Асфальтобетонная смесь

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. Асфальтобетонная смесь включает, мас.%: песок 10,0-22,0, минеральный порошок 8,0-11,0, отсев дробления щебня - фракция 0-5 мм 64,5-72,0, нефтяной вязкий битум 4,7-5,5, резиновый модификатор 0,8-1,5. Резиновый модификатор включает резиновую крошку (РК), поверхностно-активное вещество (ПАВ) - КАДЭМ-ВТ, полимерную добавку СЭВИЛЕН (ПД), шлам химводоочистки ТЭЦ (ШХТ) и нефтяной гудрон (НГ), в котором соотношение РК:ПАВ:ПД:ШХТ:НГ составляет мас.% от 26:2:12:12:48 до 39:1:8:8:44. Технический результат: повышение прочностных показателей асфальтобетона при высоких значениях коэффициента водостойкости, а также утилизация отходов шинной резины. 8 табл.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для изготовления асфальтобетона при устройстве автомобильных дорог, аэродромов и мостов.

При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные смеси, приготовляемые в соответствии с ГОСТ 9128-97. Известны асфальтобетонные смеси, в которых для повышения их свойств широко используют различные виды резиновой крошки, получаемой при дроблении изношенных автопокрышек и других отходов резинотехнических изделий.

Известна асфальтобетонная смесь (а.с. СССР №1595813, кл. С04В 26/26, 1990), включающая, мас.%:

модифицированный жидкий битум или нефтяной гудрон - 5,5;

минеральный заполнитель - остальное.

При этом модификатор включает эластомерную резиновую крошку, нефтепродукт в виде минерального масла и шлам шлифования хромистых сталей, а соотношение компонентов в модифицированном органическом вяжущем составляет, мас.%:

Резиновая крошка10-20
Минеральное масло0,02-0,03
Шлам0,98-1,97
Жидкий битум или нефтяной гудроностальное

Однако полученный асфальтобетон имеет невысокий предел прочности (при 50°С 0,8-1,75 МПа). Кроме того, процесс изготовления смеси сложен.

Известна асфальтобетонная смесь (патент RU №2095325 6, С04В 26/26, 1997), содержащая битум, модификатор, включающий эластомерную (резиновую) крошку и нефтепродукты и минеральный заполнитель.

В качестве модификатора смесь содержит отработанный эластомерный резиновый сорбент установок по очистке сточных вод от диеннитрильного и изопренового каучука в соотношении 25:25:50. Смесь не может быть рекомендована для использования при устройстве автомобильных дорог аэродромов, мостов, т.к. она имеет низкое водонасыщение (0,29%) и относительно невысокий предел прочности при сжатии при 50°С. Водонасыщение должно соответствовать согласно ГОСТ 9128-97 значениям 1,5-4,0%.

Наиболее близкой к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является асфальтобетонная смесь (см. патент на изобретение RU №2196750 С1, 7 С04В 26/26, 2003), включающая, мас.%:

Песок16,0-20,0
Минеральный порошок10,0-15,0
Резиновый термоэластопласт0,5-1,0
Нефтяной вязкий битум5,0-6,5
Таловый пек0,3-0,5
Отсев дробления щебня фракции 0-5 мм57,0-68,2

Недостатком известного решения является сравнительно невысокий показатель прочности при 50°С (1,45-1,65 МПа), характеризующий теплоустойчивость и сдвигоустойчивость смесей, что особенно важно для южных регионов страны.

Задача изобретения - повышение прочности асфальтобетона при повышенных температурах, в частности характеризующий теплоустойчивость и сдвигоустойчивость покрытий, а также преследуется цель утилизации отходов шинной резины.

Сущность изобретения достигается тем, что асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, отсев дробления щебня - фракция 0-5 мм, нефтяной вязкий битум, дополнительно содержит резиновый модификатор, включающий резиновую крошку РК, поверхностно-активное вещество КАДЭМ-ВТ, полимерную добавку СЭВИЛЕН ПД, шлам химводоочистки ТЭЦ XT и нефтяной гудрон НГ, в котором соотношение РК:ПАВ:ПД:ШХТ:НГ составляет, мас.% от 26:2:12:12:48 до 39:1:8:8:44 при следующем соотношении компонентов смеси, мас.%:

Песок10,0-22,0
Минеральный порошок8,0-11,0
Отсев дробления щебня фракция 0-5 мм64,5-72,0
Нефтяной вязкий битум4,7-5,5
Резиновый модификатор0,8-1,5

Резиновая крошка и полимерный компонент СЭВИЛЕН (соединение сополимера этилена с этиленвинилацетатом), проявляя свойства каучуково-полимерной добавки и дисперсного заполнителя, активно работают в создании структуры асфальтобетона, способствуют структурированию и повышению его деформативных свойств. Сочетание в резиновом модификаторе этих компонентов с поверхностно-активным веществом аминного типа (катионным реагентом КАДЭМ-ВТ) способствует, в частности, повышению коэффициента водостойкости асфальтобетонных смесей при длительном водонасыщении, показателя прочности при сжатии при 50°С, улучшению их теплоустойчивости, а также адгезионных свойств битумного вяжущего.

Положительный эффект применения резинового модификатора достигается за счет того, что резиновая крошка образует в комплексе с полимерным компонентом СЭВИЛЕНОМ, катионным ПАВ КАДЭМ-ВТ и гудроном структурированную резинополимерную композицию, обладающую повышенными прочностными, пластичными и адгезионными свойствами, заметно повышающими показатели свойств асфальтобетона, в частности водостойкость и теплоустойчивость. Введение в состав резинового модификатора, нефтяного гудрона, модифицированного поверхностно-активным веществом КАДЭМ-ВТ, резиновой крошки с последующим добавлением шлама химводоочистки ТЭЦ, содержащего неорганические соединения основного характера, ускоряет процесс набухания крошки в гудроне и способствует частичному распаду ее вулканизационной сетки, сокращая длительность процесса набухания полимерных цепей резины с образованием вязкой пастообразной массы.

Добавление в полученную массу полимерного компонента СЭВИЛЕНА обеспечивает при пропускании через экструдер получение твердых не липнувших гранул - резинополимерного модификатора (сокращенно резинового модификатора). Введение полученных гранул в асфальтобетонную смесь обеспечивает образование устойчивого стабильного высокопрочного асфальтобетона.

Органичное соединение резиновой крошки, СЭВИЛЕНА и КАДЭМ-ВТ с битумом и гудроном обусловлено родством природы компонентов - вяжущего, каучуковой, полимерной добавки и поверхностно-активного соединения аминного типа (КАДЭМ-ВТ).

При добавлении полученных гранул в нагретый битум при температуре 140-160°С и постоянном интенсивном перемешивании в лабораторной мешалке основная масса добавки (до 80%) расплавляется и равномерно распределяется в битуме уже по истечении 15 минут. В этих условиях расплавленная, главным образом, полимерная составляющая гранул (СЭВИЛЕН) образует с высокомолекулярными соединениями битума полимерно-битумное вяжущее. Присутствующие же в добавке нерасплавленные каучуковые частицы резиновой крошки, но частично поверхностно подвергнутые набуханию и деструкции уже при приготовлении гранул, находясь во взвешенном состоянии в образующемся ПБВ, образуют с ним новую упрочненно-сетчатую структуру. Более крупные нерасплавившиеся резинокаучуковые фрагменты гранул в дальнейшем при объединении ПБВ с минеральным материалом будут дисперсно армировать систему, способствуя образованию устойчивого стабильного высокопрочного асфальтобетона. Наличие в гранулах ПАВ (КАДЭМ-ВТ) обеспечивает повышенные адгезионные свойства получаемого ПБВ.

Анализ известных технических решений показал, что применение в составе асфальтобетонных смесей резиновой крошки, каучуковых и полимерных добавок известно. Однако их применение не обеспечивает асфальтобетону такие свойства, которые он проявляет в заявляемом решении в сочетании с ПАВ КАДЭМ-ВТ, а именно повышение водо- и теплоустойчивости (прочность при 50°С) и, как следствие, повышение сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий и их сопротивление к воздействию динамических нагрузок. Таким образом, данный состав компонентов придает асфальтобетонным смесям новые свойства.

Характеристика исходных материалов

1. Нефтяной битум

Таблица 1
Физико-механические показатели битума БНД 60/90
Пенетрация, 0,1 мм приРастяжимость, см, приТемпература °СИнтервал пластичностиПрилипаемость
25°С0°С25°С0°Сразмягченияхрупкостик пескук мрамору
74,026,0>1004,948-1967Не выдерживает
образец №3Образец №2

2. Песок природный

В качестве песка использовался природный речной песок, отобранный в Донском ковше. Зерновой состав песка привезен в таблице 2. Насыпная плотность песка 1250 г/см3, истинная плотность 2,65 г/см3.

3. Минеральный порошок

Таблица 2
Зерновые составы минеральных материалов
Наименование материалаПрошло через сито, мм
52,51,250,630,3150,140,071
Отсев дробления щебня (фр. 0-5 мм)98,8581,0433,215,710,19,32,1
Песок природный100,099,899,597,972,324,34,4
Минеральный порошок100,0100,0100,099,9497,7298,3583,14

4. Отсев дробления щебня

В качестве отсева дробления щебня фракции 0-5 мм использовался отсев щебня (гранитный), полученный в процессе дробления щебня ОАО «Павловскгранит», марка 1300, истираемость И-1, истинная плотность 2,72 г/см3. В таблице 2 приведен зерновой состав отсева дробления щебня.

5. Резиновая крошка

Использовалась резиновая крошка размером до 0,5-0,6 мм (отход дробления старых автопокрышек).

6. Нефтяной гудрон (сырье для производства вязких нефтяных дорожных битумов) отобран на битумной базе Павловского ДРСУ Краснодарского края. По показателям свойств (см. табл.3) соответствует марке СБ первого сорта (ТУ 38 101583, сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов).

Таблица 3
Физико-механические показатели гудрона

(нефтяного сырья для производства дорожных битумов)
Вязкость условная при 80°С с диаметром отверстия 5 мм, сПТемпература вспышкиСодержание водыПлотность, г/см3 при 20°СМарка сырья
52205следы0,991СБ первого сорта

7. Полимерный компонент (СЭВИЛЕН)

В работе использовался полимерный отход гидроизоляции трубопроводов, входящий в состав усадочного материала. Представлен СЭВИЛЕН высокомолекулярными соединениями, относящимися к полиолефинам. Изготавливается он на основе сополимера этилена с этилен винилацетатом. СЭВИЛЕН удовлетворяет требованиям ТУ 6-05-1635-97 «Сэвилен» (марок 11507-070, 11706-210, 11808-340), с содержанием в нем полиэтиленвинилацетата в количестве 21-30%. При комнатной температуре СЭВИЛЕН - твердое вещество, используется в расплавленном состоянии при 120-200°С. В таблице 4 приведены качественные показатели использованного в работе материала.

Таблица 4
Качественные показатели СЭВИЛЕНА
Плотность г/см3Показатель текучести расплава г/10 мин при температуре 125°СМассовая доля винилацетата, %Прочность при разрыве, МПаОтносительное удлинение при разрыве, %Метод переработки
0,94815,1245,35601компаундирование

8. Шлам химводоочистки ТЭЦ

Отобран шлам на ТЭЦ-2 г.Ростова-на-Дону на узле химводоочистки при умягчении речной воды гашеной известью и содой. Содержащиеся в воде гидрокарбонаты, сульфаты и хлориды кальция и магния переходят в нерастворимый осадок, состоящий в основном из карбоната кальция и гидроксида магния. В сутки в отвалы выбрасывается до 16 т шлама.

В таблице 5 приведен химический состав шлама, в таблице 6 зерновой состав.

Высушенный и растертый шлам представляет собой тонкодисперсную пыль желтого цвета с удельной поверхностью до 7500 см2/г, что обеспечивает большую адсорбционную способность шлама (остаток на сите 0,071-9,3%). Насыпная плотность шлама 0,76 г/см3 истинная - 2,61 г/см3.

9. Катионный реагент КАДЭМ-ВТ

Катионный реагент КАДЭМ-ВТ изготавливается в соответствии с техническими условиями ТУ 2482-009-04706205-03. Реагент КАДЭМ-ВТ представляет собой смесь алкиламидополиаминов и алкилимидазолинполиаминов, полученных на основе кислот C16-C20 растительного и (или) животного происхождения. Структурные формулы:

алкиламидополиамины -

алкилимидазолинполиамины

КАДЭМ-ВТ не растворяется в воде, хорошо растворяется в ароматических углеводородах (бензоле, толуоле), керосине, в нефтепродуктах.

Органолептические и физико-химические показатели добавки КАДЭМ-ВТ приведен в таблице 7.

Таблица 5
Химический состав шлама химводоочистки
Массовое содержание, %
Н2OПППSiO2Al2O3Fe2O3CaOMgOSO3TiOFeONa2O+K2O
2.4740,95-41,195,92-6,210,98-1,072,31-2,5843,95-44,274,51-4,790,32-0,410,09-0,130,31-0,420,29-0,35

Таблица 6
Зерновой состав шлама химводоочистки ТЭЦ-2
Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм
0,630,3150,140,071
98,794,491,5

Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов смесей ингредиентов. При приготовлении смесей использовались вышеописанные материалы. Образцы изготавливались следующим образом: в предварительно нагретый до температуры 160-170°С минеральный материал вводился резиновый модификатор, смесь тщательно перемешивалась в лабораторной мешалке 30-40 сек. Затем вводился нагретый до 140-150°С нефтяной битум БНД 60/90. Все компоненты вновь перемешивались до образования однородной смеси. Далее из нее готовились образцы под давлением 40 МПа, диаметром 70,1 мм. Результаты сравнительных испытаний сведены в таблицу 8. Резиновый модификатор готовят следующим образом. В разогретый до 140-150°С нефтяной гудрон добавляют ПАВ КАДЭМ-ВТ, перемешивают до гомогенного состояния, затем вводят резиновую крошку и вновь тщательно перемешивают. Полученную смесь нагревают при той же температуре в течение 3 часов, после чего вводится при перемешивании шлам химводоочистки и вся смесь нагревается еще в течение часа также при 140-150°С. Затем в полученную пастообразную массу добавляется СЭВИЛЕН и все перемешивается в экструдере. Полученные гранулы вводятся в асфальтобетонную смесь.

Из данных таблицы 8 следует, что асфальтобетонная смесь предлагаемого состава обеспечивает повышение прочностных показателей асфальтобетона, в частности предел прочности при 50°С, что особенно важно для южных регионов страны, для повышения сдвигоустойчивости покрытий дорог при сохранении высоких значений показателей коэффициента водостойкости (1,0-1,01). По сравнению со смесью без добавок показатель увеличился почти в 2,2 раза.

Кроме того, достигнут эффект утилизации отходов шинной резины.

Таблица 8
Составы предлагаемых асфальтобетонных смесей и их физико-механические свойства
Наименование показателейСостав предлагаемыйИзвестные
12345исходный битум без добавкипрототип
Состав асфальтобетонной смеси, мас.%
Битум БНД 60/906,05,55,04,74,35,85,0-6,5
Резиновый модификатор1,21,51,00,81,7--
Песок13,010,017,522,014,01516-20
Минеральный порошок9,011,09,58,012,08,010-15
Отсев фр. 0-5 мм70,872,067,064,568,071,257-68,2
Свойства асфальтобетонной смеси
Плотность, г/см32,382,402,402,392,372,43-
Водонасыщение, %1,402,082,73,124,22,132,38-3,01
Предел прочности при сжатии, при °С

0,

20,

50


10,7

3,94

1,88


9,96

4,81

2,57


10,1

4,95

2,70


10,5

5,58

2,65


11,21

6,01

2,02


11,52,

5,0

1,22


-

4,56-5,35

1,45-1,65
Коэффициент водостойкости0,910,991,010,990,870,900,98-0,99

Асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, отсев дробления щебня - фракция 0-5 мм, нефтяной битум, отличающаяся тем, что дополнительно содержит резиновый модификатор, включающий резиновую крошку (РК), поверхностно-активное вещество (ПАВ) - КАДЭМ-ВТ, полимерную добавку СЭВИЛЕН (ПД), шлам химводоочистки ТЭЦ (ШХТ) и нефтяной гудрон (НГ), в котором соотношение РК:ПАВ:ПД:ШХТ:НГ составляет мас.% от 26:2:12:12:48 до 39:1:8:8:44 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

песок10,0-22,0
минеральный порошок8,0-11,0
отсев дробления щебня64,5-72,0
фракция0-5 мм
нефтяной вязкий битум4,7-5,5
резиновый модификатор0,8-1,5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных покрытий. .
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к гидроизоляционным покрытиям, и может быть использовано в качестве гидроизолирующего экрана полигонов захоронения отходов, гидроизоляционного покрытия емкостей строительного назначения, шламовых амбаров, ям и т.д.

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве гидрофобных минераловатных материалов со связующим. .
Мастика // 2296111
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при изготовлении биостойких строительных материалов и изделий, например мастик, асфальтовых бетонов и растворов.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий. .
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытия автомобильных дорог. .
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов.
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве.
Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к технологии производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для приготовления складируемых эмульсионно-минеральных смесей для среднего и ямочного ремонта дорожных покрытий
Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к устройству защитных слоев дорожных покрытий
Изобретение относится к составам асфальтобетонных смесей и может быть использовано для покрытий автомобильных дорог
Изобретение относится к получению дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к области армирования асфальтобетонных покрытий, и может быть использовано для строительства автодорог, аэродромов и др
Изобретение относится к стабилизирующим добавкам на основе битума, которые используются в асфальтобетонных смесях и могут найти применение при изготовлении дорожных покрытий при использовании щебеночно-мастичных асфальтобетонов
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства покрытия автомобильных дорог
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве
Изобретение относится к области строительства дорог и касается составов дорожных покрытий

Изобретение относится к материалам защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты
Наверх