Камера сгорания газотурбинного двигателя

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с кольцевыми внутренней и наружной обечайками, устройство для плавного изменения соотношения площадей проходных сечений первичных и вторичных каналов и коллектор-стабилизатор. В реакторной зоне имеются створки и проставки, образующие внутреннее и внешнее кольца. Створки и проставки шарнирно соединены между собой с возможностью изменения соотношения площади проходного сечения в радиальном направлении. Коллектор-стабилизатор выполнен по замкнутому контуру неподвижным. Изобретение повышает надежность и улучшает ремонтопригодность камеры сгорания, а также обеспечивает равномерное поле температур на выходе из последней. 4 ил.

 

Изобретение относится к турбостроению, а именно к кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей (ГТД).

Известно устройство для сжигания топлива в ГТД, содержащее корпус с кольцевыми внутренней и наружной обечайками и привод. В реакторной зоне установлены неподвижные и подвижные относительно первых в окружном направлении разделители потока, образующие чередующиеся первичные и вторичные каналы с изменяемым соотношением площадей проходных сечений. В неподвижных разделителях потока выполнены каналы для подвода топлива в топливные коллекторы-стабилизаторы пламени, устанавливаемые на входе в первичные каналы и состоящие из неподвижных и подвижных частей, телескопически соединенных между собой и жестко закрепляемых соответственно на неподвижных и подвижных разделителях потоков [1].

Недостатком такой камеры сгорания (КС), принятой за прототип, является неравномерность поля температур на выходе из КС в осевом и радиальном направлениях, связанная с наличием чередующихся первичных и вторичных каналов, образованных разделителями потоков, что снижает ресурс газовой турбины. Кроме того, в конструкции, выполненной в виде секторов, для обеспечения эффективного смешения топливовоздушной смеси требуется увеличение протяженности зоны смешения КС, что приводит к увеличению ее габаритных размеров.

Технической задачей изобретения является усовершенствование прототипа, а именно повышение ресурса газовой турбины за счет обеспечения равномерности поля температур и уменьшение зоны смешения в КС.

Сущность изобретения состоит в том, что в камере сгорания, содержащей корпус с кольцевыми внутренней и наружной обечайками, устройство для плавного изменения соотношения площадей проходных сечений первичных и вторичных каналов и коллектор-стабилизатор, установлены створки и проставки внутреннего и внешнего колец, образующие первичную и вторичную зоны. Створки и проставки шарнирно соединены между собой с возможностью взаимного перемещения в радиальном направлении. Кроме того, коллектор-стабилизатор пламени, в который осуществляется подвод топлива, выполнен по замкнутому контуру неподвижным.

Техническим результатом изобретения является повышение ресурса газовой турбины и уменьшение зоны смешения, влияющей на габаритные размеры КС, что достигается усовершенствованием устройства для плавного изменения соотношения площадей проходных сечений первичного и вторичного каналов и установки, шарнирно закрепленных между собой створок и проставок, образующих внутреннее и внешнее кольца, а также коллектора-стабилизатора, выполненного по замкнутому контуру неподвижным. Такая конструкция исключает деление реакторной зоны на сектора.

Сравнение с прототипом заявляемого технического решения позволяет сделать вывод о наличии существенных отличительных признаков, влияющих на результат изобретения:

- шарнирно закрепленные между собой створки и проставки, образующие внутреннее и внешнее кольца;

- неподвижный топливный коллектор-стабилизатор, выполненный по замкнутому контуру, что позволяет сделать вывод о наличии критерия патентоспособности "новизна".

В известных технических решениях указанные отличительные признаки не выявлены, что соответствует критерию изобретения "существенные отличия".

На фиг.1 представлена камера сгорания газотурбинного двигателя, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3(а) - схема взаимного расположения створок и проставок, соответствующее минимальному режиму работы; 3(б) - то же, соответствующее максимальному режиму; на фиг.4 - вид по стрелке Б на фиг.2.

Камера сгорания ГТД (фиг.1) содержит корпус с кольцевыми внутренней 1 и наружной 2 обечайками, образующими реакторную зону 3 и зону смешения 4. Реакторная зона 3 (фиг.2) разделена на первичную 5 и вторичную 6 зоны посредством створок 7 и проставок 8, образующих внутреннее и внешнее кольца, причем в проставках выполнены отверстия 11 (фиг.4) для обеспечения их охлаждения и эффективной организации рабочего процесса горения в реакторной зоне. Створки 7 и проставки 8 имеют возможность взаимного перемещения в радиальном направлении с помощью гидравлических приводов 9 (фиг.2). Подвод топлива осуществляется в неподвижный коллектор-стабилизатор 10, выполненный по замкнутому контуру.

Камера сгорания работает следующим образом: при работе ГТД на повышенных режимах, когда створки 7 и проставки 8 внутреннего и внешнего колец приближены вплотную к поверхности внутренней и наружной обечаек первичная зона 5 имеет максимальную пропускную способность (фиг.3б), обеспечивая максимальный расход первичного воздуха. При переходе двигателя на пониженные режимы работы (фиг.3а) плавно уменьшают пропускную способность в первичной зоне 5 и, соответственно, увеличивают пропускную способность во вторичной зоне 6, перераспределяя тем самым расход воздуха в пользу вторичного. Для этого с помощью приводов 9 перемещают створки 7 и проставки 8 внутреннего и внешнего колец в сторону, соответствующую уменьшению пропускной способности в первичной зоне 5.

Такое устройство основных камер сгорания обеспечивает поддержание состава смеси в первичной зоне на оптимальном уровне во всем диапазоне режимов работы двигателя и условий его эксплуатации и обеспечивает равномерность поля температур в выходном сечении камеры сгорания, а также интенсифицирует процесс смешения топливовоздушной смеси за счет использования всего объема КС.

Источник информации

1. Способ сжигания топлива в высокотемпературном газотурбинном двигателе и устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе. Патент РФ №2124676, кл. F23R 3/26, опубл. 10.01.99 г., Бюл.№1 (прототип).

Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус с кольцевыми внутренней и наружной обечайками, устройство для плавного изменения соотношения площадей проходных сечений первичных и вторичных каналов и коллектор-стабилизатор, отличающаяся тем, что в реакторной зоне имеются створки и проставки, образующие внутреннее и внешнее кольца, причем створки и проставки шарнирно соединены между собой с возможностью изменения соотношения площади проходного сечения в радиальном направлении, а коллектор-стабилизатор выполнен по замкнутому контуру неподвижным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к камерам сгорания непрерывного действия, использующим жидкое топливо, а именно к средствам стабилизации пламени. .

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, преимущественно к камерам сгорания наземных турбомашин, работающих на газовом топливе с низкой токсичностью выхлопных газов.

Изобретение относится к области создания камер сгорания энергетических установок преимущественно для авиационного авиадвигателестроения, а именно к способам определения границ вибрационного горения основной камеры сгорания турбореактивного двигателя, устройства камеры сгорания, например газотурбинного привода нагнетателя магистрального газа (авиационного типа) на компрессорных станциях газопроводов.

Изобретение относится к камерам сгорания (к.с.) газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к к.с. .

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к диффузорам основных камер сгорания (ОКС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в камерах сгорания газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к энергетическому, транспортному и химическому машиностроению и может быть использовано в газотурбинных установках. .

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к устройствам регулирования низкоэмиссионных камер сгорания газотурбинных установок, использующих в качестве горючего природный газ или жидкое углеводородное топливо, и может быть использовано в любых экологически безопасных тепловых или энергетических устройствах для регулирования и производства высокотемпературного и/или высокоэнергетического рабочего тела в любых технологических процессах

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания

Изобретение относится к энергетике, в частности к горелочным устройствам, и может быть использовано в газотурбинных установках

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и установкам различного назначения и может быть использовано в авиационных, транспортных, судовых, локомотивных и стационарных энергетических установках

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха, снабженную устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками камеры сгорания и жаровой трубы, и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Устройство воздействия на поток вторичного воздуха содержит источник лазерного излучения, оптическое волокно и, по меньшей мере, два расположенных друг напротив друга зеркала, размещенных в полости кольцевого канала. Одно из зеркал имеет на фокальной линии сквозное отверстие. Источник лазерного излучения выполнен с возможностью обеспечения возбуждения молекулярного кислорода в синглетное состояние и соединен через оптическое волокно со сквозным отверстием зеркала. Изобретение позволяет практически полностью исключить монооксид углерода в выхлопных газах газотурбинного двигателя, увеличить полноту сгорания топливовоздушной смеси и К.П.Д. камеры сгорания. 2 н. и 8 з.н. ф-лы, 2 ил.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, расположенную в корпусе перфорированную жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Система подачи потоков воздуха снабжена устройством воздействия на поток первичного воздуха во входном канале первичного воздуха и устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками камеры сгорания и жаровой трубы. Устройства воздействия на потоки первичного и вторичного воздуха содержат источник лазерного излучения, делитель лазерного излучения по устройствам воздействия на потоки первичного и вторичного воздуха. Каждое устройство воздействия снабжено оптическими волокнами с вводами, подключенными к делителю лазерного излучения. Вывод оптического волокна устройства воздействия на поток первичного воздуха подключен через сквозное отверстие к входному каналу первичного воздуха, выполненного, по меньшей мере, с двумя расположенными напротив друг друга зеркалами. Устройство воздействия на поток вторичного воздуха содержит, по меньшей мере, два расположенных напротив друг друга зеркала, размещенных в полости кольцевого канала, где одно из зеркал имеет в фокальной плоскости на оси симметрии сквозное отверстие. Вывод оптического волокна устройства воздействия на поток вторичного воздуха подключен через сквозное отверстие зеркала к кольцевому каналу. Источник лазерного излучения выполнен с возможностью возбуждения молекул кислорода в метастабильные синглетные состояния. Изобретение позволяет увеличить полноту сгорания топливовоздушной смеси и к.п.д. камеры сгорания. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе содержит наружный и внутренний корпусы, образующие кольцевую полость, в которой установлены неподвижные и подвижные разделители потоков, образующие чередующиеся первичные и вторичные каналы. На наружном корпусе кольцевой полости в каждом первичном канале выполнены симметричные прямоугольные вырезы, соответствующие его размеру, с проходящими через них неподвижными разделителями потока. В торцевой части кольцевой полости установлены два кольца с возможностью вращения вокруг продольной оси, диаметр одного из которых соответствует диаметру наружного корпуса, второго - диаметру внутреннего корпуса. На наружном кольце выполнены 2N прорези, где N - натуральное четное число, соответствующее количеству первичных каналов. В каждом первичном канале установлены по две выполненные по профилю крыла пластины, шарнирно закрепленные на внутреннем кольце, с возможностью перемещения вокруг продольной оси двигателя по прорезям на наружном кольце и вокруг своей центральной оси. Длина прорези соответствует ходу пластины от минимального до максимального размера первичного канала. В каждом первичном канале установлены уголковые стабилизаторы пламени с углом раскрытия 55-65 градусов по направлению потока, которые жестко закреплены на наружном и внутреннем кольцах равноудаленно по окружности. Точка крепления на наружном кольце находится между прорезями соответствующего канала. Изобретение направлено на расширение диапазона устойчивой работы камеры сгорания. 3 ил.

Изобретение относится к энергетике. Способ смешивания разбавляющего воздуха с горячим основным потоком в системе последовательного сгорания газовой турбины, при этом газовая турбина содержит компрессор, первую камеру сгорания, соединенную ниже по потоку с компрессором, и горячие газы первой камеры сгорания впускают в промежуточную турбину или непосредственно во вторую камеру сгорания. Горячие газы второй камеры сгорания впускают в дополнительную турбину или непосредственно в систему регенерации энергии, при этом впрыск разбавляющего воздуха вводится в первую камеру сгорания, а направление впрыска разбавляющего воздуха противоположно или совпадает с направлением первоначального потока завихрения внутри области первой камеры сгорания. Также представлены форсунка разбавляющего воздуха и камеры сгорания для осуществления настоящего способа. Изобретение позволяет снизить выделения CO. 4 н. и 8 з. п. ф-лы, 9 ил.

Система сгорания содержит корпус, камеру сгорания, расположенную внутри корпуса, разделительную стенку, клапан, расположенный на корпусе. Внутренний объем корпуса определен как объем внутри корпуса, но снаружи камеры сгорания. Разделительная стенка разделяет внутренний объем корпуса на первую и вторую части объема и имеет по меньшей мере одно отверстие для обеспечения соединения по текучей среде между первой и второй частями объема. Клапан расположен на корпусе для обеспечения прохождения выходного потока текучей среды из внутреннего объема корпуса наружу корпуса в зависимости от рабочего положения клапана. Камера сгорания имеет вход для подачи окислителя в камеру сгорания. Вход находится в соединении по текучей среде с первой частью объема. Система выполнена с возможностью установки рабочего положения клапана для демпфирования колебаний системы. Изобретение направлено на уменьшение или демпфирование колебаний, влияющих на эффективность системы сгорания или турбины. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх