Сборная балка

Изобретение относится к области строительства, в частности к сборным балкам. Техническим результатом изобретения является обеспечение устойчивости к скручиванию. Сборная балка включает центральный несущий элемент и боковые стабилизирующие продольные элементы, расположенные в верхней части балки. Продольные элементы представляют собой две пары плавно изогнутых упругих лент. Центральный несущий элемент выполнен из двух симметричных частей, скрепленных посредством периодических поперечных элементов жесткости. Каждый элемент жесткости является сборным и состоит из трех трубчатых деталей. Две детали выполнены с криволинейными и прямолинейными частями и расположены зеркально-симметрично. Третья - соединительная деталь размещена между частями несущего элемента. Криволинейные части зеркально-симметричных деталей расположены снаружи балки и охватывают боковые стабилизирующие продольные элементы, а их прямолинейные части размещены внутри соединительной детали. Соединительная деталь имеет внутренний диаметр, равный наружному диаметру зеркально-симметричных деталей. 1 ил.

 

Согласно известному определению балка - это сплошная или трубчатая деталь конструкции, работающая преимущественно на изгиб. В любом курсе «Сопротивления материалов» можно прочитать, что оптимальным профилем балки является симметричный двутавр, однако практика мостостроения идет совсем другим путем. Как правило, цельнолитая бетонная балка имеет в сечении форму литеры «Т» со скругленными углами, а металлическая балка новейших мостов представляет собой короб из листового материала с профилем в виде перевернутой трапеции. Указанный магистральный путь «эволюции» можно проследить по серии изобретений, последнее в ряду которых защищено а.с. СССР №1.488.503 (МПК E21D 11/14, бюлл. 23/89 г.) Причина кажущегося противоречия - ложное предположение о чисто изгибном характере деформации балки. Это предположение справедливо только для короткой балки, длина которой превосходит высоту примерно в 7-10 раз. У современных мостовых балок соотношение размеров достигает 20-25, поэтому одновременно с «чистым» изгибом заметно проявляется общее («пролетное») растяжение конструкции. Проще говоря, балка довольно заметно «провисает» и тем самым приближается к тросу (канату). Условной границей между «жесткой» и «мягкой» моделями деформаций можно считать соотношение размеров примерно 50:1. Таким образом, чисто теоретически балку можно увеличить еще на 10-15 относительных единиц, но при использовании традиционных строительных материалов реализация подобной «сверхдлинной» балки вряд ли возможна.

АНАЛОГ. В патенте РФ № 2.228.990 (МПК 7E01D 2/00, Е04В 1/18, Е04С 3/07, бюлл. 14/04) предложена балка в виде трубы каплевидного профиля, выполненной из цельного по длине пролета упругого листа (фактически ленты). Исходный рулонный материал сначала разматывается, а затем складывается в поперечном направлении. Требуемая форма поддерживается за счет упругих свойств материала, а также за счет периодически установленных внутри трубы поперечных элементов - стяжек, распорок или каркасов. Наиболее существенное отличие - принцип цельности основного несущего элемента (упругой ленты). На сегодняшний день все мостовые балки пока еще являются «стыкованными», сборными в продольном направлении, что заметно ограничивает их по фундаментальному параметру (отношение длины к высоте, см. ранее). Цельными по длине являются тросы (канаты), однако они в качестве несущих элементов подвесного моста не обладают собственной жесткостью и вся конструкция в целом склонна к колебаниям. Предлагаемый в патенте № 2.228.990 ленточный несущий элемент выгодно соединяет положительные свойства традиционной «жесткой» балки и «мягкого» натяжного троса (каната).

Серьезная проблема трубчатой конструкции - монтаж поперечных элементов внутри несущей трубы. К сожалению, без дополнительных довольно сложных каркасных элементов жесткость трубы оказывается недостаточной. Фактически здесь мы имеем сочетание балки с «фермой» - системой стержней. Кроме того, труба плохо противостоит скручиванию и устойчивая мостовая конструкция возможна только при использовании нескольких параллельных труб.

ПРОТОТИП. В патенте РФ на полезную модель № 37.125 (МПК 7 Е04С 3/04, 3/10, бюлл. 10/04) предложен еще один вид сборной балки, выполненной из исходного рулонного материала. Как и у классического двутавра, здесь несущим является узкое вертикальное ребро (пакет цельных по длине пролета лент). Однако никаких утолщений-«приливов» на нижних краях лент не предусмотрено, поскольку высоколегированная сталь имеет максимально возможный модуль упругости и усилить что-либо уже невозможно. Интересно отметить, что даже у классического двутавра из «мягкой» стали нижние полки играют весьма незначительную роль - их ширину можно сократить примерно на две трети без снижения жесткости балки. Главным же условием устойчивости длинной балки является наличие в ее верхней части одной или нескольких трубчатых полостей, что достигается за счет использования четырех упругих, плавно изогнутых «вовнутрь» лент. Ленты соединены попарно между собой, а также с вертикальным ребром. Жесткие свойства достигаются за счет образующихся боковых ребер. Важное преимущество «тетрафлекса», т.е. сборной балки с четырьмя изогнутыми лентами,- возможность усиления несущего ребра за счет числа слоев.

Недостаток прототипа сходен с недостатком аналога, а именно - слабая устойчивость к скручиванию. Первоначально балка предназначалась только для симметричной нагрузки (подвесная транспортная система), однако это условие чрезвычайно сужает область возможных применений. С другой стороны, «бинарная» симметричность сборной балки предполагает возможность ее разделения на две половины, каждая из которых обладает гарантированной «локальной» устойчивостью в пределах 2-3 вертикальных размеров. Следовательно, при введении дополнительных периодических элементов жесткости балка получает свойства короба, но при этом содержит гораздо меньше материала.

Сущность изобретения

Задачей настоящего изобретения является разработка сборной балки широкого назначения, обладающей устойчивостью к скручиванию.

Поставленная задача решается с помощью признаков, указанных в формуле изобретения, общих с прототипом, таких как сборная балка, включающая центральный несущий элемент, а также боковые стабилизирующие продольные элементы, расположенные в верхней части балки и представляющие собой две пары плавно изогнутых упругих лент, и отличительных существенных признаков, таких как центральный несущий элемент выполнен из двух симметричных частей, скрепленных посредством периодических поперечных элементов жесткости, причем каждый элемент жесткости является сборным и состоит из трех трубчатых деталей, две из которых выполнены с криволинейными и прямолинейными частями и расположены зеркально-симметрично, а третья - соединительная деталь размещена между частями несущего элемента, при этом криволинейные части зеркально-симметричных деталей расположены снаружи балки и охватывают боковые стабилизирующие продольные элементы, а их прямолинейные части размещены внутри соединительной детали, имеющей внутренний диаметр, равный наружному диаметру зеркально-симметричных деталей.

Технический результат от вышеперечисленной совокупности признаков - балка, собираемая из рулонного материала прямо на месте монтажа, но при этом обладающая свойствами цельной конструкционной детали, легкая специализированная балка для пешеходного моста.

Краткое описание чертежей

Изобретение иллюстрируется чертежом, отражающим существенные признаки предлагаемого технического решения. На чертеже показан разрез специализированной балки для пешеходного моста. Позициями обозначены: 1 - несущее ребро, 2 - продольные стабилизирующие элементы в виде двух пар изогнутых упругих лент, 3 - трубчатые поперечные детали; 4 - соединительная труба, 5 - крепежные элементы (болты), 6 - настил моста.

Осуществление изобретения

Наличие предварительно напряженных боковых стабилизирующих элементов 2 обеспечивает каждой половине балки устойчивость независимо от другой половины. При раздельном нагружении одной из половин верхний край ребра 1 не сминается, а лишь отклоняется в сторону другого параллельного ребра. Поперечные элементы 3 необходимы только для того, чтобы предотвратить указанное «кручение» ребер под нагрузкой.

Наилучший вариант конструкции пешеходного моста - расположение настила 6 прямо внутри балки, однако для свободного прохода людей необходим некоторый запас по высоте (до 2,5 м). Понятно, что изображенная на чертеже конструкция требует доработки. Простейший способ расширения «жизненного пространства» - выполнение верхней части рамы 3 в виде арки, однако это приведет к заметному утяжелению всей конструкции. Более рациональное решение - «охватывающая» форма поперечных элементов, позволяющая снизить расход металла примерно вдвое, что и составляет суть настоящего изобретения. Поперечные элементы состоят из трех деталей, две из которых выполнены с прямолинейными и криволинейными частями и расположены зеркально-симметрично, а третья соединительная деталь размещена между частями несущего элемента, при этом криволинейные части зеркально-симметричных деталей расположены снаружи балки и охватывают боковые стабилизирующие продольные элементы, а их прямолинейные части размещены внутри соединительной детали, имеющей внутренний диаметр, равный наружному диаметру зеркально-симметричных деталей.

Детали 3 проходят сквозь отверстия в несущих ребрах 1 и закреплены внутри соединительной трубы 4, расположенной под настилом 6.

Чтобы избежать накопления загрязнений и атмосферных осадков, настил 8 необходимо выполнить из металлосетки или подобного материала, как это делается на промышленных предприятиях.

Сборная балка, включающая центральный несущий элемент, а также боковые стабилизирующие продольные элементы, расположенные в верхней части балки и представляющие собой две пары плавно изогнутых упругих лент, отличающаяся тем, что центральный несущий элемент выполнен из двух симметричных частей, скрепленных посредством периодических поперечных элементов жесткости, причем каждый элемент жесткости является сборным и состоит из трех трубчатых деталей, две из которых выполнены с криволинейными и прямолинейными частями и расположены зеркально-симметрично, а третья - соединительная - деталь размещена между частями несущего элемента, при этом криволинейные части зеркально-симметричных деталей расположены снаружи балки и охватывают боковые стабилизирующие продольные элементы, а их прямолинейные части размещены внутри соединительной детали, имеющей внутренний диаметр, равный наружному диаметру зеркально-симметричных деталей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сооружениям для ярмарочных и выставочных павильонов, состоящим из многоугольных в поперечном сечении полых профильных балок. .

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации. .

Балка // 2232125
Изобретение относится к металлическим конструкциям. .

Изобретение относится к области строительства, а более конкретно к несущим металлическим конструкциям покрытия производственных и общественных зданий. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к металлическим балкам, которые могут использоваться как несущие конструкции, а также в качестве опалубочных элементов.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в качестве несущих опор или стоек здания, например опорных стоек, при теплоизоляции стен, в оконных проемах в качестве дренажных или сливных труб.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для покрытия зданий и сооружений. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в зданиях и сооружениях из легких металлических конструкций. .

Изобретение относится к области строительства. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции подкрановых путей мостовых кранов с тяжелым режимом работы. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к швеллерной балке с полыми полками, расположенными вдоль противоположных краев балочной стенки и проходящими от этой стенки в одном направлении

Изобретение относится к области строительства, в частности к каркасному Т-образному профилю

Изобретение относится к несущим конструкциям объектов. Шпангоут переменной жесткости содержит наружный пояс, внутренний пояс и стенку. Стенка состоит из гофрированных и гладких участков, либо из гладких участков и гофрированных участков с изменяемыми геометрическими характеристиками гофров, либо из гофрированных участков, гладких участков и гофрированных участков с изменяемыми геометрическими характеристиками гофров, либо из гофрированных участков и гофрированных участков с изменяемыми геометрическими характеристиками гофров. Вокруг наружного пояса и/или внутреннего пояса предусмотрен бандаж, представляющий собой один или несколько витков напряженного механическим или электромеханическим способом троса. Изобретение направлено на увеличение несущей способности. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к строительству, в частности к металлостроительному производству стальных балочных безраскосных полисистемных ферм покрытий промышленных и гражданских зданий, сооружений и пролетных строений автомобильных и железнодорожных мостов. Полисистемная ферма представляет собой конструктивную систему, скомпонованную из жесткого несущего вантового элемента, верхнего пояса на двух опорах и нижнего пояса, жестко соединенных между собой стойками. Ферма состоит из четырех взаимодействующих конструктивных систем, объединенных в единую систему безраскосной решеткой из стоек и/или подвесок и двумя опорными частями с опорной стойкой и двумя опорными узлами в каждой части. Первая система включает вантовый элемент и верхний пояс, жестко соединенные в верхних опорных узлах; составные отрезки различной длины стоек и/или подвесок, жестко связанные в узлах полигональности вантового элемента и панельных узлах верхнего пояса. Вторая система содержит арочный элемент и нижний пояс, жестко связанные в нижних опорных узлах; составные отрезки различной длины стоек и/или подвесок, жестко соединенные в узлах полигональности арочного элемента и панельных узлах нижнего пояса. Третья система включает вантовый и арочный элементы, жестко соединенные между собой в плоскости фермы в двух точках их пересечения; верхний и нижний пояса и опорные стойки, жестко объединенные в верхнем и нижнем опорных узлах с вантовым и арочным элементами; составные отрезки различной длины стоек и/или подвесок, жестко связанные в узлах полигональности с вантовым и арочным элементами и в панельных узлах с верхним и нижним поясами. Четвертая система включает верхний и нижний пояса, опорные стойки, жестко соединенные в верхнем и нижнем опорных узлах; стойки и/или подвески, жестко связанные в панельных узлах верхнего и нижнего поясов и в узлах полигональности вантового и арочного элементов. Технический результат - осуществление новых условий взаимодействия элементов фермы, повышение технико-экономической эффективности. 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

Предложенное техническое решение относится к области строительства и предназначено для применения в качестве несущих конструкций покрытий зданий и сооружений. Металлическая ферма включает верхние пояса из парных уголков, нижний пояс из одиночного уголка и пространственно расположенные раскосы также из одиночных уголков, прикрепленных к поясам при помощи листовых фасонок, причем парные уголки верхних поясов состыкованы между собой посредством листовых фасонок, жестко прикрепленных к их перьям, с образованием составных зетовых (Z-образных) сечений. Технический результат - увеличение несущей способности сжатоизогнутых верхних поясов, снижение трудоемкости их изготовления. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к длинномерным металлоконструкциям. Длинномерная продольная секционная конструкция (ДПСК) состоит из двух продольных элементов, имеющих каждый, по меньшей мере, одну пару стыкуемых секций, объединенных с соответствующими секциями соседнего продольного элемента с помощью обоймы. Обойма состоит из набора связей, включающего одну пару внутренних установочной связей (ВУС), образующих при соединении стыковочный узел, две наружные силовые связи (HCC) (8), пары регулируемых сердечников (12) и пары упорных вкладышей (13). Между стыковочным узлом обоймы и НСС (8) образованы продольные полости, в каждой из которых размещены оконечности пары стыкуемых секций, отделенных друг от друга дистанционной упорной пластиной (ДУП), установленной на вертикальных пластинах соответствующей ВУС и/или НСС (8). Боковые стороны ДУП являются опорными для сопрягающихся с ними торцов оконечностей, являющуюся продолжением вертикального элемента стыкуемой секции. Второй вариант ДПСК включает более двух продольных элементов, а обойма имеет более одной пары внутренних связей, каждая из которых образует при соединении друг с другом стыковочный узел. Изобретение улучшает эксплуатационные качества ДПСК. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к монтажным соединениям растянутых элементов металлических конструкций двутаврового профиля. Фланцевое соединение растянутых элементов двутаврового поперечного сечения включает соединяемые несущие элементы, фланцы, расположенные в торцевой части элементов, ребра жесткости, прикрепленные одной стороной к фланцу, а другой - к несущему элементу, и высокопрочные болты, соединяющие фланцы между собой. При этом фланец имеет двутавровую форму поперечного сечения, состоит из двух полок и стенки, причем внутренние грани полок примыкают к стенке под углом. Технический результат состоит в снижении материалоемкости фланцевого соединения растянутых элементов двутаврового профиля. 3 ил.

Предлагаемое техническое решение относится к области строительства и может быть использовано в стержневых конструкциях покрытий (перекрытий) зданий и сооружений различного назначения. Техническим результатом предлагаемого решения является укорочение дополнительных стержней раскосной решетки, упрощение их узловых соединений с нижним поясом, основными раскосами и стойками, а также сокращение трудозатрат и расхода конструкционного материала. Указанный технический результат достигается тем, что раскосная решетка стержневых конструкций помимо верхнего (сжатого или сжато-изгибаемого) и нижнего (растянутого) поясов, основных раскосов и стоек снабжена также дополнительными раскосами. Верхние узловые соединения таких раскосов делят панели верхнего пояса на составные части, а нижние узловые соединения тех же раскосов совмещены с узловыми соединениями нижнего пояса и стержней решетки (основными раскосами и стойками). Дополнительные раскосы имеют Y-образную или Ψ-образную форму. 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к строительным конструкциям, в частности к стальным фермам. Технический результат - предупреждение обрушения фермы в случае локального разрушения одного из стержней или средних узлов нижнего пояса при возможном аварийном воздействии. Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, соединенных между собой решеткой. Отличительной особенностью конструкции является наличие дополнительного горизонтального стержня, захватов, расположенных на крайних раскосах фермы, коротышей в узлах нижнего пояса и кронштейнов, оборудованных пружинами. Дополнительный стержень содержит упоры, приваренные попарно - по одной паре напротив каждого из коротышей, и легкие хомуты. С помощью пружин сжатия он прижимается к захватам и ограничивается облегченными хомутами по смещениям из плоскости фермы. 7 ил.

Настоящее изобретение относится к машиностроению, а именно к длинномерной продольной секционной конструкции (далее - ДПСК) и устройству для стыкового соединения секций ДПСК - угловой двухлучевой обойме (УДО). Единый технический результат состоит в возможности создания профильных участков ДПСК и достигается за счет того, что в ДПСК, состоящей из двух и более параллельно расположенных продольных элементов, имеющих каждый, по меньшей мере, одну пару стыкуемых секций, последние соединены между собой и объединены с соответствующими стыкуемыми секциями соседнего продольного элемента, образуя пару смежных секций ДПСК, с помощью УДО, состоящей из набора связей, включающего выполненные в форме тавра внутренние связи, каждая пара из которых образует стыковочный узел, и две наружные силовые связи (НСС), выполненные, каждая, в виде швеллера и снабженные маячковыми накладками, где в средней части пластины ребра ВУС и пластины ребра НСС со стороны, обращенной к оконечностям пары стыкуемых секций соответствующего продольного элемента ДПСК, размещаемым в продольных полостях обоймы, образующихся при ее сборе между стыковочным узлом и НСС или между соседними стыковочными узлами и крайними стыковочными узлами и НСС, установлены разделяющие указанные оконечности друг от друга дистанционные упорные пластины, а также из элементов крепления обоймы в виде пары регулируемых сердечников и пары упорных вкладышей, НСС и ВУС изогнуты каждая в средней части, в плоскости расположения пластины ребра на угол изгиба (α), являющийся углом отклонения полки/полок связи от горизонтали, а каждая внутренняя запирающая связь в стыковочном узле обоймы составлена (составная ВЗС) из двух являющихся зеркальным отражением друг друга отдельных частей, торцевые кромки каждой из которых, отстоящие в стыковочном узле обоймы друг от друга на величину зазора, срезаны под углом (α/2) к вертикали с вершиной угла на свободной кромке пластины ребра, где (0<α</=90°). Конструкции ДПСК, для соединения смежных секции которых применены, в том числе УДО, использованы в качестве направляющих путей повторяющих профиль берегового откоса временных путей перемещения крупногабаритных и тяжеловесных грузов. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх