Способ получения гелеобразного ракетного монотоплива

Изобретение относится к ракетным топливам. В предложенном способе получения гелеобразного ракетного монотоплива осуществляют диспергирование алюминия до размера частиц 0,15 мкм, добавляют его в жидкий окислитель N2O4, после чего осуществляют перемешивание. Причем N2O4 используют в количестве, достаточном для образования на поверхности частиц алюминия слоя N2O4 толщиной 0,06 мкм, обеспечивающего полное сгорание алюминия. Ракетное монотопливо, полученное указанным способом, имеет удельный импульс, близкий к 400 с.

 

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к области получения гелеобразного монотоплива для ракетных двигателей.

Монотоплива в ракетной технике известны давно. Это, прежде всего, безводный гидразин, перекись водорода, окись этилена, органические нитраты и др. Теплопроизводительность этих топлив не превышает 1000 ккал/кг, и поэтому они нашли применение лишь как вспомогательное топливо для целей управления и ориентации, ракетных систем, космических аппаратов и т.п.

Среди монотоплив для ракетных двигателей особое место занимают гелеобразные топлива, содержащие в своем составе горючее и окислитель. В литературе наряду с "гелеобразными" встречаются термины: полужидкие, полутвердые, пластичные, суспензионные, желеобразные, тиксотропные топлива.

Для получения гелеобразных топлив обычно используются химически активные и механически диспергированные твердые гелеобразователи. Это высшие жирные кислоты и их соли, высокомолекулярные соединения (полимеры) и тяжелые углеводороды, а также тонкоизмельченные силикагель, сажа, соединения металлов. Для гелирования ракетных горючих наиболее эффективно используются легкие металлы и их гидриды (см. патент США №3516879, опубликованный 23 июня 1970 года). Использование добавок легких металлов и их гидридов обеспечивает существенное повышение энергетических характеристик жидких ракетных топлив. В этом случае простейшим решением проблемы обеспечения устойчивости топлива при механических и тепловых воздействиях является загущение жидкого топлива.

Гелирование жидких ракетных топлив повышает их пожаробезопасность и снижает потери на испарение и утечки. Большинство гелеобразных топлив являются хранимыми. При этом монотоплива на гелеобразной основе обладают более высоким удельным импульсом, чем жидкие монотоплива. Их преимуществами по сравнению с твердыми топливами являются возможность заправки на старте и сравнительно простое регулирование модуля тяги, т.к. при определенных условиях гелеобразное монотопливо приобретает подвижность и способно подобно жидкости течь по трубопроводам и распыляться форсунками (см. патент Великобритании №1147659, опубликованный 2 апреля 1969 г.).

Основным недостатком гелеобразных топлив являются слабые структурные связи, поэтому для обеспечения приемлемой стабильности топлива необходимо введение не менее 5-10% гелеобразователя. По этой же причине гелеобразные топлива имеют высокую чувствительность к нагрузкам. Достоинством гелеобразных топлив является отсутствие фазовых изменений при повышении температуры, благодаря чему топливо сохраняет агрегативную стабильность в широком диапазоне температур окружающей среды.

Недостаточная теплопроизводительность монотоплив ограничивала возможность их использования для более мощных ракетных двигателей. Для получения монотоплив с большей теплопроизводительностью были разработаны гелеобразные топлива с добавками частиц металла.

Способ получения гелеобразного ракетного монотоплива заключается в загущении жидкого окислителя и введении в него тонко измельченного металла (см. сборник "Ракетные топлива" под редакцией академика АН БССР Я.М.Паушкина, доктора технических наук А.З.Чулкова, М., Мир, с.114-143). В указанном источнике в качестве высокоэнергетических металлов рассматриваются бор, бериллий, литий, магний, алюминий. Однако, из-за высокой токсичности бор и бериллий практически не применяются, литий обладает высокой химической активностью, что затрудняет его применение как в чистом виде, так и в смешанном с окислителем виде, магний среди перечисленных металлов имеет самое низкое тепловыделение при сгорании в кислороде, поэтому наиболее доступным и приемлемым металлом остается алюминий.

На настоящее время известны следующие гелеобразные топлива, содержащие алюминий, полученные путем загущения слабых окислителей и введения в них тонко измельченного металла. К таким топливам можно отнести, например:

C(NO2)4-Al+загуститель, CH3NO3 -Al+загуститель

(см. монографию Я.М.Паушкин "Жидкие и твердые химические ракетные топлива", М., Наука, 1978, с.90, 106); а также гелеобразное монотопливо, представляющее собой 10-30% суспензию Be, В, Al или Mg в C(NO2)4 - (тетранитрометане), загущенном войлочными волокнами и полидифтораминоорганическим соединением (см. сборник "Ракетные топлива" под редакцией академика АН БССР Я.М.Паушкина, доктора технических наук А.З.Чулкова, М., Мир, 1975, с.114-143).

Указанный ниже способ получения монотоплива может быть принят в качестве прототипа.

Недостатками прототипа являются:

1. Необходимость добавки загустителя для исключения осаждения алюминиевого порошка.

2. Гелеобразные монотоплива, уже имеющие в своем составе окислитель для сжигания горючего, обладают меньшим удельным импульсом, чем обычные двухкомпонентные ракетные топлива.

3. Пониженные окислительные свойства окислителя, выбранного исходя из требований исключения взаимодействия окислителя с загустителем.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является разработка ракетного монотоплива, лишенного указанных выше недостатков.

Согласно изобретению поставленная задача решается с использованием приемов нанотехнологии. Для этого алюминий измельчают до получения порошка заданной дисперсии и добавляют в окислитель в пропорции, достаточной для образования на поверхности каждой частицы слоя окислителя, обеспечивающего полное сжигание частицы, и перемешивают смесь до образования гелеобразной массы.

Порошок алюминия заданных размеров можно получить известными способами, например, измельчением шаровыми мельницами или вакуумным осаждением паров алюминия. Кроме того, известно, что для жидкостей, смачивающих поверхность твердых тел, на границе контакта с твердым телом образуется переходный слой, обладающий упругостными свойствами, при этом толщина переходного слоя жидкого слоя окислителя составляет от 0,06 до 0,09 мкм (см. статью У.Б.Базарона, Б.В.Дерягина, А.В.Булгодаева "Исследование сдвиговой упругости жидкостей в объеме и граничных слоях" в сборнике "Исследования в области поверхностных сил", Москва, Наука, 1967 г.).

Указанные размеры толщины жидкого окислителя подтверждаются результатами экспериментов, проведенных на установках, специально разработанных для изучения протекающих процессов (см. Технический отчет Т38-18/66. Автор: Валиев Б.Г. "Исследование процессов истечения рабочих жидкостей из микроотверстий сплава Амг6", 1966 г., ФГУП "Государственный ракетный центр "КБ им. академика В.П. Макеева", г.Миасс Челябинской обл.).

В этом направлении также проведены работы и по определению толщины слоя жидкости при контакте жидкого тетраоксида азота (окислителя N2О4) с алюминием. Измерения показали, что толщина слоя жидкого окислителя равна ˜0,06 мкм. Указанная особенность смачивания позволяет путем увеличения удельной поверхности порошка алюминия путем диспергирования обеспечить возможность полного сгорания частицы алюминия при взаимодействии окислителя N2O4, содержащегося в пленке, обволакивающей частицу.

Эти исследования показывают принципиальную возможность получения монотоплива, состоящего из частиц алюминия, обволоченных слоем тетраоксида азота толщиной 0,06 мкм.

Как известно, в окислительной среде поверхность алюминия покрыта плотной пленкой окислов алюминия, поэтому при контакте частиц алюминия с окислителем последний имеет контакт только с пленкой окислов алюминия. Учитывая указанное обстоятельство, экспериментальные работы проводились в два этапа: на первом этапе пудра окиси алюминия добавлялась в жидкий тетраоксид азота (N2O4) и смесь перемешивалась, в итоге получилась вязкая гелеобразная жидкость; на втором этапе частицы алюминия предварительно диспергировались до размера частиц 0,15 мкм, затем расчетное количество навески порошка алюминия добавлялось в заданный объем окислителя - тетраоксид азота, достаточный для образования на поверхности частиц алюминия слоя N2O4 толщиной 0,06 мкм, обеспечивающего полное сгорание алюминия, и смесь тщательно перемешивалась. В результате получалась гелеобразная масса, обладающая тиксотропными свойствами, которая представляет собой гелеобразное монотопливо для ракетных двигателей.

Ожидаемое значение удельного импульса ракетного монотоплива, полученного указанным способом, составляет 400 с.

Способ получения гелеобразного ракетного монотоплива, отличающийся тем, что осуществляют диспергирование алюминия до размера частиц 0,15 мкм, добавляют его в жидкий окислитель N2O4, причем N2O4 используют в количестве, достаточном для образования на поверхности частиц алюминия слоя N2O4 толщиной 0,06 мкм, обеспечивающего полное сгорание алюминия, после чего осуществляют перемешивание.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технологии переработки смесей азотной кислоты и оксидов азота, содержащих в качестве ингибитора коррозии фтористый водород, преимущественно окислителей жидких ракетных топлив.

Изобретение относится к области технологии переработки смесей азотной кислоты и оксидов азота, содержащих ингибиторы коррозии, преимущественно окислителей жидких ракетных топлив.

Изобретение относится к взрывным работам, а именно к способу их ведения и к зарядам, используемым при этом. .

Изобретение относится к способу переработки ингибированных фтористым водородом, ортофосфорной кислотой и/или иодом смесей азотной кислоты и оксидов азота, преимущественно окислителей ракетных топлив, с получением очищенной от ингибиторов коррозии концентрированной или неконцентрированной азотной кислоты.
Изобретение относится к неорганической химии, а именно к способу утилизации меланжа кислотного - компонента ракетного топлива, а также отходов производства, содержащих азотную кислоту и окислы азота
Изобретение относится к горной промышленности, строительству и к другим отраслям промышленности, а также к военному делу, где возможно применение взрывчатых веществ

Изобретение относится к ракетному топливу, выделяющему водород при горении, и его вариантам. Ракетное топливо содержит боргидрид кремния и одно из следующих соединений: нитрат аммония безводный, динитрамид аммония, пятиокись азота, нитрат бора, нитрат бериллия, азотная кислота или шестиокись азота. Для балансировки реакции может быть добавлен третий компонент - дисилан. Компоненты приведены в определенном соотношении. Все варианты ракетного топлива обеспечивают высокую скорость реактивной струи за счет повышенной энергетики реакций и получения выделяющихся газов с малым средним молекулярным весом - водорода и воды. За счет варьирования компонентов состава и их соотношений возможно регулирование скорости реакции. 8 н.п.ф-лы.

Изобретение относится к ракетному топливу, а именно для жидкого, твердого и гибридного ракетного двигателя. Ракетное топливо содержит горючее и окислитель. В качестве горючего содержит боргидрид лития-алюминия, гидрид лития-алюминия, боргидрид кремния, силан, диборан, тетраборан, декаборан, боргидрид бериллия, в качестве окислителя - динитрамид аммония, нитрат аммония, нитрат бора, азотную кислоту и имеет такое соотношение компонентов, что двигатель в качестве газов выделяет только чистый водород. Топливо может включать добавочное количество борана, например тетраборана, и замедляющую добавку - ортоборную кислоту. Техническим результатом изобретения является повышение скорости реактивной струи и удельного импульса ракетного двигателя, даже без расширяющегося реактивного сопла. 9 н. и 5 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетным топливам. Предложены варианты ракетного топлива, включающие боргидрид и гидрид бериллия, лития, алюминия, лития-алюминия или кремния или тетраборан и азотсодержащий окислитель: нитрат аммония, динитрамид аммония, нитрат бора, нитрат бериллия, пятиокись азота, шестиокись азота, азотную кислоту. Техническим результатом является повышение скорости реактивной струи за счет повышения энергетики реакции и за счет увеличения выделяющихся газов с малым средним молекулярным весом, в частности, водорода. 25 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетным топливам. Предложены варианты ракетных топлив на основе декаборана в комбинациях с семью разными окислителями: пятиокисью азота, нитратом аммония, динитрамидом аммония, нитратом бора, нитратом бериллия, шестиокисью азота и азотной кислотой. Достигаемый технический результат заключается в повышении скорости реактивной струи за счет повышения энергетики реакции и за счет получения выделяющихся газов с малым средним молекулярным весом - водорода. Для управления скоростью реакции в топлива может быть добавлен гидрид и/или боргидрид металла или бора. 8 н. и 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетным топливам. Изобретения основано на том, что кислород реагирует только с металлом боргидрида (согласно ряду напряжений), а бор экзотермически реагирует с азотом и увеличивает энергетику реакции. Соединения бора, например бораны, боргидриды, кроме того, еще и дают большое количество водорода. Рассмотрены наиболее энергетичные боргидриды бериллия, алюминия, лития, лития-алюминия, кремния, тетраборан и декаборан в комбинациях с семью разными окислителями: азотной кислотой, пятиокисью азота, нитратом аммония, динитрамидом аммония, нитратом бора, нитратом бериллия, шестиокисью азота. Для увеличения количества выделяющегося водорода в реакцию добавлен аммиак. Техническим результатом изобретения является повышение скорости реактивной струи при повышении энергетики реакции за счет выделения газа с малым средним молекулярным весом - водорода. 38 н. и 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетному топливу. Решение основано на том, что бор или бериллий экзотермически реагирует с азотом и увеличивает энергетику реакции. При этом реализуются тройные (три компонента) или двойные двуэнергетические (азот - бор, металл - кислород) реакции, где первый компонент - боргидрид металла, второй - окислитель, содержащий связанный азот, и металл или бор, где соотношение первых двух компонентов берется исходя из баланса «бор - азот», а затем количество третьего компонента берется исходя из баланса «кислород - металл и, если он есть в третьем компоненте, бор», а водород не окисляется и выделяется в результате реакции. Предложены варианты топлив, включающие боргидрид бериллия, лития, алюминия, лития-алюминия и/или кремния с окислителем, содержащим связанный азот, динитрамид аммония, нитрат бора, нитрат бериллия, нитрат аммония, азотную кислоту, пятиокись азота или шестиокись азота, а в качестве третьего компонента - бериллий, литий, алюминий, кремний и/или бор или их гидриды, а также магний или гидрид лития-алюминия. Технический результат заключается в повышении скорости реактивной струи за счет повышения энергетики реакции и выделения газа с малым молекулярным весом - водорода. 33 н. и 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетным топливам. Рассмотрены ракетные топлива, включающие боргидрид бериллия, алюминия, лития, лития-алюминия или кремния, тетраборан или декаборан в комбинациях с семью разными окислителями: азотной кислотой, пятиокисью азота, нитратом аммония, динитрамидом аммония, нитратом бора, нитратом бериллия, шестиокисью азота. Для увеличения количества выделяющегося водорода в состав добавлен гидразин. Изобретение основано на том, что кислород реагирует только с металлом боргидрида, согласно ряду напряжений, а бор экзотермически реагирует с азотом и увеличивает энергетику реакции. Соединения бора, например, бораны, боргидриды, кроме того, еще дают большое количество водорода. Изобретение обеспечивает повышение скорости реактивной струи. 39 н. и 2 з.п. ф-лы.
Наверх