Дублированный электронасосный агрегат

Изобретение может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и космической техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в расточках корпуса два центробежных электронасоса, оси валов электродвигателей которых параллельны, и двусторонний обратный клапан. Клапан установлен между диффузорами электронасосов в цилиндрической полости корпуса. Центробежные электронасосы установлены с размещением торцов валов их электродвигателей в противоположные стороны. Фланцы электродвигателей присоединены к противоположным торцам фланца корпуса, а ось цилиндрической полости корпуса размещена параллельно осям валов электродвигателей насосов. Изобретение направлено на снижение радиальных габаритов и повышение технологичности. 6 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и космической техники, а также в других областях техники.

Известен дублированный электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем два электронасоса, входные полости которых объединены с входным штуцером, а их выходные полости через обратные клапаны связаны с выходным штуцером (SU 155399 А, 01.08.1963). Недостатками этого ЭНА являются значительные габариты и масса, что является следствием наличия двух обратных клапанов, а также наличие общего корпуса наряду с корпусами электронасосов.

Этих недостатков лишен выбранный в качестве прототипа дублированный ЭНА, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов (Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. Москва, Машиностроение, 1985, с.18, 19, рис.1.11).

Недостатками этого ЭНА являются повышенные радиальные габариты, что вызвано, во-первых, условием расположения электронасосов параллельно рядом и ограничивает минимальный размер в плоскости осей электронасосов двумя диаметрами фланцев соседствующих электродвигателей. Во-вторых, повышенный габарит между диффузорами электронасосов, измеренный вдоль оси двустороннего обратного клапана, обусловлен размерами самого обратного клапана. И, в-третьих, значительный габарит вдоль оси выходного штуцера вызван тем, что диффузоры электронасосов направлены параллельно выходному штуцеру. Так как длина диффузоров определяется минимизацией гидравлических потерь в нем, то конусность диффузоров не может быть произвольно увеличена (длина диффузоров не может быть произвольно уменьшена), и этим определяется значительный габарит в направлении выходного штуцера. В современных космических летательных аппаратах, характеризующихся высокой насыщенностью разнообразными системами и агрегатами, ЭНА, выполненные по конструктивной схеме прототипа, находят крайне ограниченное применение. Снижение радиальных габаритов ЭНА при сохранении их энергетических параметров является крайне актуальной задачей. Другим недостатком конструкции прототипа является применение в ней рабочих колес разного вращения, что компенсирует момент от вращения насосов при их совместной работе, но снижает технологичность изготовления, т.к. рабочие колеса не унифицированы.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является снижение радиальных габаритов и повышение технологичности дублированного ЭНА.

Технический результат достигается за счет того, что в известном дублированном ЭНА, содержащем корпус, снабженный входным и выходным штуцерами, установленные в расточках корпуса два центробежных электронасоса, оси валов электродвигателей которых параллельны, входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости - с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов в цилиндрической полости корпуса, согласно изобретению центробежные электронасосы установлены с размещением торцов валов их электродвигателей в противоположные стороны, фланцы электродвигателей центробежных электронасосов присоединены к противоположным торцам фланца корпуса, а ось цилиндрической полости корпуса размещена параллельно осям валов электродвигателей центробежных электронасосов.

На фиг.1 приведен пример конкретного выполнения дублированного электронасосного агрегата, главный вид, на фиг.2 - то же, продольный разрез по А-А, на фиг.3, 4, 5, 6 - то же, поперечные разрезы по Б-Б, В-В, Г-Г, Д-Д соответственно, при этом сечения корпусов электродвигателей условно заштрихованы, как твердотельная деталь.

Дублированный ЭНА содержит корпус 1, снабженный входным 2 и выходным 3 штуцерами. В расточках 4 и 5 корпуса 1 установлены два центробежных электронасоса 6 и 7 соответственно. Центробежные электронасосы 6 и 7 содержат электродвигатели 8 и 9 соответственно, оси валов 10 и 11 которых параллельны, установленные на этих валах рабочие колеса 12 и 13 соответственно, а также улитки 14 и 15 и проставки 16 и 17 соответственно. Входные полости 18 и 19 центробежных электронасосов 6 и 7 соответственно сообщены с входным штуцером 2 посредством выполненных в корпусе 1 методом электроэрозионной обработки каналов 20 и 21. Центробежные электронасосы 6 и 7 установлены с размещением торцов 22 и 23 валов 10 и 11 их электродвигателей 8 и 9 в противоположные стороны. Фланцы 24 и 25 электродвигателей 8 и 9 центробежных электронасосов 6 и 7 присоединены к противоположным торцам фланца 26 корпуса 1. В корпусе 1 выполнена цилиндрическая полость 27, ось которой размещена параллельно осям валов 10 и 11 электродвигателей 8 и 9 центробежных электронасосов 6 и 7. В цилиндрической полости 27 установлен двусторонний обратный клапан 28, выполненный в виде штока 29 с тарелью 30, установленного в запрессованных в полость 27 седлах 31 и 32. Двусторонний обратный клапан 28 установлен между диффузорами 33 и 34 электронасосов 6 и 7. Каналы 20 и 21 выходят в расточку 35, являющуюся продолжением отверстия входного штуцера 2. К корпусу 1 в торцах цилиндрической полости 27 приварены заглушки 36, что необходимо для монтажа в цилиндрической полости 27 двустороннего обратного клапана 28. Выходные полости 37 и 38 центробежных электронасосов 7 и 6 соответственно сообщены диффузорами 34 и 33 соответственно с выходным штуцером 3 через двусторонний обратный клапан 28. В данном примере центробежные электронасосы выполнены одноступенчатыми, однако в общем случае они могут быть выполнены из нескольких последовательно соединенных между собой ступеней. Рабочие колеса 12 и 13, а также улитки 14 и 15 и проставки 16 и 17 выполнены идентичными (разные позиционные обозначения на иллюстрациях присвоены идентичным деталям во избежание неясностей при описании работы устройства).

Дублированный ЭНА работает следующим образом. При включении электродвигателя одного из центробежных электронасосов - например, электродвигателя 9 центробежного электронасоса 7 - он вращает установленное на валу 11 рабочее колесо 13 против часовой стрелки, смотря по фиг.3 и 4. Электродвигатель 8 центробежного электронасоса 6 при этом не работает. Жидкость через входной штуцер 2, канал 21 и входную полость 19 поступает на рабочее колесо 13, затем в выходную полость 37 и через диффузор 34, где происходит преобразование кинетической энергии жидкости в энергию статического давления в цилиндрическую полость 27 и выходной штуцер 3. При этом тарель 30 двустороннего обратного клапана 28 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого центробежным электронасосом 7, поджата к седлу 32 и перекрывает проток жидкости из цилиндрической полости 27 через диффузор 33 и неработающий в данный момент центробежный электронасос 6 во входной штуцер 2. Иллюстрация на фиг.2 показывает положение двустороннего обратного клапана 28 именно для описанного выше функционирования ЭНА. При отказе или выработке ресурса центробежного электронасоса 7 его выключают и включают центробежный электронасос 6. Электродвигатель 8 центробежного электронасоса 6 вращает установленное на валу 10 рабочее колесо 12 по часовой стрелке, смотря по фиг.5. Электродвигатель 9 центробежного электронасоса 7 при этом не работает. Жидкость через входной штуцер 2, канал 20 и входную полость 18 поступает на рабочее колесо 12, затем в выходную полость 38 и через диффузор 33, где происходит преобразование кинетической энергии жидкости в энергию статического давления - в цилиндрическую полость 27 и выходной штуцер 3. При этом тарель 30 двустороннего обратного клапана 28 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого центробежным электронасосом 7, поджата к седлу 31 и перекрывает проток жидкости из цилиндрической полости 27 через диффузор 34 и неработающий в данный момент центробежный электронасос 7 во входной штуцер 2. В случае необходимости увеличения энергетических параметров ЭНА - например, при нештатных ситуациях - включают оба центробежных электронасоса 6 и 7. Жидкость при этом перекачивается каждым из центробежных электронасосов 6 и 7, тарель 30 устанавливается в среднее положение между седлами 31 и 32. Так как колеса 12 и 13 идентичны друг другу и вращаются с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, то суммарный реактивный момент от вращения электродвигателей 8 и 9 на корпусе 1 равен нулю. В результате использования изобретения снижаются радиальные габариты двухступенчатого ЭНА. Так, в направлении в плоскости осей электронасосов 6 и 7 (т.е. вдоль вертикальной оси на фиг.1, 3) минимально возможный габаритный размер может быть снижен за счет сближения фланцев электронасосов и их некоторого перекрытия, т.к. эти фланцы размещены в разных плоскостях. Например, при использовании электродвигателей БК-2524 с диаметром фланца 75 мм и диаметром посадочной части 50 мм минимально возможный размер в указанном направлении для прототипа составлял 150 мм, а для заявленной конструкции он может быть снижен до 140 мм, т.е. на 7%. Существенно снижен размер в этом же направлении в зоне расположения двустороннего обратного клапана, т.к. ось его теперь параллельна осям электронасосов. Снижен также радиальный габарит в направлении выходного штуцера, т.к. ось двустороннего обратного клапана приближена к плоскости осей электродвигателей за счет наклонного по отношению к оси выходного штуцера расположения диффузоров электронасосов при сохранении их длины. Достигнуто снижение габаритов без какого-либо изменения геометрии проточной части насосов, за счет чего сохранены энергетические параметры и к.п.д. ЭНА особенно ценные для изделий космической техники, характеризующихся весьма малыми располагаемыми объемами под компоновку оборудования. Кроме того, использование в обоих центробежных электронасосах идентичных деталей повышает технологичность их производства.

