Рычажный шарнир (варианты)

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей. Рычажный шарнир состоит из двух фланцев с рычагами с шаровым шарниром на конце, который соединяет попарно рычаги двух фланцев. Плоскости качания как минимум двух шаровых шарниров каждого из фланцев проходят через ось своего вала и не совпадают. Рычажный шарнир имеет ограничитель углового перемещения рычагов в направлении к центру до угла, большего угла самоторможения шарового шарнира. Рычаги подпружинены в направлении от центра на угловом отрезке, большем угла самоторможения шарового шарнира. Ось рычага лежит в диаметральной плоскости и является общей для двух рычагов, направленных в разные стороны, причем если количество осей более одной, то рычаги разных осей изогнуты в разные стороны. Технический результат заключается в увеличении долговечности шарнира. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей /далее - ШРУС/ и предназначено в основном для транспорта.

Известен рычажный шарнир, состоящий из двух фланцев с одним или двумя расположенными в одной плоскости рычагами с шаровыми шарнирами на концах, которые соединяют попарно рычаги двух противоположных фланцев /См. И.И.Артоболевский "Механизмы в современной технике", том I, стр.424, механизм N 762/. В частности, с центральным шаровым шарниром, соединяющим два вала.

Если на каждом фланце рычагов два, но они лежат в одной диаметральной плоскости по отношению к валу, то валы имеют две степени свободы относительно друг друга, а точка пересечения осей валов может не совпасть с центром шарнира. Тогда условие равенства угловых скоростей будет нарушено. Такой шарнир может быть использован для передачи вращения с плавно регулируемой угловой неравномерностью.

Чтобы угловые скорости валов были равными, такой шарнир должен дополнительно иметь центральный шаровой шарнир, соединяющий ведомый и ведущий валы в центре шарнира. И они известны.

Возможен другой вариант устранения излишней степени свободы: шарнир имеет две или более пары рычагов, плоскости качания шаровых шарниров которых лежат в разных диаметральных плоскостях. Пересечение четырех таких плоскостей /двух для каждого фланца/ дает точку, совпадающую с центром шарнира. У такого шарнира остается две степени свободы - он допускает угловое отклонение валов и допускает синхронное изменение продольного размера по оси каждого из валов, то есть удлинение - укорочение шарнира. Такой шарнир хорошо применим в качестве "внутреннего" /ближе к центру автомобиля/ ШРУС на транспорте.

Шарнир с центральным шаровым шарниром имеет одну степень свободы /угловую/ и может быть применен в качестве "наружного" /ближе к колесу/ ШРУС на транспорте.

Для обеспечения возможно большего угла отклонения шарнира ведомый и ведущий фланцы могут взаимно иметь впадины или вырезы напротив узлов крепления рычагов противоположного фланца /см. фиг.3/. В этом случае при отклонении шарнира рычаги могут даже заходить друг за друга /см. фиг.1 - вид сбоку/.

Интересен с конструктивной точки зрения вариант, когда ось рычага проходит через ось вала, то есть лежит в диаметральной плоскости.

В этом случае на одной оси могут быть закреплены два рычага, направленных в разные стороны. Фланец при этом вырождается в две радиальные цапфы, на каждой из которых могут быть закреплены по две втулки шарниров двуплечего рычага, в частности неравноплечего. Условно назовем такой вариант шарнира "цапфовым".

Возможен вариант, когда цапфовых осей две. Фланец в этом случае будет представлять собой крестовину /наподобие карданной/. Такой шарнир будет иметь две степени свободы, а с центральным шаровым шарниром - одну. Цапфовый шарнир с двумя осями предположительно будет иметь наименьшие габариты. В таком шарнире плечи рычагов конкурируют за межфланцевое пространство между собой и с центральным шаровым шарниром, если он есть. Чтобы рычаги не мешали друг другу и центральному шаровому шарниру возможны комбинации двуплечих и одноплечих рычагов, а плечи конкурирующих рычагов могут быть изогнуты в разные стороны.

Втулки двух рычагов могут быть размещены на цапфе рядом, а могут, с целью повышения площади рабочей поверхности одна в другой. То есть цилиндрический шарнир может быть коаксиальным /двойным/, а сферический шарнир может быть концентрическим /двойным/.

Если во время работы пара рычагов выпрямится в одну линию, то может возникнуть самоторможение их в этом положении неустойчивого равновесия, особенно у шарниров с двумя степенями свободы /продольно подвижными/.

Это можно предотвратить или своевременным соударением краев фланцев /в шарнире с одной степенью свободы/, или ограничением перемещения рычагов в направлении к центру на угол, больший угла самоторможения шарового шарнира, или подпружиниванием рычагов в направлении от центра, причем можно не во всем диапазоне рабочего хода, а только на угловом отрезке, большем угла самоторможения шарового шарнира. В цапфовом шарнире самоторможение маловероятно, а в цапфовом с центральным шаровым шарниром - невозможно.

На фиг.1 изображен шарнир с одной парой рычагов,

где: 1 - валы, 2 - фланцы, 3 - рычаги, 4 - шаровые шарниры пары рычагов.

На фиг.2 изображен цапфовый вариант шарнира с одной парой рычагов, где 8 - цапфы.

На фиг.3 изображен пример конкретного выполнения с тремя парами двуплечих неравноплечих рычагов 3, фланцы 2 которого имеют вырезы 7 под узлы крепления рычагов противоположного фланца.

Работает шарнир так: вращение с вала 1 передается на фланец 2, который ведет рычаг 3, который, в свою очередь, через шаровой шарнир 4 ведет такой же рычаг 3 противоположного фланца и таким образом вращает его. Если соблюдена зеркальная симметрия, например, с помощью центрального шарнира или с помощью других рычажных пар, расположенных в несовпадающих диаметральных плоскостях, то вращение будет передаваться с равной угловой скоростью.

Применение шарнира увеличит долговечность ШРУС на транспорте.

1. Рычажный шарнир, состоящий из двух фланцев с рычагами с шаровым шарниром на конце, соединяющим попарно рычаги двух фланцев, отличающийся тем, что плоскости качания как минимум двух шаровых шарниров каждого из фланцев проходят через ось своего вала и не совпадают.

2. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что имеет ограничитель углового перемещения рычагов в направлении к центру до угла, большего угла самоторможения шарового шарнира.

3. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что рычаги подпружинены в направлении от центра на угловом отрезке, большем угла самоторможения шарового шарнира.

4. Рычажный шарнир, состоящий из двух фланцев с рычагами с шаровым шарниром на конце, соединяющим попарно рычаги двух фланцев, отличающийся тем, что ось рычага лежит в диаметральной плоскости и является общей для двух рычагов, направленных в разные стороны, причем если количество осей более одной, то рычаги разных осей изогнуты в разные стороны.

5. Шарнир по п.4, отличающийся тем, что имеет ограничитель углового перемещения рычагов в направлении к центру до угла, большего угла самоторможения шарового шарнира.

6. Шарнир по п.4, отличающийся тем, что рычаги подпружинены в направлении от центра на угловом отрезке, большем угла самоторможения шарового шарнира.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта. .

Изобретение относится к соединительным муфтам между валами, и в частности - к универсальным шарнирам, и конкретнее - к муфтам, имеющим равные мгновенные угловые скорости входного вала и выходного вала или обеспечивающим приблизительно таковые скорости.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей.

Изобретение относится к машиностроению, в частности для карданных валов грузовых автомобилей. .

Кардан // 1831602

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях.

Изобретение относится к машиностроению , предназначено для соединения валов , расположенных под углом друг к другу. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к узлам сельскохозяйственных, транспортных и других машин

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей с продольно-подвижными обоймами. Шарнир состоит из наружной (2) и внутренней (4) обойм, шариков (3) и сепаратора, причем вал (5) внутренней (4) обоймы продольно-подвижно крепится в ней на шлицах, шпонках, шариках или роликах. По второму варианту в шарнире наружная (2) обойма продольно- подвижно крепится в стакане (1), соединенном с рабочим валом. Крепление может осуществляться посредством шлицов, шпонок, шариков или роликов. Шпонки могут быть цилиндрическими, а шарики могут иметь сепараторы, в частности, в виде вставок из антифрикционного материала, например фторопласта или бронзы. Ролики также могут иметь сепараторы в виде вставок из антифрикционного материала или сепараторы в виде пластины с прямоугольными отверстиями. Технический результат: увеличение в несколько раз ресурса шарнира равных угловых скоростей с продольно- подвижными обоймами. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к сферическим устройствам типа механизма Гука или двойного механизма Кардана, и может использоваться в качестве аналога шарнира равных угловых скоростей, а также в качестве замены шарнира неравных угловых скоростей в приводах тракторов и мини-тракторов, автомобилей и других транспортных средств, иных машин и механизмов для передачи вращения между валами. Шарнир содержит ведущий (1) и ведомый валы с вилками (3) на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала, плоские параллельные опорные поверхности, задающие толщину h вилки (3), внешние поверхности, паз с внутренними поверхностями, перпендикулярными опорным поверхностям, с прямолинейным участком шириной q, 2h≤q≤2,3h, и участком в форме дуги окружности радиуса 0,5q, и канавки (4) на опорных поверхностях шириной 0,1…0,15q и глубиной 0,05…0,15q, средние линии канавок (4) равноудалены на 0,2…0,3q от линий пересечения опорных поверхностей с внутренними поверхностями паза вилки (3), бурт (5) у основания вилки (3) сплошной кольцевой формы, поверхность которого с противоположной стороны выполнена перпендикулярной оси вала, опорно-центрирующий шар (6) радиуса R, 0,9q≤R≤1,2q, с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами прямоугольного профиля шириной h. Поверхности оснований пазов шара (6) представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса 0,5q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр шара (6) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии, и с двумя сквозными отверстиями (7) радиуса 0,08…0,15h, оси которых совпадают с осями цилиндров. Вилки (3) входят в пазы шара (6) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат - повышение надежности работы шарнирного механизма. 3 ил.

Изобретение относится к механизмам типа карданного шарнира и может использоваться в приводах автомобилей и других машин для равномерной передачи вращения между валами. Шарнир равных угловых скоростей содержит ведущий (1) и ведомый (2) валы с вилками на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала (1, 2), плоские параллельные поверхности, задающие толщину вилки h, внешнее основание, пазы с внутренними поверхностями, перпендикулярными наружным поверхностям, прямолинейным участком и участком в форме дуги окружности радиуса q, равного половине ширины паза вилки, опорно-центрирующее звено (3) с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами одинакового размера прямоугольного профиля, ширина пазов звена (3) равна толщине вилки h. Боковые поверхности пазов звена (3) симметричны относительно двух взаимно перпендикулярных плоскостей симметрии, линия пересечения которых проходит через центр звена (3). Поверхности, ограничивающие геометрическую форму оснований пазов звена (3), представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр звена (3) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии. Поверхность, ограничивающая геометрическую форму звена (3), представляет собой пересечение поверхности сферы радиуса R, центр которой совпадает с центром звена (3), поверхностей двух цилиндров радиуса r, , оси цилиндров радиуса r совпадают с осями цилиндров радиуса q, и двух секущих плоскостей, параллельных плоскости, образованной осями цилиндров радиусов r и q, и расположенных симметрично от нее на расстоянии 0,80…0,98 r. Вилки валов (1, 2) входят в пазы звена (3) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат: повышение надежности работы карданного шарнира равных угловых скоростей. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для передачи вращения между валами, которые могут совершать плоское угловое смещение относительно друг друга, в том числе во время вращения, и может быть использовано в машиностроении. Шарнир равных угловых скоростей включает ведущий вал (1), установленный в корпусе (2) и связанный с водилом (Н) планетарной передачи. Зубчатые сателлиты (3) водила (H) входят в зацепление с центральными зубчатыми колесами (4, 5), свободно установленными на валу (1) и имеющими дополнительные зубчатые венцы (6, 7). Колесо (4) своим венцом (6) входит в зацепление под прямым углом с промежуточным зубчатым колесом (8), которое своим дополнительным зубчатым венцом (9) или напрямую входит в зацепление под прямым или иным углом с зубчатым колесом (10) ведомого вала (11). Вал (11) находится на цапфе (12). Поворотный вал (13) цапфы (12) установлен в корпусе (2) перпендикулярно валу (1) и перпендикулярно или под иным углом валу (11). На валу (11) находится колесо (8) и зубчатое колесо (14), входящее в зацепление с венцом (7) колеса (5) планетарной передачи, при этом колесо (8) установлено на валу (13) свободно, а цапфа (12) и колесо (14) жестко. Передаточные числа зубчатых колес заявленного шарнира имеют следующие значения. Между венцом (6) и колесом (8) - u=1, между колесом (14) и венцом (7) - u=1, между колесом (5) и колесом (4) при неподвижном водиле (H) - u=1, между венцом (9) и колесом (10) вала (11) - u=2. Технический результат: разработка устройства для соединения валов, передающих вращение с высокой скоростью, позволяющего осям валов совершать неограниченное плоское угловое смещение относительно друг друга, без изменения положения оси углового смещения, без зависимости нагрузки на узлы шарнира от величины углового смещения валов, с возможностью применения для ведущего управляемого моста транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к шарнирным муфтам. Синхронная муфта в виде пятизвенного сферического механизма содержит меньшую и большую вилки, соединенные последовательно через меньшую и большую крестовины шарнирами. Центробежными силами вращение крестовин удерживают в бисекторной плоскости угла между осями вращения вилок при совпадении осей пары шарниров большей и меньшей вилок. Меньшая крестовина парой своих шипов соединена шарнирно с меньшей вилкой, а другой парой своих шипов соединена шарнирно с большей крестовиной. Большая крестовина охватывает большую вилку и выполнена с двумя парами отверстий для подшипников шарнирного соединения и с большей вилкой, и с меньшей крестовиной. Большая крестовина может быть выполнена овальной рамкой, причем отверстия для шарнирного соединения с меньшей крестовиной расположены в дугообразной стенке рамки, а шипы шарнирного соединения с большей вилкой примыкают к прямолинейной стенке рамки. Достигается упрощение сборки. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям втулок винтов на кардане. Универсальный шарнир постоянной скорости состоит из двух концентрических колец (5А и 5В), при этом первое внутреннее кольцо (5А) имеет поворотное соединение с двумя противоположными штифтами (31) поводка (3), соединенного с валом (1) трансмиссии. Второе внешнее кольцо (5В) имеет поворотное соединение с двумя противоположными штифтами (22) ступицы (2). Два концентрических кольца также взаимно соединены посредство пары шарнирных противоположных штифтов (542) под углом 90° относительно штифтов (31), соединенных с валом трансмиссии, и относительно штифтов (22) ступицы, общая ось (ОО) которых стабильно поддерживается в плоскости, именуемой гомокинетической, которая разделяет пополам угол между осью вращения ступицы (2) и осью вращения вала (1) трансмиссии, посредством по меньшей мере одного или двух устройств (6). При этом биссекторы соединены с валом трансмиссии и со ступицей. Обеспечивается постоянная передача вращательного движения между валом (1) трансмиссии и указанной ступицей (2), к которой прикреплены лопасти (7), независимо от угла наклона ступицы относительно ведущего вала. 9 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх