Индикатор автономной системы предупреждения столкновений летательного аппарата

Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа о направлении и дальности до последних. Индикатор состоит из системы управления и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра. Светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в «n» секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия. Угол раскрыва секторов равен углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата. При наличии данного индикатора в системе СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него. Это позволяет применять систему СПС при полетах в сложных условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа, например, в системах, соответствующих патенту RU 2150752 С1.

Использование в подобных системах стандартных индикаторов, входящих в состав штатной авионики летательных аппаратов, не допустимо по техническим условиям, а применение стандартных типов индикаторов, выдающих детальную информацию об азимуте и дистанции до препятствия, не целесообразно, так как избыточная информация отвлекает внимание экипажа и затрудняет его работу в сложной обстановке.

Индикатор СПС в отличие от стандартных должен удовлетворять следующим основным требованиям:

- быть автономным, то есть независимым от штатной авионики летательного аппарата и обеспечивать произвольное размещение в кабине экипажа;

- обеспечивать минимально необходимый и достаточный объем информации о положении препятствий для принятия решения;

- отображать информацию в наиболее наглядном и удобном для принятия решений виде.

В системах СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него, например «отсутствие», «появление», «внимание», «опасно».

Целью изобретения является создание индикатора, предназначенного для работы в составе оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений летательных аппаратов с препятствиями при полетах в сложных условиях, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям.

Цель изобретения достигается тем, что индикатор состоит из «n» секторов, по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону до препятствия. Каждая из «m×n» зон подключена к соответствующему выходу системы управления индикатором. Сигнал на основной вход системы управления индикатором поступает с выхода системы обработки информации СПС. В индикаторе предусмотрено дополнительное поле зрения для отображения дополнительной вспомогательной информации, например высоты полета, которая поступает на дополнительный вход системы управления индикатором.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС кругового обзора с одинаковой дальностью действия во всех секторах предупреждения. Число секторов «n» равно числу секторов предупреждения СПС летательного аппарата, а число зон в секторе условно выбрано равным трем (m=3). Центральная область «h» индикатора служит для отображения дополнительной информации.

На фиг.2 изображено рабочее поле индикатора, работающего с СПС, имеющей поле обзора в секторах предупреждения передней полуплоскости с большей дальностью действия, чем в других направлениях.

На фиг.3 показана система управления индикатором.

Индикатор работает следующим образом.

С выхода блока обработки информации СПС 1 и блока дополнительной информации 2 на вход системы управления индикатором 3 поступает информация о секторах и дальностях нахождения препятствий в плоскости полета летательного аппарата. Система управления индикатором дешифрирует сигнал и подает его на устройство включения свечения 4 соответствующих зон поля индикатора. Одновременно вырабатывается сигнал управления звуковым сигнализатором 5, свой для каждого элемента поля индикатора (например, с помощью синтезатора речевого сигнала).

В системах кругового обзора с одинаковой дальностью действия СПС во всех секторах, например в вертолетах, рабочее поле индикатора может быть выполнено в виде круга (фиг.1). В СПС, работающих в передней полуплоскости полета, например в самолетах, где целесообразным является различная дальность действия в секторах обнаружения, образующие секторов на индикаторе выполняются пропорциональными дальности обнаружения препятствий в каждом из секторов (фиг.2). Дополнительная информация, необходимая пилоту, например, о высоте полета летательного аппарата выводится на отдельный вход системы управления индикатором (фиг.3) и отображается в цифровом или цветовом виде в специальной зоне индикатора «h» (фиг.1 и 2).

1. Индикатор для автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями, состоящий из системы управления индикатором и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра, отличающийся тем, что светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в n секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на m светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия, вход системы управления подключен к выходу блока обработки информации СПС, каждый из секторов имеет угол раскрыва, равный углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата.

2. Индикатор по п.1, отличающийся тем, что длина образующих каждого из n секторов пропорциональна дальности действия соответствующего канала СПС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиолокации и может быть использован для выполнения посадки воздушными судами различных классов в экстремальных условиях. .

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к бортовым системам предотвращения столкновения с землей, сигнализирующим экипажу воздушного судна (ВС) об угрозе такого столкновения.

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов путем раннего предупреждения летного экипажа об опасной близости земли. .

Изобретение относится к области безопасности полетов и, в частности, к способам раннего предупреждения летного экипажа об опасной близости земли и может использоваться на всех типах летательных аппаратов (ЛА) для повышения безопасности полетов.

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в аэронавигации для автоматического предотвращения столкновения самолета с гористой местностью.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в воздушной навигации для предотвращения столкновения летательного аппарата (ЛА) с подстилающей поверхностью.

Изобретение относится к авиационной навигации и предназначено, в частности, для предотвращения столкновения летательного аппарата с зоной, над которой он пролетает.

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при посадке самолета, например, в условиях плохой погоды.

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов. .

Изобретение относится к прогнозированию возможности столкновения (облета) летательного аппарата (ЛА) с препятствием

Изобретение относится к авиации и предназначено для использования при реализации предупреждения и предотвращения столкновений воздушных судов (ВС) с сигнализацией пилоту об угрозе такого столкновения

Изобретение относится к области безопасности полетов и, в частности, к способам определения безопасных траекторий движения летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов над местностью со сложным рельефом и может использоваться для ЛА различных типов, в том числе для ЛА, обладающих способностью, как и вертолеты, к вертикальному взлету и зависанию - автожиров, гирокоптеров и др

Изобретение относится к области авиации, а именно к технике отображения информации в кабине пилотов

Изобретение относится к системам управления самолетом

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к бортовым системам предотвращения столкновения с землей, сигнализирующим пилоту об угрозе такого столкновения
Наверх