Способ центрирования валов машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. Техническим результатом является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин. Способ заключается в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения. После каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, a2, а3, а4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью.

Известен способ контроля соосности валов машин (по патенту РФ №1613843), заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов одной машины относительно другой. При этом измерительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют радиальное и осевое биение относительно цилиндрической и торцевой поверхности фланца машины соответственно.

Известен способ центрирования роторов (патент РФ №1569523), при котором производят замеры между фиксированными точками полумуфт при синхронном повороте роторов и осуществляют корректировку их положения.

Данный способ взят за прототип.

Недостатком известного способа является то, что определение взаимного расположения валов машин, имеющих длинные распорные детали (проставки) и мембраны между фланцами, становится затруднительным, так как в этом случае требуется применение кронштейнов с большой жесткостью и весом, что вызывает весовой прогиб, затрудняет вращение, снижает точность измерения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение точности измерения и производительности центрирования валов машин.

Технический результат достигается тем, что в способе центрирования валов машин, заключающемся в измерении смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществлении коррекции их положения, после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, а2, а3, a4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.

Способ поясняется чертежом, представленным на чертеже.

Центрируемые валы 1 и 2 соединены между собой муфтой, имеющей длинную распорную часть 3, два мембранных узла 4. На фланцах 10 распорной части муфты попарно в кронштейнах 5 установлены четыре индикатора 6, 7, 8, 9, измерительные наконечники которых упираются в торцы фланцев мембранных узлов, жестко скрепленных с фланцами 11 валов, минуя мембраны.

Способ осуществляется следующим образом.

Для измерения смещения валов индикаторы попарно устанавливают на каждый фланец мембранного узла в диаметрально противоположных точках на расстоянии D.

При повороте на 180° валов машин индикаторы фиксируют угловое перемещение фланцев валов относительно оси распорной части 3.

После синхронного поворота на 180° нижние индикаторы 6 и 8 и верхние индикаторы 7 и 9 покажут линейные величины перемещения с разными знаками: а3, a1, a4, а2 соответственно. Если во время поворота возникло осевое перемещение валов, верхние и нижние индикаторы покажут разные величины со своими знаками.

Измеряя изменение расстояния между одноименными точками на фланцах мембранных узлов при повороте на 180°, определяют величины смещения осей машин в плоскости мембранного узла Δ1 и Δ2 по формулам:

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, a2, а3, a4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскости.

По результатам измерений величин отклонений расстояния от центра мембранного узла до передней опоры и расстояния между опорами рассчитываются величины коррекции по опорам.

Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить точность и производительность центрирования валов машин.

Способ центрирования валов машин, заключающийся в том, что измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществляют коррекцию их положения, отличающийся тем, что после каждого синхронного поворота валов на 180° в вертикальной или горизонтальной плоскостях измеряют изменение расстояния между одноименными точками фланцев валов и фланцев распорной части муфты одновременно двумя индикаторами, установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты, а смещение валов в плоскостях измерения определяют по формулам

где Δ1 - значение смещения вала машины 1 относительно оси вала машины 2;

Δ2 - значение смещения вала машины 2 относительно оси вала машины 1;

D - расстояние между индикаторами;

l - расстояние между центрами мембранных узлов;

a1, а2, а3, а4 - показания соответствующих индикаторов после поворота на 180° со своими знаками в вертикальной или горизонтальной плоскостях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно.

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов. .

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств. .

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов. Способ включает в себя предварительную центровку, измерение текущих значений параметров центровки валов, окончательную центровку и крепление механизмов. При этом перед центровкой производят нагружение валов механизмов с помощью приспособления заданным изгибающим моментом и поперечной силой. Измеряют прогибы и углы поворота валов обоих механизмов. Снимают приспособление. Рассчитывают излом и смещение в соединении валов по зависимостям: где I - излом в соединении валов; S - смещение в соединении валов. По рассчитанным значениям изломов и смещений производят окончательную центровку механизмов. Технический результат - повышение точности контроля монтажных нагрузок и напряжений в валах и расширение технологических возможностей процессов центровки механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой. Устройство, расположенное на стойке (4), содержит место (31) с горизонтальной осью (X) для размещения вышеуказанного топливного стержня; средство (20) для измерения отклонения от параллельности и средство (22) для корректирования вышеуказанного отклонения. Устройство содержит средство (14) позиционирования устройства относительно топливного стержня, состоящее из двух параллельных опор, расположенных на расстоянии друга от друга, при этом каждая из них поддерживает конец вышеуказанного топливного стержня. Опоры выполнены в виде двух подковообразных частей (16.1. 16.2), внутренние концы которых предназначены для опирания на топливный стержень и отстоят друг от друга на заданном расстоянии так, чтобы обеспечить перекрывание опоры стойки, на которую опирается конец с верхней заглушкой топливного стержня, и которая имеет толщину, по существу, равную расстоянию между двумя подковообразными частями (16.1, 16.2). Также устройство содержит средство (32) для удерживания топливного стержня, выполненное с возможностью обеспечения вращения топливного стержня вокруг его продольной оси, которое расположено между средством (14) позиционирования и средствами измерения и корректирования. Средство (32) содержит нижний захват (34) и верхний захват (36), для захватывания топливного стержня, при этом нижний захват (34) образует базу для измерения отклонения от параллельности. Технический результат - обеспечение измерения отклонения от параллельности во время корректирования вышеуказанного отклонения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна включает выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение. Технический результат заключается в значительном снижении длительности и трудоемкости монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх