Система смазки редуктора

Система предназначена для смазки подшипников и зубчатых колес многоступенчатых редукторов. Система состоит из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержит масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса. Перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес. Желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов. Под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов. Во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала. Техническим результатом изобретения является создание компактной и надежной системы смазки многоступенчатого редуктора с направленной подачей масла к местам смазки подшипников и зубчатых колес. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и касается систем смазки подшипников и зубчатых колес многоступенчатых редукторов.

Известно устройство для подачи смазки в редукторе, выполненное в виде масляного резервуара, нижняя часть корпуса которого заполнена маслом, с расположенным в нем и погруженным в масло маслоподающим диском, установленным на собственном подшипнике и электромагнитно связанным с расположенными на вращающемся валу привода магнитами, а в корпусе масляного резервуара закреплен магнит, создающий тормозящий момент на диске [1].

Недостатком указанного устройства является сложность конструкции и незначительное количество масла, подаваемого в места смазки.

Известна система смазки, взятая за прототип, примененная в тяговом редукторе, содержащем корпус с масляной ванной, зубчатое колесо и шестерню, на валах которых установлены подшипники и уплотнения, основную и дополнительную перегородки между масляной ванной и зацеплением колеса и шестерни, и желобом, установленным в верхней части корпуса над шестерней со стороны уплотнения вала шестерни с уклоном в его сторону, причем основная перегородка установлена непосредственно у зацепления со стороны уплотнения вала шестерни, и ее ширина выполнена меньше ширины корпуса, а дополнительная перегородка размещена на конце основной перегородки тангенциально к зубчатому колесу [2].

Недостатком указанной системы смазки является то, что масло, улавливаемое желобами, не попадает в подшипники и в зону зацепления зубчатых колес редуктора, особенно при вращении зубчатого колеса, погруженного в масло, по часовой стрелке, т.к. выдавливаясь в зоне зацепления, масло разбрызгивается на стенки и не попадает в желоба. Данная система смазки тем более не пригодна для многоступенчатого редуктора, так как в зоны зацеплений зубчатых колес и подшипники второй и последующих ступеней в начальный момент смазка не поступает, а в ходе работы редуктора будет поступать лишь незначительное количество масла.

Техническим результатом изобретения является создание компактной и надежной системы смазки многоступенчатого редуктора с направленной подачей масла к местам смазки подшипников и зубчатых колес.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе смазки редуктора, состоящего из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержащей масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса, перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес, желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов, под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов, а во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала.

Система смазки поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид системы смазки в продольном сечении двухступенчатого редуктора; на фиг.2 - разрез А-А, фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б, фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В, фиг.1.

Система смазки редуктора содержит (фиг.1) наполненную жидкой смазкой (маслом) 1 масляную ванну 2, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо 3, желоба 4, 5, лотки 6, 7, питательные каналы 8, 9, 10, выполненные в верхней части редуктора и направленные к подшипникам 11-16 валов 17, 18, 19, на которых установлены соответственно зубчатые колеса: ведомое 3, промежуточные 20, 21 и ведущее 22, установленные на верхней части корпуса 23 редуктора маслоотборник 24, перегородки 25, 26 (фиг.2-4). Масляная ванна 2 находится в нижней части корпуса 23, а желоба 4, 5 и перегородки 25, 26 установлены в верхней его части, а именно: перегородка 25 непосредственно над зоной зацепления зубчатых колес 3 и 20, а перегородка 26 - непосредственно над зоной зацепления зубчатых колес 21 и 22. При этом желоб 4 расположен под перегородкой 25, а желоб 5 - под перегородкой 26.

Маслоотборник 24, который может быть выполнен в форме изогнутой трубки или экрана, размещен (фиг.3) во внутренней полости 27 промежуточного зубчатого колеса 21, находящегося в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 22, при этом маслоотборник 24 установлен на верхней части корпуса 23 и связан питательным каналом 9 с ближайшим подшипником 14 вала 18.

Желоб 4 через лотки 6 связан с питательными каналами 8 и 9, а желоб 5 через лотки 7 связан с питательными каналом 10, которые выполнены в верхней части корпуса 23 и направлены к подшипникам 11-16 валов 17-19. При этом слив 28 с одной стороны желоба 6 направлен (фиг.1, 2) на входное отверстие питательного канала 8, а слив 29 с другого конца лотка 6 направлен на входное отверстие питательного канала 9. Слив 30 лотка 7 направлен на входное отверстие питательного канала 10.

Система смазки содержит также дренажные каналы 31, 32, 33 (фиг.2, 3, 4), расположенные в нижней части корпуса 23. Питательные 8-10 и дренажные 31-33 каналы представляют собой специальные проточки в корпусе 23, выполненные вблизи мест размещения подшипников 11-16 валов 17-19.

Для создания благоприятных условий смазки всех зубчатых колес 3, 20, 21, 22 редуктора под ними установлены соответственно масляные ванны 2, 34, 35, 36, которые связаны с подшипниками 11-16 валов 17-19, выполненными в нижней части корпуса 23 дренажными каналами 31-33. В нижней части (картере) корпуса 23 предусмотрены также сливное отверстие 37 с резьбовой пробкой 38 и заливочная горловина 39, закрываемая пробкой - щупом 40.

Система смазки функционирует следующим образом.

Масло 1 заливают в нижнюю часть корпуса 23 редуктора через горловину 39, контролируя его уровень в масляной ванне 2 пробкой-щупом 40, которой после заправки закрывают горловину 39. При этом сливное отверстие 37 должно быть закрыто резьбовой пробкой 38.

Зубчатые колеса 3, 20, 21, 22 при работе редуктора смазываются в основном погружением (окунанием) их зубьев в масляные ванны 2, 34, 35, 36, а также переносом масла 1 с зубьев одного зубчатого колеса на зубья другого в процессе их зацепления. Кроме того, на зубьях также осаждается масло 1, отражающееся от стенок корпуса 23 вследствие разбрызгивания смазки при вращении зубчатых колес 3, 20-22.

Подшипники 11-16 смазываются маслом 1, которое разбрызгивается внутри корпуса 23 из масляных ванн 2, 34-36 при вращении зубчатых колес 3, 20-22 (фиг.1) и осаждается на перегородках 25, 26, желобах 4 и 5, и по лоткам 6, 7 и питательным каналам 8, 9, 10 стекает в подшипники 11-16 валов 17-19. Из подшипников 11-16 по дренажным каналам 31, 32, 33 масло 1 стекает в масляные ванны 2, 34, 35, 36. Избыток масла 1 в масляных ваннах поступает в нижнюю часть корпуса 23 редуктора.

Кроме того, маслоотборник 24, захватывая масло из внутренней полости промежуточного зубчатого колеса 21, по питательным каналам 9 подает его в ближайший подшипник 14 вала 18 (фиг.3).

Данная система смазки редуктора является комплексной. В ней используется несколько видов подачи смазки (окунание, разбрызгивание, локальная подача) путем ее полной циркуляции через все подшипники и зубчатые зацепления. Циркуляция осуществляется зачерпыванием и разбрызгиванием смазки из масляных ванн зубчатыми колесами и ее протеканием по желобам, лоткам и каналам, выполненным в корпусе редуктора. При этом подача смазки в рабочие зоны подшипников через питательные каналы сопровождается стеканием смазки в ванны через дренажные каналы. Баланс подачи и стока смазки регулируют диаметрами отверстий питательных и дренажных каналов. Система работает без применения специальных насосов, что делает ее простой и компактной.

Источники информации

1. SU, а.с. №495499, F16N 7/36, опубл. 1975 г.

2. SU, а.с. №1605080 А1, F16N 7/26, опубл. 1990 г.

1. Система смазки редуктора, состоящего из находящихся в зацеплении зубчатых колес, установленных в корпусе на валах и подшипниках, содержащая масляную ванну, погруженное в нее зубьями ведомое зубчатое колесо, перегородки и желоба, установленные на верхней части корпуса, отличающаяся тем, что перегородки установлены непосредственно над зонами зацепления зубчатых колес, желоба расположены под перегородками и через лотки связаны с питательными каналами, выполненными в верхней части корпуса и направленными к подшипникам валов, под всеми зубчатыми колесами установлены масляные ванны, которые выполненными в нижней части корпуса дренажными каналами связаны с подшипниками валов.

2. Система смазки редуктора по п.1, отличающаяся тем, что во внутренней полости, по меньшей мере, одного из зубчатых колес может быть размещен маслоотборник, выполненный в форме изогнутой трубки или экрана, при этом он установлен на верхней части корпуса и связан питательным каналом с ближайшим подшипником вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для нанесения равномерной пленки консистентной смазки на резьбовую поверхность винтов методом погружения .

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. .

Изобретение относится к смазочной технике и позволяет расширить зону подачи смазки. .

Изобретение относится к устройствам смазки разбрызгиванием и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в тяговых редукторах локомотивов.

Область техники, к которой относится изобретение - это машины и механизмы, которые имеют картер со смазкой, вращающиеся, двигающиеся детали, способные разбрызгивать смазку, и в них применяются подшипники качения шариковые или роликовые. Пассивный элемент для смазки подшипников качения картерным маслом в механизмах состоит из сборника, который предназначен для сбора смазывающей жидкости с поверхностей картера либо с разбрызгивающих вращающихся, двигающихся частей и деталей механизма, расположен выше точки захвата смазки подшипником, способного отдавать смазывающую жидкость направляющей конструкции, которая позволяет смазывающей жидкости стекать под действием силы тяжести и угла наклона от сборника к подшипнику. Направляющая конструкция доставляет смазку только в точку захвата смазки подшипником, которая может быть расположена: для вертикально ориентированного подшипника в объеме, ограниченном наружным диаметром внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой горизонтальными линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для горизонтально или наклонно ориентированного подшипника, при применении стекающих капель, в верхнем объеме, ограниченном поверхностью плоскости, проходящей через центры шариков, роликов, поверхностью наружного диаметра внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для струи доступны точки захвата верхнего и нижнего объема подшипника. Технический результат: устранение масляного голодания при работе подшипника, что обеспечивает снижение рабочей температуры подшипника за счет постоянного протока масла через объем качения шариков, роликов при любых угловых скоростях вращения, и увеличение срока эксплуатации. 3 ил.
Наверх