Устройство импульсной адаптации светотехнического оборудования преимущественно летательных аппаратов к приборам ночного видения

Предложенное устройство применяется при полетах или передвижениях носителей систем ночного видения для обеспечения ориентировки носителей в пространстве и маскировки путем исключения паразитных засветок, т.е. для обеспечения их работы в темное время суток. Устройство содержит внутреннее и внешнее светотехническое оборудование, источники освещения и сигнализации которого выполнены в виде светодиодов, и блок синхронизации, подключенный к светотехническому оборудованию и прибору ночного видения. В него введен также управляемый извне блок строба с формируемой длительностью, первым своим выходом подключенный к дополнительно введенному входу блока синхронизации, а вторым выходом - к внешнему светотехническому оборудованию. Изобретение позволяет увеличить дальность видимости с помощью прибора ночного видения в несколько раз с обеспечением возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к методам и устройствам обеспечения функционирования систем ночного видения, включающих в себя внешнее и внутреннее светотехническое оборудование, например для вертолетов, самолетов, танков, автомобилей, - где в качестве источников освещения используются светодиоды, и прибор ночного видения, например: очки, бинокль, монокль, низкоуровневая телевизионная камера и т.п., - работающий в импульсном режиме и во временной противофазе со светотехническим оборудованием.

Вышеуказанное устройство применяется при полетах или передвижениях носителей систем ночного видения для обеспечения ориентировки носителей в пространстве, маскировки, исключения паразитных засветок при работе в темное время суток, увеличения и обеспечения возможности измерения дальности до наблюдаемых объектов.

Известны следующие способы и устройства адаптации светотехнического оборудования к приборам ночного видения:

а) патент №2235666 на изобретение «Способ адаптации светотехнического оборудования преимущественно летательных аппаратов к приборам ночного видения и устройство для его осуществления», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 05.11.2001 г.;

б) свидетельство №14567 на полезную модель «Светотехническое оборудование, адаптированное к приборам ночного видения», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 31.01.2000 г.;

в) свидетельство №21768 на полезную модель «Поисково-посадочная фара летательного аппарата, адаптированная к приборам ночного видения», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 28.05.2001 г.

Недостаток известных способов и устройств адаптации заключается в невозможности обеспечения достаточной (удовлетворяющей современным требованиям) визуальной дальности видимости с помощью приборов ночного видения и в невозможности измерения расстояния до наблюдаемых объектов. Так, по нормативным документам, обеспечиваются дальности видимости с помощью приборов ночного видения до 1...2 км, в то время как, согласно современным требованиям, должны обеспечиваться дальности видимости до 5 км. Кроме того, по современным требованиям системы ночного видения должны обеспечивать визуально скрытное измерение дальности до наблюдаемых объектов для решения задач навигации и наведения в темное время суток.

В качестве прототипа авторами выбран способ адаптации светотехнического оборудования к приборам ночного видения и устройство для его осуществления по патенту на изобретение №2235666 от 05.11.2001 г., МПК7 В64D 47/02, как наиболее близкий по технической сущности. Недостатки прототипа указаны выше.

Цель изобретения - увеличение дальности видимости с помощью прибора ночного видения в несколько раз, обеспечение возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов, расположенных на различных расстояниях от носителя системы ночного видения, и получения их изображений и, как следствие, обеспечение возможности решения задач навигации и наведения на качественно новом уровне.

Для достижения указанной цели работа внешнего СТО и ПНВ осуществляется в активно-импульсном режиме, при котором производится процедура стробирования, заключающаяся в задаваемом изменении длительности и/или частоты следования импульсов (стробов), излучаемых светодиодами и лазером.

Для решения данной задачи используется активный светодиодный и лазерный импульсный подсвет наблюдаемых объектов, при этом заданным образом изменяются длительность, частота следования импульсов, а также используются другие виды модуляции излучения источников подсвета.

Для реализации предлагаемого устройства импульсной адаптации СТО к ОНВ устройство, содержащее внешнее и внутреннее СТО, блок синхронизации, обеспечивающий импульсный режим работы светотехнического оборудования и прибора ночного видения во временной противофазе друг относительно друга, снабжено установленным на носителе блоком формирования длительности строба (импульса) (далее - блока строба с формируемой длительностью), электрически связанным с внешним СТО, которое дополнительно снабжено импульсным лазером, соединенным с управляющим лазером блоком питания.

На фиг.1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства. Устройство состоит из внешнего 1 и внутреннего 2 светотехнического оборудования (СТО), устанавливаемого вне кабины 3 пилота и, соответственно, внутри нее. Источники 4, 5, 6, 7 излучения светотехнического оборудования 1 и 2 представляют собой сверхъяркие светодиоды (4, 5) и/или инфракрасные излучатели 6, а также импульсный лазер 7. Источники 4, 5, 6, 7 соединены с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9, подключенный через модулятор 10 к речесигнализатору 11. Импульсный лазер 7 вторым входом соединен также с управляющим им блоком питания 12, соединенным с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9. Очки 13 ночного видения (ОНВ) включают в себя приемник 14 или источник 15 синхросигналов и соединены линией связи 16 с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9.

На фиг.2 изображены элементы 6, 7 внешнего 1 СТО, конструктивно выполненные в виде прожектора или фары с расположенными по окружности ИК-излучателями 6 и в центре - импульсным лазером 7. Отраженное излучение от наблюдаемого объекта воспринимается ОНВ 13. Излучатели 6, 7 внешнего 1 СТО работают в импульсном режиме, а управляющие импульсы заданным образом (в зависимости от используемого вида модуляции) формируются системой, состоящей из функционально связанных блока строба с формируемой длительностью 8, блока синхронизации 9 и управляющего лазером блока питания 12.

Устройство работает следующим образом. Внешнее 1 и внутреннее 2 СТО питается импульсами напряжения блока синхронизации 9. Параметры этих импульсов могут изменяться модулятором 10 в зависимости от информации, поступающей с речесигнализатора 11, управляемого через приемник 17 голосом или условными кодами. ИК-излучатели 6 и импульсный лазер 7, кроме того, параллельно питаются импульсами напряжения блока строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9. С помощью этих импульсов (стробов) и процедуры стробирования по дальности осуществляется измерение расстояний до наблюдаемых объектов и регистрация изображений объектов с помощью очков ночного видения 13. Блок строба с формируемой длительностью 8 управляется извне (например, из кабины пилота).

Стробирование по дальности обеспечивается последовательным приемом нескольких стробирующих импульсов малой длительности за время τ следования импульса излучения импульсного лазера 7 до наблюдаемого объекта и обратно, равное длительности τэ включения ЭОПов (ЭОП - электронно-оптический преобразователь) ОНВ 13, - τ=τэ. Это позволяет получить информацию о дальности до наблюдаемого объекта (например, с помощью импульсного лазерного дальномера) и его изображение.

Введение в предлагаемое устройство блока строба с формируемой длительностью 8 дает также дополнительное преимущество по сравнению с устройством-прототипом, заключающееся в появлении возможности наблюдать разноудаленные объекты путем регистрации их изображений как сечений строба.

Таким образом, вышеописанное устройство для импульсной адаптации СТО преимущественно ЛА к ПНВ позволяет достигнуть цели изобретения, а именно: увеличения дальности видимости в 2...6 раз, обеспечения возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов, расположенных на различных расстояниях от носителя системы ночного видения и получения их изображений и, как следствие, обеспечения возможности решения задач навигации и наведения.

1. Устройство импульсной адаптации светотехнического оборудования преимущественно летательных аппаратов к приборам ночного видения, содержащее внутреннее и внешнее светотехническое оборудование, источники освещения и сигнализации которого выполнены в виде светодиодов, и блок синхронизации, подключенный к светотехническому оборудованию и прибору ночного видения, отличающееся тем, что в него введен управляемый извне блок строба с формируемой длительностью, первым своим выходом подключенный к дополнительно введенному входу блока синхронизации, а вторым выходом - к внешнему светотехническому оборудованию.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что внешнее светотехническое оборудование снабжено лазером, генерирующим импульсы переменной длительности и/или переменной частоты следования с помощью вновь введенного управляющего лазером блока питания, который соединен с блоком синхронизации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам освещения приборного оборудования и транспарантов световой сигнализации летательных аппаратов при использовании экипажем пилотажных очков ночного видения.

Изобретение относится к бортовым индикаторам летательных аппаратов и может быть использовано при пилотировании летательных аппаратов в ночных условиях экипажем в очках ночного видения.

Изобретение относится к контрольно-измерительному оборудованию летательных аппаратов. .

Вертолет // 2235046
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при установке прожекторов на вертолетах. .

Изобретение относится к авиационному машиностроению, в частности к оборудованию летательных аппаратов светотехническим оборудованием при полете в ночное время. .

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано при установке на транспортные средства, преимущественно вертолеты, в качестве бортового управляемого источника света

Настоящее изобретение имеет отношение к созданию осветительного устройства и к способу освещения на основании множества различных картин освещения. Управление осветительным устройством осуществляется на основе данных освещения, полученных через интерфейс. Таким образом, может быть осуществлено множество различных картин освещения на базе пикселей, и до четырех ламп для чтения могут быть заменены одним осветительным устройством. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к средствам маркировки эвакуационных маршрутов, содержащим светящуюся панель из фотолюминесцентного материала. Предложенное средство маркировки эвакуационного маршрута для самолета содержит: длинную светящуюся панель, состоящую из фотолюминесцентного материала; кожух, в который помещена светящаяся панель, который выполнен светорассеивающим или прозрачным на своей верхней стороне; фиксирующее основание для кожуха, имеющее посадочный желоб для кожуха и покрывные планки, выступающие в поперечном направлении на обеих сторонах фиксирующего основания и проходящие в продольном направлении, причем верхняя сторона кожуха, введенного в посадочный желоб, открыта сверху; покрывные планки выполнены эластичными, у фиксирующего основания покрывные планки выполнены из материала более эластичного, чем материал кожуха, на нижней стороне фиксирующего основания размещен огнестойкий материал-заполнитель, состоящий из вспененного материала, и представляющий собой эластомер или термопластичный эластомер с плотностью от 30 кг/м3 до 70 кг/м3. Технический результат заключается в возможности использования предложенного средства с простыми приспособлениями, совместно с покрытиями пола в широком интервале толщин. 10 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх