Смазочное масло для силовых турбин

Использование: для силовых турбин, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установок (ГТУ). Сущность: масло содержит, в мас.%: продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана 0,1-1,5, сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат 10-40, 2,6-дитрет-бутилпаракрезол 0,5-5,0, трикрезилфосфат 1-5, бензотриазол 0,001-0,5, полиальфаолефиновое масло ПАОМ - до 100. Технический результат - улучшение термоокислительной стабильности масла при 225°С и термической стабильности при 250°С. 2 табл.

 

Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).

Требования, предъявляемые к маслам для указанных узлов эксплуатации:

- стабильные смазывающие свойства при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных (выше 200°С) при режиме форсажа (взлет-посадка) в течение требуемого ресурса с многочисленными остановками.

Известен состав смазочного масла для силовых турбин [RU 2125084 C1, 1999], широко эксплуатируемого в дозвуковой авиации и газоперекачивающих агрегатах с рабочими температурами до 120°С, имеющее торговое наименование «Авиационное масло Мс-8п» Ост.38.01163-78 (изм.1-10), состава, мас.%:

2,6-дитретбутил паракрезол0,7-1,0
ариловые эфиры фосфорной кислоты1,0-3,0
аминопроизводные антиокислительные присадки0,1-0,5
бензотриазол0,005-0,015
базовое масло (минеральное)остальное

Недостатком известного масла является его неудовлетворительная термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя.

Известно смазочное масло для силовых турбин [RU 2109800 С1, 1998] следующего состава, мас.%:

2,6-дитретбутил паракрезол0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин0,2-0,5
трикрезил фосфат или дифенил паратретбутил
фенил фосфат1,0-3,0
бензотриазол0,005-0,1
базовое масло (нефтяное или синтетическое)остальное

Недостатком масла является неудовлетворительная термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию ГТД и авиаприводов ГПА.

Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло для силовых турбин [RU 2185423 С1, 2002] следующего состава, мас.%:

термостабильный диизооктилсебацинат10,0-15,0
2,6-дитретбутил паракрезол0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин или
смесь бутил-и-октилдифениламинов0,2-0,5
трикрезил фосфат или
дифенилпаратрет-бутилфенилфосфат1,0-3,0
бензотриазол0,005-0,1
базовое масло (синтетическое
полиальфаолефиновое)остальное

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства: стабильность к окислению при 210°С и термическая стабильность при 250°С, которые не обеспечивают эксплуатационные параметры теплонапряженных ГТД современной авиационной техники 4-го и 5-го поколений.

Техническим результатом, на реализацию которого направлено заявленное смазочное масло, является улучшение его термоокислительной стабильности при 225°С и термической стабильности при 250°С.

Для достижения указанного технического результата заявленное смазочное масло, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктиловый эфир себациновой кислоты и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана.

Могут быть использованы эфиры триметилолпропана и карбоновых кислот, содержащих от 5 до 18 атомов углерода. Компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:

продукты реакции N-фенилбензоламина и
2,4,4 триметилпентана0,1-1,5
2,6-дитретбутилпаракрезол0,5-5,0
трикрезилфосфат1,0-5,0
бензотриазол0,001-0,5
сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной
карбоновой кислоты или диизооктиловый эфир
себациновой кислоты10,0-40,0
полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4до 100%

Использование сложных эфиров и химического соединения, полученного по реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, при эксплуатации масла улучшает термоокислительную стабильность при температуре 230°С и термическую стабильность при 250°.

Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты:

- продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, представляющие собой прозрачную бесцветную жидкость или жидкость светло-желтого цвета, с содержанием азота 4,2%, с плотностью при 20°С, равной 0,98 г/см3, температурой воспламенения выше 500°С, температурой кипения выше 300°С (испытания по СТП №002-2005) (аналитический метод КВС-108),

- трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 (изм.1-4) - желтоватая прозрачная жидкость с температурой вспышки 240-244°С,

- 2,6-дитретбутилпаракрезол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 - белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5-69,7°С,

- эфир карбоновой кислоты триметилопропана (Nycobase 8317 фирмы Nyco, Франция) с вязкостью при 100°С, равной 3,9-4,4 сСт, плотностью при 20° - 0,947-0,949, температурой вспышки в открытом тигле - 240°С при испытании по ISO 11014,

- диизооктиловый эфир себациновой кислоты по ТУ 6-06-11-88, с кислотным числом не более 0,14 кон/г, температурой воспламенения 400°С,

- синтетическое базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4 по ТУ 38.401.4070-98, полученное олигоизомеризацией α-олефинов с температурой вспышки 216°С и температурой застывания ниже минус 60°С.

