Способ ремонта провисающих и размытых участков подземного трубопровода

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для ремонта магистральных трубопроводов подземной прокладки на провисающих и размытых участках в руслах малых водных преград. Разрабатывают концы участка трубопровода, выполняют дефектоскопию расположенных на концах участка кольцевых сварных стыков, ремонтируют стыки. Разрабатывают траншею, измеряют напряжения в концевых сечениях участка трубопровода и в сечении трубопровода, расположенном над ближайшей к срезаемой контрольной опорной перемычкой. При достижении в концевом сечении участка трубопровода величины напряжения нормативного значения срезание опорных перемычек приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка. Установку пригрузки осуществляют поэтапно с измерением напряжений в концевых сечениях. При достижении величины напряжения нормативного значения пригрузку приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка. Повышается надежность трубопровода. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и ремонта магистральных трубопроводов подземной прокладки на провисающих и размытых участках в руслах малых водных преград.

Известен способ ремонта провисающих и размытых участков трубопровода, включающий вскрытие ремонтируемого участка трубопровода, углубление под ним траншеи, последующую его укладку на новые отметки и засыпку грунтом (патент РФ №2081366, МПК F16L 1/26. Опубл. 10.06.97. Бюл. №16, С.189).

Недостатком известного способа является то, что заглубление трубопровода вызывает повышение изгибающих моментов, достигающих максимальной величины на концах подсаживаемого участка.

Известен другой способ ремонта провисающих и размытых участков трубопроводов, взятый нами в качестве прототипа, включающий вскрытие ремонтируемого трубопровода частями, начиная с концов участка, образование под трубопроводом приямков расчетной глубины и длины, заполнение приямков насыпным материалом, разработку траншеи под трубопроводом на расчетную величину с последующим извлечением грунта, образование опорных и водозадерживающих перемычек, ограничивающих русловую часть участка, рытье водоотводного рукава с организацией водотока вне русловой части, разработку траншеи в русле с ремонтом изоляции, срезание водозадерживающих перемычек с установкой пригрузки, одновременное срезание опорных перемычек и восстановление русла с окончательной засыпкой траншеи (патент РФ №2196269, МПК F16L 1/26. Опубл. 10.01.2003. Бюл. №1, С.330).

Недостатки способа состоят в следующем:

1. Технологически сложно обеспечить одновременную, по сути синхронную, срезку опорных перемычек. Кроме того, число единиц техники, выполняющей срезку, должно соответствовать количеству перемычек, что повышает машиноемкость способа.

2. Насыпной материал, заполняющий приямки (торф, песок), склонен к постепенному вымыванию грунтовой водой, особенно в период ее высокого уровня, например в период сезонного таяния снега, этому способствует также уклон рельефа на участке ремонта. При этом эффективность приямков со временем снижается и в локальных областях трубопровода механические напряжения могут превысить расчетные, что снижает его надежность.

3. Расчет параметров подсадки, включающих длину участка отметки дна траншеи, силовых факторов, воздействующих на трубопровод в концевых сечениях, выполняется при аппроксимации профиля подсадки синусоидой, при этом фактический профиль участка отличается от расчетного и напряжения в концевых сечениях могут превышать нормативные величины, что снижает безопасность ремонта и эксплуатационную надежность трубопровода.

4. Не учитывается вероятность наличия на концевых участках подсадки труб с дефектами кольцевых сварных швов, увеличение напряжений в которых может вызвать их разрушение при ремонте или последующей эксплуатации

Задачей изобретения является повышение безопасности и снижение машиноемкости ремонта, повышение эксплуатационной надежности трубопровода после ремонта.

Технический результат изобретения заключается в уменьшении и недопущении локальной концентрации механических напряжений в основном металле и наиболее нагруженных сварных стыках трубопровода во время ремонта.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе ремонта провисающих и размытых участков подземного трубопровода, включающем вскрытие ремонтируемого трубопровода частями, начиная с концов участка, разработку траншеи под трубопроводом на расчетную величину с последующим извлечением грунта, образование опорных и водозадерживающих перемычек, ограничивающих русловую часть участка, рытье водоотводного рукава с организацией водотока вне русловой части, разработку траншеи в русле с ремонтом изоляции, срезание водозадерживающих и опорных перемычек, пригрузку, восстановление русла с окончательной засыпкой траншеи. Новым является то, что после разработки концов участка выполняют дефектоскопию кольцевых сварных стыков, расположенных на концах участка, ремонтируют стыки, допускающие исправление дефектов, при условии невыявления дефектных стыков, подлежащих вырезке, разрабатывают траншею далее, опорные перемычки срезают поочередно, начиная от русловой части, одновременно со срезанием измеряют напряжения методом неразрушающего контроля в концевых сечениях участка трубопровода и в сечении трубопровода, расположенном над ближайшей к срезаемой контрольной опорной перемычкой, при достижении величины напряжения нормативного значения в сечении трубопровода над контрольной перемычкой производят ее частичное срезание, при достижении величины напряжения нормативного значения в концевом сечении участка трубопровода срезание опорных перемычек приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка, установку пригрузки осуществляют поэтапно, при этом на каждом этапе пригрузки измеряют напряжения в концевых сечениях участка трубопровода, при достижении величины напряжения нормативного значения пригрузку приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка.

Сущность способа представлена на фиг.1, 2 и 3.

На фиг.1 представлен профиль ремонтируемого участка трубопровода в трех положениях: 1 - до ремонта, 2 - после ремонта и 3 - после ремонта при увеличении длины вскрываемого участка, причем до ремонта трубопровод находился в русле водной преграды 4. В положении 1 трубопровод опирается на опорные 5 и водозадерживающие перемычки 6. Под трубопроводом проходит водоотводной рукав 7. На фиг.2 показан фрагмент профиля трубопровода 1 с опорными перемычками: 9 - срезаемая перемычка, 10 - контрольная перемычка.

На фиг.3 представлен график изменения напряжений в концевых сечениях при поэтапной пригрузке: 11 - в сечении В-В (Г-Г); 12 - в сечении Б-Б; 13 - нормативное значение напряжения.

Способ реализуют следующим образом. Измеряют начальное положение 1 трубопровода на размытом участке (фиг.1). Задают необходимую величину заглубления трубопровода в русле водной преграды. Производят расчет параметров подсадки, определяя длину участка, отметки дна траншеи в положении 2 трубопровода, требуемое количество опорных перемычек 5 и расстояние между ними, силовые факторы, воздействующие на трубопровод в концевых сечениях. Начиная с концов участка, разрабатывают траншею на глубину до расчетного положения 2 трубопровода. Выполняют дефектоскопию кольцевых сварных стыков, расположенных на концах участка. При этом сварные стыки могут быть бездефектными, иметь дефекты, допускающие их исправление, а также дефекты, не допускающие исправления, которые подлежат вырезке. При выявлении стыков, допускающих исправление дефектов, выполняют их ремонт. При условии невыявления дефектных стыков, подлежащих вырезке, разрабатывают траншею далее, образуя опорные перемычки 5. При подходе к русловой части 4 образуют пару водозадерживающих перемычек 6. Роют водоотводной рукав 7 с организацией водотока вне русловой части участка 4. Разрабатывают траншею в русле с ремонтом изоляции. Срезают водозадерживающие перемычки 6, вода из рукава 7 заполняет траншею с уровнем горизонта 8. На образованный обводненный участок устанавливают утяжеляющие пригрузы (на фиг.1 не показаны), компенсирующие плавучесть трубопровода. После чего осуществляют поочередное срезание опорных перемычек 5, начиная от русловой части 4. Одновременно со срезанием перемычки 9 (фиг.2) измеряют напряжения методом неразрушающего контроля в двух сечениях: в концевых сечениях ремонтируемого участка трубопровода Б-Б и В-В (Г-Г), а также в сечении Д-Д, расположенном над ближайшей к срезаемой контрольной опорной перемычкой 10. В случае достижения величины напряжения в трубопроводе нормативного значения в сечении Д-Д приостанавливают срезание опорной перемычки 9 и частично срезают контрольную перемычку 10 в сечении трубопровода, над которой зарегистрированы повышенные напряжения, что приводит к снижению деформаций и изгибных напряжений в трубопроводе. В частном случае выполнения способа частичное срезание контрольной перемычки производят на 1/2 от ее высоты.

После чего завершают приостановленную срезку опорной перемычки 9. При достижении величиной напряжения нормативного значения в концевых сечениях участка трубопровода срезание перемычек 9 или 10 приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка. После срезки опорных перемычек трубопровод погружается в воду и количество пригрузов поэтапно увеличивают, при этом на каждом этапе измеряют напряжения 11 и 12 в концевых сечениях Б-Б и В-В (Г-Г) (фиг.2). При достижении величины напряжения нормативного значения 13 пригрузку приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка. После посадки трубопровода на дно траншеи по всей длине восстанавливают русло водной преграды и засыпают траншею грунтом.

Пример

Необходимо выполнить ремонт участка трубопровода ⊘1220×12 мм из стали марки 17Г1С.Расчетная длина подсадки - 509 м. Ширина водной преграды - 20 м. Нормативное значение напряжений, при котором допускается эксплуатация трубопровода, согласно СНиП 2.05.06 - 85. Магистральные трубопроводы / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. - 52 с. составляет 335 МПа.

После разработки траншеи на концах участка (по 25 м с каждой стороны) проводят дефектоскопию четырех кольцевых сварных стыков (по два ближайших к каждому концевому сечению) ультразвуковым методом контроля. При этом обнаружен один сварной стык с дефектами, допускающими их исправление. Ремонт стыка выполняют с помощью усиливающей муфты. Разрабатывают траншею далее (фиг.1) и образуют опорные перемычки 5 расчетного количества и расстояния между ними. При подходе к русловой части участка 4 образуют водозадерживающие перемычки 6. Роют водоотводной рукав 7 с организацией водотока вне русловой части участка 4. Разрабатывают траншею в русле, после чего ремонтируют изоляционное покрытие трубопровода. Срезают водозадерживающие перемычки 6. На образованный обводненный участок устанавливают утяжеляющие железобетонные пригрузы типа УБО-1220 (на фиг.1 не показаны) в количестве 7 шт., компенсирующие плавучесть трубопровода. После чего осуществляют поочередное срезание опорных перемычек со стороны сечения Б-Б, начиная от русловой части. Одновременно со срезанием перемычек измеряют напряжения методом измерения коэрцитивной силы (В.Ф.Новиков, Т.А.Яценко, М.С.Бахарев. Зависимость коэрцитивной силы малоуглеродистых сталей от одноосных напряжений. // Дефектоскопия. - 2001. - №11. - С.51-57) в двух сечениях: в концевом сечении Б-Б (фиг.1) и в сечении Д-Д (фиг.2), расположенном над контрольной перемычкой 10, ближайшей к срезаемой перемычке 9. Аналогичные действия выполняют со стороны сечения В-В. При срезке перемычек измеренная величина напряжений не достигала нормативного значения. После срезки всех опорных перемычек и погружения трубопровода в воду в концевых сечениях трубопровода измеряют напряжения 11, 12 (измерение №1 на фиг.3). Количество пригрузов поэтапно увеличивают (по 1 шт.), при этом на каждом этапе пригрузки измеряют напряжения в концевых сечениях участка. В концевом сечении Б-Б ремонтируемого участка напряжения 12 при проведении подсадки не достигли величины 335 МПа, напряжения в концевом сечении В-В 11 превысили нормативное значение 13 в измерении №4 и составили 360 МПа, поэтому дальнейшая пригрузка была приостановлена.

Длину вскрываемого участка увеличивают со стороны сечений В-В на 25 м (около 5% от первоначальной расчетной длины), при этом концевое сечение перемещается из сечения В-В в Г-Г и трубопровод занимает положение 3 (фиг.1). Проводят ультразвуковой контроль двух кольцевых сварных стыков, ближайших к вновь образованному концевому сечению Г-Г. Дефектов в сварных стыках не обнаружено. Измеряют напряжение в концевых сечениях, которое в Г-Г составляет 280 МПа. Производят дальнейшую пригрузку с измерением напряжения в сечениях Б-Б и Г-Г (измерения №5, 6), в результате чего происходит полная посадка трубопровода на дно траншеи. Затем восстанавливают русло водной преграды 4 и засыпают траншею грунтом. Из фиг.3 следует, что после проведения подсадки трубопровода напряжения не достигают нормативного значения.

Эффект изобретения проявляется в следующем. Дефектоскопия кольцевых сварных стыков, измерение напряжений при выполнении операций срезки опорных перемычек и пригрузки, выполняемые в наиболее нагруженных сечениях участка трубопровода при ремонте, позволяют повысить его надежность, а также безопасность ремонта и дальнейшей эксплуатации. Поочередная срезка опорных перемычек позволяет выполнять операцию с минимальным количеством единиц техники, что снижает стоимость ремонта и улучшает практическую применимость способа.

Источники информации

1. Патент РФ №2081366, МПК F16L 1/26. Опубл. 10.06.97. Бюл. №16, С.189 [Аналог].

2. Патент РФ №2196269, МПК F16L 1/26. Опубл. 10.01.2003. Бюл. №1, С.330 [Прототип].

3. СНиП 2.05.06 - 85 Магистральные трубопроводы / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. - 52 с.

