Предохранительный клапан

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики, к предохранительным клапанам гидросистем машин и механизмов. Предохранительный клапан содержит корпус. Внутренняя полость корпуса разделена на камеры нагнетания, установки пружины запорного органа (ЗО) и слива. В камере слива размещен ЗО, например в виде шарика или конуса. ЗО поджат к седлу пружиной через толкатель в виде плунжера. Плунжер установлен в отверстии внутренней перегородки корпуса. Перегородка разделяет камеру слива и камеру установки пружины ЗО. Камера установки пружины ЗО и камера нагнетания сообщены между собой отверстием. Седло ЗО выполнено в виде втулки. Она закреплена в расточке камеры нагнетания корпуса соосно продольной оси симметрии внутренней полости корпуса при помощи резьбы. Резьба выполнена на ее наружной поверхности и в расточке камеры нагнетания. Внутренний торец втулки уплотнен с расточкой корпуса камеры слива при помощи выполненной на нем контактной конусной или сферической поверхности. В стенке втулки выполнено, по крайней мере, одно радиальное отверстие, сообщающее камеру нагнетания с камерой установки пружины ЗО. Изобретение упрощает конструкцию и снижает трудоемкость изготовления при одновременной унификации конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики, а более точно к предохранительным клапанам гидросистем машин и механизмов.

Известны различные конструкции предохранительных клапанов. Основным принципом их работы является уравновешивание воздействующего на запорный орган клапана давления рабочей жидкости усилием пружины или противодавлением (см. Т.М.Башта. Машиностроительная гидравлика. Справочное пособие. М., «Машгиз», 1963 г., Стр.328-345).

При определенном давлении рабочей жидкости предохранительный клапан должен срабатывать, т.е. открываться и пропускать определенное количество жидкости на слив. При снижении давления ниже давления срабатывания запорный орган клапана должен плотно сесть на седло и перекрыть проход рабочей жидкости. Клапаны отличаются чувствительностью, быстродействием, разбросом давления срабатывания и другими параметрами.

Наибольшей чувствительностью и быстродействием обладают предохранительные клапаны прямого действия, т.е. такие, у которых размер рабочего окна изменяется только от воздействия на него давления рабочей жидкости. Вместе с тем в момент открытия запорного органа у таких клапанов происходит значительный заброс (всплеск) рабочего давления, превышающий давление срабатывания, что может привести к разрушению маслопроводов и повреждению конструкции гидроагрегатов. Поэтому при проектировании или подборе таких предохранительных клапанов стремятся сохранить их чувствительность и быстродействие, но уменьшить величину первоначального заброса давления.

Наиболее простым как по конструкции, так и по технологии изготовления является шариковый предохранительный клапан, запорный орган которого выполнен в виде подпружиненного шарика. Затяжка пружины сжатия может быть постоянной или регулируемой. Шариковые предохранительные клапаны обладают высокой чувствительностью и быстродействием срабатывания, однако при длительной работе шарик под действием вибраций разбивает свое гнездо. Поэтому шариковые предохранительные клапаны применяются в системах с низким давлением рабочей жидкости для случаев с эпизодическим срабатыванием.

Клапаны с конусным запорным органом относятся к тому же типу клапанов прямого действия, что и шариковые, однако при их изготовлении требуется большая точность механической обработки в отношении соосности цилиндрической и конусной частей запорного органа и корпуса (см. Т.М.Башта. Машиностроительная гидравлика. Справочное пособие. М., «Машгиз», 1963 г., Стр.328, 329, фиг.201).

Известен предохранительный клапан прямого действия US 4063594 А, кл. Е21В 43/00, 20.12.1977 (5 с.), содержащий корпус, внутренняя полость которого разделена на камеры нагнетания, установки пружины запорного органа и слива, в камере слива размещен запорный орган в виде шарика, поджатый к седлу пружиной через толкатель в виде плунжера, установленного в отверстии внутренней перегородки корпуса, разделяющей камеру слива и камеру установки пружины запорного органа, причем камера установки пружины запорного органа и камера нагнетания сообщены между собой отверстием, а седло запорного органа выполнено в виде втулки, закрепленной в камере нагнетания соосно продольной оси симметрии внутренней полости корпуса.

Описанный предохранительный клапан прямого действия по совокупности признаков является наиболее близким к предлагаемому и принят в качестве прототипа. Он обладает небольшими размерами, малым разбросом давлений открытия и закрытия (малым гистерезисом), однако сложен и трудоемок в изготовлении, кроме того, в этом клапане невозможна замена запорного органа одного вида на другой, например конуса на шарик или наоборот, что требуется в целях унификации конструкции деталей при изготовлении клапанов разного назначения, например более дешевых шариковых, предназначенных для низких рабочих давлений, и более дорогих конусных для работы на высоких давлениях.

Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение описанных недостатков, а именно: упрощение конструкции и снижение трудоемкости изготовления при одновременной унификации конструкции для производства предохранительных клапанов как с шариковым, так и с конусным запорными органами при одновременном достижении их высоких технических характеристик.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в предохранительном клапане, содержащем корпус, внутренняя полость которого разделена на камеры нагнетания, установки пружины запорного органа и слива, в камере слива размещен запорный орган, например в виде шарика или конуса, поджатый к седлу пружиной через толкатель в виде плунжера, установленного в отверстии внутренней перегородки корпуса, разделяющей камеру слива и камеру установки пружины запорного органа, причем камера установки пружины запорного органа и камера нагнетания сообщены между собой отверстием, а седло запорного органа выполнено в виде втулки, закрепленной в камере нагнетания соосно продольной оси симметрии внутренней полости корпуса. Причем втулка седла запорного органа закреплена в расточке камеры нагнетания корпуса при помощи выполненной на ее наружной поверхности и в расточке камеры нагнетания резьбы, внутренний торец втулки уплотнен с расточкой корпуса камеры слива при помощи выполненной на нем контактной конусной или сферической поверхности, а в стенке втулки выполнено, по крайней мере, одно радиальное отверстие, сообщающее камеру нагнетания с камерой установки пружины запорного органа.

Запорный орган в виде конуса со стороны плунжера снабжен направляющей, например в виде цилиндрического выступа, который установлен в выполненном в торце плунжера отверстии, сообщенном с камерой слива.

Кроме того, торец плунжера со стороны запорного органа выполнен конусным для запорного органа в виде шарика.

Новым в изобретении является то, что втулка седла запорного органа закреплена в расточке камеры нагнетания корпуса при помощи выполненной на ее наружной поверхности и в расточке камеры нагнетания резьбы, внутренний торец втулки уплотнен с расточкой корпуса камеры слива при помощи выполненной на нем контактной конусной или сферической поверхности, а в стенке втулки выполнено, по крайней мере, одно радиальное отверстие, сообщающее камеру нагнетания с камерой установки пружины запорного органа.

Новым является также то, что запорный орган в виде конуса со стороны плунжера снабжен направляющей, например в виде цилиндрического выступа, который установлен в выполненном в торце плунжера отверстии, сообщенном с камерой слива.

Кроме того, новым является то, что торец плунжера со стороны запорного органа, выполнен конусным для запорного органа в виде шарика.

Такое выполнение по сравнению с прототипом позволяет значительно снизить колебания давления при срабатывании клапана, а также упростить его конструкцию и технологию изготовления, снизить трудоемкость, уменьшить габариты, а также унифицировать конструкцию для использования различных видов запорных органов, при этом обеспечить высокие качественные показатели работы.

На фиг.1 изображен предохранительный клапан, продольный разрез.

На фиг.2 - то же, вариант исполнения.

Предохранительный клапан содержит корпус 1, внутренняя полость которого разделена на камеры нагнетания 2, слива 3 и установки 4 пружины 5 запорного органа. В камере слива 3 помещен запорный орган, например в виде шарика 6 или конуса 7 (фиг.2). Пружина 5 через толкатель в виде плунжера 8 поджимает запорный орган в виде шарика 6 или конуса 7 к седлу 9, отделяя камеру слива 3 от камеры нагнетания 2. Плунжер 8 установлен в отверстии 10 внутренней перегородки 11 корпуса 1. При этом камера 4 установки пружины запорного органа выполнена глухой, так как внутренней перегородкой 11 и установленным в отверстии 10 плунжером 8 она отделена от камеры слива 3, т.е. гидравлически с ней не сообщается.

Для того чтобы уменьшить размеры используемой пружины 5 запорного органа, а также обеспечить демпфирование последнего, камера 4 установки пружины 5 запорного органа сообщена с камерой нагнетания 2 посредством соединенных друг с другом отверстий 12 и 13. Причем отверстие 12 сообщено с глухой камерой 4 установки пружины 5 запорного органа и выполнено в корпусе 1 параллельно оси его внутренней полости, а отверстие 13 выполнено радиально и сообщено с камерой нагнетания 2 под седлом 9 запорного органа. При этом отношение площадей поперечных сечений отверстия 10 во внутренней перегородке 11 под плунжер 8 и отверстия седла 9 запорного элемента находится в пределах 0,5...0,9.

Седло 9 запорного органа выполнено в виде резьбовой втулки 14 (фиг.1), которая закреплена в камере нагнетания 2 соосно продольной оси симметрии внутренней полости корпуса 1. Упомянутая втулка 14 по своему ввернутому внутреннему торцу 15 со стороны камеры слива 3 герметично уплотнена с расточкой 16 камеры нагнетания 2 посредством выполнения на торце 15 конусной или сферической поверхности 17 и ее контакта с ребром 18 корпуса 1 под камеру слива 3. При этом расточка 16 камеры нагнетания 2 сообщается отверстием 12 с камерой 4 установки пружины 5 запорного органа, а в стенке втулки 14 выполнено, по крайней мере, одно радиальное отверстие 13, сообщающее расточку 16 с камерой нагнетания 2.

В варианте исполнения по фиг.2 запорный орган выполнен в виде конуса 7, снабженного направляющей, выполненной в виде цилиндрического выступа 19, который установлен в отверстии 20, выполненном в торце плунжера 8 и сообщенном с камерой слива 3. Для запорного органа в виде шарика 6 торец плунжера 8 со стороны запорного органа снабжается направляющим конусом 21. Камера нагнетания 2 соединена с насосом 22, а камера слива 3 - с баком 23.

Работает предохранительный клапан следующим образом. Рабочая жидкость от насоса 22 поступает в камеру нагнетания 2 клапана и посредством отверстий 12 и 13 - в камеру 4 установки пружины 5 запорного органа корпуса 1. При превышении давления рабочей жидкости в камере нагнетания 2 давления настройки предохранительного клапана, т.е. усилия пружины 5, шарик 6 или конус 7 отжимаются от седла 9 и через плунжер 8 сжимают пружину 5. Через образовавшуюся вокруг шарика 6 или конуса 7 кольцевую щель рабочая жидкость из камеры нагнетания 2 перепускается в камеру слива 3 и далее по трубопроводу в бак 23. При падении давления рабочей жидкости в камере нагнетания 2 ниже давления настройки клапана шарик 6 или конус 7 под действием пружины 5 садится на седло 9 и перекрывает поток рабочей жидкости из камеры нагнетания 2 в камеру слива 3.

Такое выполнение предохранительного клапана обеспечивает решение нескольких задач.

Во-первых, позволяет значительно уменьшить размеры пружины 5 запорного органа за счет использования эффекта гидравлического уравновешивания некоторой части усилия, воспринимаемого шариком 6 или конусом 7 от давления рабочей жидкости, что особенно актуально при работе с большими давлениями рабочей жидкости.

Во-вторых, рабочая жидкость, находящаяся в камере 4 установки пружины 5, обеспечивает гидравлическое демпфирование запорного органа и предохраняет его от колебаний и, как следствие, от соударений с седлом 9, уменьшая их взаимный износ и потерю герметичности. Поэтому при работе клапана отсутствуют вибрации и шум, обеспечивается его высокая надежность работы и герметичность. При этом конструкция клапана проста, отличается малой трудоемкостью изготовления, а габариты клапана, а значит, его материалоемкость, меньше чем у известных клапанов - аналогов того же назначения.

В-третьих, конструкция клапана универсальна и позволяет использовать запорные органы как в виде шарика 6, так и в виде конуса 7.

1. Предохранительный клапан, содержащий корпус, внутренняя полость которого разделена на камеры нагнетания, установки пружины запорного органа и слива, в камере слива размещен запорный орган, например, в виде шарика или конуса, поджатый к седлу пружиной через толкатель в виде плунжера, установленного в отверстии внутренней перегородки корпуса, разделяющей камеру слива и камеру установки пружины запорного органа, причем камера установки пружины запорного органа и камера нагнетания сообщены между собой отверстием, а седло запорного органа выполнено в виде втулки, закрепленной в камере нагнетания соосно продольной оси симметрии внутренней полости корпуса, отличающийся тем, что втулка седла запорного органа закреплена в расточке камеры нагнетания корпуса при помощи выполненной на ее наружной поверхности и в расточке камеры нагнетания резьбы, внутренний торец втулки уплотнен с расточкой корпуса камеры слива при помощи выполненной на нем контактной конусной или сферической поверхности, а в стенке втулки выполнено, по крайней мере, одно радиальное отверстие, сообщающее камеру нагнетания с камерой установки пружины запорного органа.

2. Предохранительный клапан по п.1, отличающийся тем, что запорный орган в виде конуса со стороны плунжера снабжен направляющей, например, в виде цилиндрического выступа, который установлен в выполненном в торце плунжера отверстии, сообщенном с камерой слива.

3. Предохранительный клапан по п.1, отличающийся тем, что торец плунжера со стороны запорного органа выполнен конусным для запорного органа в виде шарика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к предохранительным клапанам золотникового типа, предназначенным для защиты полостей гидростоек и гидроцилиндров механизированных крепей при статических нагрузках со стороны вмещающих пород.

Изобретение относится к пневматическому оборудованию и предназначено в качестве приставки к линейным кранам, расположенным на магистральных трубопроводах, для их оперативного закрытия при нарушении их герметичности.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к арматуростроению, и может быть использовано в системах газоснабжения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к арматуростроению, и может использоваться в любой отрасли промышленности, где требуется экстренное перекрытие потока жидкости в трубопроводах.

Изобретение относится к области бронетанковой техники и предназначено для использования в жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания танка. .

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для гидравлических систем, питающихся от насосов разной производительности. .

Изобретение относится к запорной арматуре, в частности предохранительным клапанам. .

Форсунка // 2084686

Изобретение относится к области водоснабжения и может быть использовано в коммунальном и промышленном водоснабжении для регулирования напоров воды в зданиях. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к системам гидропневмоавтоматики и предназначено для поддержания постоянного давления в резервуарах-имитаторах внешней среды при испытаниях двигателей внутреннего сгорания, турбин, устройств импульсного действия в условиях переменного воздушного или гидростатического противодавления

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики и предназначено для использования в гидравлических приводах управления строительно-дорожных, коммунальных машин, а также в приводах управления катеров и самодвижущихся барж. Регулятор потока состоит из корпуса, в расточках которого установлены и соединены, согласно схеме, гидравлическими линиями регулируемый дроссель, переливной клапан, предохранительный клапан, с местами подвода каналов подачи, слива и рабочего канала. В гидравлической линии управления установлен дроссель с щелевым фильтром, фильтрующую функцию в котором выполняет расточка корпуса фильтра и внутренняя поверхность втулки наружной. Изобретение направлено на повышение динамических характеристик, на снижение веса и габаритов регулятора потока. 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Емкость для газа высокого давления повышенной взрывобезопасности включает в себя отдельные секции, объединенные в единый комплекс с помощью гибких шлангов. При аварийном разрушении отдельные секции, изготовленные с использованием композитных материалов, оснащены клапанной крышкой, в которой помимо запорных игольчатых клапанов установлен отсечной клапан. Отсечной клапан предотвращает выход газа из секции при резком падении давления в магистральном коллекторе в результате разрушения смежных секций или самого коллектора. Для внешнего управления игольчатыми и отсечным клапанами установлен винтовой шток с конусами игольчатых клапанов и толкательной иглой, предназначенной для возвращения отсечного клапана в исходное положение. Достигается повышение уровня пожаробезопасности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Устройство содержит корпус (11), имеющий цилиндрическую камеру (111), заполненную вязкой средой, обратный клапан (15) и клапан регулирования давления (16). Выступающие перегородки (115а, 115b) выполнены в цилиндрической камере. Ротор (12) содержит корпус и лопатки (124а, 124b). Обратный клапан ограничивает перемещение вязкой текучей среды между областями (111а, 111d) при вращении ротора в нормальном направлении. Клапан регулирования давления открывается при превышении заданной величины вращательного усилия в нормальном направлении. Проточный проход выполнен в перегородке или лопатке, или в них обеих. Устройство по второму варианту содержит выступающую часть для сужения ширины проточного прохода. Устройство по третьему варианту содержит затыкающую часть для первой секции проточного прохода клапана регулирования давления и упругий элемент для поджатия затыкающей части. Устройство по четвертому варианту содержит обратный клапан, выполненный в виде уплотнительного элемента. Достигается создание демпфирующего момента в зависимости от величины вращательного усилия, уменьшение вероятности поломки. 4 н.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к самоохлаждающимся контейнерам для пищевых продуктов или напитков, аэрозольным контейнерам и т.п. Самоохлаждающийся контейнер, вмещающий сжатую среду, содержит теплообменный блок, имеющий отверстие, клапанный механизм, выполненный с возможностью обеспечения связи теплообменного блока с атмосферой и содержащий чашку клапана, прикрепленную к закрывающемуся контейнеру и имеющую опору и выступ. При этом клапанный механизм прикреплен к опоре чашки клапана и теплообменный блок удерживается на месте за счет запрессовки выступа чашки клапана по периферии отверстия в теплообменном блоке. Клапанный механизм дополнительно содержит полый корпус, в котором расположены первый и второй клапаны. Первый клапан выполнен с возможностью ввода и выпуска сжатой среды в контейнер из контейнера. Второй нормально закрытый клапан выполнен с возможностью открытия пути потока в ответ на давление сжатой среды, достигающее определенного уровня, и постоянно подвержен воздействию сжатой среды и в ответ на давление сжатой среды, достигающее заранее определенного уровня, - для выпуска указанной среды в атмосферу для понижения избыточного давления. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам сброса избыточного давления газов из непроницаемых контуров и герметичных помещений для предотвращения их разрушения. Крышка выхлопная состоит из составных частей, которые устанавливаются как снаружи помещения, так и внутри его. Верхняя часть крышки выхлопной, устанавливаемая снаружи помещения, состоит из комингса, полотна со скобой, петли пружинной, упора, обуха, выключателя конечного, наружного трубопровода со штуцером и замка для ручного открывания. Нижняя часть крышки выхлопной состоит из автоматического устройства и внутреннего трубопровода. При повышении давления воздуха внутри помещения выше атмосферного на величину от 6 до 10 кПа срабатывает автоматическое устройство и тем самым освобождает скобу, закрепленную на полотне. При освобождении скобы срабатывает петля пружинная, под действием которой полотно открывается и фиксируется упором в вертикальном положении, сигнал с выключателя конечного поступает в систему сигнализации об открытии крышки выхлопной. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик крышки люка, обеспечивающей повышение безопасности специальных непроницаемых контуров и герметичных помещений судна. 5 ил.
Наверх