной траектории движения. По положению лазерного луча определяют отклонение транспортного средства от заданной траектории движения и дополнительно оценивают величину отклонения по увеличению поперечного размера лазерного луча. Технический результат заключается в повышении информативности визуальной ориентации. 3 ил.

Способ определения положения мобильной машины на плоскости основан на определении положения мобильной машины на плоскости путем использования электромагнитного излучения, полученного от передатчика и воспринимаемого принимающим устройством, установленным на движущейся мобильной машине, и определения координат мобильной машины. Устанавливают по краям участка перемещения машины не менее двух уголковых отражателей с индивидуальными фильтрами излучения. Передают первичный импульс излучения. Регистрируют первичный импульс датчиком первого типа, установленным на машине. Производят последующее восприятие отраженного импульса электромагнитного излучения от уголковых отражателей с индивидуальными фильтрами излучения через принимающее устройство. Определяют время между появлением первичного импульса и появлением отраженных импульсов от уголковых отражателей, и при известных значениях времени появления импульсов находят расстояние от машины до уголковых отражателей и координаты машины на плоскости. Технический результат заключается в повышении точности определения положения мобильной машины при движении и снижении трудоемкости изготовления применяемого оборудования для реализации способа. 1 ил.

Для установки специального программно-математического обеспечения на бортовом компьютере программно-аппаратного комплекса топопривязчика используют компакт-диск с загрузочным модулем, внешний дисковод CD-ROM с интерфейсным кабелем типа USB, клавиатуру с интерфейсным кабелем типа USB, манипулятор, источник питания, комплект технологических жгутов. В процессе установки специального программно-математического обеспечения выполняют действия, требуемые в диалоговых окнах программы установки. Обеспечивается установка специального программно-математического обеспечения на бортовом компьютере программно-аппаратного комплекса топопривязчика. 10 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в береговых радиолокаторах надводной обстановки. Достигаемый технический результат – повышение безопасности швартовки судна при уменьшении времени ее проведения. Указанный результат достигается за счет того, что навигационная система содержит береговой радиолокатор, курсовой указатель судна, отражатели в месте швартовки судна при отсутствии судна, береговой датчик направления движения судна к месту швартовки судна с шифрацией порта, корабельный приемник направления движения к месту швартовки судна с дешифрацией порта, береговой приемник направления движения к месту швартовки судна, определенным образом взаимосвязанные между собой. 1 ил.
Наверх