Дублированный электронасосный агрегат, содержащий корпус, снабженный входным и выходным штуцерами, установленные в расточках корпуса два центробежных электронасоса, оси валов электродвигателей которых параллельны, входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости - с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов в цилиндрической полости корпуса, отличающийся тем, что центробежные электронасосы установлены с размещением торцев валов их электродвигателей в противоположные стороны, фланцы электродвигателей центробежных электронасосов присоединены к противоположным торцам фланца корпуса, а ось цилиндрической полости корпуса размещена параллельно осям валов электродвигателей центробежных электронасосов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования, а также для очистки газового состава изделий ракетной техники.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два центробежных электронасоса. Выходная полость каждого электронасоса сообщена с выходным патрубком через переводную канавку и Т-образный канал двустороннего обратного клапана. Внутренняя часть корпуса выполнена в виде кругового цилиндра с наружным диаметром, равным диаметру сквозной расточки внешней части корпуса, с каждого торца кругового цилиндра выполнена расточка для размещения одного из электронасосов, а Т-образный канал двустороннего обратного клапана выполнен в перемычке между двумя расточками, и его ось скрещивается с продольной осью корпуса. Изобретение направлено на снижение гидравлического сопротивления без увеличения габаритов. 5 ил.

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два центробежных электронасоса, входные полости которых сообщены с входным патрубком, а выходная полость каждого электронасоса сообщена с выходным патрубком через переводную канавку и Т-образный канал двустороннего обратного клапана. Внутренняя часть корпуса выполнена в виде кругового цилиндра с наружным диаметром, равным диаметру сквозной расточки внешней части корпуса, с каждого торца кругового цилиндра выполнена расточка для размещения одного из электронасосов, а Т-образный канал двустороннего обратного клапана выполнен в перемычке между двумя расточками. Изобретение направлено на снижение гидравлического сопротивления без увеличения габаритов. 5 ил.

Изобретение относится к способам одновременно-раздельной добычи нефти из двух пластов одной скважины. Способ включает определение геолого-технических характеристик пластов, установку в скважине пакера, который располагают между двумя пластами, спуск в скважину одной колонны лифтовых труб с одним электродвигателем с приводом на два насоса и хвостовиком. При этом нижний насос при спуске располагают на расстоянии от пакера, равном расчетному динамическому уровню флюида нижнего пласта. Продукт нижнего пласта за счет давления в подпакерной зоне поступает на прием нижнего насоса и далее через обратный клапан (регулятор давления) подается в межтрубное пространство, перемешивается с флюидом верхнего пласта и верхним насосом откачивается на поверхность. Напорная характеристика каждого насоса может меняться в соответствии с геолого-техническими характеристиками каждого пласта. Технический результат заключается в повышении эффективности одновременно-раздельной добычи нефти. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к нефтедобывающей промышленности и может быть применена для одновременно-раздельной добычи скважинного флюида из двух пластов одной скважиной. Установка по первому варианту содержит колонну лифтовых труб, пакер, разобщающий в скважине верхний и нижний пласты, погружной двухсторонний электродвигатель, герметически соединенный с электрическим кабелем. Погружной двухсторонний электродвигатель приводными валами с обеих сторон соединен с верхним и нижним центробежными насосами. Верхний центробежный насос соединен снизу с приемным модулем, выполненным с боковыми каналами входа жидкости из верхнего пласта и нижнего центробежного насоса, и сообщающийся выходом с колонной лифтовых труб. Ствол пакера снизу соединен хвостовиком с приемным фильтром жидкости из нижнего пласта, а сверху - с входом нижнего центробежного насоса, последний снабжен выходным модулем, пристыкованным к низу погружного электродвигателя. Внутри выходного модуля размещены нижние приводной вал и устройство гидрозащиты погружного электродвигателя. Приемный модуль верхнего центробежного насоса дополнительно снабжен скважинным фильтром и пристыкован к погружному электродвигателю сверху. Внутри приемного модуля размещены верхние приводной вал и устройство гидрозащиты погружного электродвигателя. Верхний центробежный насос выбран с производительностью, по меньшей мере, равной суммарному дебиту обоих пластов скважины при равной частоте вращения приводных валов электродвигателя. Верхний центробежный насос содержит несколько секций с возможностью последовательного повышения давления жидкости для подъема ее по колонне лифтовых труб. Во втором варианте, в глубиннонасосной установке погружной двухсторонний электродвигатель дополнительно снабжен кожухом, соединенным сверху с приемным модулем верхнего центробежного насоса, образующий проточную камеру охлаждения электродвигателя с входом жидкости снизу из надпакерного межтрубного пространства и выходом через боковые каналы приемного модуля в верхний центробежный насос. Технический результат заключается в повышении надежности работы установки. 2 н.п. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к управлению давлением текучей среды в распределительной сети. Сеть (2) содержит, по меньшей мере, одну насосную станцию (4) и несколько насосов (6) для подачи текучей среды под давлением в подающую магистраль (8); средство (10) определения, по меньшей мере, одного значения (Q) расхода, по меньшей мере, части сети (2) и блок управления для управления функционированием и скоростью насоса (-ов) (6) станции (4) в соответствии с заданной кривой (20) насосных характеристик, определяющей соотношение между давлением (22) и расходом (24) текучей среды, перемещаемой под давлением с помощью станции (4). Блок управления выполнен с возможностью автоматического изменения кривой (20) насосных характеристик в соответствии, по меньшей мере, с одним определенным значением (Q) расхода, которое является определенным максимальным расходом (Qмакс) и/или минимальным расходом (Qмин) среды, подаваемой станцией (4) в течение заданного периода времени. Блок управления выполнен с возможностью корректировки максимального и/или минимального расхода кривой насосной характеристики согласно определенному максимальному и/или минимальному расходу. Группа изобретений направлена на минимизацию потерь текучей среды и обеспечение возможности автоматически приспосабливаться к фактическому давлению и/или условиям расхода в сети. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит составной из двух частей корпус (1). Внешняя часть (2) снабжена входным и выходным патрубками (3, 4) и расточкой (5), ось которой перпендикулярна осям патрубков (3, 4). Внутренняя часть (6) имеет вид цилиндра с расточками (7, 8), в которых установлены центробежные электронасосы (9, 10). В перемычке (24) выполнен Т-образный канал (26), в котором размещен двусторонний обратный клапан (27) в виде переключающего элемента (29). На внутренней поверхности патрубка (3) со стороны расточки (5) выполнена расточка с диаметром, равным диаметру радиального отверстия (25). В стенке отверстия (25) выполнена проточка, в которой установлено пружинное стопорное кольцо. Фиксатор взаимного положения частей (2, 6) корпуса (1) выполнен в виде втулки с наружным диаметром, равным диаметру отверстия (25), размещенной в расточке входного патрубка (3) и отверстии (25) между торцевой стенкой расточки и торцом пружинного стопорного кольца. Аксиальная полость (23) охватывает поперечное сечение втулки и кольца. Изобретение направлено на повышение вибропрочности и технологичности. 2 ил.

Изобретение относится к технике добычи углеводородов и может быть применено для добычи скважинной жидкости из двух пластов с использованием одной скважины. Установка состоит из верхнего и нижнего электроцентробежных насосов, разделенных между собой пакером, привод которых осуществляется от двухстороннего погружного электродвигателя, расположенного между насосами на одном с ними валу выше пакера. Вал, посредством которого осуществляется передача крутящегося момента на нижний электроцентробежный насос, проходит сквозь пакер и центрируется в нем посредством подшипников скольжения. В процессе работы установки жидкость, отбираемая из нижнего пласта посредством нижнего электроцентробежного насоса, поднимается в надпакерное пространство через проходное сечение, расположенное в теле пакера. Для контроля работы установки и обеспечения ее эффективной эксплуатации в компоновке установки предусмотрены нижний и верхний блоки замеров, посредством которых осуществляется замер температуры, давления, дебита жидкости раздельно в под- и надпакерном пространствах, а также передача полученных данных с помощью радиосигнала на блок приема и передачи информации. Технический результат заключается в повышении надежности установки. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам управления и регулирования насосных установок, состоящих из группы однотипных насосов одинаковой мощности. Способ повышения энергоэффективности установок повышения давления с центробежными электроприводными насосами, управляемыми преобразователями частоты по закону ПИД-регулирования, включает определение и контроль количества работающих насосов n, измерение тока активной нагрузки каждого работающего электродвигателя насоса Iаi, определение отклонения токов активной нагрузки каждого работающего электродвигателя от их среднеквадратичного значения, вычисленного по формуле пошаговый ввод корректирующего значения частоты управляющего сигнала в блоке управления для каждого работающего электродвигателя, равного произведению единицы младшего разряда частоты управления на масштабирующий коэффициент, до выполнения условия . Изобретение направлено на повышение энергоэффективности за счет повышения общего КПД установки в процессе регулирования напора в напорной магистрали потребителей. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх