Охлаждающая жидкость для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания и тяжелых условий эксплуатации

Использование: в различных областях народного хозяйства: от автономных электростанций до энергетических установок транспортных средств, преимущественно высокофорсированных и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Жидкость содержит, мас.%: пропиленгликоль 63-80, триэтаноламин 1, натрий олеиновокислый 0,1, морфолин паранитробензойной кислоты 0,8, антивспениватель 0,05, вода дистиллированная или паровой конденсат до 100. Технический результат - улучшение защитных свойств деталей двигателя внутреннего сгорания, в том числе втулок и стенок цилиндра, от кавитационного разрушения и увеличение теплорассеивающей способности. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в которых жидкостное охлаждение с охладителем достигает температуры кипения более высокой, чем температура кипения при атмосферном давлении.

Жидкостное охлаждение такого типа характерно для высокофорсированных или быстроходных двигателей внутреннего сгорания, в которых средняя скорость поршня достигает значений, больших 12 м/с, а литровая мощность достигает значений до 40 кВт/л.

К таким двигателям в настоящее время в России могут быть отнесены двигатели типов: ЯМЗ-840 (ОАО «Ярославский моторный завод»), КамАЗ-7403.10 (ОАО «КАМАЗ»), УТД-32 (ОАО «Барнаултрансмаш»), В-84МС (Челябинский тракторный завод «Уралтрак»).

Особенностью эксплуатации транспортных средств, укомплектованных такими двигателями, является использование их в тяжелых дорожных и климатических условиях, а также вне дорог.

Климатический диапазон использования транспортных средств лежит в пределах: минус 60...50°С. Характер выполняемых такими транспортными средствами работ требует от них высоких тягово-динамических показателей и показателей надежности в экстремальных условиях (жарко-пустынных местностях, пониженных температур приполярных областей, высокогорья, бездорожья, длительное использование холостого хода двигателя) и определяет комплекс специальных технических требований как к образцу двигателя в целом, так и к его составным частям.

Указанные условия работы создают повышенную тепловую и вибрационную нагруженность цилиндропоршневой группы, которые вызывают высокочастотные колебания втулки, а со стороны, омываемой охладителем или охлаждающей жидкостью, возникают вскипание и кавитация. Спектры вибрации деталей двигателя, подвергаемых кавитационному разрушению, расположены в широком диапазоне частот: от 5 до 22000 Гц. В зависимости от типа двигателя, контура втулки цилиндра и ряда других деталей количество и характер кавитационных разрушений может быть различным.

Однако все виды разрушений и вскипание жидкости могут быть в значительной мере предотвращены путем применения в них в качестве охладителя всесезонной охлаждающей жидкости, обладающей достаточным запасом защитной способности от кавитации.

Исходя из вышеизложенного при создании изобретения ставилась задача получения в качестве охладителя охлаждающей жидкости с улучшенными эксплуатационными свойствами, а именно защитой деталей системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания от воздействия кавитации [1], широким температурным интервалом работоспособности от минус 60 до 120°С при давлении 101,3 кПа (или 140°С при давлении не более 250 кПа) [2] и достаточной для обеспечения теплорассеивающей способности радиаторов теплоемкостью при рабочих температурах.

Анализ научно-технической литературы и патентной документации выявил ряд технических решений.

Известны общие технические условия на жидкости охлаждающие низкозамерзающие по российскому стандарту, которые содержат в себе технические требования и нормы для ряда физико-химических показателей и совместимости с конструкционными и уплотнительными материалами [1. - ГОСТ 28084-89, 1994, с.2-3].

Недостатком общих технических условий является то, что они не содержат в себе требования проведения оценки защитной способности охлаждающих жидкостей от кавитации и вскипания в тяжелых условиях эксплуатации.

Известными зарубежными стандартами на спецификации к охлаждающим жидкостям для двигателей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, предусматривается оценка кавитационных эрозионно-коррозионных характеристик [2. - ASTM D 4985-94; 3. - ASTM D 6210-04].

По данным спецификациям защитная способность охлаждающей жидкости от кавитации оценивается визуально по состоянию автомобильного алюминиевого насоса после 100-часовых испытаний в условиях гидродинамической кавитации.

Недостатком оценки эксплуатационных свойств жидкости по данным спецификациям является то, что результаты испытаний, полученные рекомендуемым методом, не могут быть распространены на степень разрушения втулок и стенок блоков цилиндра двигателя, подвергающихся воздействию вибрационной кавитации.

Близким техническим решением, или аналогом, является известная охлаждающая рабоче-консервационная жидкость для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта и для обеспечения противокоррозионной защиты деталей системы охлаждения автомобильной техники длительного хранения, имеющая состав, мас.%:

Этиленгликоль66-69
Натрий фосфорнокислый двузамещенный0,3-0,25
Декстрин картофельный1,2-1,3
Морфолин паранитробензойнокислый0,7-0,8
Глицерин8-10
Натрий олеиновокислый0,11-0,13
Вода дистиллированная или паровой конденсатОстальное

[4. - Патент РФ №2206591, 2003 г.].

Данная жидкость обеспечивает противокоррозионную защиту металлов системы охлаждения в паровой фазе и не уступает по физико-химическим свойствам допущенной к применению в автомобильной технике жидкости.

Недостатком известной жидкости является то, что среди заявленных характеристик отсутствует защитная способность от кавитации и вскипания в тяжелых условиях эксплуатации. Использование данной известной жидкости в качестве прототипа не предоставляется возможным.

Другим близким техническим решением является ингибирующий коррозию антифриз, содержащий от 0,01 до 10 мас.% водной композиции, от 90 до 98,9 мас.% водно-спиртового раствора с температурой замерзания ниже 0°С, причем спирт относится к группе, состоящей из метанола, этанола, 2-пропанола, глицерина, этиленгликоля, диэтиленгликоля, пропиленгликоля, 1-метокси-2-пропанола, метил-, этил-, пропил- и бутиловых эфиров этиленгликоля [5. - Патент РФ №2249634, 2005].

Данный ингибирующий антифриз повышает защиту изделий из различных металлов от полиметаллической и кавитационной коррозии.

Недостатком известного ингибирующего антифриза является то, что он защищает металл в условиях испытаний, приводящих к локальным вариациям скорости и давления, а также температурным градиентам, природа которых обуславливает возникновение феномена кавитации, не являющегося типичным для условий работы высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания, поскольку данный феномен представляет собой кавитацию гидродинамическую, а не вибрационную. Вибрационная кавитация в высокофорсированных двигателях внутреннего сгорания приводит не к коррозии, а к эрозии, имеющей усталостный характер, иначе разрушению описанных выше определенных деталей системы охлаждения.

Кроме того, данное изобретение по заявленным характеристикам не улучшает эксплуатационные свойства, связанные с повышением температуры кипения и теплоемкости при рабочих температурах и обеспечивающие работоспособность двигателя в тяжелых условиях эксплуатации при ограниченных размерах теплорассеивающих устройств транспортной техники.

Наиболее близким по технической сущности и взятой за прототип является жидкость охлаждающая низкозамерзающая марки «65», выпускаемая рядом российских предприятий, используемая в настоящее время в качестве допущенной Госстандартом России к эксплуатации в транспортных средствах, укомплектованных высокофорсированными двигателями внутреннего сгорания, и имеющая следующий состав, мас.%:

Этиленгликоль66-69
Натрий фосфорнокислый двузамещенный0,30-0,35
Декстрин картофельный1,2-1,3
Вода дистиллированная или паровой конденсат29,35-32,5

[6. - ГОСТ 159-52. Жидкость охлаждающая низкозамерзающая марки «40» и «65» - (прототип)].

Недостатком известной жидкости являются низкая защитная способность от кавитационного разрушения, или эрозии, деталей системы охлаждения, во-первых, и относительно низкая при давлении 101,3 кПа температура кипения, во-вторых. Применение такой жидкости в ряде высокофорсированных двигателей, указанных выше, по нормативной документации требует дополнительного введения ингибирующих присадок типа «Инкорт» (ТУ 113-07-013-90) и «Кавикор» (ТУ 2472-005-00148820-97), а также специальных теплорассеивающих устройств, как, например, водомасляный насос и охладитель наддувочного воздуха.

Технический результат настоящего изобретения заключается в расширении эксплуатационных свойств охлаждающей жидкости, обеспечивающих защиту деталей двигателя внутреннего сгорания, омываемых охлаждающей жидкостью, в том числе втулок и стенок цилиндра, от кавитационного разрушения, и увеличение теплорассеивающей способности радиаторов за счет повышения температуры кипения охлаждающей жидкости до 140°С при давлении 250 кПа, что особенно характерно при ограниченных размерах радиаторов.

Этот технический результат достигается тем, что охлаждающая жидкость для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания и тяжелых условий эксплуатации на водной основе согласно изобретению дополнительно содержит пропиленгликоль, триэтаноламин, натрий олеиновокислый, морфолин паранитробензойной кислоты, антивспениватель при следующем соотношении, мас.%:

Пропиленгликоль63-80
Триэтаноламин1
Натрий олеиновокислый0,1
Морфолин паранитробензойной кислоты0,8
Антивспениватель0,05
Вода дистиллированная или паровой конденсатдо 100

Качество компонентов, выпускаемых российскими предприятиями, соответствует нормативной документации: пропиленгликоль - по ТУ 6-01-926-79, триэтаноламин по ТУ 6-09-2448-92, морфолин по ТУ 6-09-649-85, паранитробензойная кислота по ТУ 6-02-12-73-83, натрий олеиновокислый по ТУ 6-09-1224-83.

В качестве антивспенивателя используются блоксополимеры окиси этилена и окиси пропилена с молекулярной массой 4000-10000 (проксанолы или пропинолы по ТУ 6-14-1486-75).

Морфолиновую соль паранитробензойной кислоты получают смешением в эквимолярном соотношении морфолина и паранитробензойной кислоты.

Предлагаемую охлаждающую жидкость готовят следующим образом.

В емкость загружают сначала воду, потом пропиленгликоль и морфолин паранитробензойной кислоты. Полученную смесь перемешивают в течение 1 час и нагревают до 50°С. Затем при перемешивании вводят триэтаноламин, олеат натрия. Полученную смесь перемешивают в течение 3 часов при поддержании температуры 50°С. Затем в смесь вводят антивспениватель и снова перемешивают в течение 2 часов и фильтруют. Полученная охлаждающая жидкость готова к употреблению.

Для обоснования качественного и количественного состава компонентов были приготовлены 3 примера заявляемой композиции с различным содержанием пропиленгликоля и его аналогом - этиленгликолем, представленные в таблице 1.

Эти примеры и прототип испытывались на защитные свойства в тяжелых условиях эксплуатации, а именно: защитная способность от кавитации определялась в соответствии с методическими указаниями [7. - Стативкин Г.П. Ультразвуковые методы испытаний деталей дизелей на износ. М. ЦНИИТЭИтяжмаш, 1991, - 32 с.] и по способу определения защитной способности охлаждающих и гидравлических жидкостей от кавитации [8. - Патент РФ №2276346, 2006. Бюл.13].

Показатели защитной способности от кавитации определялись при использовании ультразвукового диспергатора УЗДН-А с рабочей частотой 22 кГц при температуре 90°С на образцах из конструкционного материала - алюминиевого сплава АК7М2МГ. Показатели температуры начала кипения и температуры замерзания определялись по ГОСТ 28084-89.

Как видно из таблицы 2, где представлены результаты оценки защитной способности, фазовых характеристик и теплоемкости примеров и прототипа, наиболее оптимальным составом обладает пример 3. Значения показателей его защитной способности от кавитации в 16 раз выше, чем у прототипа. Температура кипения примера 3 выше, чем у прототипа, и будучи равна 120°С при давлении 101,3 кПа соответствует требованиям, предъявляемым к высокофорсированным двигателям внутреннего сгорания. Температура замерзания примера 3, равная минус 67°С, не выше, чем у прототипа. Теплоемкость при рабочей температуре 100°С примеров 2 и 3 выше, чем у прототипа, что повышает теплорассеивающую способность охлаждающей жидкости.

Опытная партия охлаждающей жидкости, приготовленная по рецептуре примера 3, прошла лабораторные испытания в сравнении с прототипом [6]. Результаты испытаний представлены в таблице 3.

Приведенные результаты свидетельствуют о том, что предлагаемая охлаждающая жидкость для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания и тяжелых условий эксплуатации не уступает известной жидкости по эксплуатационным (табл.2) и физико-химическим свойствам (табл.3) и проявляет следующие преимущества (или отличительные признаки):

- обеспечивает высокую защиту от кавитационного разрушения алюминиевых сплавов (табл.2, строка 1);

- обеспечивает повышенную теплорассеивающую способность системы охлаждения за счет температуры кипения, равной 120°С при 101,3 кПа, большей, чем у прототипа.

Кроме того, известная жидкость, являясь водным раствором этиленгликоля, при выкипании воды становится подверженной резкому снижению температуры замерзания, так как температура замерзания этиленгликоля равна минус 13°С. Водно-пропиленгликолевый раствор предлагаемой охлаждающей жидкости лишен этого недостатка, так как температура замерзания пропиленгликоля равна минус 60°С.

Исходя из результатов проведенных испытаний (табл.2, 3) можно утверждать, что заявляемая охлаждающая жидкость, соответствующая композиции примера 3, содержащая 80 мас.% пропиленгликоля, может быть использована в системах охлаждения высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания в тяжелых условиях эксплуатации, а соответствующая композиции примера 2, содержащая 63% пропиленгликоля, также проявляющая значительное преимущество перед известной жидкостью (прототипом) по защитной способности от кавитации, может быть рекомендована для применения в относительно более мягких температурных условиях эксплуатации высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение может быть использовано в различных областях народного хозяйства: от автономных электростанций до энергетических установок транспортных средств, преимущественно высокофорсированных и работающих в тяжелых условиях эксплуатации.

Применение изобретения позволит исключить сезонную смену охлаждающих жидкостей, одной из которых по нормативной документации является вода, с соответствующим снижением себестоимости обслуживания и повысить надежность работы двигателя за счет уменьшения кавитационных повреждений и увеличения теплорассеивающей способности системы охлаждения при ограниченных размерах теплорассеивающих устройств.

Таблица 1.

Составы примеров композиций охлаждающей жидкости, мас.%
Наименование компонентовНомера примеров
123
Пропиленгликоль-6379
Этиленгликоль79--
Триэтаноламин111
Натрий олеиновокислый0,10,10,1
Морфолин паранитробензойной кислоты0,80,80,8
Антивспениватель Пропинол П-10000,050,050,05
Вода дистиллированная или паровой конденсат19 (до 100)35 (до 100)19 (до 100)

Таблица 2.

Результаты испытаний защитной способности и фазовых характеристик и оценки теплоемкости примеров композиций охлаждающей жидкости и прототипа.
Наименование показателяЭталон (вода дистиллированная)Номера примеровПрототип (Марка «65»)
123
1. Защитная способность от кавитации, балл12280,45
2. Скорость кавитационного разрушения, мг/ч4229
Алюминиевый сплав АК7М2МГ, 22 кГц, 90°С)
3. Температура кипения, °С, при 101,3 кПа100121112120114
4. Температура замерзания, °С, при 101,3 кПа0минус 47минус 60минус 67минус 65
5. Теплоемкость водно-гликолевой основы, ккал/кг·град.
при 20°С10,6490,8020,7030,732
при 100°С [9]1,0050,7460,8710,8060,823

Таблица 3.

Результаты лабораторных испытаний охлаждающей жидкости для высокофорсированных двигателей (пример 3) и прототипа на соответствие требованиям ГОСТ 159-52 для марки «65».
№№Наименование показателяМетоды испытанийНорма по ГОСТ 159-52 для марки «65»Значение показателя испытуемого продукта
Пример 3Прототип
1Внешний видПо п.1а ГОСТ 159-52Слабомутная оранжевая жидкость, не вспенивающаяся при попадании в нее нефтепродуктов и не разрушающая резиновых деталей системы охлажденияПрозрачная, светло-желтая жидкость, не вспенивающаяся при попадании в нее нефтепродуктов и не разрушающая резиновых деталей системы охлажденияСлабомутная оранжевая жидкость, не вспенивающаяся при попадании в нее нефте-продуктов и не разрушающая резиновых деталей системы охлаждения
2Плотность, г/см3По ГОСТ 159-52, п.11,065-1,0901,04351,085
3Коэффициент преломленияПо ГОСТ 159-52, п.1Не менее1,4001,4151,4911
4.Разгонка: фракция, выкипающая до 150°С, в % по весу, не болееПо п.1г ГОСТ 159-52352030.5
остаток, кипящий выше 150°С, в % по весу, не менее потери в % по весу6479,268,8
не более10,80,7
5Содержание механических примесей, не болееПо п.1л ГОСТ 159-520,0050,00330,0029
6.Содержание золы в %, не болееПо п.1е ГОСТ 159-520,40,370,3
7рН, не болееПо ГОСТ 159-52, п.18,58,47,9
8Температура замерзания, °СПо ГОСТ 159-52, п.1Минус 65Минус 67Минус 65

Источники информации

1. ГОСТ 28084-89. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия. Изд-во стандартов, 1989.

2. ASTM D 4985-94. Standard Specification for Low Silicate Ethylene Glycol Base Engine Coolant for Heavy Duty Engines Requiring a Pre-Charge of Supplemental Coolant Additive (SCA).

3. ASTM D 6210-04. Standard Specification for Fully-Formulated Glycol Base Engine Coolant for Heavy Duty Engines.

4. Патент РФ №2206591. Опубликовано 20.06.2003. Бюл. №17.

5. Патент РФ № 2249634. Опубликовано 10.04. 2005. Бюл. №10.

6. ГОСТ 159-52. Жидкость охлаждающая низкозамерзающая. Изд-во стандартов, 1974.

7. Стативкин Г.П. Ультразвуковые методы испытаний деталей дизелей на износ. М., ЦНИИТЭИтяжмаш, сер, 4, вып.1, 1991, С.32.

8. Патент РФ №2276346,2006. Бюл. 13.

9. Дымент О.Н., Казанский К.С., Мирошников A.M. Под общей редакцией О.Н.Дымента. «Гликоли и другие производные окисей этилена и пропилена» М.: «Химия», 1976. 376 с.

1. Охлаждающая жидкость для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания и тяжелых условий эксплуатации, содержащая воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит пропиленгликоль, триэтаноламин, натрий олеиновокислый, морфолиновую соль пара-нитробензойной кислоты и антивспениватель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

пропиленгликоль63-80
триэтаноламин1
натрий олеиновокислый0,1
морфолин пара-нитробензойной кислоты0,8
антивспениватель0,05
вода дистиллированная или паровой конденсатдо 100

2. Охлаждающая жидкость по п.1, отличающаяся тем, что в качестве антивспенивателя содержит блоксополимер окисей этилена и пропилена с молекулярной массой 4000-10000.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к холодильной и отопительной технике, в частности к жидким рабочим составам для применения в качестве промежуточного хладоносителя или низкозамерзающего теплоносителя, а также при охлаждении двигателей и в установках кондиционирования воздуха.

Изобретение относится к жидкому теплоносителю/хладагенту для низких температур. .

Изобретение относится к теплоэнергетике , а именно к веществам, используемым в качестве рабочего тела в термодинамическом цикле преобразования тепла в работу, в частности в автономных турбоальтернаторах, работающих по термодинамическому циклу У.Дяс.Ранкина.

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано для предотвращения замерзания (в качестве теплоносителя) применительно к условиям Сибири и Крайнего Севера.

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к рабочим веществам для передачи тепла от охлаждаемых объектов к хладагенту. .

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к рабочим веществам сорбционных холодильных машин. .

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано как рабочее тело для абсорбционных холодильных машин и термотрансформаторов, так и абсорбент в системах осушки и кондиционирования воздуха.
Изобретение относится к тепловой и холодильной технике, а именно к жидким рабочим составам для применения в качестве теплохладоносителей, служащих для передачи тепла, и может быть использовано в холодильной технике, в теплообменных и нагревательных устройствах
Изобретение относится к термически стабильной композиции антифризного охладителя, включающей воду и гликоль в весовом отношении, равном от примерно 95:5 до примерно 5:95 соответственно, и включающей от примерно 0,01 мас.% до примерно 5,0 мас.%, по меньшей мере, одну добавку выбранную из группы, состоящей из 3-гидроксибензойной кислоты, 2,3-дигидроксибензойной кислоты, 2,4-дигидроксибензойной кислоты, 2,5-дигидроксибензойной кислоты, 2,6-дигидроксибензойной кислоты, 3,4-дигидроксибензойной кислоты, 3,5-дигидроксибензойной кислоты, 2,4,6-тригидроксибензойной кислоты, изолимонной кислоты, ацетилсалициловой кислоты и щелочных солей указанных кислот
Изобретение относится к охлаждающей жидкости, которая содержит, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,2-0,3, бензотриазол 1,0-2,0, борат этаноламина 2,0-3,0, этиленгликоль 50,0-60,0 и воду остальное
Антифриз // 2370513
Изобретение относится к антифризу, который содержит нитрит натрия 0,1-0,2 мас.%, нитрат натрия 0,2-0,3 мас.%, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0 мас.%, борат этаноламина 2,0-4,0 мас.%, этиленгликоль 50,0-60,0 мас.% и воду остальное

Изобретение относится к противообледенительным и теплообменным жидким составам, применяемым для борьбы с обледенением или получения теплообменных жидкостей

Изобретение относится к усовершенствованному способу для переноса тепла на жидкую смесь, содержащую, по меньшей мере, один (мет)акрилмономер, выбранный из группы, включающей акриловую кислоту, метакриловую кислоту, гидроксиэтилакрилат, гидроксиэтилметакрилат, гидроксипропилакрилат, гидроксипропилметакрилат, глицидилакрилат, глицидилметакрилат, метилакрилат, метилметакрилат, н-бутилакрилат, изо-бутилакрилат, изо-бутилметакрилат, н-бутилметакрилат, трет-бутилакрилат, трет-бутилметакрилат, этилакрилат, этилметакрилат, 2-этилгексилакрилат и 2-этилгексилметакрилат, с помощью косвенного теплообменника, по которому на его первичной стороне течет флюидный теплоноситель и на его вторичной стороне одновременно течет указанная жидкая смесь, содержащая, по меньшей мере, один (мет)акрилмономер, причем жидкая смесь, содержащая, по меньшей мере, один (мет)акрилмономер, для уменьшения загрязнения дополнительно содержит добавленное, по меньшей мере, одно отличающееся от (мет)акрилмономеров активное соединение из группы, состоящей из третичных аминов, солей, образованных из третичного амина и кислоты Бренстеда, а также четвертичных соединений аммония, при условии что третичные и четвертичные атомы азота в, по меньшей мере, одном активном соединении не имеют никакой фенильной группы, но, по меньшей мере, частичное количество указанных третичных и четвертичных атомов азота имеет, по меньшей мере, одну алкильную группу
Изобретение может быть использовано в производстве бытовых солнечных коллекторов. Текучая среда, используемая в качестве теплоносителя и применимая для преобразования светового излучения в тепло, содержит воду и порошковый минерал. Порошковый минерал обладает высокой способностью рассеивать солнечную радиацию и имеет массовую концентрацию от 1% до 3% и среднюю крупность частиц от 0,8 до 10 µ. Частицы порошкового минерала с высокой рассеивающей способностью имеют средний коэффициент рассеяния световой энергии более 0,7. В качестве порошкового минерала может быть взят карбонат кальция. Текучая среда может также содержать антифриз, поверхностно-активное вещество, антивспениватель и бактерицид. Изобретение позволяет улучшить поглощающую способность текучей среды. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 пр.
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к низкозамерзающим охлаждающим жидкостям, и может быть использовано в качестве теплоносителя в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в оборудовании бытового и промышленного назначения. Концентрат охлаждающей жидкости содержит, мас.%: 1,44-1,69 себациновой кислоты, 0,15-0,39 бензойной кислоты, 1,12-1,35 янтарной кислоты, 4,89-5,26 диэтаноламина, и/или триэтаноламина, и/или диоксиэтилэтилендиамина, 0,31-0,51 карбамида, 89,92-90,80 этиленгликоля, и/или пропиленгликоля, и/или глицерина, 0,002-0,004 красителя и остальное - воду. Изобретение позволяет повысить антикоррозионные свойства по отношению к каждому элементу конструкций. 3 табл, 15 пр.
Изобретение относится к низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания машин и специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах. Охлаждающая жидкость содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина, этилцеллозольва и олеиновой кислоты с аминным числом не менее 42 мг HCl/г при мольном соотношении 1:2:(0,5-0,7):0,3 соответственно 0,5-2,5, триэтилфосфат 0,3-0,5, имидазол 0,5-0,7, этилцеллозольв 30,0-40,0, этиленгликоль 30,0-40,0, воду до 100. Изобретение обеспечивает повышение защитных свойств охлаждающей жидкости по отношению к резине, черным и цветным металлам, а также повышение ее экологической безопасности. 4 табл., 3 пр.
Наверх