Способ утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритного корабля с ядерной энергетической установкой. Способ утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой заключается в том, что производят выгрузку отработавшего ядерного топлива, срезают надстройку, выгружают часть оборудования, формируют реакторный блок, раскрепляют на объекте лебедки, на тросах которых с определенным натягом закрепляют реакторный блок, заводят объект над затопленным транспортным средством, производят отделение реакторного блока от объекта и опускают реакторный блок с помощью лебедок на транспортное средство. По мере изменения плавучести объекта принимают на объект балласт таким образом, чтобы положение объекта не менялось. После полного переноса нагрузки от веса реакторного блока на транспортное средство отсоединяют троса лебедки от реакторного блока, отводят объект на место, где будет выполняться его дальнейшая утилизация, поднимают затопленное транспортное средство с реакторным блоком, утилизируют объект и готовят реакторный блок к длительному хранению. Такое осуществление способа позволит значительно снизить затраты на утилизацию и исключит необходимость использования крупнотоннажного дока. 4 ил.

 

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритных плавучих объектов с ядерной энергетической установкой.

Известен способ утилизации подводных лодок с ядерной энергетической установкой (1), при котором выгружают отработавшее ядерное топливо из реактора, срезают надстройку, выгружают часть оборудования, выполняют докование корабля, формируют носовой, реакторный и кормовой блоки, утилизируют носовой и кормовой блоки, подготавливают реакторный блок к длительному хранению.

Указанный способ наиболее близок к заявляемому, поэтому принят в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является формирование носового, кормового и реакторного блоков в доке, что значительно увеличивает стоимость выполняемых работ.

Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном способе, при котором выгружают отработавшее ядерное топливо из реактора, срезают надстройку, выгружают часть оборудования, формируют и удаляют реакторный блок, производят утилизацию плавучего объекта и подготавливают реакторный блок к длительному хранению, раскрепляют на объекте лебедки, на тросах которых с определенным натягом закрепляют реакторный блок, заводят объект над затопленным транспортным средством, производят отделение реакторного блока от объекта и опускают реакторный блок с помощью лебедок на транспортное средство, по мере изменения плавучести объекта принимают на объект балласт таким образом, чтобы положение объекта не менялось, после полного переноса нагрузки от веса реакторного блока на транспортное средство отсоединяют троса лебедки от реакторного блока, отводят объект на место, где будет выполняться его дальнейшая утилизация, поднимают затопленное транспортное средство с реакторным блоком.

Сравнительный анализ заявляемого технического решения и прототипа показал, что заявляемое техническое решение обладает рядом признаков, не совпадающих с прототипом, а именно: раскрепляют на объекте лебедки, на тросах которых с определенным натягом закрепляют реакторный блок, заводят объект над затопленным транспортным средством, производят отделение реакторного блока от объекта и опускают реакторный блок с помощью лебедок на транспортное средство, по мере изменения плавучести объекта принимают на объект балласт таким образом, чтобы положение объекта не менялось, после полного переноса нагрузки от веса реакторного блока на транспортное средство отсоединяют троса лебедки от реакторного блока, отводят объект на место, где будет выполняться его дальнейшая утилизация, поднимают затопленное транспортное средство с реакторным блоком. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию изобретения «новизна».

Сравнение заявляемого изобретения с другими техническими решениями показало, что выгрузка реакторного блока с целью уменьшения радиационной опасности была осуществлена при подготовке к ремонту атомного ледокола «Ленин», но в этом случае выгрузка была осуществлена в открытом море, а реакторный блок затоплен на большой глубине. Сегодня такая технология выгрузки неприемлема. Предложенный метод ранее не применялся. Таким образом, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «изобретательский уровень».

На фиг.1 изображен крупногабаритный плавучий объект (1) после выгрузки отработавшего ядерного топлива из реактора, срезки надстройки, выгрузки части оборудования, с фактической ватерлинией (2), закрепленным реакторным блоком (3) на тросах лебедок (4) и установленным над затопленным транспортным средством (5).

На фиг.2 представлен объект (1) с реакторным блоком (3), закрепленным на тросах лебедки (4), опущенным на затопленное транспортное средство (5) и принятым на объект дополнительным балластом (6).

На фиг.3 представлен объект после удаления реакторного блока.

На фиг.4 представлено поднятое транспортное средство (5) с реакторным блоком (3).

Способ осуществляется следующим образом: после вывода из эксплуатации и принятия решения об утилизации выполняют подготовку объекта (1) к утилизации, производят выгрузку отработавшего ядерного топлива, срезают надстройку, выгружают часть оборудования, формируют реакторный блок (3), раскрепляют на объекте лебедки (4), на тросах которых с определенным натягом закрепляют реакторный блок (3), заводят объект над затопленным транспортным средством (5), производят отделение реакторного блока (3) от объекта (1) и опускают реакторный блок (3) с помощью лебедок (4) на транспортное средство (5), по мере изменения плавучести объекта (1) принимают на объект балласт (6) таким образом, чтобы положение объекта (1) не менялось. После полного переноса нагрузки от веса реакторного блока (3) на транспортное средство (5) отсоединяют троса лебедки (4) от реакторного блока (3), отводят объект (1) на место, где будет выполняться его дальнейшая утилизация, поднимают затопленное транспортное средство (5) с реакторным блоком (3), утилизируют объект (1) и готовят реакторный блок (3) к длительному хранению.

Способ значительно снижает затраты на утилизацию, исключает необходимость использования крупнотоннажного дока.

Источник информации

1. Материалы международного семинара контактной экспертной группы МАГАТЭ «Проблемы утилизации многоцелевых атомных подводных лодок в Северо-Западном регионе России». Северодвинск, 2003 год. Доклад B.C. Никитина «Технологические аспекты и необходимые технические средства для утилизации многоцелевых АПЛ в Северо-Западном регионе России».

Способ утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой, при котором выгружают отработавшее ядерное топливо из реактора, срезают надстройку, выгружают часть оборудования, формируют и удаляют реакторный блок, производят утилизацию плавучего объекта и подготавливают реакторный блок к длительному хранению, отличающийся тем, что раскрепляют на объекте лебедки, на тросах которых с определенным натягом закрепляют реакторный блок, заводят объект над затопленным транспортным средством, производят отделение реакторного блока от объекта и опускают реакторный блок с помощью лебедок на транспортное средство, по мере изменения плавучести объекта принимают на объект балласт таким образом, чтобы положение объекта не менялось, после полного переноса нагрузки от веса реакторного блока на транспортное средство отсоединяют троса лебедки от реакторного блока, отводят объект и поднимают затопленное транспортное средство с реакторным блоком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой. .
Изобретение относится к способу очистки парогенераторов реактора с водой под давлением, при котором парогенераторы обрабатываются на обогреваемом контуре при повышенных давлении и температуре водным раствором для очистки, содержащим этилендиаминтетрауксусную кислоту, восстановитель и средство для подщелачивания.
Изобретение относится к области ядерной энергетики, в частности к технологии переработки бракованных и невостребованных твэлов с алюминиевой оболочкой и сердечником из уран-алюминиевой композиции.

Изобретение относится к области экологии, а именно к способам дезактивации радиоактивных отходов радиохимических производств, осадков-кеков, отвальных шлаков, высококонцентрированных кислых растворов, почв и грунтов, содержащих радионуклиды.
Изобретение относится к области обработки материалов с радиоактивным заражением и предназначено для дезактивации твердых негорючих поверхностей. .
Изобретение относится к твердым топливам. .

Изобретение относится к атомной технике, а именно к устройствам для разрушения высокорадиоактивных шламовых отложений в емкостях-хранилищах, и может быть использовано в области радиохимической промышленности для переработки шламовых осадков, находящихся в емкостях-хранилищах жидких отходов, для дезактивации различных поверхностей, а также в других отраслях народного хозяйства, где требуется измельчение твердых осадков и очистка поверхностей.

Изобретение относится к технологии переработки уранфторсодержащих отходов уранового производства. .

Изобретение относится к очистке окружающей среды, в частности грунта, загрязненного различными органическими и неорганическими загрязнителями, например тяжелыми металлами, нефтепродуктами и т.п., и может быть использовано для детоксикации различных типов грунтов, например техногенно загрязненного грунта, осадка очистных сооружений и т.д., содержащих различные типы загрязнителей с различной концентрацией.

Изобретение относится к технологии утилизации и может быть использовано при утилизации крупногабаритного плавучего объекта с ядерной энергетической установкой. .
Изобретение относится к эксплуатации и ремонту водного транспорта. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву. .

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей морских инженерных сооружений в опытовом бассейне.

Изобретение относится к технологии ремонта сооружений и касается, в частности технологии судоремонта. .

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к стыковке частей (понтонов) корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву. .

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву. .

Изобретение относится к технологии изготовления сварных конструкций и может использоваться в судостроении, транспортном машиностроении, вагоностроении и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению.

Изобретение относится к технологии судоремонта и может быть использовано при проектировании, ремонте и модернизации судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования устройства для съема и крепления объектов на корпусе судна
Наверх