Автономная система электропитания

Автономная система электропитания космического аппарата содержит солнечную и аккумуляторную батареи и последовательный стабилизатор напряжения в цепи "солнечная батарея-нагрузка". Отличительной особенностью системы является новый способ подключения аккумуляторной батареи к схеме. Суть изобретения заключается в том, что зарядное и разрядное устройства батареи подключены к выходу солнечной батареи до входа в последовательный стабилизатор напряжения. Технический результат заключается в получении стабильности напряжения на нагрузке путем исключения переходных процессов при смене режимов работы системы электропитания. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области космической энергетики, а именно бортовых систем электропитания космических аппаратов (КА) с использованием солнечных (БС) и аккумуляторных (АБ) батарей.

Известны системы электропитания с солнечными и аккумуляторными батареями, например, СЭП КА Messenger, описанная в работе Dakermanji et al. The Timed Power System Decrign, Fiftu Evropean Space Power Conference, SP - 416, Vol.1, Tarragona, Spain, 21-25 September, 1998, pp 447-453.

В СЭП используется солнечная батарея со стабилизированной выходной шиной на нагрузку и аккумуляторная батарея, подключаемая непосредственно к шине питания нагрузки по командам. Недостатком данной системы является широкий допуск питающего напряжения при прохождении теневых участков орбиты или при недостатке мощности солнечной батареи. В этот период напряжение на нагрузке определяется разрядной характеристикой аккумуляторной батареи и не стабилизируется.

Диапазон изменения напряжения на нагрузке при питании ее от аккумуляторной батареи определяется типом используемых аккумуляторов. Так для широко распространенных никель - водородных аккумуляторов величина разрядного напряжения (UP) будет находиться в пределах:

Здесь

Е - ЭДС заряженного аккумулятора, Е≈1,41 В;

Umin - минимальное напряжение на аккумуляторе, соответствующее разряженному состоянию после снятия с него максимальной гарантированной емкости. Как правило, при проектировании батарей расчет ведется на Umin=1,0 В.

Таким образом, при номинальном напряжении аккумулятора 1,25 В диапазон изменения его напряжения при разряде будет: или .

В такой же пропорции будет изменяться напряжение на батарее, а значит, и на нагрузке при ее питании от аккумуляторной батареи.

Широкий допуск питающего напряжения вынуждает разработчиков аппаратуры усложнять свои блоки питания и приводит к снижению кпд.

Имеются классы систем электропитания со стабилизированным напряжением во всех режимах работы, включая разряд аккумуляторной батареи. Это достигается введением в систему специальных зарядного и разрядного устройств, назначение которых - обеспечивать необходимые режимы заряда и разряда батарей при одновременной стабилизации напряжения на нагрузке.

Наиболее близким решением к заявляемому является автономная система электропитания с последовательным стабилизатором напряжения на нагрузке, описанная в монографии Б.П.Соустина, В.И.Иванчуры, А.И.Чернышева, Ш.Н.Исляева. "Системы электропитания космических аппаратов", г.Новосибирск, ВО "Наука", 1994.

Указанная система электропитания (СЭП) выбрана в качестве прототипа.

В прототипе плюсовой выход солнечной батареи подключен ко входу последовательного стабилизатора напряжения, выход которого подключен к нагрузке. Аккумуляторная батарея (АБ) плюсовым выходом соединена через зарядное устройство с выходом солнечной батареи (входом стабилизатора), а через разрядное устройство - с выходом упомянутого стабилизатора напряжения. В системе реализован так называемый "зонный" принцип регулирования напряжения, в соответствии с которым напряжение на выходных шинах БС и на нагрузке определяется зонами регулирования стабилизатора напряжения (СН), зарядного устройства (ЗУ), разрядного устройства (РУ) следующим образом:

На шине солнечной батареи

а) в режиме питания нагрузки от солнечной батареи, когда АБ полностью заряжена, напряжение на БС устанавливается в соответствии с вольт-амперной характеристикой БС в области:

где

UH - напряжение нагрузки,

UБС - оптимальное напряжение солнечной батареи,

UххБС - напряжение холостого хода солнечной батареи, при выполнении примерного соотношения (без учета собственного потребления схемы):

где

IH - ток нагрузки,

IБС - ток солнечной батареи,

UБС - напряжение солнечной батареи;

б) в режиме питания нагрузки от солнечной батареи при одновременном заряде АБ напряжение на выходе БС устанавливается в точке ВАХ БС также в области:

где

IЗ - ток заряда,

UЗ - напряжение заряда.

В случае, если схемой не устанавливается ограничение на ток заряда, то заряд производится всей избыточной мощностью БС, напряжение на БС будет устанавливаться вблизи точки ВАХ, равной UH;

в) при совместной работе БС и АБ на нагрузку при недостатке мощности БС (РБСН) напряжение на выходе БС поддерживается на уровне: UБС≥UH, ключ СН полностью открыт.

На шине нагрузки:

а) в режимах "а", "б" напряжение поддерживается СН и находится в его зоне регулирования (UСН);

б) в режиме "в" напряжение обеспечивается РУ в его зоне регулирования (UРУ).

При изменении внешних условий (ориентация БС, прохождение теневых участков орбиты) или изменении нагрузки происходит изменение режима работы СЭП, вследствие чего напряжение на нагрузке изменяется между зонами РУ и СН с переходными процессами, длительностью 5-20 мс.

Переход из режима СН в режим РУ осуществляется по срабатыванию пороговых датчиков напряжения, входящих в состав их схем управления. Настройка пороговых датчиков осуществляется таким образом, чтобы, с одной стороны, диапазон изменения напряжения при переходах был как можно меньше, с другой - необходимо исключить "дребезг" при переключениях при возникновении помех по шинам питания.

Поэтому в практических разработках, с учетом ресурсных изменений характеристик электрорадиоэлементов, технологических разбросов их параметров и т.п., амплитуда изменения напряжения в переходных процессах достигает ±10% от номинального напряжения на нагрузке.

Колебание питающего напряжения на потребителях в таком диапазоне создает помехи по цепям питания и вынуждает разработчиков аппаратуры применять специальные схемы защиты в собственных блоках питания, что снижает надежность и увеличивает энергопотребление аппаратуры.

Для устранения этих недостатков предлагается автономная система электропитания, которая отличается от прототипа тем, что выход разрядного устройства подключен ко входу последовательного стабилизатора (к выходу БС).

Блок-схема устройства показана на фигуре 1.

Система состоит из солнечной батареи 1, подключенной одним выходом ко входу последовательного стабилизатора напряжения 2, выход которого через индуктивно-емкостной фильтр 3 соединен с входом в нагрузку 4. Аккумуляторная батарея 5 одним из входов соединена с выходом зарядного устройства 6 и входом разрядного устройства 7, вход зарядного устройства 6 соединен с выходом солнечной батареи 1 и входом стабилизатора напряжения 2, а выход разрядного устройства 7 соединен с выходом солнечной батареи 1 и входом стабилизатора напряжения 2. Солнечная батарея 1, аккумуляторная батарея 5 и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной.

Система работает следующим образом. Во всех режимах работы напряжение на нагрузке обеспечивается стабилизатором напряжения 2. На входе стабилизатора напряжения 2 (выход БС) напряжение всегда обеспечивается по соотношению:

При включенном ЗУ и полностью заряженной АБ (ЗУ выключено) - в соответствии с ВАХ БС.

При совместной работе БС и АБ на нагрузку, а также при полном отсутствии мощности БС - за счет АБ и РУ. При разряде АБ на нагрузку способ поддержания напряжения на входе СП будет определяться составом АБ и выбранной схемой РУ. В реальных разработках нашли применение два варианта конкретного схемного исполнения:

1. UPmin>UH, где UPmin - минимальное разрядное напряжение АБ, т.е когда количество аккумуляторов в последовательной цепи батареи гарантированно обеспечивает напряжение больше, чем UH (например, при UH=27 В, UАБ=28 В), а схема РУ представляет собой ключ с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ);

2. в РУ применен повышающий регулятор напряжения, который обеспечивает соотношение:

где ΔUРУ - повышающее напряжение РУ.

Таким образом, зонный принцип регулирования напряжения на нагрузке заменен на одноуровневое регулирование с высокой стабильностью выходного напряжения на нагрузке с устранением переходных процессов по напряжению при смене режимов работы системы.

Для подтверждения эффективности предложенного изобретения приводим выдержку из технического отчета НПО ПМ.

14Ф113.ОТ 240-5084-02 "Изделие 14Ф113. Отчет технический по электрическим проверкам технологического КАС", по электрическим испытаниям СЭП с новой структурной схемой по предлагаемому изобретению. Измерения проводились осциллографом НР54645А:

"переходные процессы при изменении режимов работы СЭП (СН, СН+ЗУН, СН+ЗУФ, РУ) отсутствуют".

В качестве примера на фигуре 2 представлен переходной процесс напряжения на выходе СЭП (с ленты осциллографа), выполненной по прототипу, замеренный при переходе СЭП из режима СН в режим РУ. Напряжение в режиме СН составляло 27,44 В. Измерения проводились осциллографом С1 - 55, С8 - 17. Масштаб МU=0,14 В/мм. При переходе в режим РУ бросок напряжения составляет 1,96 В.

Результаты испытаний изложены в техническом отчете НПО ПМ 439-3422-85 "Технический отчет по результатам ЛОИ СЭП изделий 11Ф647М, 17Ф15".

Сравнение результатов испытаний подтверждает эффект предлагаемого изобретения.

Предложенная автономная СЭП разработана и прошла всестороннюю экспериментальную отработку с положительными результатами. Разработаны и изготовлены штатные образцы для летной эксплуатации.

Автономная система электропитания космического аппарата, содержащая солнечную батарею, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное и разрядные устройства, отличающаяся тем, что аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства, вход зарядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, а выход разрядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, причем солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным системам, сочетающим электротягу и левитационные устройства. .

Изобретение относится к транспортной технике. .

Изобретение относится к электромашиностроительной промышленности, а именно к изготовлению турбомеханикогенератороэлектродвигательного блока для вращения коленвала с помощью воздушного потока.

Изобретение относится к экологически чистым транспортным средствам, источником энергоснабжения которых является солнце. .

Изобретение относится к технике реализации электропривода для автономных транспортных средств, работающих на солнечной энергии. .

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к большегрузным лесовозам

Изобретение относится к транспортному средству на электротяге, а именно к электромикроавтобусу

Изобретение относится к устройству для выработки энергии и предназначено для транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для получения энергии нетрадиционным способом

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Электропоезд содержит головной и прицепные вагоны с тяговыми асинхронными электродвигателями переменного тока, связанными через редуктор с колесными парами, аккумуляторы с зарядными устройствами. Вагоны поезда снабжены ветровыми турбогенераторами, которые установлены в передней части головного вагона. Каждый ветровой генератор связан через трансформатор и тиристорные преобразователи с тяговыми электродвигателями постоянного тока, с зарядными устройствами и аккумуляторами. Автономный инвертор напряжения (АИН) соединен с каждым тяговым асинхронным электродвигателем с вентилятором переменного тока головного вагона и прицепных вагонов. Система управления АВН работает в режиме инвертора, инвертируя напряжение на конденсаторе. Автономный инвертор напряжения соединен с каждым тяговым асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором с вентилятором Каждый одноступенчатый редуктор, корпус которого установлен на оси колесных пар на роликовых подшипниках качения, содержит установленное на оси колесной пары зубчатое колесо, которое соединено с валом-шестерней, установленным на роликовых подшипниках, и через втулочно-пальцевую или зубчатую муфту связано с тяговым электродвигателем. Корпус редуктора установлен с опорой на слой полимерного материала и п-образный кронштейн, который закреплен к раме тележки с верхней стороны для предотвращения углового его перемещения. Технический результат заключается в обеспечении энергосбережения и экологически чистого транспортного средства. 3 ил.

Электропоезд высокоскоростной, энергосберегающий, экологически чистый и безопасный для людей и относится к железнодорожному транспорту. Обеспечивает энергосбережение, безопасную работу людей и обладает высокой скоростью. Сущность изобретения: электропоезд снабжен ветровыми турбогенераторами с диффузионными устройствами с сетками, в суженной части которых выполнены окна для снижения давления воздуха, возникающего при движении электропоезда, с обратных сторон турбин каждой ветровой электростанции, которые установлены 1-2 электростанции в передней части головного вагона, выполненного по радиусу окружности или по обтекаемой для воздуха кривой, и 1-10 электростанций на его крыше, и 1-10 электростанций на крыше прицепных вагонов, на валу каждого электрогенератора установлена турбина, который расположен в полости кузова кабины машиниста головного вагона, и на его крыше, и на крыше прицепных вагонов на сварных рамах, причем каждый ветровой электрогенератор связан через трансформатор и тиристорные преобразователи с тяговыми электродвигателями постоянного тока головного вагона и прицепных вагонов, с зарядными устройствами и аккумуляторами, расположенными под кузовом головного и прицепных вагонов, с трубчатыми электронагревательными устройствами, расположенными в титанах и в котлах для приготовления кипяченой и горячей воды в тепловой сети вагонов, которая изготовлена из алюминиевых сплавов, и с электросетью для освещения вагонов, которая изготовлена из алюминиевых или титановых сплавов, или электрогенератор связан через трансформатор, тиристорные преобразователи переменного тока в постоянный с аккумуляторами, с автономным инвертором напряжения, с системой управления АИН, которая в двигательном режиме работает в режиме инвертора, с системой управления АВН, которая работает в выпрямительном режиме, а в режиме торможения АИН переходит в выпрямительный режим, а АВН работает в режиме инвертора, инвертируя напряжение на конденсаторе, автономный инвертор напряжения соединен с каждым тяговым четырехполюсным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором с вентилятором переменного тока головного вагона и прицепных вагонов, или контактная электрическая сеть и каждый генератор ветровых электростанций головного и прицепных вагонов связаны через трансформатор, тиристорные преобразователи переменного тока в постоянный с аккумуляторами, с автономным инвертором напряжения, с системой управления АИН, которая в двигательном режиме работает в режиме инвертора, с системой управления АВН, которая работает в выпрямительном режиме, а в режиме торможения АИН переходит в выпрямительный режим, а АВН работает в режиме инвертора, инвертируя напряжение на конденсаторе, автономный инвертор напряжения соединен с каждым тяговым четырехполюсным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором с вентилятором переменного тока головного вагона и прицепных вагонов, каждый тяговый электродвигатель постоянного или переменного тока соединен фланцами жестко с верхней стороны рамы каждой тележки болтами, вал которого соединен с карданным валом или с муфтой упругой втулочно-пальцевой для компенсации несоосности валов, устранения резонансных колебаний при периодически изменяющейся вибрационной нагрузке и снижения величины перегрузок деталей соединительных узлов или с зубчатой муфтой с бочкообразными зубьями, оси колес с левой и правой сторон установлены на цилиндрические роликовые подшипники или на конические роликовые подшипники кассетного типа, каждый одноступенчатый редуктор, корпус которого установлен на оси колесных пар на роликовых подшипниках качения и на указанной оси колесной пары установлено зубчатое колесо с прямыми, или с косыми, или с шевронными эвольветными, или с круглыми зубьями, которое соединено с валом-шестерней, установленным на шариковых или роликовых подшипниках качения, через карданный вал или втулочно-пальцевую или зубчатую муфту с зубьями бочкообразной формы и с тяговым электродвигателем, корпус редуктора с нижней и боковых сторон расположен в п-образной полимерной полости, выполненной из износостойкого материала, например тефлона, и в п-образной полости стального кронштейна, закрепленного к раме с верхней стороны тележки болтами или в п-образной полости рамы тележки для предотвращения поперечного его перемещения, а со стороны вала-шестерни, с верхней, указанный корпус редуктора установлен с опорой на слой полимерного материала и п-образный кронштейн, который закреплен к раме тележки с верхней стороны для предотвращения углового его перемещения. 3 ил.

Электропоезд содержит головной и прицепные вагоны с тяговыми асинхронными электродвигателями, связанными через редуктор с колесными парами и питаемыми от контактной сети. Электропоезд снабжен ветровыми турбогенераторами с диффузионными устройствами с сетками для снижения давления воздуха, возникающего при движении электропоезда, с обратных сторон турбин каждой ветровой электростанции. Электростанции установлены: 1-2 электростанции в передней части головного вагона, выполненной по радиусу окружности или по обтекаемой для воздуха кривой, 1-10 электростанций на его крыше и 1-10 электростанций на крыше прицепных вагонов. Электростанции установлены на валах, на каждом из которых закреплены маховик со свинцовым наполнителем и карданный вал, который соединен с валом электрогенератора. Контактная сеть и каждый ветровой генератор связаны через трансформатор и тиристорные преобразователи с тяговыми электродвигателями постоянного тока, с зарядными устройствами и аккумуляторами, с автономным инвертором напряжения, с системой управления АИН, которая в двигательном режиме работает в режиме инвертора, и с системой управления АВН, которая работает в выпрямительном режиме. В режиме торможения АИН переходит в выпрямительный режим, а АВН работает в режиме инвертора. Технический результат заключается в обеспечении экологической чистоты при работе и предотвращении резонансных колебаний при вибрационной нагрузке передач и соединительных узлов. 3 ил.
Наверх