Сцепное устройство тягача

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к устройствам для сцепления прицепа с тягачом. Сцепное устройство тягача содержит охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, и корпус, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющего глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанного с охватывающим элементом, наконечник дышла прицепного звена, снабженный кольцевой проточкой и размещенный в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторы, с одной стороны шарнирно установленные на корпусе, взаимодействующие через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, а с другой стороны соединенные упругой связью, вал с двухсторонним кулачком, установленный в плоскости фиксаторов, контактирующих с внутренними поверхностями фиксаторов и снабженный приводным рычагом с упором на корпусе, ограничивающим ход рычага. В корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом. Наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями. Приводной рычаг снабжен управляющим тросом. Корпус снабжен дренажными отверстиями. Изобретение позволяет облегчить соединение и рассоединение прицепа с тягачом, а также обеспечивает возможность компенсации угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание сцепного устройства. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к устройствам для сцепления прицепа с тягачом.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый крюк и сцепную петлю. Сцепная петля укладывается в зев тягового крюка и удерживается в нем накидной защелкой. Последняя от проворачивания вокруг оси стопорится замком. Надежность сцепки обеспечивается шплинтом, соединяющим замок и накидную защелку в единое целое. Устойчивому положению защелки способствует пружина (см. Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Конструкция теория и расчет - Л.: Машгиз, 1961. с.12-13, рис.4).

Недостатками данного тягово-сцепного устройства являются малая износостойкость вследствие больших зазоров в соединении тяговый крюк - сцепная петля, неудобство соединения и рассоединения тягача с прицепным звеном.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению (прототипом) является тягово-сцепное устройство тягача, содержащее прицепную скобу, связанную шарнирно цилиндрическими цапфами с задними шарнирами задних тяг, передние концы которых связаны с рамой тягача, охватывающий прицепную скобу элемент, жестко соединенный с дышлом прицепного звена и взаимодействующий своими поверхностями с упорами скобы. Упоры выполнены в виде сквозной выемки, образованной в скобе взаимно пересекающимися вертикальной плоскостью, перпендикулярной продольной оси симметрии скобы и симметричными относительно продольной оси скобы цилиндрическими поверхностями с осями, проходящими через точки пересечения с вертикальной плоскостью, и радиусами радиальных сечений, равными длине вертикальной плоскости (см. патент РФ №2214925, М. кл. 7 В60D 1/00).

Основными недостатками тягово-сцепного устройства тягача являются неудобство соединения и рассоединения прицепа с тягачом из-за жесткого соединения охватывающего элемента и дышла прицепного звена, невозможность компенсации угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно тягово-сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание тягово-сцепного устройства.

Предлагаемым изобретением решается задача облегчения соединения и рассоединения прицепа с тягачом, а также обеспечение возможности компенсации угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание сцепного устройства.

Для достижения указанного технического результата сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, с одной стороны шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, а с другой стороны соединенными упругой связью, валом с двухсторонним кулачком, установленным в плоскости фиксаторов, контактирующим с внутренними поверхностями фиксаторов и снабженным приводным рычагом с упором на корпусе, ограничивающим ход рычага, при этом в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

Кроме того, наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

Кроме того, приводной вал снабжен управляющим тросом.

Кроме того, корпус снабжен дренажными отверстиями.

Облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом обеспечивается за счет того, что в корпусе сцепного устройства выполнено отверстие, в которое входит наконечник дышла прицепного звена с кольцевой проточкой, с возможностью удержания наконечника в корпусе при сведенных фиксаторах и свободного выхода из корпуса при разведении фиксаторов двухсторонним кулачком.

Компенсация угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание сцепного устройства, обусловлена тем, что наконечник дышла прицепного звена имеет кольцевую проточку, взаимодействующую через поперечные прорези корпуса с фиксаторами.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен главный вид на сцепное устройство тягача; на фиг.2 - вид А сбоку фиг.1; на фиг.3 - вид Б фиг.1 с местным разрезом в вертикальной плоскости; на фиг.4 - вид В фиг.2; на фиг.5 - вид Г фиг.2 с местным разрезом; на фиг.6 - разрез по линии Д-Д фиг.1 с фиксаторами в раскрытом состоянии.

Дополнительно на фиг.2 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов и кулачка, на фиг.3 пунктирными линиями показаны невидимые части кулачка, управляющего рычага и контуры корпуса, а на фиг.6 пунктирными линиями обозначены упор на корпусе управляющего рычага и невидимые части внешнего контура корпуса.

Сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, на чертеже не показан, соединенный с дышлом 1 прицепного звена снабжено корпусом 2, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса 3, имеющим глухое цилиндрическое отверстие 4. Наконечник 5 дышла прицепного звена, жестко связанный с дышлом 1, снабжен кольцевой проточкой 6 и размещен в глухом цилиндрическом отверстии 4 корпуса 2. С одной стороны на корпусе 2 шарнирно установлены фиксаторы 7 на оси 8, взаимодействующие через поперечные прорези 9 корпуса 2 с кольцевой проточкой 6 наконечника 5 дышла прицепного звена, а с другой стороны - соединенные упругой связью при помощи пружины 10. Вал 11 с двухсторонним кулачком 12 установлен в плоскости фиксаторов 7, контактирующий с внутренними поверхностями фиксаторов 7, и снабжен приводным рычагом 13 с упором 14 на корпусе 2, ограничивающим ход рычага 13. В корпусе 2 выполнены сквозные отверстия 15 для соединения с охватывающим элементом и дренажные отверстия 16. Наконечник 5 дышла прицепного звена и фиксаторы 7 снабжены коническими направляющими частями 17 и 18 соответственно. Рычаг 13 снабжен управляющим тросом 19, связанным с кабиной водителя.

Сцепное устройство тягача работает следующим образом.

При движении тяговое усилие от тягача передается через отверстия 15 на корпус 2. Далее усилие передается через поперечные прорези 9 корпуса 2 и поверхности фиксаторов 7 на кольцевую проточку 6 наконечника 5 дышла прицепного звена и на дышло 1. При набегании прицепного звена на тягач усилие от прицепного звена передается на дышло 1, далее - на наконечник 5 дышла прицепного звена. Наконечник 5 дышла прицепного звена упирается стенками кольцевой проточки 6 в фиксаторы 7 и передает усилие от набегающего прицепного звена на корпус 2, который в свою очередь через отверстия 15 передает усилие на тягач.

При соединении сцепного устройства тягача с прицепным звеном наконечник 5 дышла прицепного звена направляется открытой частью корпуса 2 в виде усеченного конуса 3 в глухое цилиндрическое отверстие 4 корпуса 2. Наконечник 5 дышла прицепного звена проходит внутрь корпуса 2, взаимодействует своей конической направляющей частью 17 с конической направляющей частью 18 фиксаторов 7 и разжимает фиксаторы 7. Фиксаторы 7 под действием пружины 10 сходятся, захватывают наконечник 5 дышла прицепного звена и надежно удерживают его в этом положении под действием пружины 10.

Для рассоединения водитель воздействует на трос управления 19 и через приводной рычаг 13 поворачивает вал 11 с кулачком 12, который раздвигает фиксаторы 7, освобождая наконечник 5 дышла прицепного звена.

При движении по неровным поверхностям компенсация угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание сцепного устройства, обусловлена тем, что наконечник 5 дышла прицепного звена имеет кольцевую проточку 6, взаимодействующую через поперечные прорези 9 корпуса 2 с фиксаторами 7.

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает облегчение соединения и рассоединения прицепного звена с тягачом, а также возможность компенсации угловых колебаний дышла прицепного звена вокруг своей оси относительно сцепного устройства, возникающих при движении по неровной поверхности и вызывающих скручивание сцепного устройства.

1. Сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, отличающееся тем, что оно снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющего глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанного с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, с одной стороны шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, а с другой стороны соединенными упругой связью, валом с двухсторонним кулачком, установленным в плоскости фиксаторов, контактирующим с внутренними поверхностями фиксаторов и снабженным приводным рычагом с упором на корпусе, ограничивающим ход рычага, при этом в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что приводной рычаг снабжен управляющим тросом.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус снабжен дренажными отверстиями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам автопоездов, когда требуется соединение большегрузных транспортных средств в условиях трудной проходимости и бездорожья.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных полуприцепов. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях различных автопоездов. .

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу, и может быть использовано для повышения тягово-сцепных качеств транспортного средства и снижения динамических нагрузок на его ходовую часть и трансмиссию при неустановившихся режимах движения путем гашения продольных резонансных колебаний прицепа.

Изобретение относится к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например к автопоездам, и может быть использовано для повышения маневренности автопоезда путем увеличения длины дышла при значительных углах складывания.

Автопоезд // 2290323
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться для уменьшения курсового увода прицепов тракторных поездов. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2314960
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения, касается тягово-сцепных устройств транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к составным транспортным и транспортно-технологическим средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании и изготовлении тягово-сцепных устройств транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к буксировочным устройствам и предназначено для гусеничных и колесных транспортных средств: танков, САУ, БТР, БМП и других

Изобретение относится к системе буксировки транспортного средства на автостраде
Наверх