Технология приготовления предлагаемого масла включает следующие стадии:

1) дозирование компонентов

- продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана,

- трикрезилфосфат,

- 2,6-дитретбутилпаракрезол,

- эфир одноосновной карбоновой кислоты и триметилопропана или диизооктиловый эфир себациновой кислоты,

2) перемешивание базового масла при температуре 70-80°С до полного растворения,

3) фильтрация готового масла.

Для испытания были приготовлены образцы масла (табл.1).

Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла для силовых турбин по прототипу, приведены в табл.2.

Как видно из результатов, использование сочетания присадок в предлагаемом масле позволяет улучшить термоокислительную стабильность при 235°С и термическую стабильность при 250°С.

Применение такого масла обеспечит работоспособность, надежность 4-го и 5-го поколения теплонапряженных ГТД сверхзвуковой авиации.

Таблица 1
КомпонентыКоличественный состав. Масло, %
Пример 1 Пример 2Пример 3Пример 4Пример 5Пример 6
Продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана0,10,31,00,51,21,5
Сложный эфир триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты10,0-2,0-40-
Диизооктиловый эфир себациновой кислоты-10-25-40
2,6-Дитретбутилпаракрезол1,00,52,53,04,25,0
Трикрезилфосфат1,52,01,03,55,03,0
Бензотриазол0,0010,10,40,0050,30,5
Базовое синтетическое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4До 100До 100До 100До 100До 100До 100

Таблица 2
Наименование показателейМасло. Пример.
№1№2№3№4№5№6Прототип
1. Вязкость кинематическая, при 100°С, мм23,93,94,03,954,14,33,5
2. Термоокислительная стабильность при 230°С (ГОСТ 23797) в течение 50 часов
Показатели после окисления:
- кинематическая вязкость, мм /с:
при 100°С4,34,454,54,724,84,9515,2
при минус 40°С410042904350440045004800Обильное
- кислотное число, мг КОН/г4,13,953,854,04,24,38осадкообразование
- массовая доля осадка0,020,0250,0
- коррозия масла на пластинках
сталь ШХ-15ОТСОТСОТСОТСОТСОТС+2,5
медь М-1 или М-20,0020,001ОТСОТСОТСОТС+13,5
алюминиевый сплав АК-4ОТСОТСОТРОТСОТСОТС+19,1
3. Термическая стабильность по методу Папок при 250°С, мин (ГОСТ 4953)41,341,541,143,012,047,011,6

Смазочное масло для силовых турбин, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана при следующем соотношении компонентов, мас.%:

продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана0,1-1,5
сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной
карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат10,0-40,0
2,6 дитретбутилпаракрезол0,5-5,0
трикрезилфосфат1,0-5,0
бензотриазол0,001-0,5
базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам модифицирования поверхностей трения. .
Изобретение относится к получению герметика резьбовых соединений труб нефтяного сортамента, в частности обсадных труб, работающих в условиях повышенных температур и изгибающих нагрузок, характерных для наклоннонаправленных и горизонтальных скважин.
Изобретение относится к области смазок для обработки металлов давлением, в частности для прокатки ленты из цветных металлов и сплавов. .
Изобретение относится к области технологических смазок, в частности, смазок для обработки давлением профилей из нержавеющих и трудно деформируемых сталей. .

Изобретение относится к гидравлическим маслам типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях.
Изобретение относится к области защиты металлов от износа, коррозии и обеззараживания. .

Изобретение относится к защитным смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.

Изобретение относится к защитным смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.

Изобретение относится к системам модифицирования поверхностей трения. .
Изобретение относится к получению герметика резьбовых соединений труб нефтяного сортамента, в частности обсадных труб, работающих в условиях повышенных температур и изгибающих нагрузок, характерных для наклоннонаправленных и горизонтальных скважин.
Изобретение относится к области смазок для обработки металлов давлением, в частности для прокатки ленты из цветных металлов и сплавов. .
Изобретение относится к области технологических смазок, в частности, смазок для обработки давлением профилей из нержавеющих и трудно деформируемых сталей. .

Изобретение относится к гидравлическим маслам типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях.
Изобретение относится к области защиты металлов от износа, коррозии и обеззараживания. .

Изобретение относится к защитным смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.

Изобретение относится к защитным смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки.
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. .
Наверх