Способ дыхательной гимнастики при аллергических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей

Способ относится к области медицины, в частности к лечебной физкультуре. Дыхательную гимнастику выполняют в положении стоя, при этом ноги ставят на ширину плеч, а руки - на поясе, правую руку поднимают вверх и в сторону, одновременно с этим производят глубокий громкий вдох через нос, затем выполняют движение, при котором наклоняют туловище, а правую руку вытягивают к левой ноге, производя три коротких резких выдоха через нос. Далее проделывают то же упражнение, меняя правую руку на левую, при выполнении последующего упражнения ноги ставят вместе, а руки опускают вдоль туловища; при вдохе руки поднимают вверх, а при выдохе производят наклон, при этом дотрагиваются пальцами рук до пола, не сгибая ног в коленях, стараясь произвести резкий троекратный выдох, при выполнении следующего упражнения, во время вдоха руки поднимают вверх, затем выдох, во время которого производят приседание, причем не на всю стопу, а на пальцы стоп, далее выполняют разгрузочное упражнение, при котором ноги ставят на ширину плеч, а руки располагают на поясе и выполняют круговые движения тазом, выполняя следующее упражнение, ноги ставят вместе, а руки опускают вдоль туловища, производя вдох, руки поднимают вверх, а правую ногу отводят назад и устанавливают с опорой на пальцы стопы, выдыхая, руки вытянуты прямо перед собой, а правую ногу поднимают, не сгибая колена, аналогичное упражнение выполняют, меняя ногу, затем выполняют упражнение, при котором ноги ставят вместе, а прямые руки подняты и разведены в стороны, производят вдох, затем выдох, при котором правую ногу поднимают вверх и в сторону, не сгибая колена, упражнение повторяют, меняя ногу, далее выполняют ходьбу маршем, во время которой указательным пальцем правой руки зажимают правую ноздрю и производят глубокий громкий вдох и последующий за ним протяжный громкий выдох, повторяя это упражнение, меняют руку и зажимают левую ноздрю, производя глубокий громкий вдох, затем протяжный громкий выдох, затем выполняют разгрузочное упражнение, при котором проделывают круговые движения прямыми расслабленными руками. Способ позволяет укрепить стенки сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, снизить отечность слизистой оболочки носовых ходов, что улучшает воздушную проходимость верхних дыхательных путей и снижает уровень дыхательной недостаточности, присутствующей у детей, страдающих аллергическими заболеваниями дыхательного аппарата, в частности аллергическими ринитами. 1 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к лечебной физкультуре, и может быть использовано для лечения аллергических ринитов у детей.

Известны способы выполнения дыхательной гимнастики для достижения определенного терапевтического эффекта.

Известен способ лечения воспалительных болезней околоносовых пазух (Н.П.Ярыгин, заявка №2002127977 от 2002.10.21), включающий дыхательную гимнастику, при которой в положении стоя сжимают губы и зубы и резко многократно втягивают через нос воздух до полного вдоха с одновременным запрокидыванием головы назад, после чего одновременно с резким выдохом через рот наклоняются вперед, потом в положении стоя, согнувшись под прямым углом с прижатыми к туловищу локтями и к груди кулаками, производят резкий вдох через нос с одновременным резким движением кулака к носку противоположной ноги, также другим кулаком с резким выдохом, в положении стоя с прижатыми к подбородку подушечками больших пальцев обеих рук, предплечья которых прижаты к туловищу, производят надавливание на подбородок вверх, то в одну, то в другую сторону, с отклонением головы назад до возможного предела с одновременным продолжительным глубоким вдохом через нос.

Однако этот способ дыхательной гимнастики малоэффективен при аллергических ринитах и трудновыполним для детей дошкольного возраста.

Известна дыхательная гимнастика по методу волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) К.П.Бутейко (книга С.Скакова «Метод К.П.Бутейко», Институт вековой медицины, 1992 г.).

