Многорежимный скоростной катер

Изобретение относится к судостроению и касается создания многорежимного скоростного катера. Многорежимный скоростной катер включает в себя один корпус с надстройкой-рубкой, две боковые плавучести-спонсоны и главную энергетическую установку в составе одного маршевого дизеля и одного форсажного газотурбинного двигателя. С целью повышения комфортности для экипажа катера его помещения расположены в кормовой части корпуса, а форсажный двигатель - перед ними. Газовыхлопной тракт газотурбинного двигателя выведен в пространство между корпусом и спонсонами. Катер может иметь подводные крылья, которые целесообразно жестко закреплять между корпусом катера и его спонсонами. При этом для противодействия крутящему моменту движителя, вызывающему ходовой крен, подводные крылья могут быть установлены с различными углами атаки. Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные качества многорежимного скоростного катера. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, конкретнее - к скоростным катерам служебного или коммерческого назначения, которые используются на различных режимах (скоростях) движения - многорежимные катера.

Известно большое количество различных многорежимных скоростных катеров водоизмещением до 50 т со скоростями полного хода 30-40 узлов. В отдельных случаях скорость достигает 50 узлов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) некоторых из этих катеров включает один маршевый дизель и один газотурбинный двигатель (ГТД).

Движение этих катеров на малой (экономической) скорости обеспечивается при работе маршевого дизеля, на полном ходу - при работе форсажного ГТД.

Недостатком существующих катеров является принцип компоновки их общего расположения, согласно которому ГЭУ располагается в кормовой части корпуса с целью уменьшения длины валопроводов, а помещения экипажа располагаются соответственно в носовой части корпуса, которая при движении катера на волнении подвергается большим вертикальным перегрузкам. Поэтому такие катера в морских условиях имеют пониженный уровень комфортности.

Катер по настоящему изобретению включает корпус, надстройку-рубку и две боковые плавучести-спонсоны, обеспечивающие повышенную мореходность катера.

На катере предусматривается ГЭУ в составе одного форсажного ГТД и одного маршевого дизеля малой мощности.

Для повышения комфортности условий обитаемости экипажа на катере по настоящему изобретению реализован противоположный обычному принцип компоновки общего расположения: в кормовой части катера располагаются помещения экипажа, а наиболее мощная часть ГЭУ - форсажный двигатель - перед ними в носовой части корпуса.

Для исключения задымливания кормовой части катера выхлопными газами ГТД его газовыхлопной тракт выведен в пространство между корпусом и спонсонами.

Между корпусом и каждым спонсоном располагаются жестко закрепленные подводные крылья, которые предназначены в основном для демпфирования катера путем уменьшения вертикальных перегрузок при глиссировании на волнении.

Так как на полном ходу катера работает один форсажный движитель, катер может получить ходовой крен под действием реактивного крутящего момента движителя. Для компенсации действия этого момента и предотвращения ходового крена неповоротные подводные крылья устанавливаются с различными углами атаки.

Принципиальная конструкция катера по настоящему изобретению показана на чертежах, где:

- фиг.1 - вид сбоку;

- фиг.2 - вид сверху со снятой палубой;

- фиг.3 - поперечный разрез по А-А на фиг.1

На чертежах обозначены позиции:

1 - корпус;

2 - надстройка-рубка;

3 - спонсоны;

4 - газотурбинный двигатель (ГТД);

5 - дизель малого хода;

6 - гаховыхлопной тракт ГТД;

7 - подводные крылья.

Оба двигателя ГЭУ могут работать каждый на свой движитель или на один общий движитель, раздельно или совместно. Различные варианты конструкции движительного комплекса и включения в работу двигателей не оказывают влияние на сущность настоящего изобретения.

По многорежимному скоростному катеру по настоящему изобретению выполнен аванпроект и проведены модельные испытания. Результаты испытаний, выполненные конструкторские и технологические разработки показали возможность осуществления настоящего изобретения с получением прогнозируемых технических и технико-экономических результатов.

1. Многорежимный скоростной катер, включающий один корпус с надстройкой-рубкой, две боковые плавучести-спонсоны и главную энергетическую установку (ГЭУ) в составе одного маршевого дизеля и одного форсажного газотурбинного двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения комфортности для экипажа, его помещения расположены в кормовой части корпуса, а форсажный двигатель - перед ними, при этом его газовыхлопной тракт выведен в пространство между корпусом и спонсонами.

2. Многорежимный скоростной катер по п.1, отличающийся тем, что, с целью противодействия крутящему моменту движителя, вызывающему ходовой крен катера, он включает подводные крылья, которые жестко закреплены между корпусом и спонсонами и установлены с различными углами атаки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области механики движения и предназначено для упругого крепления оборудования и приборов на кораблях, а также в других отраслях техники, где предъявляются высокие требования к вибрационной противоударной эффективности защиты оборудования от внешних вибраций и ударов.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, преимущественно к судовым движительно-рулевым комплексам. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе гребного винта для надводных судов, в приводе гребного винта, представляющего собой пропульсивную установку, в модуле, содержащем пропульсивную установку и выполненном с возможностью разворота относительно корпуса судна.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым дизелям с бортовым выхлопом. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для перевозки преимущественно наливных грузов по акватории как покрытой льдами, так и по чистой воде.

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к судостроению, и касается создания многофункциональных транспортно-перегрузочных комплексов для освоения малых рек, доставки грузов в малодоступные районы и т.д.

Изобретение относится к судостроению и касается создания судовых пропульсивных и/или рулевых комплексов, по крайней мере, частично окруженных водой. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к морской пропульсивной установке, работающей на нетрадиционном топливе, которое получено из бытовых и/или производственных технологических отходов, а также к способу, связанному с этой установкой.

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым энергетическим установкам. .

Изобретение относится к области транспорта, а именно к судам с электродвижением

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в конструкции судовых фундаментов и фундаментных рамах для снижения уровней вибрации, распространяющейся от виброактивного оборудования

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к разборным плавучим сооружениям с небольшой осадкой и может быть использовано для самостоятельного передвижения автомобиля по воде

Изобретение относится к водным транспортным средствам и может быть использовано для перевозки грузов и пассажиров

Изобретение относится к области защиты оборудования от внешних вибраций и ударов при ограниченном перемещении оборудования относительно фундамента

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано при проектировании турбоэлектрических установок, предназначенных для получения электрической энергии

Изобретение относится к области судовых силовых установок и трансмиссий
Наверх