Механизм бесступенчатой планетарной передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных видов транспортных средств. Механизм содержит корпус (1), ведущий вал (2) с башмаком (3) и размещенным в нем выдвижным рычагом (4), ведомую шестерню (12) с ведомым валом (13), шарнирное водило (11), установленные на нем, распределительный ригель (5) с шарниром (6) и нажимным сателлитом (7) и планетарный вал (8) с планетарной шестерней (9) и планетарным сателлитом (10). Выдвижной рычаг (4) воздействует на распределительный ригель (5). Нажимной сателлит (7) зацеплен с внешними зубьями планетарной шестерни (9), а планетарный сателлит (10) - крутильным зацеплением с внутренними зубьями ведомой шестерни (12). Изменение скорости вращения ведомого вала (13) осуществляется перемещением в башмаке (3) рычага (4). Изобретение позволяет расширить диапазон изменения крутящих моментов, упростить конструкцию механизма, снизить себестоимость и обеспечить плавность работы. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных видов транспортных средств.

Известны различные конструкции механизмов изменения крутящих моментов двигателя.

Так, известен планетарный механизм, содержащий корпус с размещенными в нем вращающейся шестерней, центральными ведущим и ведомым колесами с двумя венцами, водилом и сателлитом с двумя венцами (см. патент RU 2160401, МПК F16H 48/10, опубл. 10.12.2002 г.).

Недостатком этого изобретения является громоздкая связь деталей, большие габариты и отсутствие способности плавно изменять усилие крутящего момента.

Наиболее близким к изобретению является механизм планетарного сцепления (см. патент RU 2280201, МПК F16H 7/12, опубл. 20.07.2006 г.), включающий ведущий вал с башмаком и расположенный в нем выдвижной рычаг с нажимным сателлитом, планетарный вал с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, шарнирное водило и ведомую шестерню с ведомым валом.

Достоинством этого изобретения является простота конструкции сцепления, способной плавно изменять крутящий момент от нулевого до максимального значения и тем самым осуществлять функции бесступенчатой передачи.

Недостатком прототипа, при его применении в качестве бесступенчатой планетарной передачи, является зависимость диапазона изменения крутящих моментов от размера радиуса планетарной шестерни.

Предлагаемым изобретением решается задача ликвидации такой зависимости и расширения диапазона изменения крутящих моментов на основе их распределения между планетарной шестерней и водилом.

Для достижения такого технического результата в механизме бесступенчатой планетарной передачи, содержащей корпус, ведущий вал с башмаком и выдвижным рычагом, ведомую шестерню и ведомый вал с шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, водило снабжено шарнирно установленным на нем распределительным ригелем с нажимным сателлитом, находящимся в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, при этом распределительный ригель связан с опирающимся на него выдвижным рычагом.

Работоспособность механизма обеспечивается нажимным опиранием выдвижного рычага на распределительный ригель, опираемым зацеплением нажимного сателлита с планетарной шестерней и крутильным зацеплением планетарного сателлита с ведомой шестерней.

Благодаря тому, что водило снабжено шарнирным ригелем, распределяющим через шарнир и нажимной сателлит усилие выдвижного рычага между водилом и планетарной шестерней, расширенный диапазон изменения крутящих моментов находится в зависимости от длины ригеля.

Механизм бесступенчатой планетарной передачи иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 представлена кинематическая схема механизма.

На фиг.2 - вид А.

На фиг.3 изображена сбалансированная конструкция механизма с балансирующей шестерней, обеспечивающей синхронность движения противоположно установленных деталей.

Механизм бесступенчатой планетарной передачи (фиг.1 и 2) состоит из корпуса 1, ведущего вала 2 с башмаком 3 и расположенным в нем выдвижным рычагом 4, распределительного ригеля 5 с шарниром 6 и нажимным сателлитом 7, планетарного вала 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10, шарнирного водила 11 и ведомой шестерни 12 с ведомым валом 13.

Работа механизма происходит следующим образом.

Ведущий вал 2 передает усилие N крутящего момента двигателя через башмак 3 и рычаг 4 на ригель 5, который распределяет усилие N на два усилия:

- N1, воспринимаемое через шарнир 6 водилом 11;

- N2, передаваемое через нажимной сателлит 7, планетарную шестерню 9, планетарный вал 8, планетарный сателлит 10 и ведомую шестерню 12 на ведомый вал 13 с созданием на нем крутящего момента Мк.

Изменение скорости вращения ведомого вала 13 осуществляется перемещением в башмаке 3 рычага 4.

При полностью задвинутом рычаге 4 усилие N ригель 5 полностью передает через шарнир 6 на водило 11, которое свободно перекатывает сателлит 10 по неподвижной ведомой шестерне 12. Ведомый вал 13 не вращается (N2=0).

При выдвигании рычага 4 ригель 5 уменьшает усилие N1 и увеличивает усилие N2, которое создает на ведомом вале 13 возрастающий крутящий момент Мк. Сателлит 10 замедляет перекатывание по ведомой шестерне 12, ведомый вал 13 приобретает плавное ускорение своего вращения.

При полностью выдвинутом рычаге 4 (N2=N) ведомый вал 13 приобретает максимальный крутящий момент Мк, равный моменту ведущего вала 1. Сателлит 10 перекатывание по ведомой шестерне 12 не осуществляет.

При задвигании рычага 4 происходит уменьшение скорости вращения ведомого вала 13.

В сбалансированной конструкции механизма (фиг.3) для изменения скорости вращения ведомого вала 13 и обеспечения синхронного движения выдвижных рычагов 4, на ведущем вале 2 свободно установлена балансирующая шестерня 14, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4. Механизм привода шестерни 14 не показан (могут быть разные варианты).

Технический результат изобретения - простота конструкции бесступенчатой передачи и ее низкая себестоимость, обеспечение плавности и способности работы без применения механизма сцепления, упрощение трансмиссии и управления транспортным средством (без педали сцепления).

Механизм бесступенчатой планетарной передачи, содержащий корпус, ведущий вал с башмаком и выдвижным рычагом, ведомую шестерню и ведомый вал с шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, находящимся в крутильном зацеплении с ведомой шестерней, отличающийся тем, что водило снабжено шарнирно установленным на нем распределительным ригелем с нажимным сателлитом, находящимся в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, при этом распределительный ригель связан с опирающимся на него выдвижным рычагом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам и может найти применение в силовых приводах технологических машин с большим значением передаточного отношения при повышенной частоте вращения входного вала, например, таких как автоматические тележки, приводы штабилеров.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к регулируемым бесступенчатым передачам. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах различных механизмов или машин. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве коробки передач на транспортных средствах или, например, в качестве исполнительного механизма в стабилизаторах танкового вооружения.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении и станкостроении. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении и станкостроении. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, требующих преобразования вращательного движения в сложное и наоборот, например, при рабочем органе, совершающем сложное движение с получением траектории типа эпициклоиды.

Редуктор // 2296897
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как составная часть силовых и кинематических редукторов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи движения механизмам и узлам, находящимся в вакуумных камерах технологических установок.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в различных машинах с прерывистым и импульсным режимами вращения. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для осуществления прямолинейного движения, и может быть использовано в движителях /в шагающих колесах с возможностью трансформации в колесо качения, в качестве гребных колес, в приводах вращения гидроагрегатов/, в приборостроении, возможно, в станкостроении и вполне пригодно в устройстве аттракционов, например, карусель со сложным движением сидения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах рабочих органов механизмов для преобразования вращательного движения во вращательное и возвратно-поступательное движения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, осуществляющих соединение монтажных проводов со штырем путем накрутки, в устройствах для финишной обработки (притирки, полировки) отверстий, валов и т.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов. .

Изобретение относится к рычажно-кулачковым механизмам со сложным движением выходных звеньев, применяемым преимущественно для выполнения вспомогательных операций при работе машин
Наверх