Способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578 и устройство для осуществления этого способа

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов. Предлагаемый способ измерения предусматривает измерение высоты ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника тележки h1, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон, и измерение после ремонта пятника высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2. Далее проводится расчет толщины регулировочной прокладки Δрп для обеспечения нормированного зазора «А» в упругокатковых скользунах по зависимости Δрп=h2-(h1+A) и подбор регулировочной прокладки, устанавливаемой под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона. Все необходимые измерения проводятся устройством для измерения высоты скользунов тележки 18-578, изготавливаемым в двух вариантах: для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника. Предлагаемый способ и устройство обеспечат нормированный зазор «А» в скользунах до подкатки тележек под вагон, исключат повторные подъемки кузова, несвоевременный и некачественный ремонт вагонов и предупредит отказы в эксплуатации. Техническим результатом является создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578. 2 ил.

 

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов.

Действующей нормативно-технической документацией - Тележка двухосная модель 18-578. Руководство по эксплуатации. 578.00.000 РЭ/ Проектно-конструкторское бюро ФГУП «ПО УВЗ»: Н.Тагил, утвержден 22.04.04 - 56 с. и Временная инструкция по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов с упругокатковыми скользунами модели 1 SB - 12 М. Б/н, ПКБ ЦВ 1999 г. установлены требования к величине зазора в упругокатковых скользунах при плановых ремонтах вагонов. Однако документация не содержит указаний о способе и средстве измерения для обеспечения заданного норматива. Вследствие этого возможен выпуск из ремонта вагонов с ненормированными зазорами, а в эксплуатации - отцепки вагонов, нарушение безопасности движения поездов.

Контролируемый зазор «А», нормативное значение которого, согласно действующей документации, составляет А=8±2 мм, показан на фиг.1, где 1 - надрессорная балка тележки; 2 - подпятник; 3 - пятник; 4 - шкворневая балка рамы вагона; 5 - ответная часть скользуна, расположенная на шкворневой балке рамы; 6 - регулировочная прокладка; 7 - опорная пластина; 8 - ролик упругокаткового скользуна.

Известен способ обеспечения норм зазоров в скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модель 18-100, заключающийся в измерении высоты основания скользунов на надрессорной балке, высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона, толщины крышки колпака и определение необходимой толщины регулировочных прокладок, устанавливаемых под колпаки скользунов на надрессорных балках. Количество и толщина подкладываемых или убираемых прокладок определяется по фактической величине суммарного зазора по концам вагона. Этот способ используется в измерителе высоты скользунов шкворневой балки грузового вагона и надрессорной балки тележки ЦНИИ-Х3 (модель 18-100) (Патент RU 43957 U1, G01В 3/02, опубл. 10.02.2005, Бюл. №4, 27.06.2005, Бюл. №18).

Недостатками существующего способа является то, что:

1. Он предназначен для тележек модели 18-100 и не учитывает особенности конструкции тележки модели 18-578, оборудованной упругокатковыми скользунами. При использовании этого способа невозможно обеспечить нормированный зазор в упругокатковых скользунах.

2. Способ определения толщины регулирующих прокладок для тележек модели 18-100 предусматривает расчет по зависимости, включающей высоту основания скользунов, толщину крышки колпака. Эти детали в тележке модели 18-578 отсутствуют, и способ не может быть использован для тележки 18-578.

Техническая задача предлагаемого изобретения - создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578 относительно опорной поверхности подпятника h1 и высоту ответной части скользуна относительно поверхности пятника h2, определить необходимую толщину регулировочной прокладки Δрп, устанавливаемой под пластину ответной части скользуна шкворневой балки для получения нормируемого зазора «А» каждой пары скользунов.

Существенными отличительными признаками изобретения являются:

- проведение предварительных замеров высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1;

- проведение предварительных замеров высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2;

- расчет необходимой толщины регулировочной прокладки Δрп для обеспечения нормируемого зазора «А».

Расчет необходимого увеличения или уменьшения толщины регулировочной прокладки Δрп, мм, производят по зависимости:

где h1 - расстояние (высота) от ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке до опорной поверхности подпятника (или износостойкой чаши, устанавливаемой в подпятнике);

h2 - расстояние (высота) от опорной поверхности ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона до опорной поверхности пятника;

Δрп - толщина регулировочной прокладки ответной части скользуна;

А - нормируемый зазор в скользунах, А=8±2 мм.

Если при расчете Δрп=0 или находится в пределах Δрп=±2 мм, регулировочные работы не производятся. При Δрп>2 мм толщину регулировочной прокладки необходимо увеличить на расчетное значение Δрп; при Δрп<2 мм -соответственно уменьшить.

Пример осуществления способа обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578.

Примером осуществления способа является обеспечение нормированного зазора в упругокатковых скользунах с помощью заявляемого устройства, представленного на фиг.2 в двух вариантах.

На отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон тележке замеряют высоту h1 ролика упругокаткового скользуна 8 (фиг.1) относительно опорной поверхности подпятника 2. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант а). При замере высоты h1 устройство прижимают плоскостью станины 1 к опорной плоскости подпятника (износостойкой чаши) надрессорной балки рамы тележки таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Регулируют длину подвижной линейки 4 таким образом, чтобы плоскость головки 5 измерительной линейки 4 плотно прилегала к цилиндрической поверхности ролика 9. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h1.

После ремонта пятника и перед постановкой отремонтированной тележки под вагон измеряют высоту h2 ответной части скользунов 5 (фиг.1) на шкворневой балке 4 рамы вагона относительно опорной поверхности пятника 3. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант б). При замере величины h2 устройство прижимают плоскостью станины 1 к пятнику рамы вагона таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Высоту подвижной линейки 4 регулируют таким образом, чтобы плоскость 5 плотно прилегала к поверхности ответной части скользуна 6. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h2.

По зависимости (1) рассчитывают толщину регулировочной прокладки Δрп. При полученных результатах Δрп>2 или Δрп<2 мм выполняют регулировочные работы для обеспечения зазора А=8±2 мм.

Конструкция устройства для измерения высоты скользуна тележки 18-578 поясняется на фиг.2. Устройство изготовлено в двух вариантах:

а) для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника; б) для измерения высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника.

Устройство состоит из трех основных частей станины 1; соединительной балки 2; измерительного узла 3. Станина 1 имеет две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами 8, контактирующие с поверхностью пятника (подпятника), и направляющий конус 7, который входит в отверстие для шкворня для центрирования устройства. Соединительная балка 2 выполнена из стальной пластины в виде бруса равного сопротивления изгибу. Для увеличения жесткости верхний край пластины имеет усиливающую окантовку. Измерительный узел 3 состоит из подвижной измерительной линейки с головкой 4, поверхность которой имеет плоскость 5, контактирующую при измерении высоты h1 с цилиндрической поверхностью ролика 9 (фиг.2а), а при измерении высоты h2 - с опорной плоскостью ответной части скользуна 6 (фиг.2б).

Предлагаемые способ и устройство обеспечат нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон и исключат выпуск вагонов с зазорами, не соответствующими нормативу «А».

Внедрение заявленных способа и устройства исключат необходимость повторного подъема кузова вагона, обеспечит своевременный выпуск вагонов из ремонта и предупредит отказы в эксплуатации.

1. Способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578, предусматривающий измерение высоты скользунов и определение необходимой толщины регулировочной прокладки под опорную пластину ответной части скользуна до подкатки тележки под вагон, отличающийся тем, что производится измерение высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1, измерение высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2, А - нормируемый зазор в скользунах, после чего по зависимости Δрп=h2-(h1+A) рассчитывают необходимую толщину регулировочной прокладки, устанавливаемую под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона, что обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележки.

2. Устройство для обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов на тележках модели 18-578, изготавливаемое в двух вариантах для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника и содержащее станину, имеющую две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами, контактирующие с поверхностью подпятника (пятника), и направляющий конус для центрирования устройства в отверстии для шкворня, соединительную балку, выполненную из стальной пластины в виде бруса, равного сопротивлению изгибу, верхний край которой имеет усиливающую окантовку, измерительный узел, состоящий из подвижной измерительной линейки с головкой, поверхность которой имеет плоскость, контактирующую при измерении высоты h1 ролика с цилиндрической поверхностью ролика, а при измерении высоты h2 ответной части скользуна с опорной плоскостью ответной части скользуна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к специальным индикаторным устройствам для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий.

Изобретение относится к области измерений, в частности к измерительным приборам, и может быть использовано для измерения величины зазора, например плунжерной пары, а при наличии конусности - ее величины и направления.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к контролю призматических угловых мер, и может быть использовано для аттестации конических мер значительных размеров.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей колесно-буксовых узлов железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения смещений отдельных точек поверхности относительно друг друга. .

Изобретение относится к технике измерений линейных величин. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности, к механическим устройствам измерения линейных величин. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения параметров шпоночных пазов на валах. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для измерения пути движения насадков оболочки

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту двухосных тележек модели 18-100 и 18-578 грузовых вагонов

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа корпусов и вилок

Изобретение относится к измерительной технике для контроля и измерения линейных размеров в условиях ограниченного доступа и может быть использовано в различных областях техники при сборке и установке узлов машин, содержащих детали с заданным осевым зазором

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности

Изобретение может быть использовано для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности. Устройство содержит основание, базирующий элемент с коническим отверстием, индикатор с измерительным стержнем и прижим с рабочей поверхностью. Прижим закреплен на измерительном стержне с расположением своей рабочей поверхности параллельно оси конического отверстия. Индикатор закреплен на базирующем элементе, а его измерительный стержень размещен над базирующим элементом перпендикулярно оси конического отверстия и расположен с возможностью взаимодействия рабочей поверхности прижима с измеряемыми плоскостями. Технический результат - повышение точности измерения и упрощение конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения радиального зазора в подшипниках качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах. Устройство содержит основание с перпендикулярно установленной на нем стойкой, в которой выполнены пазы. Нижний паз выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня, на котором установлен измерительный индикатор. В верхний паз с натягом установлен поверочный диск, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски. В центре поверочного диска выполнено резьбовое отверстие для болта, фиксирующего подшипник качения на поверочном диске через прижимную планку, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски, по своим размерам соответствующие радиальным пояскам, выполненным на поверочном диске. Также устройство содержит ремень с грузом, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения. Ветви ремня оперты на ролики, установленные по краям стойки между нижней частью нижнего паза и основанием. Технический результат - расширение арсенала технических средств, позволяющих измерять радиальный зазор в подшипниках качения различных размерных групп. 2 ил.

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, используемым на железнодорожном транспорте. Способ заключается в определении годности грузовых железнодорожных вагонов при их движении с использованием ителлектуально-измерительной системы, состоящей из датчиков ускорения отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной зазоров в скользунах. В результате зазоры в скользунах, не отвечающие нормам, определяются автоматически, исключается человеческий фактор. 3 ил.
Наверх