Способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги. В способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. Техническим результатом изобретения является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги.

В местах пересечения магистральных трубопроводов с авто- и железными дорогами трубопроводы прокладывают в специальных защитных патронах в виде стальных труб.

Задачей защитного патрона является защита магистрального трубопровода от нежелательных механических воздействий. Помимо этого они служат для отвода транспортируемой среды от полотна дороги в случае аварийной ситуации.

Для предохранения магистрального трубопровода от коррозии применяется их катодная защита с помощью устройства катодной защиты.

Известен способ того же назначения, реализуемый в системе контроля перехода трубопровода через авто- и железные дороги, принятый за прототип [патент РФ №2264578, кл. F17D 5/00, F16L 57/00, 2005].

Известный способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон заключается в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты и защитным патроном.

Недостатком прототипа является невозможность с его помощью определять место электрического контакта с защитным патроном. Прототип позволяет определить только сам факт наличия электрического контакта пары магистральный трубопровод-защитный патрон.

Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.

Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного экрана патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.

При этом измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для реализации способа и пространственная эпюра напряжения вдоль защитного патрона.

Устройство содержит N электродов 11, 12, ...1N, приваренных с равным пространственным шагом к защитному патрону 2 магистрального трубопровода 3. А также общий электрод 4, приваренный к магистральному трубопроводу 3.

Имеется также многоканальный блок 5 измерений электрических напряжений между 11-12, 12-13...1N-1-1N с устройством регистрации градиентов напряжения вдоль защитного патрона 2.

Способ реализуется следующим образом.

Блоком 5 непрерывно контролируется величина электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3, подключенным к устройству катодной защиты (не показано), и защитным патроном 2.

При резком уменьшении величины электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3 и защитным патроном 2 диагностируется наличие контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2.

Для определения месторасположения контакта 6 на защитном патроне 2 измеряют электрические напряжения U12, U23...UN-1,N между соседними электродами.

Если пространственный шаг между электродами на защитном патроне 2 выбрать достаточно малым, то блок 5 выдаст значения градиентов электрических напряжений Ui вдоль патрона 2.

Максимальное значение градиента электрического напряжения будет наблюдаться в месте расположения контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2, т.е. между электродами 1i и 1i+1.

Аппроксимация полученных значений электрических напряжений Ui и Ui+1 между соседними электродами позволяет определить место 6 контакта магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2 между соседними электродами 1i и 1i+1.

1. Способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающийся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, отличающийся тем, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к аварийным устройствам, служащим для перекрытия потока перекачиваемой среды в зону аварии для предотвращения усугубления аварии и дальнейшего ее развития вплоть до катастрофы, и может использоваться в первую очередь в системах обеспечения безопасности эксплуатации магистральных трубопроводов для перекачки газа, нефти и продуктов ее переработки.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при выявлении повреждений изоляционного покрытия труб. .

Изобретение относится к газопроводному транспорту и может быть использовано для контроля технического состояния магистральных газопроводов в местах их пересечения авто- и железных дорог.

Изобретение относится к контрольно-диагностической технике по обнаружению утечек транспортируемого газа (ТГ) из магистральных газопроводов (МГ) при наличии у последних запорно-регулирующей арматуры (ЗРА).

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для диагностики технического состояния переходов магистральных газопроводов через авто- и железные дороги.

Изобретение относится к технике эксплуатации магистральных трубопроводов. .

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к технологии очистки магистральных трубопроводов методом продувки воздухом или газом с помощью очистных внутритрубных устройств типа «поршень», конкретно к определению местоположения и поиску поршня.

Изобретение относится к области неразрушаюшего контроля нефтегазопроводов и может быть использовано для целей определения дефектов и их позиционирования на трубопроводе за счет бесконтактного электромагнитного определения пройденного внутритрубным снарядом-дефектоскопом расстояния, либо для целей дублирования колесного одометра.

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано для определения координат течи в подземных трубопроводах систем тепло- и водоснабжения.

Изобретение относится к области криогенной техники, а именно к созданию трубопроводов для транспортировки криогенных жидкостей под давлением. .

Изобретение относится к диагностической технике состояния технологических объектов и может быть использовано для контроля загрязнения окружающей среды

Изобретение относится к контрольно-диагностической технике запорно-регулирующих арматур магистральных газопроводов

Изобретение относится к трубе с излучателем тонального сигнала

Изобретение относится к внутритрубным снарядам для обследования трубопроводов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для проверки пространственного положения магистральных трубопроводов большой протяженности и привязки их продольной оси к топографическим или географическим картам

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на повышение эффективности реабилитации магистрального трубопровода и точности определения эксплуатационного ресурса

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для проверки технического состояния стенок труб магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов

Изобретение относится к области приборов диагностики методами неразрушающего контроля состояния трубопроводов, по которым транспортируются жидкости или газ

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано при испытаниях трубопроводов, кабелей с помощью акустических течеискателей
Наверх