Приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания

Использование: при приработке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Сущность: масло содержит минеральное масло и порошкообразный наполнитель следующего состава, мас.%: серпентин (лизардит и хризотил) 77-86, хлорит 2-3, магнетит 4-5, амфибол 1,5-2, амакинит 1-2, магнезит 1-2, кальцит 0,5-1, рентгеноаморфная фаза 4-7. Технический результат - сокращение времени приработки, снижение износа деталей, увеличение времени сопротивления схватыванию. 2 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным материалам, применяемым при приработке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в качестве присадок к основным маслам.

Известно приработочное масло (А.с. №1188196, С10М 133/06), содержащее минеральное масло, мелкодисперсные аморфные оксиды и октадециламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

мелкодисперсные аморфные оксиды0,25-0,3
октадециламины0,0045-0,0090
минеральное маслодо 100

Данное приработочное масло вызывает значительный износ трущихся деталей, сопровождающийся высоким моментом трения, а приработанные поверхности обладают низкими антизадирными свойствами.

Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение (Патент РФ 2089598 С 10 М 125/04), в котором приработочное масло, содержащее минеральное масло, дополнительно содержит порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе порошка меди и смеси порошка меди с порошком красного фосфора, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

порошкообразный наполнитель,
полученный при испарении и конденсации
пара в плазменном испарителе порошка
меди с порошком
красного фосфора0,1-0,15
минеральное масло99,85-99,9

Недостатком прототипа является то, что медь, выделяющаяся в процессе трения, является катализатором окислительных процессов в масле, что ведет к усилению коррозионной активности последнего и ухудшению его термоокислительной стабильности, что ограничивает область его применения при эксплуатации.

Целью изобретения является сокращение времени приработки, снижение износа трущихся деталей, повышение противозадирных и антифрикционных свойств как при приработке, так и при эксплуатации.

Цель достигается тем, что в качестве порошкообразного наполнителя применяется порошкообразный наполнитель, полученный из природных минералов (слоистых силикатов) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Табл.1
Фазовый состав порошка
Выявленная фазаХимическая формулаСодержание, %
Серпентин (лизардит и хризотил)Mg6[Si4O10](OH)877-86
Амакинит(Mg,Fe)(OH)21-2
АмфиболCa2(Mg,Fe)5(Si,Al)8O22(OH)61,5-2
МагнетитFe3O44-5
Хлорит(Mg,Al,Fe)12[(Si,Al)8O2](OH)162-3
КальцитCaMg(CO3)20,5-1
МагнезитMgCO31-2
Рентгеноаморфная фаза4-7

Состав изготавливается в виде порошка дисперсностью не более 60 мкм. Он используется в количестве 0,005-0,01% на один литр масла, используемого для смазки двигателя.

Новым в изобретении является то, что наряду с приработкой трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания данная присадка обеспечивает снижение их трения, повышение антизадирных и антифрикционных свойств также и при эксплуатации, что расширяет область применения.

Сравнительные данные о приработочных и эксплутационных свойствах заявляемого технического решения и прототипа.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами: в примерах приводятся результаты испытаний, проводимые по методике: образцы композиций оценивали исследованиями на машине трения марки СМЦ-2 по схеме "ролик-колодка". Испытания проводили при нагрузке 1000 Н и частоте вращения ролика 500 об/мин. Время проведения одного испытания 180 минут. Образцы изготавливались из чугуна марки СЧ-25 одной отливки.

Приработочное масло готовится следующим образом: предлагаемый состав, изготовленный в виде порошка дисперсностью не более 60 мкм, вводится в минеральное масло в количестве 0,005-0,01% на один литр масла. Полученная смесь механически размешивается до получения однородной консистенции.

Во время проведения испытаний определяли момент трения (коэффициент трения). Износ деталей определялся весовым методом на аналитических весах ВЛА-200 М с точностью 10-4 г. До и после испытаний определяли шероховатость поверхностей трения и взвешивали образцы. Шероховатость поверхностей трения определялись на профилографе-профилометре мод.201. За время сопротивления схватыванию принимают время нагрева масла до 120°С при нагрузке 200 кг.

Противозадирные свойства определяли по нагрузке схватывания образцов трения при ее ступенчатом увеличении. За нагрузку схватывания принимали нагрузку, при которой происходит "холодное схватывание" поверхностей образцов трения. Этот процесс сопровождается резким увеличением момента трения, температуры поверхностей трения и масла.

Результаты испытаний приведены в таблице 2.

Табл.2
Состав приработочного маслаВремя приработки, минШероховатость поверхности, мкмИзнос колодки, мгМомент трения, НмВремя сопротивления схватыванию, мин
до приработкипосле приработки
прототип300,320,122,11,828
предлагаемый состав190,320,091,31,652

Из приведенных данных видно, что предлагаемое приработочное масло позволяет ускорить приработку деталей, уменьшить их износ, увеличить время сопротивления схватыванию по сравнению с известным приработочным маслом.

Источники информации

1. А.с. СССР №1188196, С10М 133/06.

2. Патент РФ 2089598, С10М 125/04.

Приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания, содержащее минеральное масло и порошкообразный наполнитель, отличающееся тем, что оно в качестве порошкообразного наполнителя содержит порошкообразный наполнитель следующего состава, мас.%:

Серпентин (лизардит и хризотил)77-86
Хлорит2-3
Магнетит4-5
Амфибол1,5-2
Амакинит1-2
Магнезит1-2
Кальцит0,5-1
Рентгеноаморфная фаза4-7



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к составам для обработки трущихся поверхностей и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения различных механизмов, машин и оборудования.
Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения в местах их контакта, и может быть использовано в различных отраслях промышленности с целью продления межремонтного периода работы механизмов, машин и оборудования.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в обработке как находящихся в эксплуатации, так и новых двигателей внутреннего сгорания с целью продления их ресурса, повышения экономичности и снижения эксплуатационных расходов.
Изобретение относится к составам смазочных материалов и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности узлов трения скольжения и качения текстильной, машиностроительной и других отраслей промышленности.
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к неотверждаемым герметикам для резьбовых соединений труб нефтяного сортамента, подвергаемых "свинчиванию-развинчиванию" и изгибу, в частности бурильных и насосно-компрессорных труб при строительстве и эксплуатации скважин.
Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности к смазочным материалам, содержащим добавку на основе соединений углерода и кремния. .
Изобретение относится к консервационно-технологическим смазочным материалам (КТСМ) и предназначено как для консервации листового и профильного проката, труб, оборудования и запасных частей, так и для использования в качестве технологического смазочного материала для лезвийной обработки и обработки металлов давлением.
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, используемым в узлах трения ткацкого и прядильного оборудования текстильных предприятий.

Изобретение относится к области химии и металлургии, в частности к смазочным составам из неорганического материала, и может быть использовано при внедрении энергоресурсосберегающих технологий в геолого-разведочной, горно-добывающей отраслях, машиностроении, энергетике, транспорте и др.
Изобретение относится к области металлообработки с использованием смазочно-охлаждающих технологических средств, а именно к водным составам смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) для обработки металлов и сплавов.
Изобретение относится к составам смазочной композиции, используемым в тяжелонагруженных узлах трения машин и механизмов. .

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано в машиностроении и для смазки и охлаждения режущего инструмента при обработке металлов резанием.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки, используемой для холодного волочения проволоки, и может найти применение на предприятиях металлургической промышленности.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которые могут быть использованы в области машиностроения, а именно при формовке, сварке металлических труб, при литье цветных металлов под давлением и редуцировании труб, а также на операциях шлифования и лезвийной обработки различных видов сталей.

Изобретение относится к составам и способам получения пластичных смазок, а конкретнее, к антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах (до 180°С), во влажных и агрессивных средах.
Изобретение относится к триботехнике, в частности к твердосмазачной композиции и способу формирования покрытия на рабочих поверхностях узлов трения; оно может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных операций.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к составам смазочных материалов для узлов трения из сплавов на основе железа, может быть использовано в качестве добавки к смазочным маслам двигателей внутреннего сгорания, механизмов, устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов и может найти применение в автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов, оборудовании горно-обогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов и т.п.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к составам смазочных материалов для узлов трения как из сплавов на основе железа, так и цветных металлов, и может быть использовано в качестве добавки к смазочным маслам двигателей внутреннего сгорания, механизмов, устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов, и может найти применение в автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании морских и речных судов, оборудовании горно-обогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов и т.п.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к веществам - средствам улучшения противоизнашиваемости трущихся элементов машин и механизмов
Наверх