Антифрикционный сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии литейных сплавов, в частности антифрикционных сплавов на основе алюминия, преимущественно для деталей, работающих в условиях трения скольжения. Сплав содержит следующее соотношение компонентов, мас.%: кремний 4,0...7,0, медь 2,5...4,5, магний 1,9...3,0, цинк 0,3...2,5, олово 1,5...3,5, свинец 0,7...1,8, марганец 0,3...0,7, титан 0,15...0,25, цирконий 0,15...0,25, железо 0,3...0,7, алюминий остальное, при этом олово и свинец введены в сплав в виде лигатуры олово-свинец, в которой отношение свинца к олову составляет 0,47...0,51. Получен сплав, обладающий повышенными триботехническими параметрами, исключающими схватывание и задиры, и улучшенными показателями конструктивной прочности сплава. 2 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии литейных сплавов, в частности антифрикционных сплавов на основе алюминия, преимущественно для деталей, работающих в условиях трения скольжения.

Известен литейный сплав, например "Антифрикционный сплав" на основе алюминия по патенту РФ №2030475, содержащий олово, медь, марганец и алюминий.

Недостатком данного сплава является его высокая хрупкость, относительно высокий коэффициент трения, а также низкая стойкость к схватыванию и задирам при работе в условиях ограниченной смазки или кратковременного ее отсутствия.

Наиболее близким из аналогов по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является антифрикционный сплав для контактной вставки троллейбуса по патенту РФ №2045838. Сплав содержит медь 5,0...12,0 мас.%, магний 1,0...2,0 мас.%, марганец 0,2...2,0 мас.%, железо 0,3...1,7 мас.%, кремний 0,3...6,0 мас.%, цинк 0,1...2,0 мас.%, олово 3,0...20 мас.%, титан 0,1...0,5 мас.% и алюминий остальное. Сплав по прототипу обладает достаточно высокой износостойкостью и относительно низким коэффициентом трения.

Недостатком данного сплава являются его низкие характеристики конструктивной прочности. Сплав имеет низкие триботехнические параметры при работе в условиях ограниченной смазки или ее кратковременного отсутствия. Связано это с тем, что легкоплавкая фаза, ответственная за низкий коэффициент трения и износостойкость сплава, не образует развитой многокомпонентной эвтектики и располагается по границам зерен с образованием замкнутого контура.

Задачей предлагаемого изобретения является создание сплава, обладающего развитой многокомпонентной эвтектикой, в которой выделения легкоплавкой фазы не образуют замкнутого контура по границам зерен α-твердого раствора, с получением технического результата в виде повышенных триботехнических параметров, исключающих схватывание и задиры, и улучшения показателей конструктивной прочности сплава.

Поставленная задача решается за счет того, что в известный сплав, содержащий медь, магний, марганец, железо, кремний, цинк, олово, титан и алюминий, дополнительно введен свинец и цирконий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь2,5...4,5
Свинец0,7...1,8
Олово1,5...3,5
Магний1,9...3,0
Кремний4,0...7,0
Цинк0,3...2,5
Марганец0,3...0,7
Титан0,15...0,25
Цирконий0,15...0,25
Железо0,3...0,7
АлюминийОстальное

Олово и свинец введены в сплав в виде двухкомпонентной композиции, в которой отношение свинца к олову составляет 0,47...0,51.

Предлагаемый сплав плавили в электропечи сопротивления САТ-01 с чугунным тиглем. В расплав алюминия вводили лигатуры алюминий-медь, алюминий-кремний, алюминий-титан, алюминий-магний и цинк. Для уменьшения отрицательного влияния железа на свойства сплава марганец вводили в виде Al-Mn-Cr лигатуры. Приготовленный расплав рафинировали гексахлорэтаном в количестве 0,1% от веса шихты. После очистки и удаления с поверхности расплава шлака вводили цирконий. Для этого сплав рафинировали гексафторцирконатом калия (К2ZrF6) в количестве 0,25% от веса шихты при температуре Т=760...780°С.

При обработке расплава солями K2ZrF6 в микрообъемах протекают химические реакции, процессы адсорбции и флотации, вследствие чего в сплаве образуются дисперсные частицы Al3Zr и AlF3, которых при модифицировании солями многократно больше, чем содержится этих частиц при модифицировании сплава Al-Zr лигатурой.

Модифицирование цирконием носит избирательный характер с одновременным увеличением количества первичных центров кристаллизации, вследствие чего изменяется гранулометрический и стехиометрический состав выделяющихся фаз, содержащих железо и кремний. После тщательного перемешивания расплава и удаления с поверхности шлака вводили Sn-Pb лигатуру при температуре Т=710...730°С и проводили продувку сплава аргоном. После очистки поверхности сплава от шлака проводили разливку в металлический кокиль.

В прототипе легкоплавкая фаза образует замкнутый контур по границам зерен α-твердого раствора, обладает не эффективной формой выделения, обусловленной недостаточным составом фаз. Это ведет к возникновению на границах зерен горячих кристаллизационных трещин и, следовательно, приводит к снижению характеристик конструктивной прочности и триботехнических параметров сплава.

Присутствие в предлагаемом сплаве титана и циркония, заявленные соотношения компонентов, а также введение в сплав свинца и олова в виде двухкомпонентной композиции позволили обеспечить условия, способствующие кристаллизации твердой фазы в виде многокомпонентной эвтектики, легкоплавкая составляющая которой образована Pb, Sn, Zn. Это дает возможность получить по границам α-твердого раствора хорошо развитую, однородную по структуре эвтектику с благоприятной формой выделяющихся фаз.

Элементы, отрицательно влияющие на характеристики конструктивной прочности, трудно удаляются из сплава, а их форма и размеры в максимальной степени способствуют охрупчиванию сплава. Модифицирование предлагаемого сплава гексафторцирконатом калия (K2ZF6) способствует изменению гранулометрической формы и стехиометрического состава выделяющихся железо-кремний содержащих фаз. Гексафторцирконат калия вводили в сплав в мелкодисперсном порошкообразном виде. Преимущество модифицирования солями K2ZF6 заключается в том, что процесс ведут при низких температурах(Т=760...780°С), то есть перегрев сплава не требуется и позволяет получать стабильную модифицированную структуру. Легкоплавкая составляющая эвтектики за счет многокомпонентности состава не создает замкнутого контура по границам зерен и в сочетании с твердой фазой ограничивает развитие горячих кристаллизационных трещин. Все это в совокупности позволяет оптимизировать показатели конструктивной прочности сплава и его триботехнические параметры.

Наиболее эффективным легирующим элементом в составе многокомпонентной легкоплавкой фазы является свинец, но он не создает твердых растворов с алюминием и не смачивается им. В свою очередь, олово полностью смачивается жидким алюминием и хорошо взаимодействует со свинцом с образованием двухкомпонентной эвтектики. Эти свойства обеспечивают возможность введения свинца в сплав совместно с оловом, что в совокупности с вышеизложенным позволяет обеспечить достижение заданного технического результата.

Существенные признаки и заявленные соотношения, указанные в формуле изобретения, взаимосвязаны и изменение любого из них ведет к ухудшению характеристик сплава.

Содержание меди 2,5...4,5 мас.%

Медь с алюминием образует θ-фазу (CuAl2) и обеспечивает благоприятную морфологию многокомпонентной эвтектики, положительно влияет на триботехнические характеристики, способствует упрочнению и повышению несущей способности сплава, снижает температурный коэффициент линейного расширения.

Присутствие меди в количестве более 4,5 мас.% способствует возникновению горячих кристаллизационных трещин и снижает задиростойкость.

Содержание меди менее 2,5 мас.% недостаточно для эффективного легирования и снижает износостойкость.

Содержание олова 1,5...3,5 мас.% и свинца 0,7...1,8 мас.%

При обозначенном содержании олова и свинца при трении в триботехнической паре на поверхности трения образуется эффективная легкоплавкая фаза, обеспечивающая создание субмикроскопического соединения (пленки) "металлического мыла".

Содержание олова более 3,5 мас.% и свинца более 1,8 мас.% снижает предельную нагрузку и допустимое [PV], без заметного прироста задиростойкости.

Содержание олова менее 1,5 мас.% и свинца менее 0,7 мас.% значительно увеличивает возможность схватывания.

Содержание магния 1,9...3,0 мас.%

При данном содержании магния в сплаве образуется α-твердый раствор, а также S-фазы (Al2CuMg, Mg2Si, Mg2Al3), что упрочняет α-твердый раствор, повышает коррозионную стойкость и улучшает литейные свойства сплава.

Содержание магния более 3,0 мас.% повышает температурный коэффициент линейного расширения, способствует образованию магнезиальной шпинели MgO*Al2O3, что охрупчивает сплав.

При содержании магния менее 1,9 мас.% эффект легирования не проявляется.

Содержание кремния 4,0...7,0 мас.%

Кремний значительно снижает температурный коэффициент линейного расширения, повышает коррозионную стойкость, улучшает литейные свойства сплава.

При содержании кремния более 7,0 мас.% коэффициент упрочнения растет незначительно, при этом выделяется грубодисперсный первичный кремний, что снижает конструктивную прочность, ухудшаются триботехнические параметры и увеличивается склонность сплава к схватыванию.

Содержание менее 4,0 мас.% недостаточно для обеспечения необходимого коэффициента упрочнения, при этом снижается износостойкость, коррозионная стойкость, увеличивается температурный коэффициент линейного расширения, а это приводит к потере натяга и проворачиванию втулок в парах трения при работе с повышенными температурами.

Содержание цинка 0,3...2,5 мас.%

Цинк в заданных соотношениях не создает с алюминием интерметаллидных фаз, способствует образованию многокомпонентной легкоплавкой эвтектики, упрочняет сплав, не создавая при этом предпосылок для возникновения горячих кристаллизационных трещин.

При содержании цинка более 2,5 мас.% значительно повышается температурный коэффициент линейного расширения, а это приводит к потере натяга и проворачиванию втулок в парах трения при работе с повышенными температурами.

При содержании цинка менее 0,3 мас.% эффект легирования не проявляется.

Содержание марганца 0,3...0,7 мас.%

Марганец нейтрализует вредное влияние железа и кремния, изменяя их стехиометрический и гранулометрический состав, не влияет на температурный коэффициент линейного расширения.

При содержании марганца более 0,7 мас.% образуются крупные кристаллы железо-кремний содержащих фаз, что ухудшает триботехнические параметры и характеристики конструктивной прочности сплава.

Содержание менее 0,3 мас.% недостаточно для создания полноценных скоагулированных железосодержащих фаз.

Содержание титана и циркония 0,15...0,25 мас.%

Титан и цирконий значительно снижают температурный коэффициент линейного расширения, что способствует сохранению натяга в парах трения при работе с повышенными температурами. Введение в сплав титана и циркония в означенных соотношениях способствует измельчению структуры сплава, повышению его однородности, при этом в сплаве образуются Т-фазы F2Ti и Fe2Zr, подавляется образование железосодержащей фазы в грубопластинчатой форме, и обеспечивает коагуляцию первичных кристаллов кремния. Эффект модифицирования сплава титаном и цирконием сохраняется при многократных переплавах.

Содержание титана и циркония свыше 0,25 мас.% влечет за собой эффект перемодифицирования, что инициирует образование грубодисперсных кристаллов железа и кремния, охрупчивает сплав, снижает триботехнические параметры.

Содержание титана и циркония менее 0,15 мас.% недостаточно для одновременного модифицирования сплава по кремнию и изменения гранулометрической формы железосодержащих фаз. Температурный коэффициент линейного расширения снижается незначительно, что уменьшает вероятность сохранения натяга в парах трения при повышенных температурах.

Содержание железа 0,3...0,7 мас.%

Железо снижает температурный коэффициент линейного расширения, связывает медь в нерастворимые интерметаллидные фазы, что снижает эффект от легирования сплава медью.

Содержание железа более 0,7 мас.% увеличивает количество грубодисперсных железосодержащих фаз, что способствует охрупчиванию сплава, увеличивает коэффициент трения, снижает показатели конструктивной прочности сплава.

Содержание железа менее 0,3 мас.% не оказывает влияние на триботехнические параметры и температурный коэффициент линейного расширения.

Для проверки заявленного технического решения были приготовлены несколько вариантов сплавов с различными соотношениями компонентов. В табл.1 представлены три варианта сплава, имеющие средние и граничные значения из предложенных соотношений. Предложенные варианты сплавов и сплав по прототипу были подвергнуты сравнительным испытаниям.

Испытания проводили на отлитых в металлический кокиль и механически обработанных образцах. Механические и триботехнические свойства предложенного сплава в сопоставлении с прототипом приведены в табл.2. Механические свойства (предел текучести, временное сопротивление разрушению, относительное удлинение) определяли на стандартной машине 2167Р-50 (ГОСТ 7855-84) в соответствии с требованиями ГОСТ 1497-84. Триботехнические испытания проводили на машине трения 2070 СМТ-1 на образцах "диск-колодка" (диск-сталь 45, закалка и низкий отпуск). Перед испытаниями проводилась приработка пар образцов в условиях картерной смазки до полной притирки поверхности колодки к диску.

Интенсивность изнашивания определяли при скорости скольжения 3,65 м/с, нагрузке 1000 Н, в условиях ограниченной (фитильной) смазки на базе 100 ч непрерывной работы. Испытания на задиростойкость проводили при скорости скольжения 0,1 м/с после однократного смазывания консистентной смазкой. В процессе испытания нагрузка на пару трения повышалась ступенчато. Выдержка под нагрузкой осуществлялась до стабилизации коэффициента трения.

Результаты испытаний, приведенные в табл.2, свидетельствуют, что предлагаемый сплав по сравнению с прототипом обладает лучшим комплексом характеристик конструктивной прочности в сочетании с триботехническими параметрами. Твердость больше на 25...225 МПа, временное сопротивление разрушению выше на 4...29 МПа, температурный коэффициент линейного расширения в 1,16...1,27 раза меньше по сравнению с прототипом. Интенсивность изнашивания предлагаемого сплава в 1,11 раза, а коэффициент трения в 1,5 раза меньше, чем у сплава-прототипа, что в совокупности позволяет считать данное техническое решение соответствующим критерию "промышленная применимость".

Таблица 1
Вариант состава сплаваСодержание компонентов (мас.%)
CuMnMgFeSiZrZnPbSnTiAl
Прототип8,50,60,70,62,5-1,0-120,2Ост
Предлагаемый
12,50,31,90,34,00,150,30,71,50,15Ост
23,50,52,50,55,50,201,41,22,50,20Ост
34,50,73,00,77,00,252,51,83,50,25Ост

Таблица 2
Основные показатели сплавов
Состав Сплава, №Твердость НВ, МПаПредел прочн. σв, МПаОтносит.удлинен. δ, %Интенсивн. изнашиван мм3/см2 за 1000 м пути тренияКоэффициент трения при V=0,52 м/с со смазкойТемперат. коэффиц. линейного расширения (10-6 °С-1
Предлагаемый
19802184,30,94·10-40,00919,6
211022314,80,94·10-40,00818,3
311802435,60,93·10-40,00817,8
Прототип9552144,51,04·10-40,01222,9

Антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, цинк, олово, марганец, железо, титан и алюминий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит свинец и цирконий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Кремний4,0...7,0
Медь2,5...4,5
Магний1,9...3,0
Цинк0,3...2,5
Олово1,5...3,5
Свинец0,7...1,8
Марганец0,3... 0,7
Титан0,15...0,25
Цирконий0,15...0,25
Железо0,3...0,7
Алюминийостальное,

при этом олово и свинец введены в сплав в виде лигатуры олово-свинец, в которой соотношение свинца к олову составляет 0,47...0,51.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы алюминий - медь - магний. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-магний. .

Изобретение относится к высокопрочным сплавам пониженной плотности на основе системы алюминий-медь-литий и может быть использовано в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности.

Изобретение относится к металлургии, в частности к жаропрочным деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов, например в деталях двигателя или в элементах деталей обшивки сверхзвуковых самолетов.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к материалам, предназначенным для изготовления деталей точных приборов. .

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, используемым для изготовления износостойких деталей, работающих при температуре до 400°С. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы алюминий-магний-кремний, применяемых для изготовления изделий на линиях скоростного резания, а также изделий, предназначенных для последующей механической обработки.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы для изготовления поршней, головок цилиндров и других деталей, работающих при температурах до 275°С.Сплав на основе алюминия содержит следующие компоненты, мас.%: кремний 9,0-11,0, медь 0,7-1,1, магний 0,15-0,25, марганец 0,15-0,3, иттрий 0,05-0,1, стронций и/или лантан 0,05-0,1, цинк 0,7-1,5, бор 0,03-0,07, серебро 0,05-0,1, алюминий - остальное.
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к технологии приготовления алюминиево-кремниевых сплавов, например силуминов. .
Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, которые могу быть использованы в строительстве. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам литейных сплавов на основе алюминия. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе алюминия, которые могут быть использованы в машиностроении. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к способу производства сплавов алюминий-кремний, в частности сплавов, содержащих более 7% кремния. .
Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности к деформируемым термически упрочняемым, высокотехнологичным, коррозионно-стойким и свариваемым сплавам на основе системы Al-Mg-Si и изделиям из них.

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к производству фасонных отливок из сплава на основе алюминия системы Al-Si-Cu-Mg, применяемых в качестве базовых деталей агрегатов управления топливной системой в авиационной и автомобильной промышленности.

Изобретение относится к металлургии алюминиевых сплавов, характеризующихся низким коэффициентом линейного расширения и предназначенных для изготовления литьем поршней и других деталей, к которым предъявляются требования по достаточной прочности и минимальному изменению размеров при повышенных температурах.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам лигатур, которые могут быть использованы в производстве сплавов на основе алюминия, преимущественно силуминов
Наверх