Бесплатформенная инерциальная навигационная система

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов, имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС). БИНС содержит три акселерометра и два датчика угловой скорости, соединенные с вычислительным устройством. В БИНС введены два имитатора, один из которых работает на участке начальной выставки БИНС, а другой на автономном участке. Имитаторы БИНС, кроме того, подключены к внешнему устройству коррекции и к внешнему свободному гироскопу. Технический результат - сокращение состава БИНС, используемой при модернизации изделий, имеющих в составе своего БО ГС. 3 ил.

 

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС).

Системы управления современного БПЛА представляют собой инерциальные системы управления на базе БИНС. Разработка новых систем БПЛА на основе уже изготовленных и находящихся в производстве изделий (модернизация) заменой БО таких изделий путем включения БИНС в состав БО позволяет сократить сроки разработки и стоимость БПЛА.

Обычная современная БИНС, взятая в качестве прототипа, как правило, содержит три датчика угловой скорости (ДУС) и три акселерометра, выходы которых соединены с вычислительным устройством (ВУ) [1].

Использование БИНС полного состава при модернизации изделия, имеющего в своем БО ГС, неоправданно удорожает систему управления изделием.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение стоимости БИНС, используемой при модернизации изделий, имеющих в составе своего БО ГС.

Поставленная задача решается за счет того, что в БИНС, содержащую три акселерометра и два ДУС, выходы которых соединены с вычислительным устройством, согласно изобретению дополнительно введены два имитатора ДУС, выходы и первые входы которых соединены с ВУ, второй вход первого имитатора соединен с внешним устройством коррекции (УК), а второй вход второго имитатора соединен с внешним ГС.

Существенным отличием заявленного решения от известного является то, что из состава БИНС исключен один из ДУС, а вместо него введены два имитатора, которые, используя имеющиеся сигналы и данные, полностью обеспечивают работу БИНС, что в конечном счете снижает стоимость модернизации изделия.

На чертежах поясняется конструкция предложенной БИНС и принцип ее действия: на фиг.1 изображена блок-схема БИНС; на фиг.2 приведены земная Oxgуgzg и связанная с объектом Ox0у0z0 системы координат и углы Эйлера ψ, υ, γ последовательности поворотов от земной к связанной системе координат; на фиг.3 приведены связанная с объектом Ox0у0z0 и связанная с выставляемой БИНС ОхБуБzБ системы координат.

Предложенная БИНС 1 включает в себя три акселерометра 2.1, 2.2 и 2.3 и два ДУС 3.1 и 3.2. Выходы акселерометров 2.1, 2.2 и 2.3 и ДУС 3.1 и 3.2 соединены с вычислительным устройством 4. Кроме этого БИНС1 включает в себя первый имитатор 5.1 ДУС и второй имитатор 5.2 ДУС. Выходы и первые входы обоих имитаторов 5.1 и 5.2 соединены с вычислительным устройством 4, второй вход первого имитатора 5.1 соединен с внешним устройством 6 коррекции, а второй вход второго имитатора 5.2 соединен с внешним ГС 7.

Следует пояснить, что при включении БИНС в состав БО требуется начальная выставка (НВ) БИНС при подготовке изделия к пуску. НВ БИНС производится с помощью внешнего УК БИНС, описанного, например, в [2], соединенного как с выставляемой БИНС, так и с базовым источником навигационной информации (например, ИНС) носителя.

Модернизируемый БПЛА обычно содержит в составе контуров стабилизации инерциальные датчики, причем для стабилизации угла крена используют ГС с аналоговым выходом по углу крена изделия. Вследствие ограничений по углам прокачки ГС разарретируют (переводят в режим измерения) в момент пуска изделия. На участке автономной работы БИНС выходной сигнал данного ГС может быть использован вместо ДУС по продольной оси изделия.

Таким образом, путем реализации данного изобретения можно обеспечить сокращение состава БИНС модернизируемых изделий, содержащих ГС, обеспечивая при этом НВ и автономную работу БИНС в усеченном составе. При этом на участке автономной работы БИНС может быть использован выход ГС, измеряющего угол крена изделия.

Все компоненты, входящие в состав заявленной БИНС, известны, в частности имитаторы ДУС можно выполнить программным путем или на дискретных компонентах, что не составляет предмета отдельного изобретения.

Заявленная БИНС работает следующим образом.

В процессе НВ БИНС 1 в УК 6 поступают из ИНС носителя углы Эйлера ориентации носителя, которые УК 6 передает на вход первого имитатора 5.1 ДУС. Используя эти углы Эйлера имитатор 5.1 ДУС определяет компоненты вектора угловой скорости вращения на оси связанной с носителем системы координат Ox0у0z0 (фиг.2). На второй вход имитатора 5.1 ДУС из ВУ 4 поступает матрица ориентации выставляемой БИНС 1. Имитатор 5.1 ДУС, используя углы Эйлера, полученные из УК 6 и матрицу ориентации из ВУ 4 определяет матрицу рассогласования между связанными системами координат носителя Ox0у0z0 и выставляемой БИНС ОхБуБzБ (фиг.3). Используя компоненты вектора угловой скорости и элементы матрицы рассогласования, имитатор 5.1 ДУС определяет проекцию угловой скорости на продольную ось БИНС и передает ее на вход ВУ 4.

В процессе автономной работы БИНС на второй вход второго имитатора 5.2 ДУС поступает угол ориентации, измеренный ГС 7, на первый вход имитатора 5.2 ДУС из ВУ 4 поступает матрица ориентации БИНС 1 и угловые скорости, измеренные ДУС 3.1 и 3.2 БИНС 1. Используя угол ориентации ГС 7, матрицу ориентации и угловые скорости БИНС 1, имитатор 5.2 ДУС определяет проекцию угловой скорости вращения БИНС 1 на ее продольную ось и передает эту проекцию на вход ВУ 4.

Работа БИНС на участке НВ.

На участке начальной выставки в процессе совместного полета в [3, стр.157] приведены кинематические соотношения между проекциями угловой скорости вращения на оси связанной системы координат и углами Эйлера (фиг.2).

На малых интервалах времени Δt

Подставляя (2) в (1), получим проекции угловой скорости на оси связанной с носителем системы координат.

Используя углы Эйлера ориентации носителя ψ, υ, γ, в соответствии с [3, стр.144] найдем матрицу перехода от нормальной земной (g) к связанной с носителем системе координат

БИНС 1 передает по первому входу имитатора 5.1 ДУС матрицу ориентации БИНС 1 от связанной с БИНС 1 к земной системе координат AgБ.

Тогда матрица рассогласования между связанными системами координат А (фиг.3) определяется по формуле

проекция угловой скорости на ось OxБ - по формуле

Параметр ωХБ из имитатора 5.1 ДУС поступает на вход ВУ 4.

Работа БИНС на автономном участке.

До начала автономной работы БИНС 1 производится разарретирование ГС 7 (перевод ГС 7 в режим измерения). В момент начала работы ГС 7 в режиме измерения угла имитатор 5.2 ДУС сохраняет текущую ориентацию БИНС 1 в виде, например, матрицы ориентации А и одновременно - измеренный ГС 7 угол крена γ0.

Расчет угловой скорости на выходе имитатора 5.2 ДУС производится с учетом установки ГС 7. Ниже приведен расчет угловой скорости для следующей установки ГС 7 на изделии:

- кинетический момент ГС 7 в момент раззаретирования совпадает с направлением оси О;

- внутренняя рамка ГС 7 в момент разарретирования совпадает с осью ОУБ;

- наружная/измерительная рамка ГС 7 в момент разарретирования совпадает с осью ОХБ.

Последовательность поворотов от неподвижной системы координат ГС 7 к системе координат, связанной с корпусом изделия (система координат ОхБуБzБ (фиг.3), υГ, ψГ, γГ совпадает с последовательностью поворотов [3, стр.72]. В соответствии с [3, стр.161] проекция угловой скорости на ось ОХБ

Для малых интервалов времени Δt

В соответствии с [3, стр.72]

Матрица А определяется имитатором 5.2 ДУС с использованием текущей и запомненной на момент разарретирования ГС 7 матрицы БИНС 1.

- матрица ориентации связанных осей БИНС 1 относительно ориентации этих осей на момент разарретирования ГС 7.

Таким образом, схема работы имитатора 5.2 ДУС следующая:

1) в момент разарретирования ГС 7 имитатор 5.1 сохраняет:

- угол измерений ГС 7,

- матрицу ориентации БИНС 1.

2) в соответствии с частотой обновления угловой скорости имитатор 5.2 ДУС:

а) принимает по своим входам:

γГ - угол измерений ГС 7,

AБg - матрицу ориентации БИНС 1,

ωУБ, ω - угловые скорости, измеренные ДУС 3.1 и 3.2 БИНС 1 по осям ОУБ, OzБ.

б) определяет угол ΨГ

ψГ=arcsin(a13)

в) определяет текущую угловую скорость

г) передает полученную угловую скорость ωХБ на вход ВУ 4 БИНС 1.

Источники информации:

1. О.А. Степанов "Особенности построения и перспективы развития инерциально-спутниковых систем", стр.26, 27. В сборнике статей и докладов "Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации". Санкт-Петербург, 2001 г.

2. Патент РФ №2193754, МПК G01C 21/10, 2002 г.

3. О.А. Горбатенко, Э.М. Макашов и др. "Механика полета", 1969 г., М., "Машиностроение", стр.72, 144, 157, 161.

Бесплатформенная инерциальная навигационная система, содержащая три акселерометра и два датчика угловой скорости, выходы которых соединены с вычислительным устройством, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены два имитатора датчика угловой скорости, выходы и первые входы которых соединены с вычислительным устройством, второй вход первого имитатора соединен с внешним устройством коррекции, а второй вход второго имитатора соединен с внешним свободным гироскопом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. .

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке. .

Изобретение относится к способам наблюдения за состоянием трубопровода большой протяженности. .
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущегося объекта. .

Изобретение относится к системам измерения и обработки информации и может быть использовано для определения линейного и углового отклонений упругого протяженного тела, одним концом закрепленного относительно заданной системы координат, в частности для измерения положения трубного става, погружаемого в воду с добывающего судна.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к навигации подвижных объектов: самолетов, ракет, кораблей, космических аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем управления

Изобретение относится к способу и устройству для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата, в частности транспортного летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации подвижных объектов управления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах управления подвижными объектами

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения текущих координат объекта и его угловой ориентации

Заявленное изобретение относится к области носителей, одновременно использующих информацию, получаемую от инерциального блока, и информацию, получаемую от системы спутниковой навигации, например системы GPS. Технический результат состоит в уменьшении, в случае возникновения неисправности у спутника, защитного радиуса вокруг вычисленного положения, ограничивающего ошибку определения истинного положения в соответствии с заданным уровнем риска для целостности, что определяет степень целостности системы. Для этого способ определения навигационных параметров носителя при помощи устройства гибридизации, содержащего фильтр (3) Калмана, формирующий гибридное навигационное решение на основе инерниальных измерений, рассчитанных виртуальной платформой (2), и необработанных измерений сигналов, переданных группой спутников и полученных от системы спутникового позиционирования (GNSS), отличающийся тем, что включает этапы, на которых определяют для каждого из спутников, по меньшей мере, одно отношение (Ir, Ir') правдоподобия между гипотезой наличия у данного спутника неисправности определенного типа и гипотезой отсутствия у спутника неисправности, констатируют наличие у спутника такой неисправности на основе отношения (Ir, Ir') правдоподобия, соответствующего неисправности определенного типа, и порогового значения, оценивают влияние констатированной неисправности на гибридное навигационное решение и корректируют гибридное навигационное решение в соответствии с оценкой влияния констатированной неисправности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями. Изобретение позволяет использовать более простое инерциальное устройство и повысить точность измерений. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным трехкомпонентными датчиками угловых скоростей (ДУС), установленными на УА и самолете-носителе (СН), на маневре СН типа «змейка», основанную на применении метода фильтрации Калмана. При поступлении в вычислитель УА соответствующей команды СН выполняет маневр типа «змейки», при этом начинается выполнение согласования векторов измерений ДУС УА и ДУС СН, по которому минимизируется взвешенная среднеквадратическая ошибка рассогласования измерений ДУС УА относительно измерений ДУС СН. Процесс согласования является рекуррентным. На каждом шаге используются текущие измерения сигналов датчиков, и вычисляется очередное приближение матрицы поворота, определяющей рассогласование осей блока ДУС УА относительно осей блока ДУС СН. В случае отсутствия ошибок измерений процесс завершается полным согласованием осей блоков, при котором измерения ДУС УА точно пересчитываются в измерения ДУС СН. По окончательной матрице поворота вычисляются результирующие оценки углов рассогласования между осями ДУС УА и ДУС СН, которые и определяют ориентацию изделия относительно носителя. Изобретение позволяет привести в готовность УА за короткое время, в частности не превышающее 5 секунд, с требуемой точностью.
Наверх