4. В.Ф.Новиков, Т.А.Яценко, М.С.Бахарев. Зависимость коэрцитивной силы малоуглеродистых сталей от одноосных напряжений. // Дефектоскопия. - 2001. - №11. - С.51-57.

1. Способ ремонта провисающих и размытых участков подземного трубопровода, включающий вскрытие ремонтируемого трубопровода частями, начиная с концов участка, разработку траншеи под трубопроводом на расчетную величину с последующим извлечением грунта, образование опорных и водозадерживающих перемычек, ограничивающих русловую часть участка, рытье водоотводного рукава с организацией водотока вне русловой части, разработку траншеи в русле с ремонтом изоляции, срезание водозадерживающих и опорных перемычек, пригрузку, восстановление русла с окончательной засыпкой траншеи, отличающийся тем, что после разработки концов участка выполняют дефектоскопию кольцевых сварных стыков, расположенных на концах участка, ремонтируют стыки, допускающие исправление дефектов, при условии не выявления дефектных стыков, подлежащих вырезке, разрабатывают траншею далее, опорные перемычки срезают поочередно, начиная от русловой части, одновременно со срезанием измеряют напряжения методом неразрушающего контроля в концевых сечениях участка трубопровода и в сечении трубопровода, расположенном над ближайшей к срезаемой, контрольной перемычкой, при достижении величины напряжения нормативного значения в сечении трубопровода над контрольной перемычкой производят ее частичное срезание, при достижении величины напряжения нормативного значения в концевом сечении участка трубопровода срезание опорных перемычек приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка со стороны концевого сечения, установку пригрузки осуществляют поэтапно, при этом на каждом этапе пригрузки измеряют напряжения в концевых сечениях участка, при достижении величины напряжения нормативного значения пригрузку приостанавливают и увеличивают длину вскрываемого участка со стороны концевого сечения.

2. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что дефектоскопию выполняют ультразвуковым методом контроля на двух сварных стыках, ближайших к концевому сечению трубопровода.

3. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что в качестве неразрушающего метода контроля для измерения напряжений в металле трубопровода применяют метод измерения коэрцитивной силы.

4. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что частичное срезание контрольной опорной перемычки производят на S от ее высоты.

5. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что длину вскрываемого участка со стороны концевого сечения увеличивают на 5% от расчетной длины участка.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и предназначено для проведения ремонтных работ на подводных трубопроводах. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при прокладке подземных магистральных трубопроводов в условиях болотистых почв и обводненных траншей.

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и используется при сооружении трубопроводов на продольных уклонах крутизной свыше 20 градусов.

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для отвода воды из грунтовых насыпей, при прокладке трубопроводов, транспортирующих продукты с отрицательной или переменной во времени температурой на участке, в условиях высокого расположения уровня грунтовых вод, обводненной тундры и болот Севера, а также при сооружении насыпей дорог различного назначения, укреплении откосов насыпей и различных выемок.

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано для прокладки подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке магистральных нефтепроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при проведении ремонтных работ подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при прокладке подземных трубопроводов в условиях распространения вечномерзлых грунтов, при прокладке трубопроводов на болотах, а также на обводненных участках.

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и используется при укладке или замене подземных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для укрепления траншей трубопроводов, для укрепления откосов при строительстве магистральных трубопроводов, при устройстве дорожной одежды в качестве основания, например, на технологических подъездных дорогах при строительстве магистральных трубопроводов, а также для защиты изоляции трубопровода от воздействия на нее пригруза или балласта, применяемого при прокладке трубопроводов, например, на подводных или обводняемых участках

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для укрепления траншей трубопроводов, для укрепления откосов при строительстве магистральных трубопроводов, при устройстве дорожной одежды в качестве основания технологических подъездных дорог при строительстве магистральных трубопроводов, в виде пригруза или балласта при прокладке трубопроводов на подводных или обводняемых участках

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может использоваться при прокладке подземных трубопроводов в несвязных горных породах и рыхлых грунтах

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта преимущественно в северных регионах

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при сооружении транспортирующего однородные жидкости и гидросмеси трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется при строительстве, обслуживании и ремонте подводных магистральных трубопроводов - нефтегазопроводов

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано при замене подземных трубопроводов, при ремонте и реконструкции подземных коммуникаций

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты подземного трубопровода от повреждений при засыпке траншеи грунтом

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при укладке труб в грунте под препятствием с использованием проходческих щитов, при бестраншейной прокладке трубопровода в мерзлых, неустойчивых и неоднородных грунтах

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при прокладке подземных магистральных трубопроводов
Наверх