Канатный блок

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса. Канатный блок содержит установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной, размещенных между двумя стальными дисками. Ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из древесины модифицированной и стали, представляющей собой две полувтулки: левую и правую. Левая туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку. Диски обода выполнены как единое целое со ступицей. Это позволяет повысить надежность комбинированного ролика канатного блока. 2 ил.

 

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса.

Известны литые канатные блоки грузоподъемных механизмов, содержащие обод с желобом и ступицу, соединенные спицами овального сечения (а.с. СССР №468873, В66D 3/08, 05.07.73 Бюл. №16). В таких блоках канат и блок подвержены быстрому изнашиванию в местах соприкосновения каната с желобом вследствие возникновения высоких контактных напряжений и отклонения каната в поперечной плоскости (переменности угла девиации).

Известен канатный блок (а.с. СССР №1212927, В66D 3/08, 23.02.86. Бюл. №7), содержащий ролик, обод которого выполнен с желобом, в котором размещена рифленая вставка с гофрированной поверхностью, имеющей форму отпечатков прядей каната. Рифленая вставка включает упругие компенсаторы в виде U-образных выступов, размещенных в проточках обода. Такая конструкция обода обеспечивает более равномерное распределение контактных напряжений между канатом и желобом и частичное перемещение при поперечном отклонении каната.

Недостатком известной конструкции является сложность изготовления и крепления рифленой опорной вставки в желобе ролика.

Известен канатный блок (патент на полезную модель №41716, В66D 3/08, 10.11.2004. Бюл. №31), выбранный в качестве прототипа, содержащий комбинированный ролик, состоящий из четырех самостоятельных деталей: стальной ступицы, центрального диска из древесины модифицированной (ДМ) и двух стягивающих его металлических дисков. Ступица в радиальном сечении имеет форму заклепки с овальной головкой, ширина выступов которой не менее толщины стягивающих дисков. Крепление указанных деталей между собой осуществляется с помощью болтов с гайками. Ступица опирается на полувтулки из ДМ с торцевым расположением волокон в плоскости контакта.

Недостатком данной конструкции ролика является значительное количество разъемных деталей, что может негативно отразиться на его надежности в эксплуатации.

Изобретение решает задачу повышения надежности комбинированного ролика канатного блока.

Это достигается тем, что в канатном блоке, содержащем установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной (ДМ), размещенных между двумя стальными дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, представляющей собой две полувтулки, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, согласно изобретению, диски обода выполнены как единое целое со ступицей. Это позволяет не только сократить число разъемных деталей ролика-прототипа, но и повысить его надежность.

Конструкция канатного блока показана на фиг.1 - общий вид, фиг.2 - разрез по А-А.

Канатный блок 1 включает комбинированный ролик 2 и ось 3. Ролик 2 состоит из обода 4, представляющего собой центральный диск, выполненный из секторов ДМ, металлической ступицы 5 из стали, выполненной за одно целое с двумя стягивающими дисками, внутренняя поверхность которой в поперечном сечении имеет форму кругового сегмента. Между стягивающими дисками установлен обод 4. Крепление секторов из ДМ обода 4 с дисками осуществляется с помощью болтов 6 с гайками 7. Для надежности соединения установлены специальные гроверные шайбы 8, которые компенсируют изменение величины давления, происходящего в результате набухания ДМ в направлении прессования при воздействии температурно-влажностных параметров, а также фиксируют гайки 7, предотвращая их отвинчивание.

На оси 3 размещен подшипник скольжения, состоящий из двух металлических полувтулок (левая 9 и правая 10) с бортовыми выступами и двух секторных полувтулок из ДМ (левая 11 и правая 12). Левая полувтулка 9 запрессовывается с большим натягом (тугая посадка) до упора 13, предусмотренного на оси блока. Правая полувтулка 10 запрессовывается со значительно меньшим натягом (скользящая посадка). Полувтулки из ДМ 11 и 12 надежно зажаты на оси гайкой 14 посредством полувтулок 9 и 10. Для обеспечения постоянного нажима и фиксирования гайки 14 под нее установлена специальная гроверная шайба 15, которая компенсирует изменение давления набухания древесины секторных полувтулок из ДМ в направлении прессования под воздействием температурно-влажностных режимов эксплуатации узла трения, а также фиксирует гайку 14 и предотвращает ее отвинчивание.

Полувтулки из ДМ тщательно смазываются солидолом. Для предотвращения их проворачивания, на внутренних поверхностях бортовых выступов металлических полувтулок 9 и 10 необходимо сделать засечки или другим способом увеличить их шероховатость.

Канатный блок работает следующим образом.

Запасованный через блок канат контактирует своими прядями с ободом из ДМ, имеющей меньший модуль упругости по сравнению с проволоками каната, что позволяет его прядям быстро выработать в ней себе «постель» и, таким образом, увеличить площадь контакта. Это приводит к снижению контактных напряжений, а следовательно, к увеличению срока службы стального каната.

Между седловидной поверхностью узла трения и контактирующей с ней поверхностью ступицы образован зазор, идущий от центра соединения полувтулок в обе стороны и постепенно увеличивающийся до 2 мм, что позволяет ролику «отслеживать» поперечные отклонения каната влево или вправо в зависимости от угла девиации каната. Это также положительно сказывается на сроке его службы.

Допускаемая нагрузка на блок до 63 кН (6,3 тс).

Канатный блок, содержащий установленный на оси комбинированный ролик с желобом, выполненный в виде стальной ступицы и обода, центральный диск которого состоит из секторов древесины модифицированной (ДМ), размещенные между двумя стальными дисками, причем ступица в радиальном сечении имеет опорную поверхность в форме кругового сегмента и контактирует со седловидной поверхностью комбинированной втулки из ДМ и стали, представляющей собой две полувтулки, левая из которых туго посажена на оси, а правая имеет скользящую посадку, отличающийся тем, что диски обода выполнены как единое целое со ступицей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к канатным приводам подъемных машин, и может найти применение в горно-добывающей технике . .

Изобретение относится к машиностроению , в частности к канатным передачам , и может найти применение на лесотранспортных установках Цель изобретения - упрощение конструкции и расширение эксплуатационных возможностей за счет исключения связей канатоведущего устройства с основанием Роликовую цепь 2 вместе с канатом 8 надевают на шкив 1 и соединяют звеном 6.

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам и может быть использо L вано в машиностроении, горной и металлургической промышленности, строительстве, а также в других отраслях народного хозяйства .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, осуществляющих передачу крутящего момента с помощью гибкой тяги. .

Изобретение относится к машиностроению и найти применение в приводах канатных дорог, лифтов и т.п. .

Блок // 1188427

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в направляющих блоках и роликах, обеспечивающих направленное перемещение грузов канатами грузоподъемных машин и механизмов.

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса.

Изобретение относится к конструкциям шкивов, предназначенных для огибания их тросом и используемых в подъемниках. .

Полиспаст // 2124471
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и касается полиспаста. .

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к канатным шкивам, и может быть использовано на шкивах шахтных и доменных подъемников. .

Изобретение относится к канатной подъемно-транспортной технике, в частности к футерованию канатных направляющих и ведущих шкивов шахтных подъемных установок . .

Шкив // 1717529
Изобретение относится к подъемнотранспортной технике, в частности к подъемникам , экскаваторам, лесотранспортным установкам. .

Изобретение относится к области канатной подьемно^транспортной техники, в частности к футерованию канатных направляющих шкивов, катков грузовых кареток канатно-подвесных дорог и т.п.

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса

Наверх