Редуктор вертолета соосной схемы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам вертолетов. Редуктор вертолета соосной схемы содержит ведущий вал, два коаксиально расположенных ведомых вала, внутренний и наружный, кинематически связанные между собой переборный и планетарный механизмы, каждый их которых включает солнечное колесо на ведущем валу и эпицикл на наружном ведомом валу. Переборный механизм содержит паразитные блоки, установленные в неподвижном корпусе. Планетарный механизм имеет сателлиты, помещенные в водило, жестко закрепленное на внутреннем ведомом валу, причем количество сателлитов больше на единицу количества паразитных блоков, число зубьев солнечного колеса и эпицикла переборного механизма кратно количеству паразитных блоков, сумма чисел зубьев этих же элементов в планетарном механизме кратна количеству сателлитов. Техническим результатом заявленного изобретения является создание редуктора, простого по конструкции и удобного при сборке, обеспечивающего при этом равные встречные обороты соосных валов. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предложение относится к машиностроению, в частности к редукторам вертолетов.

Известен главный редуктор Р-26 вертолета соосной схемы, содержащий ведущий вал с ведущим колесом, внутренний ведомый вал с малым колесом, наружный ведомый вал с большим колесом и переборную ступень с паразитными валами, каждый из которых содержит большое паразитное колесо, сцепленное с большим колесом наружного ведомого вала, и малое паразитное колесо, сцепленное с малым колесом внутреннего ведомого вала [1].

Недостатком известного устройства является его малый ресурс из-за передачи всего потока мощности через одно ведущее колесо.

Известен также главный редуктор вертолета соосной схемы, содержащий входной вал с ведущим колесом, два соосных выходных вала с ведомыми колесами, промежуточные соосные валы, на каждом из которых закреплены колеса, сцепленные с ведомыми колесами выходных валов, и колеса, сцепленные с ведущим колесом входного вала [2].

Недостатком данного устройства является то, что он применим для силовых установок вертолетов малой мощности (один двигатель в 600 л. с.). Его невозможно выполнить с малыми габаритами из-за однопоточной передачи мощности к каждому ведомому валу.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому решению является главный редуктор РВ-3Ф вертолета Ка-25 с соосными валами винтов [3].

Редуктор содержит ведущий вал, два ведомых вала, внутренний и наружный, кинематически связанные между собой переборный и планетарный механизмы. Каждый из механизмов включает солнечное колесо на ведущем валу и эпицикл на наружном ведомом валу. При этом переборный механизм содержит паразитные блоки, установленные в неподвижном корпусе, а планетарный механизм имеет сателлиты, помещенные в водило, жестко закрепленное на внутреннем ведомом валу.

Недостатками известного устройства являются сложность изготовления и трудность сборки и разборки корпуса переборного механизма и входящих в него паразитных блоков. Непосредственно корпус паразитных блоков состоит из трех труднособираемых узлов и не имеет жесткого крепления.

При сборке введение в зацепление колес паразитных блоков с соответствующими колесами ведущего и ведомого валов возможно только при строгой ориентации друг относительно друга. Колеса ведущего и наружного ведомого валов выполнены с числами зубьев (57 и 107 зубьев), которые некратны количеству паразитных блоков (6 штук). Это вынуждает при сборке редуктора маркировать зубья колес паразитных блоков. При этом помимо зубьев колес в данной конструкции нужно совмещать еще и многочисленные расточки корпусов, поэтому собрать такой механизм достаточно сложно.

Сложность изготовления состоит в получении одинаковой угловой ориентации колес всех паразитных блоков из-за выполнения их с прямыми зубьями.

Технический результат заявляемого решения заключается в создании редуктора для мощных вертолетов простого по конструкции и удобного при сборке, позволяющего при этом получить равные встречные обороты соосных валов.

Для достижения указанного технического результата в редукторе вертолета соосной схемы, содержащем ведущий вал, два коаксиально расположенных ведомых вала, внутренний и наружный, кинематически связанные между собой переборный и планетарный механизмы, каждый из которых включает солнечное колесо на ведущем валу и эпицикл на наружном ведомом валу, при этом переборный механизм содержит паразитные блоки, установленные в неподвижном корпусе, а планетарный механизм имеет сателлиты, помещенные в водило, жестко закрепленное на внутреннем ведомом валу, согласно предложению количество сателлитов больше на единицу количества паразитных блоков, при этом число зубьев солнечного колеса и эпицикла переборного механизма кратно количеству паразитных блоков, в то же время сумма чисел зубьев этих же элементов в планетарном механизме кратна количеству сателлитов, а передаточные отношения механизмов связаны выражением:

iпереб=2iпланет+1, где

iпереб - передаточное отношение переборного механизма;

iпланет - передаточное отношение планетарного механизма.

Также согласно предложению каждый паразитный блок включает косозубое колесо, жестко соединенное с прямозубым колесом посредством шлиц, которые выполнены как продолжение зубьев прямозубого колеса, срезанных по высоте, причем число зубьев косозубого колеса кратно числу зубьев прямозубого колеса. При этом каждый паразитный блок выполнен с возможностью фиксации в осевом положении и с опорой на корпус посредством подшипников, шарикового радиально-упорного и роликового, внутренняя обойма которого выполнена заодно с прямозубым колесом этого блока.

Наличие отличительных признаков, а именно выполнение устройства с количеством сателлитов, превышающим на единицу количество паразитных блоков, кратность числа зубьев солнечного колеса и эпицикла переборного механизма количеству паразитных блоков, кратность суммы чисел зубьев солнечного колеса и эпицикла планетарного механизма количеству сателлитов, выбор передаточных отношений механизмов в соответствии с выражением:

iпереб=2iпланет+1, где

iпереб - передаточное отношение переборного механизма,

iпланет - передаточное отношение планетарного механизма,

свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «новизна».

Задача подбора кинематической схемы понижающей передачи (редуктора) для получения встречного вращения винтов вертолета с равным числом оборотов достаточно сложна, так как при этом необходимо учитывать множество предъявляемых к такой конструкции математических, конструктивных и производственных требований. В связи с этими жесткими требованиями понижающие передачи, например редуктор, представленный в прототипе, выполняют с одинаковым числом сателлитов и паразитных блоков (в прототипе - 6).

Известно, что общий вес многоступенчатой передачи обратно пропорционален передаточному отношению замыкающей планетарной ступени. Передаточное отношение предлагаемого редуктора выше, чем у прототипа (6,273 против 5,632). При этом за счет определенного рационального сочетания числа зубьев, количества сателлитов и паразитных блоков удалось не только снизить вес редуктора, но и значительно упростить конструкцию. Оптимально подобранное сочетание передаточных отношений переборного и планетарного механизмов позволило убрать один из паразитных блоков, как следствие появилась возможность изготовления корпуса из двух жестких узлов, стянутых мощными призонными болтами, расположенными на окружности центров паразитных блоков. Таким образом, значительно снизилась трудоемкость сборки и разборки редуктора.

При сборке переборного и планетарного механизмов редуктора кратность чисел зубьев солнечного колеса и эпицикла числу паразитных блоков и кратность суммы чисел зубьев солнечного колоса и эпицикла числу сателлитов позволяет устанавливать их в произвольном положении без предварительной маркировки.

Одно из колес паразитного блока выполнено косозубым, значит, появилась возможность при сборке, передвигая каждый паразитный блок вдоль прямого зацепления одного из его колес, получить одновременный контакт всех пяти косозубых паразитных колес с косозубым колесом ведущего вала. Наличие регулировочных элементов между корпусом и подшипниками позволило жестко зафиксировать подобранное осевое положение паразитного блока.

Кратность чисел зубьев колес паразитного блока обеспечила одинаковое угловое положение этих колес относительно друг друга. Указанные признаки позволяют существенно снизить требования к точности ориентации одного колеса паразитного блока относительно другого и уменьшить трудоемкость изготовления редуктора.

Следует отметить, что известны устройства, например вышеуказанный редуктор Р-26, в котором достигнута полная кратность зубьев в зацеплении [1]. Это вызывает повышенную виброактивность передачи и, как следствие, быстрый выход ее из строя. Поэтому в заявляемом устройстве подбор чисел зубьев переборного и планетарного механизмов был выполнен при строгом соответствии передаточных отношений: iпереб=2iпланет+1.

В переборном механизме: солнечное колесо имеет 55 (пятьдесят пять) зубьев, эпицикл - 115 (сто пятнадцать) зубьев, 5 (пять) паразитных блоков с 17 (семнадцатью) зубьями на одном колесе, на срезанное продолжение которых для образования шлицевого соединения жестко насажено второе колесо с 51 (пятьюдесятью одним) зубом. Следовательно, передаточное отношение переборного механизма:

Из представленного выражения видно: число зубьев солнечного колеса и эпицикла переборного механизма кратно количеству паразитных блоков, а также число зубьев одного колеса паразитного блока кратно числу зубьев второго его колеса.

В планетарном механизме: солнечное колесо имеет 33 (тридцать три) зуба, эпицикл - 87 (восемьдесят семь) зубьев, 6 (шесть) сателлитов с 28 (двадцатью восьмью) зубьями на каждом. Следовательно, передаточное отношение планетарного механизма:

Из представленного выражения видно: сумма чисел зубьев солнечного колеса и эпицикла планетарного механизма кратна количеству сателлитов. Сопоставим передаточные отношения обоих механизмов и получим:

то есть 2iпланет+1=iпереб.

Оптимально найденные соотношения позволили создать конструктивно простой редуктор, удобный при сборке и обеспечивающий при вышеуказанных преимуществах равные встречные обороты соосных валов.

Из вышесказанного следует, что технический результат изобретения достигается новой совокупностью существенных признаков, как вновь введенных, так и известных, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности «изобретательский уровень».

Сущность предложения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен продольный разрез редуктора; на фиг.2 представлен поперечный разрез редуктора А-А с видом на планетарный механизм с планом угловых скоростей вращающихся элементов; на фиг.3 представлен поперечный разрез редуктора Б-Б с видом на переборный механизм с планом угловых скоростей вращающихся элементов.

Следует учесть, что на чертежах для большей ясности представлены только те детали, которые необходимы для понимания существа технического решения, а сопутствующие элементы, хорошо известные специалистам в данной области, на чертежах не представлены.

В приведенном примере конкретного выполнения редуктор представляет собой самостоятельный агрегат, установленный на вертолете для совместной работы с двумя двигателями, и вместе с ними составляет единую силовую установку вертолета.

Редуктор состоит из скрепленных между собой корпусов, внутри которых размещены: основной механизм редуктора, приводы агрегатов и масляная система.

Заявляемое устройство касается только части узлов и систем редуктора, эта часть включает верхний корпус с валами несущих винтов, корпус переборного механизма и сам переборный механизм, планетарный механизм редуктора.

Редуктор вертолета соосной схемы содержит ведущий вал 1, размещенный по продольной оси устройства на подшипниках 2 и 3, установленных соответственно в неподвижном корпусе переборного механизма 4 и крышке 5, стянутых между собой призонными болтами 6.

На ведущем валу 1 закреплены два цилиндрических солнечных колеса 7 и 8. Верхнее солнечное колесо 7 выполнено как прямозубое колесо внешнего зацепления с 33-мя прямыми корригированными зубьями. Нижнее солнечное колесо 8 выполнено как косозубое колесо внешнего зацепления с 55-ю косыми корригированными зубьями.

К корпусу переборного механизма 4 прикреплен верхний корпус 9, в котором на подшипниках 10 и 11 установлен наружный ведомый вал 12. На наружном ведомом валу 12 закреплены два эпицикла 13 и 14. Верхний эпицикл 13 выполнен как прямозубое колесо внутреннего зацепления с 87-ю прямыми корригированными зубьями. Нижний эпицикл 14 выполнен как прямозубое колесо внутреннего зацепления с 115-ю прямыми корригированными зубьями.

Внутри наружного ведомого вала 12 на подшипниках 15 и 16 установлен внутренний ведомый вал 17. К внутреннему ведомому валу 17 жестко закреплено водило 18, в котором на равных расстояниях по окружности расположены шесть сателлитов 19, а именно прямозубые шестерни внешнего зацепления с 28-ю прямыми корригированными зубьями. Сателлиты 19 установлены с опорой на водило 18 через подшипники 20. Каждый сателлит 19 находится в зацеплении с солнечным колесом 7 и эпициклом 13, образуя планетарный механизм.

В корпусе переборного механизма 4 и крышке 5 выполнены пять равноудаленных гнезд, в которых установлены роликовые подшипники 21 и шариковые радиально-упорные подшипники 22, являющиеся опорами паразитного блока 23. Паразитный блок 23 включает прямозубое колесо 24 внешнего зацепления с 17-ю прямыми корригированными зубьями, срезанными по высоте для образования 17-и наружных шлиц. На продолжение этих зубьев с натягом насажено косозубое колесо 25 внешнего зацепления с 51-м косым наружным зубом и 17-ю внутренними шлицами, одинаковым для всех пяти паразитных блоков угловым расположением наружных зубьев и внутренних шлиц. Каждое колесо 24 сцеплено с эпициклом 14, а каждое колесо 25 находится в зацеплении с солнечным колесом 8, образуя, таким образом, переборный механизм.

Под торцами шарикового радиально-упорного подшипника 22 расположены элементы 26, например регулировочные кольца, для осевой фиксации паразитного блока.

Внутренняя обойма роликового подшипника 21 выполнена заодно с прямозубым колесом 24 паразитного блока 23 для повышения жесткости блока и снижения виброактивности редуктора.

Устройство работает следующим образом.

Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателей к валам несущих винтов и другим узлам потребления на вертолете.

При вращении ведущего вала 1 солнечное колесо 8, сцепленное с пятью шестернями 25 приводит во вращение колеса 24, эпицикл 14 и соединенный с ним наружный ведомый вал 12, который получает вращение с пониженными оборотами и в направлении, обратном вращению ведущего вала 1 с передаточным отношением:

Одновременно при вращении ведущего вала 1 солнечное колесо 7 приводит во вращение сателлиты 19, которые, обкатываясь по вращающемуся эпициклу 13 и совершая, таким образом, планетарное движение, сообщают водилу 18 и соединенному с ним внутреннему ведомому валу 17 вращение в сторону ведущего вала 1 с пониженными оборотами.

При этом внутреннее передаточное отношение планетарного ряда составляет:

а передаточное отношение к внутреннему ведомому валу 17 составляет:

или

Таким образом, редуктор суммирует мощность обоих двигателей и передает ее на валы несущих винтов в соответствии с заданным режимом работы двигателей и обеспечивает привод вертолетных агрегатов.

Устройство было разработано и изготовлено на заводе имени В.Я.Климова и успешно использовано на предприятии заказчика.

Из вышесказанного следует, что изготовление данного устройства промышленным способом не вызывает затруднений, предполагает использование освоенных материалов и стандартного оборудования, что свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Источники информации

1. Механические передачи вертолетов. / Под редакцией В.Н.Кестельмана. М.: Машиностроение, 1983, с.104, рис.3.34, 3.35.

2. Патент RU №2059535, B64C 27/00, 1996.

3. Механические передачи вертолетов. / Под редакцией В.Н.Кестельмана. М.: Машиностроение, 1983, с.106-109, рис.3.39, 3.40.

1. Редуктор вертолета соосной схемы, содержащий ведущий вал, два коаксиально расположенных ведомых вала, внутренний и наружный, кинематически связанные между собой переборный и планетарный механизмы, каждый их которых включает солнечное колесо на ведущем валу и эпицикл на наружном ведомом валу, при этом переборный механизм содержит паразитные блоки, установленные в неподвижном корпусе, а планетарный механизм имеет сателлиты, помещенные в водило, жестко закрепленное на внутреннем ведомом валу, отличающийся тем, что количество сателлитов больше на единицу количества паразитных блоков, при этом число зубьев солнечного колеса и эпицикла переборного механизма кратно количеству паразитных блоков, сумма чисел зубьев этих же элементов в планетарном механизме кратна количеству сателлитов, а передаточные отношения механизмов связаны выражением

iпереб=2iпланет+1,

где iпереб - передаточное отношение переборного механизма;

iпланет - передаточное отношение планетарного механизма.

2. Редуктор вертолета соосной схемы по п.1, отличающийся тем, что каждый паразитный блок включает косозубое колесо, жестко соединенное с прямозубым колесом посредством шлиц.

3. Редуктор вертолета соосной схемы по п.1 или 2, отличающийся тем, что шлицы паразитного блока выполнены как продолжение зубьев прямозубого колеса, срезанных по высоте.

4. Редуктор вертолета соосной схемы по п.1 или 2, отличающийся тем, что число зубьев косозубого колеса паразитного блока кратно числу зубьев прямозубого колеса.

5. Редуктор вертолета соосной схемы по п.1 или 2, отличающийся тем, что каждый паразитный блок выполнен с возможностью фиксации в осевом положении.

6. Редуктор вертолета соосной схемы по п.1 или 2, отличающийся тем, что каждый паразитный блок выполнен с опорой на корпус с помощью подшипников, шарикового радиально-упорного и роликового, внутренняя обойма которого выполнена заодно с прямозубым колесом этого блока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам вертолетов. .

Изобретение относится к конструкциям главного редуктора вертолета с приводом от двух и более двигателей. .

Изобретение относится к узлам планетарной зубчатой передачи, в частности к узлам планетарной зубчатой передачи с многоуровневой ступенчатой компоновкой сателлитов для трансмиссии вертолета.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения редуктора привода несущего винта вертолета. .

Изобретение относится к многопоточному редуктору, в частности к редуктору с разделением потока крутящего момента на множество потоков для летательного аппарата, предпочтительно в варианте одновинтового винтокрылого летательного аппарата большой грузоподъемности

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими зубчатыми колесами валов винтов и связанная с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом. Внутренние кольца конических подшипников зафиксированы в осевом направлении относительно вала, а наружные кольца поставлены с упором в заплечики корпуса и втулки по схеме «в растяжку». Внешнее кольцо подшипника, установленное рядом с зубчатым венцом конической шестерни, имеет возможность жесткого контакта с заплечиком корпуса, а внешнее кольцо другого подшипника - возможность опоры на внутренний заплечик втулки. Последняя размещена в отверстии корпуса, имеющем паз для взаимодействия со шпонкой, связанной с поверхностью названной втулки. Поверхность втулки выходит за пределы корпуса своей наружной резьбой, сопряженной с резьбой гайки. Торец гайки имеет возможность контакта с корпусом редуктора снаружи. Гайка выполнена в виде глухого стакана с пазами, в одном из которых размещен зуб фиксатора, закрепленного на корпусе редуктора вертолета. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности редуктора. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы. На одном конце каждого вала закреплен несущий винт. Маслосборник расположен в камере корпуса и с помощью подшипников и конических зубчатых передач соединен со вторыми концами пустотелых валов верхнего и нижнего несущих винтов. При этом на валу верхнего несущего винта установлено насосное колесо с лопатками, выполненными на его внутренней поверхности под углом α относительно его радиуса, и оснащенное равномерно расположенными на нижней торцевой поверхности отверстиями, оси которых расположены параллельно оси насосного колеса. По внутренней поверхности маслосборника выполнены лопатки под углом β относительно его радиуса, противоположно направленные наклону лопаток упомянутого насосного колеса. Корпус камеры заполнен смазочным материалом и посредством канала, зазоров и калиброванных отверстий гидравлически связан с подшипниками и зубчатыми передачами. Достигается повышение надежности редуктора соосных винтов. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам автоматического управления летательными аппаратами. Способ помощи пилоту однодвигательного винтокрылого летательного аппарата (1) на этапе полета в режиме авторотации включает мониторинг работы во время полета теплового двигателя (13), чтобы определить его отказ, в частности, через падение мощности на указанном несущем винте (2), и затем, когда определен отказ указанного теплового двигателя (13), управляют электрической машиной (12) на подачу вспомогательной мощности We на указанный несущий винт (2), чтобы помочь, таким образом, пилоту указанного летательного аппарата (1) управлять указанным летательным аппаратом (1) на этапе полета в режиме авторотации вследствие указанного отказа. Летательный аппарат (1) содержит гибридную силовую установку, снабженную тепловым двигателем (13), электрической машиной (12) и главным редуктором (11), средство накопления (14) электроэнергии и несущий винт (2), механически связанный с указанной гибридной силовой установкой (5), устройство помощи пилоту (10), средство управления (15) электрической машиной, снабженное памятью (16). Достигается возможность перехода на этап полета в режиме авторотации и осуществления посадки при работе несущего винта в указанном режиме. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Трансмиссия вертолета, содержит двигатель, посредством муфты своим валом соединенный с ведущим валом редуктора, кинематически связанным с валом несущего винта вертолета, со ступицей винта, несущей шарнирно связанные с ней лопасти с комлями, снабженными поводками для связи с автоматом перекоса. Вал двигателя соединен с полумуфтой, имеющей пазы, выполненные с криволинейными стенками и расположенные параллельно ее оси, в которые входят пакеты из плоских пружин, связанные с ведомой полумуфтой. Полумуфта соединена с возможностью свободного относительного вращения с ведущим валом редуктора, соединенным с барабаном храповым колесом. Зубья храпового колеса расположены с возможностью зацепления с зубьями на буксе, связанной с ведомой полумуфтой цилиндрическим шлицевым соединением и имеющей проточку. На внешней поверхности расположено водило с осевыми пазами, в которых размещены соответствующие зубья буксы. Водило имеет внутренний пустотелый цилиндрический выступ, наружная поверхность которого оснащена кольцевым гребнем. На наружной поверхности расположены колодки с проточками для гребня, снабженные осевыми пазами, имеющие возможность контакта с зубьями вилки. Между зубьями вилки и пазами колодок установлены пружины дугообразной формы. Между водилом и буксой установлены пружины, имеющие возможность опоры на соответствующие торцы водила и буксы. Достигается повышение надежности трансмиссии вертолета в периоды неустановившегося движения и в случае полета в режиме авторотации при отказе двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к невращающемуся универсальному шарниру, предназначенному для соединения корпусов двигателя и редуктора вертолета. Невращающийся универсальный шарнир (10) для привода вертолета имеет крестовину, определяемую кольцом (30), которое имеет четыре соединительные части (31), разнесенные на 90° друг от друга, и взаимодействующие с соответствующими вильчатыми элементами (15), образующими концы соответствующих консолей (14) двух соединительных элементов (11, 12), которые при использовании зафиксированы относительно корпуса (6) двигателя (2) и корпуса (7) редуктора (3). Каждый вильчатый элемент (15) и соответствующая соединительная часть (31) имеют соответствующие сквозные отверстия (19, 20, 32), которые коаксиальны друг с другом и в которые входит винт (34). Демпфирующие элементы (55) расположены между соединительными частями (31) кольца (30) и стержнями (39) винтов (34) и между соединительными частями (31) кольца (30) и вильчатыми элементами (15). Технический результат: уменьшение износа, вызываемого фреттинг-коррозией и ударной нагрузкой, и уменьшение массы невращающегося универсального шарнира простым способом, который предпочтительно легко устанавливать между двигателем и редуктором вертолета. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям силовых установок летательных аппаратов. Летательный аппарат (1) оснащен вращающейся несущей поверхностью (2) и газотурбинными двигателями (11, 12, 13) для приведения в движение упомянутой вращающейся несущей поверхности (2). Летательный аппарат содержит два идентичных основных газотурбинных двигателя (11, 12), каждый из которых может работать, по меньшей мере, в одном специфическом режиме, связанном с основной мощностью (PMD, PIU), и вспомогательный газотурбинный двигатель (13), который может работать в указанном, по меньшей мере, одном специфическом режиме, выдавая вспомогательную мощность (PMD', PIU'), пропорциональную соответствующей основной мощности (PMD, PIU) с коэффициентом пропорциональности (k), меньшим или равным 0,5. При этом упомянутый летательный аппарат имеет систему (20) управления для приведения в действие вращающейся несущей поверхности за счет непрерывной работы каждого основного газотурбинного двигателя (11, 12) во время полета и дополнительно вспомогательного газотурбинного двигателя (13), по меньшей мере, во время одной заранее определенной специфической фазы. Достигается снижение удельного расхода топлива при крейсерском полете. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям редукторов вертолетов и конвертопланов. Планетарный механизм для летательного аппарата (1), выполненного с возможностью висения, имеет солнечную шестерню (7), вращающуюся вокруг первой оси (A), неподвижную коронную шестерню (9), расположенную соосно с первой осью (A) и радиально снаружи относительно солнечной шестерни (7). Множество планетарных шестерен (11) помещены между зубьями солнечной (7) и коронной шестерен (9), зацепляются с ними и вращаются вокруг соответственных вторых осей (B), которые, в свою очередь, обращают вокруг первой оси (A). Средство подачи смазки (16) имеет несколько сопел (17), скомпонованных вокруг первой оси (A) и солнечной шестерни (7), чтобы создавать кольцевой поток (F) смазки. Достигается улучшение смазки солнечной шестерни. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям приводов соосных винтов летательных аппаратов. Устройство для привода соосных винтов винтокрылого летательного аппарата состоит из силовых цилиндров (1), поршни (2) которых через штоки (3) свободно упираются в качающиеся конические зубчатые колеса (4) с числом зубьев «n». Колеса (4) находятся в зацеплении с парами соосно расположенных конических колес (5) и (6). Устройство содержит два соосных вала - центральный (7) и трубчатый (8). На центральном валу (7) установлено зубчатое колесо (9) с числом зубьев «n+1», а на противоположной стороне трансмиссии на трубчатом валу (8) установлено зубчатое колесо (5) с числом зубьев «n-1». Колеса 5 и 9 входят в зацепление с зубчатыми колесами 4. Достигается снижение массы летательных аппаратов и упрощение их конструкции. 1 ил.
Наверх