Способ создания и контроля необходимой нагрузки на долото при бурении горизонтальных и наклонно направленных скважин винтовым забойным двигателем с большими смещениями забоев от устья скважины

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, а именно к способам создания и контроля необходимой нагрузки на долото при бурении горизонтальных стволов и наклонно направленных скважин винтовым забойным двигателем с большими смещениями забоев от устья скважин. Техническим результатом является увеличение механической скорости бурения и исключение применения дорогих сложных забойных телесистем. Для этого сначала по величине необходимой нагрузки на долото и удельного его момента определяют момент на валу двигателя для вращения долота под нагрузкой. Затем по характеристике винтового забойного двигателя определяют перепад давления в двигателе, соответствующий этому моменту. После спуска бурильного инструмента с долотом и винтовым забойным двигателем до забоя и промывки скважины до выравнивания параметров бурового раствора определяют давление на стояке буровой установки в холостом режиме работы винтового забойного двигателя РХ. После этого создают нагрузку на долото разгружением веса колонны бурильных труб до тех пор, пока давление на стояке не вырастет на величину (РРХ). В процессе дальнейшего углубления забоя скважины необходимую нагрузку на долото контролируют по этой величине. 2 ил.

 

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, а именно к способам создания и контроля необходимой нагрузки на долото при бурении горизонтальных стволов и наклонно направленных скважин винтовым забойным двигателем с большими смещениями забоев от устья скважины.

Известен способ бурения нефтяных и газовых скважин с использованием гидравлического забойного двигателя. При этом контроль за осевой нагрузкой на долото осуществляют по индикатору веса ГИВа, установленного рядом с рабочим местом бурильщика на буровой (см. книгу Ю.В.Вадецкого. Бурение нефтяных и газовых скважин. - М.: Недра, 1973 г., стр.245).

Известен также способ контроля режима работы забойного двигателя в забойных условиях по показаниям забойного гидротахометра (см. тот же источник - книга Вадецкого Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин. - М.: Недра, 1973 г., стр.59).

В этом способе, как и в вышеотмеченном способе, контроль за создаваемой осевой нагрузкой ведется по наземному индикатору веса, а частоту вращения долота - выходного вала двигателя контролируют по гидротахометру. Показание манометра на стояке в этом способе фиксирует остановку двигателя и сопутствующее этому резкое повышение перепада давления.

Известен также способ контроля режима работы породоразрушающего инструмента при бурении скважин винтовым забойным двигателем (см. описание к авторскому свидетельству №1376649, Е21В 4/02, опубл. в БИ №36, 30.09.90 г., прототип).

Известный способ предусматривает регистрацию давления, соответствующего режиму работы двигателя на забое без нагрузки после промывки забоя скважины, и стабилизацию перепада давления в нагнетательной линии и под нагрузкой, причем регистрацию давления в нагнетательной линии производят при постоянной нагрузке на долото, измеряемой по наземному индикатору веса. При этом допустимый износ породоразрушающего инструмента определяют из соотношения величин давлений, замеренных в начале бурения и его текущего значения. А контроль создаваемой осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент ведется так же, как и в аналогах по наземному индикатору веса.

Общим недостатком описанных аналогов и прототипа является то, что при бурении как горизонтальных, так и наклонно направленной скважины долотом в сочетании с винтовым забойным двигателем с большим смещением забоев от устья скважины определение нагрузки на долото по данным наземного индикатора веса не отражает истинную создаваемую забойную нагрузку на долото. Объясняется это тем, что из-за больших сил трения колонны бурильных труб о стенки наклонных и горизонтальных стволов передаваемая нагрузка на забой от колонны бурильных труб по своей величине значительно меньше. Это кратно снижает механическую скорость бурения, приводит к увеличению продолжительности бурения и затрат на строительство скважин.

Задачей настоящего изобретения является устранение перечисленных недостатков.

Поставленная задача решается описываемым способом, включающим спуск и углубление забоя долотом в сочетании с винтовым забойным двигателем и создание нагрузки на долото разгружением веса бурильной колонны на забой. Новым является то, что сначала по величине необходимой нагрузки на долото GД и удельного его момента МУД определяют момент на валу двигателя МДВ для вращения долота под нагрузкой GД, затем по характеристике двигателя находят перепад давления РΔPX на двигателе, возникающий при реализации этого момента при расходе промывочной жидкости Q, где:

РΔ - перепад давления на двигателе (МПа);

РP - давление на двигателе, соответствующее моменту МДВ, (МПа);

PX - соответствует давлению на двигателе в холостом режиме работы, (МПа).

Создание необходимой нагрузки на долото осуществляют разгружением веса бурильной колонны на забой до тех пор, пока давление на стояке не вырастет на величину упомянутого перепада давления РPX, затем величину нагрузки на долото в процессе бурения контролируют по этой величине.

Приведенные чертежи поясняют суть изобретения, где на фиг.1 изображена скважина с горизонтальным стволом и со спущенной туда колонной бурильных труб с долотом в сочетании с винтовым двигателем, где видна часть бурильной колонны под собственным весом лежит на нижней стенке ствола. Это вследствие большой силы трения препятствует созданию нагрузки на долото разгружением веса бурильной колонны. Из-за этого определение истинной нагрузки на долото по индикатору веса ГИВ делается невозможным.

На фиг.2 приведена стендовая характеристика винтового двигателя ВЗД, который является машиной объемного типа. При бурении с ростом нагрузки на долото растет момент на валу двигателя, что в свою очередь приводит к увеличению перепада давления на двигателе Р. Изменение давления на двигателе приводит к росту давления на стояке буровой на такую же величину, поскольку при работе с постоянной производительностью остальные составляющие давления на стояке (в обвязке нагнетательной линии буровой, потери давления в долоте, в бурильных трубах, в кольцевом пространстве ствола скважины, в двигателе в холостом режиме его работы) остаются постоянными.

Способ заключается в следующем. По данным геолого-технического наряда или проекта сначала определяют нагрузку GД на долото 1, достаточную для эффективного разрушения горных пород забоя скважины 2, затем с использованием величины удельного его момента МУД определяют момент на валу винтового двигателя 3, потребный для вращения породоразрушающего инструмента - долота при бурении. Например, если при бурении долотом типа ТЗ с диаметром ⊘215,9 нагрузка на долото составляет 20 т, Муд=10 кгм/т, Мдв=Gд×Муд=20×10=200 кгм. По характеристике двигателя определяем давление в холостом режиме работы двигателя и при работе с моментом на валу 200 кгм (см. фиг.2) РР=2,8 МПа и Рх=0,9 МПа

РΔРХ=2,8-0,9=1,9 МПа,

следовательно, от создания нагрузки на долото 20 тс давление на стояке должно расти на величину 1,9 МПа.

Таким образом, для создания необходимой нагрузки на долото необходимо разгружать вес бурильной колонны 4 до тех пор, пока давление на стояке не вырастет на величину (РРХ), в рассмотренном выше случае - 0,9 МПа. Затем величину нагрузки на долото в процессе бурения контролируют по этой величине.

Способ испытывался в промысловых условиях при бурении скважин №1762Б и №7336Г на месторождении нефти Татарстана. Так, перед началом углубления скважины №1762 Б с использованием предлагаемого способа глубина забоя составляла 1717 м, зенитный угол 60°. Проходимые породы - глинистые сланцы - аргиллиты, алевролиты.

Параметры использованного бурового раствора при проходке следующие:

1. Плотность бурового раствора, 1 кг/м3ρ=1260
2. Условная вязкость, сТ=65
3. Показатель фильтрации, см3/30 минФ=3
4. Водородный показательpН=8
5. Статическое напряжение сдвига,
6. Пластическая вязкость, мПа·сη=28
7. Динамическое напряжение сдвига,

Компоновка низа бурильной колонны (КНБК):

Долото III 215,9 СЗГАУ

Винтовой забойный двигатель ДВР-176 м

Телесистема, бурильные трубы ТБПК - 127×9,19

Необходимая нагрузка на долото - 20-22 т,

Муд=10 кгм/т, Мдв=Gд×Муд=20×10=200 кгм

По характеристике двигателя находим (фиг.2):

при Мдв=0 РХ=0,9 МПа, при Мдв=220 кгм РР=3,15 МПа, тогда

РΔРх=3,15-0,9=2,25 МПа

В начале бурения определили давление на стояке буровой установки в холостом режиме работы винтового забойного двигателя 3 (долото над забоем), которое составило 6 МПа. Затем при работающем винтовом двигателе при расходе промывочной жидкости 16 л/сек разгрузили вес бурильной колонны 4 на забой до тех пор, пока давление на стояке не выросло на 2,25 МПа и составило 8,25 МПа. Разница РРх=8,25-6=2,25 МПа обеспечивает момент на валу двигателя 220 кгм и соответствует осевой нагрузке на долото 20-22 тс. Механическая скорость бурения с использованием предложенного способа составила 1,7 м/час против 1 м/час при обычном способе бурения без применения предлагаемого способа с нагрузкой на долото по ГИВ-2 18-20 т. Положительный эффект получен и при бурении условно горизонтального ствола длиной 150 м с углом наклона 79,1° в скважине 7336 Г. Здесь увеличение механической скорости составило 2, 3 раза при разнице РРХ=10,5-8,5=2 МПа, что соответствовала 20 тс забойной осевой нагрузки на долото.

Технико-экономическое преимущество изобретения заключается в следующем. Его использование в сравнении с аналогами позволяет создавать необходимую нагрузку на долото при бурении наклонно направленных и горизонтальных скважин винтовыми забойными двигателями простым способом без применения дорогих специальных забойных контрольно-измерительных приборов. Создание необходимой нагрузки на долото и возможность ее контроля по показанию манометра на стояке в процессе бурения с ВЗД позволяет успешно пробуривать скважину в ускоренном темпе и, следовательно, значительно сократить затраты на ее строительство.

Источники информации

1. Кн. Ю.В.Вадецкого Бурение нефтяных и газовых скважин. - М.: Недра, 1973 г., стр.59, стр.245.

2. Описание к а.с. СССР №1376649, МПК Е 21 В 4/02, опубл. В БИ №36, 30.09.90 г.

Способ создания и контроля необходимой нагрузки на долото при бурении горизонтальных и наклонно направленных стволов с большими смещениями забоев от устья скважин, включающий углубление забоя долотом в сочетании с винтовым забойным двигателем ВЗД, отличающийся тем, что сначала по величине необходимой нагрузки на долото и удельного его момента определяют рабочий момент на валу двигателя, достаточный для вращения породоразрушающего инструмента под необходимой нагрузкой на долото, после этого по характеристике винтового забойного двигателя находят перепад давления на двигателе при работе с рабочим моментом и в холостом режиме его работы, затем после спуска бурильного инструмента с долотом и винтовым забойным двигателем до забоя скважины и выравнивания параметров бурового раствора регистрируют давление на стояке буровой установки в холостом режиме работы ВЗД (долото над забоем), после этого производится создание необходимой нагрузки на долото разгружением веса бурильной колонны на забой до тех пор, пока давление на стояке не вырастет на величину разницы давлений в рабочем и холостом режимах работы ВЗД, определенных по его характеристике, после этого величина нагрузки на долото в процессе бурения контролируется по этой величине.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству управления подачей машины для бурения горной породы, приводимой в действие напорной текучей средой, когда бурильный молоток подают вперед посредством двигателя подачи, приводимого в действие напорной текучей средой и выполнения вспомогательных операций, обеспечивающих подготовку машины к процессу выполнения операции бурения.

Изобретение относится к эксплуатации бурового оборудования, а именно к системам управления гидроприводной буровой установкой. .

Изобретение относится к области контроля параметров бурения скважин и может быть использовано при диагностике состояния породоразрушающего инструмента. .

Изобретение относится к области контроля параметров бурения скважин и может быть использовано при диагностике состояния породоразрушающего инструмента. .

Изобретение относится к управлению подачей машины для бурения горной породы. .

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для автоматического управления режимами бурения скважин. .

Изобретение относится к бурению скважин с использованием гидравлического механизма подачи и позволяет повысить надежность за счет предотвращения поломки бурового инструмента при внезапном отключении электроэнергии.

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для бурения шпуров. .

Изобретение относится к горной промышленности. .

Изобретение относится к алмазному бурению скважин и позволяет повысить надежность обнаружения аварийных ситуаций за счет увеличения точности определения порогов распознавания аварийных ситуаций.

Изобретение относится к контролю параметров в процессе бурения нефтяных и газовых скважин гидравлическими забойными двигателями

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, а именно к технологии бурения скважин, и предназначено для автоматического регулирования забойного давления промывочной жидкости и поддержания его на уровне пластового

Изобретение относится к двигателям, приводимым в действие текучей средой

Изобретение относится к способу, установке и клапану для управления бурением по породе

Изобретение относится к способу управления работой буровой установки, в котором определяют расход потока промывочной среды буровой установки и управляют работой буровой установки на основании этого расхода потока промывочной среды

Изобретение относится к области бурового оборудования и может применяться в нефтяной, газовой и горной промышленности для автоматизации подачи долота при бурении скважин с промывкой

Изобретение относится к способам бурения скважин, а именно способу бурения высокопроницаемых горных пород. Техническим результатом является повышение скорости проходки при разбуривании высокопроницаемых горных пород в наклонном и горизонтальном бурении. Способ включает создание перепада давления в системе «скважина - пласт» за счет плотности промывочной жидкости, создание гидродинамической составляющей перепада давления запуском буровых насосов при приближении долота к забою, а также вывод долота на проектную нагрузку и частоту его вращения. При этом перепад давления промывочной жидкости на забое поднимают до прекращения роста скорости бурения с дальнейшим поддержанием установленного режима. 4 ил.

Изобретение относится к способу бурения ствола скважины. Способ включает бурение ствола скважины посредством непрерывной бурильной колонны насосно-компрессорных труб, измерение по меньшей мере одного параметра посредством оптического волновода в бурильной колонне, причем измерение включает в себя этап, на котором определяют оптическое обратное рассеяние вдоль оптического волновода, и регулирование штуцера, тем самым вызывая приток флюида в ствол скважины или потерю флюида из ствола скважины, при этом измерение по меньшей мере одного параметра дополнительно включает в себя этап, на котором определяют приток или потерю флюида. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к способу оптимизации скорости бура, приводимого в действие от ротора и статора гидравлически или пневматически, при бурении им ствола скважины в толще пород. Причем способ включает: (a) измерение первого набора эксплуатационных параметров ротора и статора, включая нагрузку, приложенную к буровому долоту, скорость вращения ротора и крутящий момент ротора для первого периода времени, (б) генерирование первого набора соотношений из первого набора эксплуатационных параметров для того, чтобы обеспечить прогнозируемость скорости ротора и крутящего момента ротора в диапазоне значений эксплуатационных параметров, (в) определение скорости бурения для первого периода времени, исходя из измерения нагрузки, приложенной к долоту, и скорости вращения, (г) определение следующего: может ли любое другое сочетание нагрузки, приложенной к долоту, и скорости вращения долота, обусловленное соотношениями, установленными на этапе (б), обеспечить более высокую скорость бурения, и (д) регулирование, по меньшей мере, одного эксплуатационного параметра для изменения нагрузки, приложенной к долоту, и/или скорости вращения долота в направлении сочетания, которое обеспечивает первую более высокую скорость бурения. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх