Способ сохранения торца шпалы от растрескивания

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано при изготовлении деревянных шпал для железных дорог широкой колеи. Способ сохранения торца шпалы от растрескивания заключается в том, что получают композиционный материал, состоящий из 50% металлических опилок, 30% древесных волокон и 20% полистирола. Прокатывая такой композиционный материал, производят лист, из которого прессом отрезают заготовку, равную размеру торца шпалы, которую затем накладывают на торец шпалы и прессом вдавливают в древесину. Затем манипулятор с помощью гидромотора поворачивает шпалу на 180°, и пресс вдавливает в заготовку и другой торец шпалы, заготовки прессуются с давлением не более 5,0 МПа. Изобретение позволяет увеличить срок службы шпал в железнодорожных путях широкой колеи. 1 табл., 1 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано при изготовлении деревянных шпал для железных дорог широкой колеи.

Уровень техники

Автору известно, что в ряде стран, таких как США, Япония, Австрия (см. Улучшение использования и совершенствование конструкции деревянных шпал в США. / Rote way Track and Structures - 1973 - 69 №5), в конструкции шпал предусматривают специальные устройства, позволяющие предохранить шпалу и ее торцы от растрескивания и, таким образом, увеличить срок ее службы. Например, в США проводят эксперимент с покрытием шпалы «шапкой» из фанеры, которая приклеивается к верху и низу шпалы с направлением волокон перпендикулярно к направлению волокон древесины шпалы. Сама цельнобрусковая шпала предварительно была высушена до 18% влажности в наружном слое, затем обработана на строгальном станке, а затем на нее был наклеен слой фанеры из эвкалипта толщиной 3 мм. Склеивание было выполнено с помощью фенольно-резорцинового клея при равномерном давлении 1 МПа. Однако такая конструкция шпалы предохраняет только верхнюю и нижнюю постели шпалы, а торцы шпалы остаются незащищенными, кроме того, дополнительный расход дорогого сырья - фанеры - делает такие шпалы дорогими и неконкурентоспособными на мировом рынке.

Автору известно, что в Австрии имеется Патент Рютгерс-Вин (Хюльцнер А. Защита австрийских шпал скобами. Патент Рютгерс-вин / Holzxhwelle - 1979 - №86, с.39-42), предусматривающий защиту торцов шпал от растрескивания с помощью трапецеидальных деревянных скоб. Скобы вдавливаются в торцы шпал параллельно древесным волокнам на определенном расстоянии от наружной поверхности шпалы. Конструктивно скобы выполнены с круглыми утолщениями, которые при вдавливании образуют на торце шпалы деревянные штыри, и тем самым обеспечивается хорошее сцепление скобы с древесиной. Однако такое укрепление торца шпалы не обеспечивает полной его сохранности, так как в лучшем случае защищается только 30% торца шпалы, и при резких температурных колебаниях и при больших колебаниях влажности воздуха деревянные штыри выпадают из торца шпалы.

Автору известны отечественные способы укрепления торца шпалы путем забивки в торец S-образных, W-образных и фигурных металлических скоб (см. Н.Ф.Селиванов и др. Шпалы. Москва, 1999. Справочное пособие). Однако такое укрепление торцов шпалы ведет только к большему поражению торца шпалы; так как линейные расширения металла и древесины при различных температурах не совпадают, то через некоторое время металлические скобы выпадают из торца шпалы, а след от их забивки в торец увеличивает рану торца шпалы.

Автору известен и прототип - это укрепление торца шпалы металлической лентой (см. Селиванов Н.Ф. и др. Шпалы. Учебное пособие. Москва, 1999, с.15-16). При этом лента сваривается и впрессовывается в верхнюю и нижнюю пласти шпалы и торца, как бы стягивая торец шпалы и не давая ему растрескиваться. Однако такой способ не полностью предохраняет торец шпалы, так как он имеет возможность впитывать влагу, т.е. сам торец шпалы не закрыт, и постепенно металлическая лента ослабевает, и торец шпалы начинает разрушаться.

Сущность изобретения

В способе сохранения торца шпалы для железнодорожных путей широкой колеи от растрескивания предлагается создать пульпу из 50% металлических опилок, 30% древесных волокон и 20% полистирола, полученную массу направить в формовочную станцию, которая производит лист, а пресс отрезает от листа заготовку с размерами торца шпалы, которая накладывается на торец шпалы и прессом вдавливается в древесину, затем манипулятор с гидромотором поворачивает шпалу на 180° и пресс вдавливает в заготовку и другой торец шпалы, заготовки прессуются под давлением не более 5,0 МПа, затем манипулятор укладывает шпалу запрессованными торцами на рольганг, который отправляет ее на пакетировку. Наличие таких отличительных признаков от прототипа позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение обладает существенной новизной.

Для доказательства соответствия предлагаемого способа критерию существенного отличия было проведено сравнение основных признаков с наиболее близким аналогом - укрепление торца шпалы металлической лентой.

Технический результат, дающий положительный эффект по сравнению с прототипом, определяется свойствами и показателями, приведенными в таблице 1.

