Композиция для снижения износа в паре трения колесо - рельс

Использование: в области железнодорожного транспорта. Сущность: смазочная композиция содержит в мас.%: гидролизный лигнин 15-25, отработанное дизельное масло 10-25, низкомолекулярный полиэтилен - остальное до 100. Технический результат - упрощение композиции, состоящей из компонентов, являющихся отходами производства, обеспечение защитного действия и экологической безопасности. 1 табл.

 

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается уменьшения износа в паре трения колесо - рельс на криволинейных участках пути за счет использования смазочной композиции.

Нанесение смазки в зону трения колесо - рельс позволяет существенно снизить интенсивность износа рельсов в кривых и колес подвижного состава, а также дает экономию расхода топлива или электроэнергии на движение поезда [1, 2].

В качестве смазок, как правило, используют композиции из нескольких компонентов, при этом смазочные композиции должны удовлетворять ряду требований:

1. Они должны эффективно уменьшать трение и износ при контакте гребня колеса и боковой поверхности головки рельса.

2. Используемая композиция должна легко наносится в зону контакта и удерживаться на боковой поверхности рельса.

3. Компоненты смазочной композиции должны быть доступными и недорогими материалами.

4. Компоненты и получаемая композиция не должны оказывать влияния на окружающую среду и быть нетоксичными для человека.

Однако применяемые на железнодорожном транспорте смазки не могут в полной мере отвечать всем требованиям, поэтому постоянно проводятся исследования по совершенствованию смазочных композиций.

Наиболее часто в качестве основного антифрикционного материала в композициях используют графит [3-5] или дисульфид молибдена [6].

Для улучшения антифрикционных свойств и консистенции смазки в композицию вводят полимерные добавки, в качестве которых может быть использован полиэтилен с молекулярной массой 100000-200000 [7], молекулярной массой 30000-50000 [8].

В качестве жидкого компонента, придающего смазочной композиции необходимую консистенцию, обычно используют минеральное масло [8, 9], или другие продукты переработки нефти [8, 10].

Наиболее близкой к заявляемой смазочной композиции является смазочная композиция для предотвращения износа в паре трения колесо-рельс, содержащая 10-20 мас.% нефтяного кокса, 15-25% отработанного дизельного масла и остальное (до 100%) - низкомолекулярный полиэтилен (НМПЭ) [11] (прототип).

Недостатком данной композиции является необходимость использования диспергированного нефтяного кокса с размером частиц менее 0,100 мм. Однако в производственных условиях получение высокодисперсного кокса требует больших затрат и надежной классификации частиц кокса после диспергирования. Попадание частиц кокса крупнее 0,100 мм в смазочную композицию приводит к их механическому воздействию на материал рельса и гребня колеса и даже к увеличению износа.

В данном решении предлагается в качестве антифрикционной компоненты использовать отход переработки древесины на гидролизных предприятиях - гидролизный лигнин. Он представляет собой природный сшитый полимер, который остается после извлечения из древесины целлюлозы и других составляющих. В настоящее время этот отход производства гидролизных и целлюлозно-бумажных предприятий не находит квалифицированного применения.

С использованием этого отхода предлагается смазочная композиция следующего состава:

а) гидролизный лигнин - 15-25% (мас);

б) отработанное дизельное масло - 10-25%;

в) НМПЭ - остальное (до 100%).

Перемешанные в необходимом соотношении компоненты композиции образуют устойчивую дисперсную систему, которая представляет собой консистентную смазку темно-коричневого цвета.

Полученная композиция была испытана в лабораторных условиях с использованием машины трения МИ-1М [12]. Испытание на трение качения с проскальзыванием моделирует, в определенной степени, взаимодействие колес подвижного состава и рельса. Величина износа образцов определялась методом гравиметрии - путем взвешивания на аналитических весах с точностью до 0,0001 г. При отсутствии смазки за 6 часов работы машины износ подвижного ролика составил 1,587 г, неподвижного - 1,603 г. Смазка на образцы наносилась вручную одинаковыми порциями через каждые 10 мин. При тех же условиях работы машины для получения значимых результатов при использовании смазочной композиции испытания проводились 18 часов. В таблице представлен износ образцов для композиций различного состава.

Как видно из данных таблицы, уменьшение содержания лигнина ниже 15% снижает защитный эффект смазки, а увеличение его содержания выше 25% приводит к образованию густой смазки, которую трудно наносить в зону контакта.

Соотношение между содержанием дизельного масла и НМПЭ определяет консистенцию смазки и зависит от климатических условий применения композиции. Снижение количества дизельного масла ниже 10% делает смазку густой, ее компоненты трудно перемешиваются между собой, а его увеличение выше 25% приводит к образованию жидкой композиции, которая тем не менее обладает высокой вязкостью и плохо наносится в зону трения.

Кроме того, композиция, соответствующая примеру 1 (табл.), была испытана в реальных условиях путем нанесения на рельс вручную с помощью кисти. Композиция наносилась на одном стометровом пикете криволинейного участка железнодорожного пути радиусом 300 м. Расход смазки составлял 450 г/км. Осмотр рельса после прохождения 5000 колес показал высокий защитный эффект композиции (отсутствие задиров, гладкая поверхность боковой грани).

Таким образом, предлагается композиция для предотвращения износа в паре трения колесо - рельс, которая состоит из дешевых, доступных компонентов, легко наносится на рельс, обладает высокой эффективностью и оказывает минимальное экологическое воздействие.

Таблица
Износ опытных роликов
№примераСостав смазочной композиции, %Износ, г
Дизельное маслоНМПЭЛигнинПодвижный роликНеподвижный ролик
11565200,0540,145
21570150,0980,198
31575100,1530,203
42055250,1260,136
52555200,0850,097
62852200,1810,201
71075150,1460,196
81567280,1870,207
9Без смазки1,5871,603

Литература

1. Эффективность смазывания рельсов // Железные дороги мира, 1996, №6, с.55-60.

2. Карпущенко Н.И. Смазка - единственный способ предупреждения износа // Путь и путевое хозяйство. 2000. №2. С.15-18.

3. Шаповалов В.В. и др. Заявка 93007533/04, Б.И. №23, 1995.

4. Евдокимов Ю.А. и др. Смазка для рельсов. Пат. 2009187(RU).

5. Саракисянц Н.П. и др. Защитная смазочная композиция. Пат. 2042712 (RU).

6. Шаповалов В.В. и др. Смазка для лубрикации железнодорожных рельсов. Пат. 2065484 (RU).

7. Кононено Ю.К и др. Смазочная композиция для тяжелонагруженных узлов трения. А.С. СССР 1807075.

8. Шибряев С.Б. Рельсовая смазка. Пат. 2048506 (RU).

9. Перекрестова В.В. и др. Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения. Пат. 2000316 (RU).

10. Евдокимов Ю.А. и др. Смазка для лубрикации рельсов. Пат. 2067110 (RU).

11. Назаров Н.С. и др. Композиция для уменьшения износа в паре трения колесо-рельс. Пат. 2181754 (RU).

12. Зозуля В.Д. и др. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев. 1990.

Композиция для снижения износа в паре трения колесо - рельс, содержащая отработанное дизельное масло локомотивов, низкомолекулярный полиэтилен и антифрикционную добавку, отличающаяся тем, что в качестве антифрикционной добавки использован гидролизный лигнин - отход гидролиза древесины при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное дизельное масло10-25
гидролизный лигнин15-25
низкомолекулярный полиэтиленостальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для горячей обработки металлов давлением. .

Изобретение относится к антифрикционным композициям (смазкам) для обработки металлов давлением и может быть использовано, в частности, при листовой штамповке. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, уменьшения износа в паре трения колесо-рельс на кривых участках пути за счет создания смазочных материалов, обладающей высокой эффективностью.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и конкретно касается уменьшения износа в паре трения колесо - рельс на кривых участках пути за счет использования смазочной композиции.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается смазывания рельсов на кривых участках пути. .

Изобретение относится к консистентным смазкам, применяемых в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, где требуется применение химически стойких, консервационно-защитных, канатных, вакуумных консистентных смазок.

Изобретение относится к составам смазочных композиций для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано для волочения труб из алюминия и его сплавов.
Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазывания высоконагруженных втулок винтов и трансмиссий вертолетов. .

Изобретение относится к технологии производства смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) путем переработки продуктов термических и термокаталитических процессов нефтепереработки и может быть использовано для получения СОЖ для электроэрозионных станков и прокатки алюминиевой фольги.
Изобретение относится к рабочим жидкостям для гидравлических систем, в том числе для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей. .

Изобретение относится к области создания смазочных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов и подвижного состава.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

Изобретение относится к смазочным составам, а именно к рабочим жидкостям для гидравлических систем, и может быть использовано для гидравлических систем управления специальной техники и других механизмов, работающих в широком температурном интервале, в частности, для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей, функционирующих в условиях значительных перепадов температур.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса - реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.

Изобретение относится к уплотнительным пастам (УП), используемым в уплотнительных узлах трубопроводной арматуры (газопроводов, нефтепроводов, паропроводов, аммиакопроводов, теплоэнергетических объектах и др.).
Наверх