Привод вспомогательного оборудования

Изобретение относится к приводу вспомогательного оборудования, такого как топливный насос или смазочный насос в газотурбинном двигателе. Привод содержит электродвигатель и характеризуется тем, что дополнительно содержит воздушную турбину (22), связанную с электродвигателем. Эта воздушная турбина предназначена для питания воздушным потоком, отбираемым от компрессора газотурбинного двигателя, и участвует в приведении в действие указанного вспомогательного оборудования. Привод содержит также клапан регулирования расхода воздуха, отбираемого от компрессора, причем во время фазы запуска газотурбинного двигателя этот клапан находится в закрытом положении. Такое выполнение привода позволит повысить его надежность. 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к средствам повышения надежности функционирования вспомогательного оборудования с приводом от электродвигателей газотурбинного двигателя, в частности, летательного аппарата.

Уровень техники

Оптимальное соотношение между тяговой силой и весом всегда является главной задачей специалистов по двигателям при разработке военных реактивных летательных аппаратов. Повышение степени сжатия, температур на входе турбины и кпд ведут к постоянному уменьшению габаритов двигателей.

В традиционных известных решениях трансмиссия для отбора мощности, необходимая для привода вспомогательного оборудования системы реактивного двигателя, такого как топливный насос, смазочный насос и электрогенератор, содержит радиальный вал, который приводится во вращение с помощью передачи между валами с пересекающимися осями от вала компрессора и, в свою очередь, приводит в движение вспомогательное оборудование, расположенное в отдельном дополнительном корпусе сбоку от двигателя. Эта трансмиссия отбора мощности и дополнительный корпус с большим трудом поддаются модификации при совершенствовании двигателей и составляют значительную часть общей массы двигателей именно в случае малых двигателей, в особенности, поскольку данный корпус несет пусковое устройство или пускатель и генератор переменного тока. Кроме того, наличие дополнительного корпуса увеличивает лобовую поверхность двигателя.

В то же время пользователи малых двигателей на тренировочных самолетах, а также на аппаратах-разведчиках и крылатых ракетах предъявляют к специалистам по двигателям приоритетное требование скрытности, а следовательно, уменьшения их лобовой поверхности.

Снижение массы и лобовой поверхности двигателей может быть осуществлено путем объединения функций генератора и пускателя в реактивном двигателе и путем использования в качестве привода вспомогательного оборудования электродвигателей с питанием от генератора.

В этом случае механическая трансмиссия отбора мощности и дополнительный корпус могут быть уменьшены вплоть до полного устранения.

Использование электродвигателей в приводах вспомогательного оборудования, такого как топливные насосы, смазочные насосы, гидравлические насосы, компрессоры и т.д. (см., например, патент США №5777385), дает преимущество в облегчении управления этим оборудованием и позволяет разместить их в любом месте внутри крыльев или в пилоне подвески двигателя, т.е. в тех местах, которые облегчают доступ к ним и их размещение и в то же время снижают их уязвимость в случае неблагоприятных обстоятельств.

В данном случае единственным средством связи между двигателем и вспомогательным оборудованием становится электрическая передача. Она представляет собой электрическую цепь, которая передает энергию от вспомогательной силовой установки на пускатель и на электродвигатель привода топливного насоса во время фазы пуска реактивного двигателя. Затем, как только реактивный двигатель сможет работать в автономном режиме, генератор-пускатель снабжает электроэнергией электродвигатели привода вспомогательного оборудования, в частности электродвигатель привода топливного насоса.

Однако, несмотря на большую гибкость современных электрических систем, во время полета всегда существует риск сбоев либо в электрогенераторе, либо в электродвигателе привода топливного насоса. Это ведет к остановке двигателя и к возможной потере двигателя или летательного аппарата, если он одномоторный.

Для повышения надежности функционирования вспомогательного оборудования, входящего в состав авиационного газотурбинного двигателя, в патенте США №5899085, 1999, F25B 27/00 предложен привод вспомогательного оборудования, содержащий электродвигатель, а также воздушную турбину, которая используется для подачи воздуха в систему кондиционирования воздуха внутри самолета. Однако на некоторых режимах работы двигателя воздушная турбина функционирует и в качестве составной части привода вспомогательного оборудования (в частности, компрессора системы кондиционирования). Вместе с тем, известный привод, который можно рассматривать в качестве ближайшего аналога изобретения, не предусматривает использование воздушной турбины в составе привода таких компонентов вспомогательного оборудования, как топливный или смазочный насос, т.е. не решает проблему безопасности полета в случае сбоя в электродвигателе топливного насоса.

Сущность изобретения

Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в устранении этой серьезной проблемы за счет того, что с электродвигателем привода вспомогательного оборудования связана поддерживающая система, которая может одна сама по себе обеспечивать функционирование вспомогательного оборудования по окончании фазы запуска газотурбинного двигателя в случае сбоя подачи электропитания на электродвигатель или в случае отказа этого электродвигателя.

Таким образом, изобретение относится к приводу топливного насоса или смазочного насоса в газотурбинном двигателе, содержащему электродвигатель, снабженный статором и ротором.

Согласно изобретению этот привод характеризуется тем, что дополнительно содержит воздушную турбину, снабженную корпусом и вращающимся блоком. Данная воздушная турбина выполнена с возможностью питания воздушным потоком, отбираемым в компрессоре указанного газотурбинного двигателя, для участия в приведении в действие вспомогательного оборудования. Предпочтительно воздушная турбина расположена соосно указанному электродвигателю. Желательно, чтобы статор электродвигателя был встроен в корпус указанной воздушной турбины, а ротор электродвигателя встроен во вращающийся блок.

Под термином "встроен" подразумевается, что корпус несет статор электродвигателя, а ротор установлен на вращающемся блоке соосно оси вращения воздушной турбины, без использования специальных подшипников электродвигателя, что придает приводу компактность и легкость.

Согласно другой особенности изобретения привод дополнительно содержит клапан регулирования расхода воздуха, отбираемого от компрессора. Этот клапан находится в закрытом положении во время фазы запуска газотурбинного двигателя и в открытом положении после завершения запуска.

Данное решение обеспечивает питание воздухом воздушной турбины в фазах полета оборудованного ею аппарата, что позволяет, по меньшей мере, частично разгрузить электродвигатель и тем самым уменьшить размер и энергопотребление этого электродвигателя. Сэкономленная при этом электроэнергия может использоваться на другие нужды.

В оптимальном варианте осуществления изобретения привод выполнен с возможностью отбора воздуха от компрессора с расходом, достаточным для того, чтобы обеспечивать функционирование насоса с приводом только от одной воздушной турбины в случае отсутствия электропитания или отказа указанного электродвигателя и для продолжения полета.

Ротор электродвигателя установлен на стенке вращающегося блока, а статор установлен на стенке корпуса.

Предпочтительно вращающийся блок содержит вал, который механически подсоединен к вспомогательному оборудованию и поддерживается подшипниками, размещенными между валом и корпусом.

Согласно первому примеру выполнения изобретения воздушная турбина является турбиной осецентростремительного типа, а вращающийся блок содержит на свободном конце вала колесо, на периферии которого установлены лопатки осецентростремительного профиля.

Согласно первому варианту первого примера выполнения проход для воздушного потока вдоль лопаток ограничен снаружи стенкой, которая жестко соединена с краями лопаток и продолжена в осевом направлении по ходу воздушного потока цилиндрической втулкой, вокруг которой установлен ротор электродвигателя.

Согласно второму варианту первого примера выполнения колесо снабжено по радиальному наружному краю лопаток цилиндрической втулкой, которая ориентирована по оси в направлении, противоположном направлению воздушного потока, и расположена в цилиндрической полости, выполненной в корпусе вокруг подшипников. При этом ротор электродвигателя установлен внутри данной втулки.

Согласно второму примеру выполнения изобретения воздушная турбина является турбиной осевого типа и содержит, по меньшей мере, один венец неподвижных лопаток, которые ориентированы радиально внутрь от корпуса, и венец подвижных (рабочих) лопаток, которые ориентированы радиально наружу от барабана, жестко соединенного с валом. Ротор электродвигателя при этом установлен внутри барабана, а статор установлен вокруг цилиндрической втулки, связанной с корпусом конструктивными связями.

Согласно третьему примеру выполнения изобретения воздушная турбина является турбиной осевого типа и содержит венец распределительных лопаток и венец подвижных лопаток, расположенных на периферии колеса. Колесо ориентировано радиально наружу от средней зоны вала, и каждый его конец поддерживается подшипником. Проточная часть для воздушного потока ограничена позади венца подвижных лопаток двумя обечайками, образующими опорную конструкцию для одного из подшипников, а ротор электродвигателя установлен на одной стороне колеса. Воздушный зазор электродвигателя расположен в радиальной плоскости.

Согласно еще одному предпочтительному варианту выполнения предусмотрен второй электродвигатель, ротор которого установлен на второй стороне колеса.

Перечень фигур чертежей

Примеры осуществления настоящего изобретения, его дополнительные особенности и преимущества будут подробнее описаны ниже со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает на виде сбоку известный газотурбинный двигатель, содержащий дополнительный корпус для вспомогательного оборудования, приводимого через соединительный вал,

фиг.2 изображает на виде сбоку другой известный газотурбинный двигатель, содержащий дополнительный корпус для вспомогательного оборудования, приводимого через соединительный вал,

фиг.3 изображает на виде спереди газотурбинный двигатель по фиг.2,

фиг.4А изображает принципиальную схему газотурбинного двигателя "полностью электрифицированного" типа, содержащего привод топливного насоса в соответствии с изобретением,

фиг.4В, подобная фиг.4А, изображает вариант выполнения привода по изобретению,

фиг.5 изображает привод по изобретению в первом примере выполнения,

фиг.6 изображает вариант первого примера выполнения привода,

фиг.7 иллюстрирует второй пример выполнения привода по изобретению,

фиг.8 иллюстрирует третий пример выполнения привода по изобретению,

фиг.9 подобна фиг.6 и изображает редуктор, расположенный между валом привода и валом топливного насоса.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

На фиг.1-3 изображен известный газотурбинный двигатель 1 с осью X, содержащий дополнительный корпус 3 для вспомогательного оборудования, расположенный под корпусом 4 газотурбинного двигателя 1. Размещенные в дополнительном корпусе 3 элементы вспомогательного оборудования приводятся с помощью радиального соединительного вала 5 и передачи между валами с пересекающимися осями. Соединительный вал 5 приводится во вращение расположенным вдоль оси Х валом, который связывает турбину газотурбинного двигателя 1 с компрессором. Основными элементами вспомогательного оборудования, размещенными в дополнительном корпусе 3, являются генератор тока, топливный насос, смазочный насос, гидравлические насосы и электрический или пневматический пускатель. Все эти элементы приводятся в действие механическим путем посредством соответствующих кинематических цепей. Таким образом, как показано на фиг.2 и 3, дополнительный корпус 3 имеет значительный объем и существенно увеличивает лобовую поверхность газотурбинного двигателя 1, в особенности, если это однокорпусный газотурбинный двигатель малой мощности. Масса дополнительного корпуса и вспомогательного оборудования может достигать в двигателях малой мощности 20% общей массы газотурбинного двигателя 1.

Для уменьшения массы и лобовой поверхности такого газотурбинного двигателя целесообразно использовать привод элементов вспомогательного оборудования на базе электродвигателей, питаемых током от объединенного генератора-пускателя газотурбинного двигателя 1, расположенного на оси X, ротор которого жестко соединен с ротором газотурбинного двигателя 1. В этом случае элементы вспомогательного оборудования можно разместить в любом месте внутри крыльев или в пилоне подвески газотурбинного двигателя 1, а использование электродвигателя дает преимущества в упрощении управления вспомогательным оборудованием. При этом могут быть устранены дополнительный корпус 3 и соединительный вал 5.

Главное неудобство привода вспомогательного оборудования на основе электродвигателя состоит в том, что в случае выхода из строя этого электродвигателя или в случае неполадок в цепи питания этого двигателя нарушается работа вспомогательного оборудования. Если вспомогательное оборудование представляет собой топливный насос, прекращается подача топлива в камеру сгорания, что приводит к прекращению ее функционирования.

Задачей изобретения, как упоминалось выше, является создание привода вспомогательного оборудования и в особенности топливного насоса, который обеспечивает функционирование вспомогательного оборудования в случае неисправности электродвигателя или отказов в его питании электричеством.

На фиг.4А и 4В схематично показан "полностью электрифицированный" газотурбинный двигатель 10 с осью X. Он содержит камеру сгорания 11, в которую подаются воздух (от компрессора 12) и топливо (от топливного насоса 13). Горячие газы, выходящие из камеры сгорания 11, приводят во вращение турбину 14, связанную с компрессором 12 валом 15. Газотурбинный двигатель 10 оснащен также интегрированным пускателем-генератором 16 с осью X, расположенным на уровне холодных зон компрессора 12. Топливный бак 17 связан с насосом 13 трубопроводом 18.

Топливный насос 13 приводится в действие приводом 20, который содержит электродвигатель 21 и воздушную турбину 22, предпочтительно соосную с электродвигателем 21. Входной патрубок 23 турбины связан с компрессором 12 посредством трубопровода 24 отбора воздуха, в который встроен двухходовый клапан 25 регулирования расхода. Клапан управляется устройством цифрового управления Fadec (Full Authority Digital Engine Control) газотурбинного двигателя 10, не представленным на чертеже.

Привод 20 работает следующим образом.

В фазе запуска газотурбинного двигателя 10 клапан 25 регулирования расхода находится в закрытом положении. Пускатель-генератор 16 работает в режиме пускателя и питается током от вспомогательной силовой установки, не показанной на чертеже. Электродвигатель 21 во время фазы запуска также питается током от вспомогательной силовой установки. Ротор газотурбинного двигателя 10 начинает вращаться в режиме запуска, и камера сгорания 11 питается воздухом от компрессора 12. Топливо впрыскивается в камеру сгорания 11 топливным насосом 13, который приводится в действие электродвигателем 21 под управлением устройства Fadec. После завершения запуска пускатель-генератор 16 переводится в режим генератора тока. Как только достигнут режим малого газа, генератор 16 подает достаточно электрической энергии для питания электродвигателя 21 привода топливного насоса 13 и электродвигателей привода другого вспомогательного оборудования, так что газотурбинный двигатель 10 работает в автономном режиме без помощи вспомогательной силовой установки.

Клапан 25 регулирования расхода, предназначенный для регулирования расхода воздуха, отбираемого от компрессора 12, и управляемый устройством Fadec, переводится в открытое положение, и воздушная турбина 22 обеспечивает механическую энергию для работы топливного насоса 13 во всем диапазоне полета.

Воздушная турбина 22 спроектирована таким образом, что в случае неполадок в электрической системе генератора 16 или в электродвигателе 21 она одна может давать достаточную аварийную мощность для работы топливного насоса 13. Это должно позволить самолету или иному летательному аппарату, оборудованному газотурбинным двигателем 10, продолжить полет или вернуться на базу, хотя бы на низкой скорости.

Фиг.5-9 иллюстрируют примеры электропневматического выполнения привода 20 шестеренного насоса 13.

Согласно первому примеру выполнения по фиг.5 и 6 воздушная турбина 22 является турбиной осецентростремительного типа. Она содержит вал 30 с осью Y, на одном конце которого имеется шлицевая расточка 31 для соединения с приводным валом 32 одной из зубчатых шестерен 33 шестеренного насоса 13. Вал 30 установлен в двух подшипниках 33а и 33b в расточке 34 корпуса 35 воздушной турбины 22. На другом конце вала 30, противоположном шестеренному насосу 13, выполнено колесо 36 аэродинамического профиля. На периферии колеса 36 выполнены отходящие радиально наружу лопатки 37 осецентростремительного профиля. Наружные (в радиальном направлении) входные кромки 38 лопаток 37 разделяют поток воздуха, поступающий от входного патрубка 23, на воздушные струи, которые текут между лопатками 37 и выходят параллельно оси Y на выходе лопаток.

Согласно первому варианту первого примера выполнения по фиг.5 проход для воздушных струй (воздушного потока) вдоль лопаток 37 ограничен с наружной стороны стенкой 40, которая жестко соединена с лопатками и имеет аэродинамический профиль. Эта стенка 40 продолжена в осевом направлении по ходу воздушного потока цилиндрической втулкой 41 с осью Y. На втулке 41 установлен ротор 42 электродвигателя 21, а статор 43 этого электродвигателя установлен в расточке 44, выполненной в корпусе 35 напротив цилиндрической втулки 41. Электродвигатель 21 не содержит никаких специальных подшипниковых опор. В этом варианте выполнения вал 30 и колесо 36 выполнены как одно целое.

Согласно второму варианту первого примера осуществления изобретения по фиг.6 конец вала 30, удаленный от шестеренного насоса 13, посажен в расточке лопаточного колеса 36. Это колесо 36 снабжено по радиальному наружному краю лопаток 37 цилиндрической втулкой 41, имеющей ось Y. Втулка 41 проходит по оси в направлении, противоположном направлению воздушного потока на выходе лопаток 37, и продолжает входные кромки 38 лопаток 37. Цилиндрическая втулка 41 расположена в цилиндрической полости 45, которая выполнена в корпусе 35 вокруг опоры 46 подшипников 33а и 33b и открыта в осевом направлении со стороны колеса 36.

Ротор 42 электродвигателя 21 установлен внутри цилиндрической втулки 41 и окружает статор 43, который установлен в цилиндрической полости 45 вокруг опоры 46 подшипников 33а и 33b.

В примерах выполнения по фиг.5 и 6 между подшипниками 33а и 33b расположена распорная втулка 47. Эти подшипники 33а и 33b удерживаются на валу 30 известным образом с помощью заплечиков и пружинных колец, взаимодействующих с канавками.

Фиг.7 изображает привод 20 шестеренного насоса 13 во втором примере выполнения. Здесь воздушная турбина 22 выполнена в виде осевой турбины и содержит барабан 50, выполненный на свободном конце вала 30, установленного в подшипниках 33а, 33b в расточке 34 корпуса 35 воздушной турбины 22. Вал 30 также содержит шлицевую расточку 31 для соединения с приводным валом 32 одной из зубчатых шестерен 33 шестеренного насоса 13. Барабан 50 снабжен на своей периферии двумя венцами рабочих лопаток 51, 52, ориентированных радиально наружу. Часть корпуса 35, окружающая барабан 50, снабжена первым венцом неподвижных, или направляющих лопаток 53, расположенных между входным патрубком 23 и венцом подвижных лопаток 51, и вторым венцом неподвижных лопаток 54, которые ориентированы радиально внутрь и расположены между венцом подвижных лопаток 51 и венцом подвижных лопаток 52. Эта часть корпуса содержит также несколько конструктивных связей 55, которые ориентированы радиально внутрь и расположены позади второго венца подвижных лопаток 52, соединяя наружный корпус 35 с внутренней конструкцией 57, от которой внутри барабана 50 отходит в осевом направлении цилиндрическая втулка 56. Статор 43 электродвигателя 21 установлен снаружи на цилиндрической втулке 56, а его ротор 42 установлен во внутренней проточке барабана 50.

Фиг.9 изображает привод 20, аналогичный описанному выше. Единственное отличие заключается в том, что вал 30 воздушной турбины выполнен сплошным и имеет на своей периферии зубчатый венец 64, который зацепляется с шестерней 65, жестко соединенной с приводным валом 32 одной из шестерен 33 шестеренного насоса 13. Зубчатый венец 64 и шестерня 65 играют роль редуктора скорости.

Фиг.8 иллюстрирует привод 20 в третьем примере выполнения. Воздушная турбина 22 является турбиной осевого одноступенчатого типа и содержит венец неподвижных направляющих лопаток 53, расположенных на выходе входного патрубка 23 по направлению движения воздушного потока в воздушной турбине 22. Венец рабочих лопаток 51 расположен за венцом направляющих лопаток 53. Рабочие лопатки 51 ориентированы радиально наружу от периферии сплошного колеса 60, отходящего радиально наружу от средней зоны вала 30, поддерживаемого на концах подшипниками 33а, 33b. Ближний к входному патрубку 23 конец вала 30 содержит шлицевую расточку 31 для соединения с приводным валом 32 зубчатой шестерни 33 шестеренного насоса 13.

Проточная часть для воздушного потока ограничена позади венца рабочих лопаток 51 двумя обечайками 61, 62, образующими опорную конструкцию для подшипника 33а. В наружной обечайке 62 выполнен выходной воздушный патрубок 63.

В каждой радиальной поверхности колеса 60 выполнено кольцевое гнездо, в котором установлен ротор 42 электродвигателя с радиальным воздушным зазором. Статор 43 этого двигателя установлен в расточке корпуса или обечайки 61.

Таким образом, привод 20 в соответствии с третьим примером выполнения содержит два электродвигателя, расположенных по обе стороны от центральной радиальной плоскости колеса 60.

В трех описанных примерах выполнения электродвигатель 21 встроен внутрь воздушной турбины 22 и не содержит специальных подшипников между ротором 42 и статором 43. Подшипники 33а и 33b выполняют функцию центрирования вращающегося элемента воздушной турбины 22 относительно корпуса 35 и тем самым функцию центрирования ротора 42 относительно статора 43. За счет этого привод 20 шестеренного насоса 13 является компактным, надежным и легким.

Электродвигатель привода представляет собой двигатель известного типа, без коллекторной щетки, асинхронный, с постоянными магнитами или, альтернативно, с регулируемым магнитным сопротивлением.

Следует отметить, что шестеренный насос 13 может быть скомпонован с приводом 20 в законченный модуль, готовый к установке и легкий для замены.

1. Привод топливного насоса или смазочного насоса в газотурбинном двигателе (10), содержащий электродвигатель (21), снабженный статором (43) и ротором (42), и расположенную соосно электродвигателю воздушную турбину (22), снабженную корпусом (35) и вращающимся блоком (30, 36, 50) и выполненную для участия в приведении указанного насоса (13) с возможностью питания воздушным потоком, отбираемым от компрессора (12) газотурбинного двигателя (10), при этом статор (43) электродвигателя встроен в корпус (35) воздушной турбины, а ротор (42) электродвигателя встроен во вращающийся блок воздушной турбины.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит клапан (25) регулирования расхода воздуха, отбираемого от компрессора (12), причем этот клапан находится в закрытом положении во время фазы запуска газотурбинного двигателя (10) и в открытом положении после завершения запуска.

3. Привод по п.2, отличающийся тем, что выполнен с возможностью отбора воздуха от компрессора (12) с расходом, достаточным для обеспечения в случае отсутствия электропитания или отказа указанного электродвигателя (21) функционирования насоса (13) с приводом только от одной воздушной турбины (22).

4. Привод по п.3, отличающийся тем, что ротор (42) электродвигателя (21) установлен на стенке вращающегося блока, а статор (43) установлен на стенке корпуса (35).

5. Привод по п.4, отличающийся тем, что вращающийся блок содержит вал (30), который механически подсоединен к насосу (13) и поддерживается подшипниками (33а, 33b), размещенными между валом (30) и корпусом (35).

6. Привод по п.5, отличающийся тем, что воздушная турбина (22) является турбиной осецентростремительного типа, а вращающийся блок содержит на свободном конце вала (30) колесо (36), на периферии которого установлены лопатки (37) осецентростремительного профиля.

7. Привод по п.6, отличающийся тем, что проход для воздушного потока вдоль лопаток (37) ограничен снаружи стенкой (40), которая жестко соединена с краями лопаток (37) и продолжена в осевом направлении по ходу воздушного потока цилиндрической втулкой (41), вокруг которой установлен ротор (42) электродвигателя (21).

8. Привод по п.6, отличающийся тем, что колесо (36) снабжено по радиальному наружному краю лопаток (37) цилиндрической втулкой (41), которая ориентирована по оси в направлении, противоположном направлению воздушного потока, и расположена в цилиндрической полости (45), выполненной в корпусе (35) вокруг подшипников (33а, 33b), а ротор (42) электродвигателя (21) установлен внутри указанной втулки (41).

9. Привод по п.5, отличающийся тем, что воздушная турбина (22) является турбиной осевого типа и содержит, по меньшей мере, один венец неподвижных лопаток (53, 54), которые ориентированы радиально внутрь от корпуса (35), и венец рабочих лопаток (51, 52), которые ориентированы радиально наружу от барабана (50), жестко соединенного с валом (30), ротор (42) электродвигателя (21) установлен внутри указанного барабана (50), а статор (43) установлен вокруг цилиндрической втулки (56), связанной с корпусом (35) конструктивными связями (55).

10. Привод по п.5, отличающийся тем, что воздушная турбина (22) является турбиной осевого типа и содержит венец распределительных лопаток и венец рабочих лопаток (51), расположенных на периферии колеса (60), ориентированного радиально наружу от средней зоны вала (30), причем каждый конец колеса поддерживается подшипником (33а, 33b), а проточная часть для воздушного потока ограничена позади венца рабочих лопаток (51) двумя обечайками (61, 62), образующими опорную конструкцию для одного из подшипников (33а), тогда как ротор (42) электродвигателя (21) установлен на одной стороне указанного колеса (60), при этом воздушный зазор в электродвигателе расположен в радиальной плоскости.

11. Привод по п.10, отличающийся тем, что содержит второй электродвигатель, ротор (42) которого установлен на другой стороне колеса (60).

12. Привод по любому из пп.1-11, отличающийся тем, что выполнен с возможностью установки в авиационный газотурбинный двигатель (10) "полностью электрифицированного" типа.

13. Привод по любому из пп.1-11, отличающийся тем, что вместе с насосом (13), представляющим собой шестеренный насос, выполнен в виде законченного, готового к установке и легкого для замены модуля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многосопловым топливовоздушным форсункам для газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к способу и устройству защиты топливных форсунок в турбомашине. .

Изобретение относится к системам впрыска топлива в камеру сгорания турбомашины и позволяет получить улучшенную однородность топливовоздушной смеси при высокой скорости истечения топлива на выходе из форсунки, снижая при этом степень закоксовывания между корпусом форсунки и оболочкой.

Изобретение относится к устройствам смешения топливных компонентов, включающих газообразное и жидкое топливо, водяной пар и воздух перед подачей в камеру сгорания.

Изобретение относится к ракетной и авиационной технике, а именно к топливным системам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для сжигания топливовоздушной смеси в воздушно-реактивных двигателях, малоразмерных газотурбинных двигателях и в газотурбинных установках.

Изобретение относится к роторным форсункам

Изобретение относится к топливоподающим системам газотурбинных двигателей и установок, точнее - касается способа распыливания и форсунок для распыливания жидкого углеводородного топлива в высокоскоростном потоке сжатого воздуха в камерах сгорания газотурбинных двигателей или газотурбинных установок с низконапорными системами подачи топлива

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей, в частности к защите топливного коллектора и форсунок от коксования, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетическом машиностроении и других областях техники, где используются газотурбинные агрегаты

Изобретение относится к устройству для закрепления канала для текучей среды в корпусе турбореактивного двигателя, в частности канала для подачи топлива к кольцу форсунок в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи топлива в газотурбинные двигатели (ГТД)

Изобретение относится к устройствам и способам для сжигания топливовоздушной смеси в воздушно-реактивных двигателях, малоразмерных газотурбинных двигателях и в газотурбинных установках

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции топливного коллектора камеры сгорания газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к авиадвигателестроению
Наверх