Таблица 1
Сравнение основных показателей заявляемого способа с прототипом
Свойства и другие показателиЗаявляемый способУкрепление торца шпалы металлической лентой
123
Предохраняемая поверхностьТорец шпалыПериметр торца шпалы
МатериалКомпозицияСтальная лента
Состав композиции:
- металлические опилки50% -
- древесные волокна30%-
- полистирол20%-
Способ приготовления заготовкиПрокат листаСварка ленты
Закрепление заготовки на шпалеВпрессовывается в торец с 5,0 МПаВпрессовывается в верхнюю и нижнюю пласти шпалы с 10,0 МПа
Срок предохранения шпалы от растрескивания20 лет5 лет

В результате было установлено, что предлагаемый способ сохранения торца шпалы от растрескивания увеличивает ее сохранность в 4 раза и может успешно применяться на железнодорожных путях широкой колеи, особенно в условиях с резко континентальным климатом.

Наличие отличительных признаков предлагаемого способа от ближайшего прототипа позволяет сделать вывод, что он соответствует критерию «существенные отличия».

Анализ данных таблицы 1 показывает, что заявляемый способ может быть технически реализован, так как имеет все исходные параметры.

Перечень фигур чертежей

На чертеже изображена схема способа сохранения торца шпалы от растрескивания.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления предлагаемого изобретения

Способ сохранения торца шпалы от растрескивания начинается с подачи в смесительную станцию 1 из бункера 2 через дозатор 3 металлических опилок, при этом в эту же станцию с бункера 4 через дозатор 5 поступают древесные волокна, а из бункера 6 через дозатор 7 - размолотый полистирол, подготовленная смесь из смесительной станции 1 через подающий дозатор 8 передается в формовочную станцию 9, которая производит лист 10, а пресс 11 отрезает из листа заготовку 12, равную размеру торца шпалы, которая затем накладывается на торец 13 шпалы 14 и прессом 15 вдавливается в древесину, затем манипулятор 16 с гидромотором 17 поворачивает шпалу 14 на 180° и пресс 15 вдавливает заготовку в торец 18 шпалы 14 под давлением не более 5,0 МПа, готовую шпалу 14 манипулятор 16 с помощью гидромотора 17 поворачивает на 90° и укладывает на рольганг 19, который и выносит шпалу к месту ее пакетировки.

Реализация предлагаемого способа сохранения торца шпалы от растрескивания позволит в 4 раза увеличить срок службы деревянных шпал в железнодорожных путях широкой колеи.

Способ сохранения торца шпалы от растрескивания, включающий подачу металлических опилок, древесных волокон и полистирола в смесительную станцию, образование пульпы, подачу ее через дозатор в формовочную станцию, производство композиционного листа, отличающийся тем, что пульпа состоит из 50% металлических опилок, 30% древесных волокон и 20% полистирола, а из полученного в формовочной станции листа пресс отрезает заготовку размером, равным торцу шпалы, которая накладывается на торец шпалы и прессом вдавливается в древесину, затем манипулятор с гидромотором поворачивает шпалу на 180° и пресс вдавливает в заготовку и другой торец шпалы, заготовки прессуются под давлением не более 5,0 МПа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для обработки железнодорожных шпал в ресурсосберегающих технологиях при ремонте железнодорожных путей. .

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к оборудованию для предпропиточной обработки брусьев стрелочных переводов. .

Изобретение относится к строительной промышленности и может быть использовано при строительстве верхнего строения железнодорожного пути различного назначения. .

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано на стационарных и временных железнодорожных путях. .

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано на стационарных и временных железнодорожных путях. .

Изобретение относится к оборудованию для обработки железнодорожных шпал и может быть использовано при предпропиточной обработке шпал на шпалопропиточных предприятиях или при ремонте шпал.

Изобретение относится к оборудованию для обработки железнодорожных шпал и может быть использовано при предпропиточной их обработке на шпалопропиточных предприятиях.

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и может использоваться в деревообрабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к области механизации используемого на железнодорожном транспорте оборудования для обработки шпал и может быть использовано при предпропиточной обработке шпал на шпалопропиточных предприятиях или при их ремонте.

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в мебельной, строительной и машиностроительной отраслях. .

Изобретение относится к оборудованию для обработки деревянных железнодорожных шпал и может быть использовано при предпропиточной их обработке на шпалопропиточных предприятиях

Изобретение относится к путевому хозяйству на РЖД и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, например на шпалопропиточных заводах для закрепления шпал от растрескивания путем обвязки их проволокой

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано при строительстве заводов по производству композиционных шпал для железных дорог широкой колеи

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано при производстве железнодорожных шпал

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано для производства железнодорожных шпал

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для сооружения железнодорожных путей

Изобретение относится к линейным конструкциям верхнего строения рельсовых путей. Способ переработки древесных и термополимерных отходов с получением железнодорожных шпал включает смешение наполнителя и связующего и формование композиционной смеси. В качестве наполнителя используют древесные частицы толщиной 6±2 мм, шириной 15±2 мм, длиной до 50±4 мм. В качестве связующего используют вторичные термопластичные полимеры - полиэтилентерефталат, измельченные до условного диаметра 10 мм. Смесь нагревают до 100°С при соотношении компонентов: древесные частицы 70 мас. %, полиэтилентерефталат 30 мас. %. Затем полученную смесь нагревают до 200°С, формуют в пресс-форме под давлением 5±1 МПа и температуре стенок пресс-формы 210±5°С. Форму фиксируют запорами и выдерживают 15 мин. Предварительно охлаждают пресс-форму в проточной воде в течение 5 мин, далее конвекцией воздуха в течение 15 мин. Затем извлекают композиционный материал и выдерживают в течение 24 часов при температуре воздуха 18±3°С. Обеспечивается получение материала с повышенной прочностью и долговечностью. 1 ил., 1 табл.
Наверх