Смазочное покрытие и способ его получения

Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения. Сущность: композиция содержит 30-70 мас.% дисульфида молибдена, модифицированного эпиламом, содержащим фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ), в их массовом соотношении 1:(2-3), и 30-70 мас.% графита. Получение смазочного покрытия включает предварительное высушивание дисульфида молибдена при 100-110°С в течение 2-3 ч, обработку его эпиламом, содержащим Фтор-ПАВ, в их массовом соотношении 1:(2-3) путем пропитывания при комнатной температуре в течение 10-18 ч, сушку полученного продукта при комнатной температуре до полного высыхания, термофиксацию при 100-110°С в течение 2-3 ч и смешение с графитом в указанном соотношении. Технический результат - повышение износостойкости узлов трения в условиях высоких нагрузок и температур. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения.

Известно смазочное покрытие, содержащее, мас.%: фторированный графит 5-60 и дисульфид молибдена 40-95. Способ получения состава заключается в следующем: порошки дисульфида молибдена (MoS2) и фторграфита, содержащего 10-40% фтора, взятые в указанных соотношениях, тщательно перемешивают известными способами (SU 601306, кл. С10М 125/02, 05.04.1978).

Недостатком данного покрытия является то, что оно не позволяет повысить износостойкость узлов трения при температурах выше 350°С.

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является смазочное покрытие, содержащее, мас.%: дисульфид молибдена 20-95 и графит 5-80. Состав получают непосредственным смешением компонентов (Новое о смазочных материалах. Под ред. Г.В.Виноградова - М.: Химия, 1967. - С.251-253).

Недостатком указанного покрытия является то, что оно не обеспечивает требуемую износостойкость при повышенных температурах из-за снижения смазочных свойств.

Технической задачей изобретения является создание термостойкого смазочного покрытия, позволяющего повысить износостойкость узлов трения в условиях высоких нагрузок и температур.

Поставленная задача решается тем, что смазочное покрытие, включающее дисульфид молибдена и графит, в качестве дисульфида молибдена содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, содержащим фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ), в их массовом соотношении 1:(2-3), при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:(2-3)30-70
Графит30-70

Задача решается также разработкой способа получения смазочного покрытия, включающего предварительное высушивание дисульфида молибдена при 100-110°С в течение 2-3 ч, обработку его эпиламом, содержащим Фтор-ПАВ, в их массовом соотношении 1:(2-3) путем пропитывания при комнатной температуре в течение 10-18 ч, сушку полученного продукта при комнатной температуре до полного высыхания, термофиксацию при 100-110°С в течение 2-3 ч и смешение с графитом в указанном соотношении.

Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что использование в составе смазки дисульфида молибдена, модифицированного эпиламом, и получение состава покрытия заявленным способом позволяет улучшить его трибологические свойства, что дает возможность значительно повысить износостойкость узлов трения в условиях высоких нагрузок и температур.

Эпиламы представляют собой составы, содержащие фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ) и растворитель.

В качестве эпиламов могут быть использованы: Автокон - 0,5, Автокон - 20 (ТУ 2229-008-27991970-95), представляющие собой растворы перфторкислоты марки 6 МФК-180 в перфторметилциклогексане (ПФМЦГ) или хладоне 350; 6СФК-180-05, 6СФК-180-20, 6СФК-180-50; Полизам, Амидофен, Амидоамин и т.д.

Модифицированный MoS2 представляет собой частицы дисульфида молибдена размером не более 12 мкм, покрытые тонкой пленкой Фтор-ПАВ толщиной 3 нм (30 Å).

Изменения температурно-временных параметров способа получения модифицированного MoS2 в большую или меньшую сторону от заявленных, а также изменения соотношения компонентов предложенного состава не позволяют получить смазочное покрытие с высокими трибологическими свойствами.

Пример 1. Порошок дисульфида молибдена марки ДМ-1 (ТУ 48-19-133-85) стандартного гранулометрического состава с массовой долей влаги 0,5% предварительно высушивают в сушильном шкафу при температуре 100°С в течение 3 ч. Высушенный порошок MoS2 заливают раствором эпилама Автокон - 20 при массовом соотношении MoS2: эпилам = 1:2. Пропитку производят в течение 18 ч при комнатной температуре. Полученную сметанообразную массу модифицированного дисульфида молибдена сушат при комнатной температуре на гладкой, например, стеклянной поверхности до полного высыхания, после чего подвергают термофиксации при температуре 100°С в сушильном шкафу в течение 3 ч. Полученный материал смешивают с графитом марки ГС-1 (ГОСТ 17022-81) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:230
Графит70

Пример 2. Порошок дисульфида молибдена обрабатывают, как в примере 1, но предварительное высушивание производят при 105°С в течение 2,5 ч, пропитывание MoS2 эпиламом Автокон - 20 проводят при их массовом соотношении 1:2,5 в течение 14 ч, термофиксацию осуществляют при температуре 105°С в течение 2,5 ч, после чего полученный материал смешивают с графитом при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:2,550
Графит50

Пример 3. Порошок дисульфида молибдена обрабатывают, как в примере 1, но предварительное высушивание производят при 110°С в течение 2 ч, пропитывание MoS2 эпиламом Автокон - 0,5 проводят при их массовом соотношении 1:3 в течение 10 ч, термофиксацию осуществляют при температуре 110°С в течение 2 ч, после чего полученный материал смешивают с графитом при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:370
Графит30

Пример 4. Порошок дисульфида молибдена обрабатывают, как в примере 1, но предварительное высушивание производят при 95°С в течение 3,5 ч, пропитывание MoS2 эпиламом Автокон - 20 проводят при их массовом соотношении 1:1,5 в течение 19 ч, термофиксацию осуществляют при температуре 95°С в течение 3,5 ч, после чего полученный материал смешивают с графитом при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:1,525
Графит75

Пример 5. Порошок дисульфида молибдена обрабатывают, как в примере 1, но предварительное высушивание производят при 115°С в течение 1,5 ч, пропитывание MoS2 эпиламом проводят при их массовом соотношении 1:3,5 в течение 9 ч, термофиксацию осуществляют при температуре 115°С в течение 1,5 ч, после чего полученный материал смешивают с графитом при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:3,575
Графит25

Для исследования износостойкости покрытия каждый из полученных составов засыпают в контейнер установки, используемой для нанесения покрытия на поверхности трения виброгалтовкой. Смесь дополнительно перемешивают в среде технологических шариков в течение 6 ч. После этого в контейнер загружают цилиндрические образцы к машине трения из стали марки ШХ для нанесения твердосмазочного покрытия, обрабатывают их 1 ч, вынимают, протирают от избытка порошка и подвергают испытанию на износостойкость (время полного истирания покрытия) на машине трения по ГОСТ 10613-65.

Результаты испытаний покрытий на износостойкость в сравнении с покрытием по прототипу представлены в табл.1.

Для определения термостойкости составов образцы с нанесенным покрытием термостатируют при 150-400°С в течение 3 ч, затем извлекают из термостата, охлаждают и испытывают на машине трения.

Результаты испытаний покрытий на износостойкость после термостатирования в сравнении с покрытием по прототипу представлены в табл.2.

Использование предложенного смазочного покрытия позволит значительно повысит износостойкость узлов трения в условиях высоких нагрузок и температур.

Таблица 1.
ПоказателиПримерыПрототип 50% MoS2+50% графита
12345
Коэффициент трения0,080,070,060,110,080,15
Время полного истирания покрытия без термостатирования, мин185020002100154017501070

Таблица 2.
Состав покрытия по примерам и прототипуИзносостойкость, мин
после выдержки в течение 3 ч при температуре, °С
150200350400
Пример 11950210022002250
Пример 22150220023002400
Пример 32250230023502450
Пример 41650175018501600
Пример 51800185019001700
50% MoS2 + 50% графита940725290Окисление MoS2

1. Смазочное покрытие, включающее дисульфид молибдена и графит, отличающееся тем, что в качестве дисульфида молибдена оно содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, содержащим фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ), в их массовом соотношении 1:(2-3) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом в их массовом соотношении 1:(2-3)30-70
Графит30-70.

2. Способ получения смазочного покрытия по п.1, включающий предварительное высушивание дисульфида молибдена при 100-110°С в течение 2-3 ч, обработку его эпиламом, содержащим Фтор-ПАВ, в их массовом соотношении 1:(2-3) путем пропитывания при комнатной температуре в течение 10-18 ч, сушку полученного продукта при комнатной температуре до полного высыхания, термофиксацию при 100-110°С в течение 2-3 ч и смешение с графитом в указанном соотношении.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки, используемой для холодного волочения проволоки, и может найти применение на предприятиях металлургической промышленности.
Изобретение относится к области технологических смазок, в частности, смазок для обработки давлением профилей из нержавеющих и трудно деформируемых сталей. .

Изобретение относится к области производства смазочных изделий, которые могут быть использованы для лубрикации пар трения «колесо - рельс» железнодорожного транспорта и грузоподъемных механизмов.

Изобретение относится к области приготовления продуктов нефтепереработки, а именно, к способам приготовления смазочных масел. .

Изобретение относится к составам и способам получения пластичных смазок, а конкретнее, к антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах (до 180°С), во влажных и агрессивных средах.

Изобретение относится к производству смазочных материалов на основе нефетепродуктов. .

Изобретение относится к области получения технологических смазок, в частности смазок, применяемых для обработки металлов давлением. .
Изобретение относится к области технологий смазки поверхностей трения и может быть использовано для снижения износа систем «колесо-рельс» железнодорожного транспорта и грузоподъемных механизмов.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. .

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности, для горячей прокатки труб на непрерывном прокатном стане с удерживаемой оправкой. .

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности для горячей обработки металлов давлением, например для горячего прессования труб из углеродистых сталей и нержавеющих сталей и сплавов.

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано при грубом холодном волочении стальной проволоки. .

Изобретение относится к смазкам для герметизации резьбовых соединений нефтяного оборудования. .

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий, применяемых в узлах трения и эксплуатирующихся при высоких удельных нагрузках. .
Изобретение относится к твердым антифрикционным самосмазывающим материалам и может быть использовано в средненагруженных узлах трения скольжения различных областей техники, а также в качестве твердой смазки в тяжелонагруженных узлах трения.
Наверх