Способ контроля реактивной тяги турбореактивного двигателя

Способ относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям (ТРД). Способ контроля реактивной тяги ТРД включает измерение на стенде тяги двигателя R0, давления Р0, температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определение по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв и приведение измеренной тяги R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле Rпр=R0·760/P0, а к приведенной тяге Rпр добавляют поправку ΔR=0,378 Рв0·Rпр. Такой способ позволяет обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателей данного типа независимо от атмосферных условий при проведении стендовых испытаний.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям (ТРД).

Известны способы контроля тяги ТРД в высотных условиях путем измерения на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель (см., например, Э.Л. Солохин. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей, М., Машиностроение, 1975, стр. 272).

В известном способе возникает существенный разброс тяговых характеристик различных экземпляров двигателей одного типа в высотных условиях в зависимости от атмосферных условий, при которых проводилось испытание на стенде, что недопустимо. Указанные обстоятельства объясняются влиянием водяных паров, содержащихся в воздухе, на тягу двигателя, что приводит к выпуску с заводских стендов двигателей с более высокой полетной тягой летом и меньшей тягой зимой (при условии одинаковой стендовой отладки тяги). Количественная оценка показывает, что разбросы тяги могут достигать 2-3% при работе двигателя в условиях влажного климата и высокой температуры среды.

Влияние влажности воздуха на тягу двигателя реализуется через замещение части воздуха парами воды, что вызывает снижение плотности влажного воздуха по сравнению с сухим и приводит благодаря этому к уменьшению реактивной тяги ТРД, которая пропорциональна массовому расходу воздуха через двигатель.

Указанный недостаток может быть устранен осушкой подаваемого к двигателю воздуха (см., например, Э.Л.Солохин. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей, М., Машиностроение, 1975, стр.127, 147), однако в связи с существенным усложнением испытательного оборудования осушители устанавливаются только на уникальных стендах, а обычные заводские стенды ими не оборудуются.

Известен способ контроля реактивной тяги ТРД с форсажной камерой по патенту RU 2220305, МПК F02C 9/28, 27.12.2003, согласно которому измеряют на стенде тягу R0, давление Р0, температуру Т0 и относительную влажность В воздуха, по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В определяют парциальное давление паров воды Рв и полученную величину парциального давления паров воды Рв используют для уточнения коэффициента избытка воздуха в форсажной камере.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является поддержание стабильных характеристик ТРД в высотных условиях независимо от атмосферных условий, при которых осуществлены испытания двигателя на заводском стенде.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе контроля реактивной тяги турбореактивного двигателя в полете путем измерения на стенде тяги двигателя R0, давления Р0, температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определения по Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв приводят измеренную тягу R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле а для определения величины тяги турбореактивного двигателя в высотных условиях к величине приведенной тяги Rпр добавляют поправку, пропорциональную парциальному давлению паров воды в воздухе, причем поправку определяют по формуле

При реализации предлагаемого изобретения все экземпляры ТРД данного типа независимо от атмосферных условий, при которых проводились стендовые испытания, обеспечат одинаковые тяговые характеристики в высотных условиях, где в связи с низкой температурой воздушной среды (а следовательно, крайне низким содержанием паров воды в воздухе) влияние влажности воздуха ничтожно мало.

Рассмотрим пример реализации предлагаемого способа применительно к гипотетическому ТРД.

На этапе стендового испытания:

1. измеряют давление воздуха Р0=740 мм рт.ст.;

2. измеряют температуру воздуха Т0=313К (40°С);

3. измеряют реактивную тягу двигателя R0=5000 кГ;

4. измеряют относительную влажность воздуха В=80%, что при Т0=313 К соответствует парциальному давлению паров воды Рв=38,4 мм рт.ст.

- определяют приведенную тягу

- определяют поправку к приведенной тяге

Следовательно, в условиях «сухого» воздуха при стандартном давлении 760 мм рт.ст. данный экземпляр двигателя обеспечит тягу R=Rпр+ΔR=5235,7 кГ, т.е. на ˜2% выше, чем в условиях испытания. Эта величина должна быть принята базовой для расчета тяги данного экземпляра двигателя в высотных условиях. При влажности В=100% величина поправки может достигать 2,5% от величины измеренной тяги.

Использование предложенного способа контроля реактивной тяги ТРД позволит обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателя данного типа независимо от атмосферных условий проведения стендовых испытаний. При этом не требуется специального оборудования для осушки поступающего в двигатель воздуха.

Способ контроля реактивной тяги турбореактивного двигателя в полете путем измерения на стенде тяги двигателя R0, давления Р0 и температуры Т0 и относительной влажности В воздуха, определения по температуре Т0 и относительной влажности воздуха В парциального давления паров воды Рв, отличающийся тем, что приводят измеренную тягу R0 к стандартному атмосферному давлению по формуле а для определения величины тяги турбореактивного двигателя в высотных условиях, к величине приведенной тяги Rпр добавляют поправку, пропорциональную парциальному давлению паров воды в воздухе, причем поправку определяют по формуле



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области систем впрыска топлива в камеру сгорания турбомашины. .

Изобретение относится к области газотурбинного машиностроения для наземных энергетических установок. .

Изобретение относится к системам топливоподачи и регулирования газотурбинного двигателя (ГТД) и может быть использовано для управления авиационной и ракетной техники.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к способам управления силовой установкой самолета, состоящей из двух газотурбинных двигателей (ГТД), при отказе или частичной потере тяги одного из двигателей.

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем. .

Изобретение относится к вооружению, конкретно к конструкции танков. .

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности авиационного двигателестроения. .

Изобретение относится к системам автоматического регулирования газотурбинных двигателей и позволяет повысить надежность работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета

Изобретение относится к системам управления турбогенераторными одновальными установками, используемыми для производства тепловой и электрической энергии, а именно турбогенераторными одновальными установками с тиристорным преобразователем частоты (ТПЧ)

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева

Изобретение относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам управления газотурбинных установок, а именно к системам защиты газотурбинных установок для механического привода и привода электрогенератора от опасных забросов частоты вращения (раскрутки) свободной силовой турбины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями ГТД
Наверх