Метод ВЛГД заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки. Каждую тренировку следует начинать и заканчивать замерами контрольной паузы (КП), частоты пульса, частоты дыхания. Контрольная пауза - это время задержки дыхания между выдохом и очередным вдохом на фоне обычного дыхания. Проводить контрольную паузу можно, например, в положении сидя, расслабленно, кисти на коленях ладонями вверх и дыхание производится через нос. Задержка дыхания от завершения КП до предельно возможной называется «волевая пауза» (ВП). Сумма КП и ВП - это «максимальная пауза» (МП). Суть тренировки заключается в волевом преодоление желания глубокого дыхания, то есть глубина вдоха и выдоха должна быть сокращена до такой степени, чтобы даже нормальная пауза казалась тяжелой. Также по методу ВЛГД рекомендовано на ночь забинтовываться на выдохе (от уровня сосков груди до линии пупка), заклеить лейкопластырем рот и закрыть тампоном одну ноздрю, что снизит глубину ночного дыхания и приведет не к понижению, а, наоборот, к повышению КП по сравнением с ее уровнем накануне вечером. Одним из приемов ВЛГД является проведение выдоха максимальных задержек (пауз) дыхания, достигающих в процессе тренажа 60 секунд и более. Вначале тренировки проводятся только сидя. Затем, когда будет отработано дыхание с паузой, задержку его надо делать с нагрузкой (ходьба, физические упражнения, бег), что ускоряет процесс выздоровления.

Недостатком способа является невозможность выполнения комплекса для детей младшего школьного возраста, а также для большого количества пациентов, находящихся в стадии обострения хронического тонзиллита и аллергического ринита, по причине трудности выполнения.

Известен способ лечения больных при различных патологиях, при котором используются комплексы дыхательных упражнений в сочетании с физическими и без них (А.С. СССР №411865, МПК А61Н 1/00, опубл. 15.09.74, автор Стрельникова А.Н.), выбранный за прототип.

Способ включает комплекс дыхательных упражнений (в сочетании с физическими), в котором упражнения выполняют со сжатием и расширением грудной клетки. При этом во время сжатия проводят резкий активный вдох, а во время расширения - пассивный выдох, затем выполняют те же упражнения в сочетании со звуковыми упражнениями до выработки динамического стереотипа, создающего оптимальные условия фонации. Суть методики дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и механизмов ее действия на функции организма заключается в следующем:

- форсированные, короткие, как укол, вдохи через нос, направляющие воздух на всю глубину легких, от верхушек до основания, и полное отсутствие контроля над выдохами через рот;

- ритмичное выдыхание воздуха с одновременным проведением физических упражнений для тела под счет, почти равный частоте пульса;

- сжатие грудной клетки проводимыми упражнениями для уменьшения объема легких;

- активизация мышечного аппарата диафрагмы и грудной клетки, их тренировка и восстановление расстроенных функций;

- обеспечение диафрагмой вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости и их клапанных аппаратов.

В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч. Производят короткие мгновенные вдохи - «шмыганье», при этом надо зажать крылья носа так, чтобы вогнать воздух внутрь тела, выдох пассивный. При этом выполняются физические упражнения, такие как: повороты головы (вправо - вдох, влево - вдох); «ушки» (наклоны головы к правому плечу - вдох, к левому плечу - вдох); «малый маятник» (наклон головы к груди - вдох, назад к спине - вдох), «большой маятник», «обними плечи», полуприседание и т.д.

Недостатком способа является невозможность выполнения комплекса для детей младшего школьного возраста и его малая эффективность при аллергических ринитах.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является разработка эффективного способа дыхательной гимнастики для детей с аллергическими заболеваниями верхних дыхательных путей.

Поставленная задача решается тем, что дыхательную гимнастику выполняют в положении стоя. При этом ноги ставят на ширину плеч, а руки - на поясе, правую руку поднимают вверх и в сторону, одновременно с этим производят глубокий громкий вдох через нос. Затем выполняют движение, при котором наклоняют туловище, а правую руку вытягивают к левой ноге, производя три коротких резких выдоха через нос. Далее проделывают то же упражнение, меняя правую руку на левую. При выполнении последующего упражнения ноги ставят вместе, а руки опускают вдоль туловища; при вдохе руки поднимают вверх, а при выдохе производят наклон, при этом дотрагиваются пальцами рук до пола, не сгибая ног в коленях, стараясь произвести резкий троекратный выдох. При выполнении следующего упражнения во время вдоха руки поднимают вверх, затем выдох, во время которого производят приседание, причем не на всю стопу, а на пальцы стоп. Далее выполняют разгрузочное упражнение, при котором ноги ставят на ширину плеч, а руки располагают на поясе и выполняют круговые движения тазом. Выполняя следующее упражнение, ноги ставят вместе, а руки опускают вдоль туловища. Производя вдох, руки поднимают вверх, а правую ногу отводят назад и устанавливают с опорой на пальцы стопы, выдыхая, руки вытянуты прямо перед собой, а правую ногу поднимают, не сгибая колена. Аналогичное упражнение выполняют, меняя ногу. Затем выполняют упражнение, при котором ноги ставят вместе, а прямые руки подняты и разведены в стороны, производят вдох, затем выдох, при котором правую ногу поднимают вверх и в сторону, не сгибая колена. Упражнение повторяют, меняя ногу. Далее выполняют ходьбу маршем, во время которой указательным пальцем правой руки зажимают правую ноздрю и производят глубокий громкий вдох и последующий за ним протяжный громкий выдох. Повторяя это упражнение, меняют руку и зажимают левую ноздрю, производя глубокий громкий вдох, затем протяжный громкий выдох. Затем выполняют разгрузочное упражнение, при котором проделывают круговые движения прямыми расслабленными руками.

Важно заметить, что каждый вдох выполняют в течение 1-1,2 с через нос с плотно сжатыми губами, а каждый выдох выполняют отрывисто в течение 0,2-0,3 с.

Существенным отличиями заявляемого способа от известных методик является то, что при выполнении объединенных дыхательных и физических упражнений вдох и выдох производят с плотно сжатыми губами, громко вдыхая (один длинный вдох, в течение 1-1,2 с), и выдыхая (три отрывистых выдоха, каждый из которых занимает 0,2 с). Двигательная нагрузка равномерно распределена на плечевой пояс, верхние и нижние конечности, позвоночный столб, а также брюшной пресс.

Изобретение является новым, так как оно не известно в области медицины, в практике лечения аллергических заболеваний верхних дыхательных путей, у детей.

Способ осуществляется проведением комплекса следующих упражнений.

Упражнение 1: Исходное положение (и.п.) - ноги ставят на ширину плеч, руки - на поясе. Правую руку поднимают вверх и отводят в сторону, одновременно производят глубокий громкий вдох через нос с плотно сжатыми губами в течение 1,0-1,2 с. Далее при наклоне туловища правую руку вытягивают к левой ноге и производят три коротких резких выдоха через нос в течение 0,2-0,3 с. Повторяя упражнение, меняют правую руку на левую.

Упражнение 2: и.п. - ноги ставят вместе, руки - вдоль туловища. При вдохе руки поднимают вверх, при выдохе производят наклон, при котором пальцами рук дотрагиваются до пола, не сгибая ног в коленях.

Упражнение 3: и.п. - ноги ставят вместе, руки - вдоль туловища.

При вдохе - руки поднимают вверх, при выдохе - приседают, при этом ноги в момент приседания ставим не на всю стопу, а на пальцы стоп.

После третьего упражнения рекомендуется разгрузочное упражнение, при котором ноги ставят на ширину плеч, руки на поясе и выполняют круговые движения тазом. Ритм дыхания - произвольный. Измеряют пульс, артериальное давление. Упражнение 4: и.п. - ноги ставят вместе, руки - вдоль туловища. При вдохе - руки поднимают вверх, правую ногу отводят назад и ставят с опорой на пальцы стопы. При выдохе - руки вытянуты прямо перед собой, правую ногу поднимают, не сгибая колена. Повторяют упражнение, меняя ногу.

Упражнение 5: и.п. - ноги ставят вместе, прямые руки поднимают и разводят в стороны. Производят глубокий громкий вдох через нос с плотно сжатыми губами в течение 1,0-1,2 с, затем выдох, при котором правую ногу поднимают вверх и в сторону, не сгибая колена. Упражнение повторяют, меняя ногу.

Упражнение 6: Выполняют ходьбу маршем. При этом указательным пальцем правой руки зажимают правую ноздрю и производят глубокий громкий вдох в течение 1-1,2 с, затем громкий протяжный выдох. Упражнение повторяют, меняя руку, зажимая левую ноздрю и повторяя вдох/выдох в том же ритме.

Производят разгрузочное упражнение, при котором прямыми расслабленными руками совершаются круговые движения («мельница»). Ритм дыхания произвольный.

Весь комплекс упражнений разбит на «тройки». После каждой «тройки» дыхательных упражнений выполняется разгрузочное, расслабляющее упражнение, для восстановления нормального ритма дыхания, а у ослабленных детей и сердечного ритма. При этом после разгрузочного упражнения осуществляется контроль за самочувствием, по пульсу и артериальному давлению, а после занятия - по воздушной проходимости носовых ходов, выраженной в процентном отношении (к 100%), и получаемой с помощью риноманометрического исследования. Каждое Упражнение повторяется 3-5 раз. В заключение - измерение пульса, артериального давления и риноманометрическое исследование.

Для оценки эффективности данной методики проводят риноманометрическое исследование, ультразвуковое обследование носовых ходов (фиксируется толщина слизистой оболочки до выполнения двухнедельного курса гимнастики и после), исследование крови на содержание концентрации метаболитов оксида азота.

Примеры конкретного осуществления способа.

Пример 1. Мальчик Долгушин Григорий, 10 лет. Поступил с диагнозом: поллиноз; бронхиальная астма (легкое течение). На момент поступления предъявляет жалобы на ринорею, заложенность носа, слезотечение, зудящие ощущения в носу. При осмотре: гиперемия кожных покровов над верхней губой; инъецированность склер и конъюнктивы; риноскопически: слизистые оболочки носовых ходов - отечны, синюшного цвета, в носовой полости - жидкое слизистое отделяемое, белесого цвета, увеличение размеров нижней носовой раковины; при фарингоскопии: в носоглотке - обильные серозно-слисистые выделения, стекающие по задней стенке глотки. Слизистая оболочка глотки гиперемирована.

Предварительно были проведены следующие обследования.

1. Метод исследования функции внешнего дыхания (ФВД) позволяет графически отображать изменение скорости потока воздуха в дыхательных путях в зависимости от объема легких во время форсированного вдоха и выдоха. При этом одновременно записываются легочный объем на оси абсцисс и объемные скорости - на оси ординат. Регистрация кривой «поток - объем» проводится на пневмотахографе. Получаемые кривые регистрируются на дисплее для визуального контроля. Запись кривой «поток - объем» проводится после 5-10 минутного отдыха. Дыхание осуществляется через трубку-загубник, на нос накладывается зажим. Ребенок должен сидеть прямо, удобно, не сутулясь и не закидывая голову, быть внимательным и обучен правильному выполнению маневра, который включает максимальный вдох и последующий максимальный форсированный выдох. При этом начало форсированного выдоха должно быть быстрым и резким. Максимальное усилие должно сохраняться в течение всего выдоха. Маневр повторяется 3-4 раза под визуальным контролем регистрируемой кривой на дисплее.

По кривой «поток - объем» рассчитываются следующие показатели.

Легочные объемы: - форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) - запись глубокого выдоха производится после кратковременной задержки дыхания на высоте глубокого вдоха (1-2 с), причем выдох пациентом должен осуществляться с максимальной скоростью. Объем форсированного выдоха (ОФВ 1) в первую секунду; этот показатель характеризует приблизительно 2/3 начальной части воздушного потока. ИТ - индекс Тиффно рассчитывают как процентное отношение ОФВ1 к должной величине ФЖЕЛ (×100%).

2. Скоростные показатели: скорость движения воздуха во время форсированного выдоха определяется соотношением сил, действующих на бронхиальную стенку, которые различны в разные фазы выдоха. Поэтому расчет показателей скоростей потока в отдельных участках и точках позволяет получить объективную информацию о механических свойствах дыхательной системы. ПСВ - пиковая скорость потока воздуха на выдохе.

МОС 25, МОС 50, МОС 75 - максимальные объемные скорости потока кривой в точках, соответствующих объему легких 25%, 50%, 75% ЖЕЛ. Графически на оси «объем» определяются точки 25%, 50% и 75% от ФЖЕЛ.

По данным исследования функции внешнего дыхания, проведенного на аппарате «Спиро-тест-PC», фирмы «Развитие», (Россия), у ребенка наблюдалось нарушение бронхиальной проводимости, преимущественно на уровне периферических отделов. (ФЖЕЛ% - 101; ОФВ% - 82; ИТ% - 88; ПСВ% - 86; МОС 25% - 65; МОС 50% - 58; МОС 75% - 56).

2. Риноманометрия. При проведении риноманометрического обследования на аппарате «Rinoscreen», фирмы «Jaeger», (Германия), было обнаружено снижение воздушного потока, больше справа. (Суммарный воздушный поток - 200 мл/с, (что составляет 48% от нормы); поток справа - 64 мл/с (31%); поток слева - 136 мл/с (66%)).

3. Ультразвуковое исследование слизистой оболочки носовых ходов. Исследование проводилось на УЗ аппарате «Lodgik-9», фирмы «Daewoo electronics» (Kopeя), линейным датчиком частотой 14,0 МГц.

Установлено, что толщина слизистой оболочки носовых ходов составляла: справа - 7,5 мм, слева - 7 мм. При этом обнаружено усиление кровотока справа.

4. Спектрофотометрическое определение содержания оксида азота. Определение концентрации метаболитов азота в крови проводили по суммарному содержанию метаболитов оксида азота - нитратов и нитритов на спектрофотометре «DU-50», фирмы «Becman» (США) с использованием центрифуги с охлаждением «J-6», фирмы «Becman» (США) и высокочастотной центрифуги «J-21», фирмы «Becman» (США). Был произведен забор крови из вены в количестве 5 мл. Определена концентрация метаболитов -41,6 мМоль/л, при норме -24,09+/-3,45 мМоль/л.

Проведено немедикаментозное лечение, при котором ребенок в течение полутора месяцев ежедневно выполнял комплекс лечебной дыхательной гимнастики по заявляемой методике. Занятия проводились с утра, в течение 15-20 мин, при этом количество повторов каждого упражнения составляло 6 раз, в первые 15 занятий и весь комплекс занимал 15 минут. Последующие 30 занятий проводились в течение 20 минут и количество повторений каждого упражнения - 8.

Медикаментозных препаратов за данный период ребенок не получал.

По окончании курса лечебной дыхательной гимнастики были проведены следующие оценочные обследования состояния здоровья.

1. ФВД (от 24.05.06). По данным исследования функции внешнего дыхания, все параметры в пределах нормы (ФЖЕЛ% - 124; ОФВ% - 118; ИТ% - 101; ПСВ% - 110; МОС25% - 103; МОС50% - 86; МОС75% - 102).

2. Риноманометрия (от 24.05.06). По данным риноманометрического обследования после проведенного курса лечебной дыхательной гимнастики выявлена положительная динамика: у ребенка наблюдалось незначительное снижение воздушного потока, больше справа (суммарный воздушный поток - 93%; поток справа - 91%; поток слева - 96%).

3. Ультразвуковое исследование слизистой оболочки носовых ходов (от 24.05.06). Нами было установлено, что толщина слизистой оболочки носовых ходов заметно снизилась, что говорит о уменьшении отечности. Были зафиксированы следующие параметры: справа, толщина слизистой оболочки составила 6,8 мм, слева - 6,0 мм.

4. Спектрофотомеорическое определение содержания оксида азота. По окончании курса лечебной дыхательной гимнастики концентрация метаболитов азота в крови составила 30,08 мМоль/л.

В результате проводимого немедикаментозного лечения улучшились показатели ФВД (достигнуты параметры нормы); показатели риноманометрии улучшились на 45%; по данным ультразвукового исследования отек слизистой оболочки устранен, концентрация метаболитов азота в крови снизилась на 11,52 мМоль/л.

Последующие примеры приведены в таблице.

Заявляемый способ дыхательной гимнастики позволяет укрепить стенки сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, снизить отечность слизистой оболочки носовых ходов, а это ведет за собой улучшение воздушной проходимости верхних дыхательных путей и снижение уровня дыхательной недостаточности, присутствующей у детей, страдающих аллергическими заболеваниями дыхательного аппарата, в частности аллергическими ринитами.

Дыхательные упражнения по предлагаемому способу позволяют регулировать физическую нагрузку по следующим параметрам: увеличение количества повторений, и ее рекомендуется выполнять в период перед сезонными обострениями аллергических ринитов, а также в качестве способа общей физической подготовки перед началом занятий водными процедурами, тренировками в бассейне.

Способ используется для профилактики обострений аллергических ринитов и характеризуется широкой доступностью, неинвазивностью, повторяемостью, мобильностью.

Положительный эффект предлагаемого изобретения достигается тем, что выполнение общеукрепляющих упражнений одновременно со специфическим дыханием через нос, приводит к нормализации тонуса сосудистой стенки в слизистой оболочке верхних дыхательных путей.

Способ дыхательной гимнастики при аллергических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, включающий выполнение дыхательных упражнений с активным вдохом, в сочетании с физическими упражнениями, отличающийся тем, что во время дыхательных упражнений каждый вдох и выдох выполняют через нос с плотно сжатыми губами, при этом вдох выполняют в течение 1-1,2 с, а выдох выполняют форсированно, отрывисто в течение 0,2-0,3 с, дыхательную гимнастику выполняют в положении стоя, при выполнении первого упражнения ноги ставят на ширину плеч, а руки - на поясе, правую руку поднимают вверх и в сторону, одновременно с этим производят глубокий громкий вдох, затем выполняют наклон, а правую руку вытягивают к левой ноге и производят три коротких резких выдоха, далее проделывают то же упражнение, меняя правую руку на левую, при следующем упражнении ноги ставят вместе, а руки опускают вдоль туловища, при вдохе руки поднимают вверх, а при выдохе выполняют наклон, при этом дотрагиваются пальцами рук до пола, не сгибая ног в коленях; затем производят вдох, во время которого руки поднимают вверх, затем выдох, во время которого проделывают приседание, причем не на всю стопу, а на пальцы стоп; затем выполняют разгрузочное упражнение, при котором ноги ставят на ширину плеч, а руки располагают на поясе и выполняют круговые движения тазом; следующее упражнение выполняют, установив ноги на ширину плеч, а руки опустив вдоль туловища, производят вдох, одновременно руки поднимают вверх, а правую ногу отводят назад и устанавливают с опорой на пальцы стопы, далее производят выдох, при этом руки вытянуты прямо перед собой, а правую ногу поднимают, не сгибая колена; аналогичное упражнение выполняют, меняя ногу, затем выполняют упражнение, при котором ноги ставят вместе, а прямые руки подняты и разведены в стороны, производят вдох, вслед за которым - выдох, при этом правую ногу поднимают вверх и в сторону, не сгибая колена; упражнение повторяют, меняя ногу, затем выполняют ходьбу маршем, во время которой указательным пальцем правой руки зажимают правую ноздрю и производят глубокий громкий вдох с последующим протяжным громким выдохом, повторяя это упражнение, меняют руку и зажимают левую ноздрю, производя глубокий громкий вдох, с последующим протяжным громким выдохом, затем производят разгрузочное упражнение, при котором производят круговые движения прямыми расслабленными руками с произвольным ритмом дыхания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам мануальной терапии при лечении и профилактике вербальных и экстравербальных синдромов, дорсопатий. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к вертебрологии, и может использоваться в комплексной терапии больных с тяжелыми компрессионно-сосудистыми синдромами позвоночника.

Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии и лечебной физкультуре, и может быть применено для восстановительного лечения больных бронхиальной астмой с повышенным давлением в легочной артерии в дополнение к базисной терапии на стационарном этапе.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре, Выполняют тренировку мышц тазового дна, мышц и связок каудального отдела позвоночника и тазобедренных суставов.
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам немедикаментозного оздоровления человека. .
Изобретение относится к медицине и касается лечения детей с частыми респираторными заболеваниями. .

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и эндокринологии, и касается нормализации антиагрегационной активности сосудов при метаболическом синдроме

Изобретение относится к области медицинской техники и может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях
Изобретение относится к медицине, офтальмологии

Изобретение относится к области медицинского приборостроения и может использоваться для предупреждения или лечения биомеханики ходьбы и бега
Наверх