Сцепное устройство тягача

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Охватывающий элемент соединен с дышлом прицепного звена. Открытая часть корпуса выполнена в виде усеченного конуса. Корпус имеет глухое цилиндрическое отверстие и жестко связан с охватывающим элементом. Наконечник дышла прицепного звена снабжен кольцевой проточкой и размещен в глухом цилиндрическом отверстии корпуса. На корпусе шарнирно установлены фиксаторы, взаимодействующие через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена. Поворотная рамка установлена шарнирно на оси фиксаторов. Пружины растяжения соединены одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой. На нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки. Стопор установлен на поворотной рамке и имеет подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт. Пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов. Кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов. Упорная скоба установлена на корпусе и ограничивает ход фиксаторов при их раскрытии. В корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом. Существенно облегчается соединение и рассоединение прицепа с тягачом и повышается надежность сцепки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для сцепления прицепа с тягачом.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый крюк и сцепную петлю. Сцепная петля укладывается в зев тягового крюка и удерживается в нем накидной защелкой. Последняя от проворачивания вокруг оси стопорится замком. Надежность сцепки обеспечивается шплинтом, соединяющим замок и накидную защелку в единое целое. Устойчивому положению защелки способствует пружина (см. Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Конструкция, теория и расчет - Л.: Машгиз, 1961, с.12-13, рис.4).

Недостатками данного тягово-сцепного устройства являются малая износостойкость вследствие больших зазоров в соединении тяговый крюк - сцепная петля, неудобство соединения и рассоединения тягача с прицепным звеном.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению (прототипом) является тягово-сцепное устройство тягача, содержащее прицепную скобу, связанную шарнирно цилиндрическими цапфами с задними шарнирами задних тяг, передние концы которых связаны с рамой тягача, охватывающий прицепную скобу элемент, жестко соединенный с дышлом прицепного звена и взаимодействующий своими поверхностями с упорами скобы. Упоры выполнены в виде сквозной выемки, образованной в скобе взаимно пересекающимися вертикальной плоскостью, перпендикулярной продольной оси симметрии скобы, и симметричными относительно продольной оси скобы цилиндрическими поверхностями с осями, проходящими через точки пересечения с вертикальной плоскостью, и радиусами радиальных сечений, равными длине вертикальной плоскости (см. патент РФ №2214925, М. кл. 7 В60D 1/00).

Основными недостатками тягово-сцепного устройства тягача являются неудобство соединения и рассоединения прицепа с тягачом из-за необходимости большой точности для соединения охватывающего элемента и дышла прицепного звена, недостаточная надежность сцепки за счет наличия разъемных соединений, работающих под несимметричной нагрузкой.

Задачей изобретения является облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом, повышение надежности сцепки.

Поставленная задача достигается тем, что сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, при этом в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

Кроме того, наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

Кроме того, корпус снабжен дренажными отверстиями.

Кроме того, стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.

Облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом обеспечивается за счет того, что в корпусе сцепного устройства выполнено отверстие, в которое входит наконечник дышла прицепного звена с кольцевой проточкой, с возможностью удержания наконечника в корпусе при сведенных фиксаторах и свободного выхода из корпуса при разведении фиксаторов, повышенная надежность сцепки обеспечивается наличием стопора и выемки на торцах фиксаторов.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен главный вид на сцепное устройство тягача; на фиг.2 - вид сбоку фиг.1 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.3 - вид сбоку фиг.1 с фиксаторами в раскрытом состоянии с местным разрезом в вертикальной плоскости; на фиг.4 - вид Б фиг.2 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.5 - сечение А-А фиг.1.

Дополнительно на фиг.1 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.2 пунктирными линиями обозначены невидимые части корпуса, фиксаторов, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия, на фиг.3 пунктирными линиями показаны невидимые части корпуса, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, на фиг.4 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.5 пунктирными линиями показаны невидимые части наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия.

Сцепное устройство тягача содержит охватывающий элемент 1, соединенный с дышлом 2 прицепного звена, снабжено корпусом 3, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса 4, имеющим глухое цилиндрическое отверстие 5 и жестко связанным с охватывающим элементом 1. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена снабжен кольцевой проточкой 7 и размещен в глухом цилиндрическом отверстии 5 корпуса 3. На корпусе 3 шарнирно установлены фиксаторы 8, взаимодействующие через поперечные прорези 9 корпуса 3 с кольцевой проточкой 7 наконечника 6 дышла прицепного звена. Поворотная рамка 10 установлена шарнирно на оси 11 фиксаторов 8. Пружины растяжения 12, соединенные одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой 10, на нижнем фиксаторе выполнены упоры 13, ограничивающие угол поворота поворотной рамки 10. Стопор 14 установлен на поворотной рамке 10 и имеет подвижный стержень 15, снабженный кольцом 16, пружину 17 и штифт 18. Пружина 17 поджимает штифт 18 к выемкам 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8, а кольцо 16 передает усилие для вывода штифта 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8. На корпусе 3 установлена упорная скоба 20, ограничивающая ход фиксаторов 8 при их раскрытии. В корпусе 3 выполнены сквозные отверстия 21 для соединения с охватывающим элементом 1 и дренажные отверстия 22 для возможности очистки глухого цилиндрического отверстия 5 от загрязнений. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и фиксаторы 8 снабжены коническими направляющими частями 23 и 24 соответственно, а стержень 15 имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение для возможности его фиксации либо вдоль, либо поперек выемок 19 на торцах фиксаторов 8.

Сцепное устройство тягача работает следующим образом.

При движении тяговое усилие от тягача передается через отверстия 21 на корпус 3. Далее усилие передается через поперечные прорези 9 корпуса 3 и поверхности фиксаторов 8 на кольцевую проточку 7 наконечника 6 дышла прицепного звена и на дышло 2. При набегании прицепного звена на тягач усилие от прицепного звена передается на дышло 2, далее - на наконечник 6 дышла 2 прицепного звена. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена упирается стенками кольцевой проточки 7 в фиксаторы 8 и передает усилие от набегающего прицепного звена на корпус 3, который в свою очередь через отверстия 21 и охватывающий элемент 1 передает усилие на тягач.

При соединении сцепного устройства тягача с прицепным звеном наконечник 6 дышла прицепного звена направляется открытой частью корпуса 3 в виде усеченного конуса 4 в глухое цилиндрическое отверстие 5 корпуса 3. Наконечник 6 дышла прицепного звена проходит внутрь корпуса 3, взаимодействует своей конической направляющей частью 23 с конической направляющей частью 24 фиксаторов 8 и разжимает фиксаторы 8, стопор 14 предварительно открыт.Фиксаторы 8 под действием поворота поворотной рамки 10 сходятся, захватывают наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и надежно удерживают его в этом положении при вхождении штифта 18 в выемки 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8.

Для рассоединения сцепного устройства тягача с прицепным звеном водитель воздействует на кольцо 16 стопора 14, выводит штифт 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8, при этом поворачивая поворотную рамку 10, которая раздвигает фиксаторы 8, освобождая наконечник 6 дышла 2 прицепного звена.

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает облегчение соединения и рассоединения прицепного звена с тягачом, повышение надежности сцепки.

1. Сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, отличающееся тем, что оно снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что корпус снабжен дренажными отверстиями.

4. Устройство по любому из пп.1 и 2 ,отличающееся тем, что стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения, касается тягово-сцепных устройств транспортных средств. .

Автопоезд // 2314960
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к устройствам для сцепления прицепа с тягачом. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам автопоездов, когда требуется соединение большегрузных транспортных средств в условиях трудной проходимости и бездорожья.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных полуприцепов. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях различных автопоездов. .

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу, и может быть использовано для повышения тягово-сцепных качеств транспортного средства и снижения динамических нагрузок на его ходовую часть и трансмиссию при неустановившихся режимах движения путем гашения продольных резонансных колебаний прицепа.

Изобретение относится к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например к автопоездам, и может быть использовано для повышения маневренности автопоезда путем увеличения длины дышла при значительных углах складывания.

Изобретение относится к составным транспортным и транспортно-технологическим средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании и изготовлении тягово-сцепных устройств транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к буксировочным устройствам и предназначено для гусеничных и колесных транспортных средств: танков, САУ, БТР, БМП и других

Изобретение относится к системе буксировки транспортного средства на автостраде

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к сцепным устройствам сельскохозяйственных тракторов, оборудованных задним навесным устройством четырехзвенного типа для обеспечения возможности буксирования прицепных звеньев. Сцепное устройство тягача снабжено четырехзвенным навесным механизмом и содержит верхнюю и нижнюю оси, связанные с тягачом. Нижняя ось шарнирно соединена продольными тягами с прицепной скобой, которая связана с дышлом прицепного звена. Прицепная скоба жестко связана с дышлом. Продольные тяги установлены с возможностью поворота относительно нижней оси в горизонтальной плоскости на угол, необходимый для маневрирования тягача с прицепным звеном. Достигается повышение устойчивости движения во время совершения маневра тягача с прицепным звеном при одновременном снижении металлоемкости и трудоемкости изготовления устройства. 3 ил.

Группа изобретений относится к компоновочным решениям сцепных устройств с изменяемой длиной. Модуль силового узла сцепного устройства с изменяемой длиной содержит силовой цилиндр и раздвижной механизм в виде «ломающейся» пары шарнирно связанных между собой рычагов. Корпус и шток силового цилиндра, а также рычаги имеют концевые шарниры для взаимосвязи с соединяемыми звеньями ТС. Силовой цилиндр снабжен вторым раздвижным механизмом, выполненным аналогично упомянутому первому. Оба раздвижных механизма установлены оппозитно друг другу симметрично относительно силового цилиндра параллельно его продольной оси или под углом к ней. Концевые шарниры штока и корпуса силового цилиндра имеют с концевыми шарнирами рычагов общие горизонтальные оси. Согласно первому варианту соединительным средством со стороны переднего звена служит буксирное кольцо, размещенное на общей оси упомянутых шарниров модуля, а со стороны заднего звена шарниры модуля крепятся непосредственно к одному из элементов заднего звена. Гидро(пневмо)система выполнена с возможностью подсоединения к приводной гидро(пневмо)системе тягового звена или автономной. Согласно второму варианту соединительными средствами служат размещенные на общих горизонтальных осях шарниров модуля сферические шарниры или подвижные кронштейны с тремя степенями свободы. Достигается повышение эксплуатационной надежности силового узла. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх