Соединитель рельсовый

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам рельсовых цепей, и предназначено для пропуска по рельсам сигнального и тягового токов на участках железных дорог с электрической тягой. Соединитель рельсовой цепи содержит токопроводящую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку. Токопроводящая пластина имеет коробчатую форму и снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины. Пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельсов, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке. В центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине. На стенках токопроводящей пластины выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины. Электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала. Техническим результатом изобретения является повышение надежности соединителя рельсовых цепей. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам рельсовых цепей, и предназначено для пропуска по рельсам сигнального и тягового токов на участках железных дорог с электрической тягой.

Известен соединитель рельсовый, содержащий токопроводную пластину, закладываемую между шейками стыкуемых рельсов и рельсовой накладки, на концах которой выполнены базирующиеся отверстия под болты стыка, пластина снабжена пружинным элементом со стороны, обращенной к рельсовой накладке, и контактными элементами со стороны, обращенной к рельсам, для взаимодействия с шейками стыкуемых рельсов, контактные элементы выполнены из токопроводного износостойкого высокопрочного материала, могут быть снабжены шабрирующими гранями, а пружинный элемент может быть выполнен в виде плоской, витой или тарельчатой пружины и/или в виде втулок, одеваемых на болты стыка между рельсовой накладкой и пластиной соединителя, выполненных из упругодеформируемого материала (заявка РФ №2003103004).

Недостаток известного устройства заключается в том, что рельсы, накладка и токопроводящая пластина выполнены из стали, обладающей высоким электрическим сопротивлением, что приводит к потере тока, и, следовательно, известный соединитель ненадежен в работе.

Для устранения указанного недостатка предлагается соединитель рельсовый, совокупность существенных признаков которого направлена на повышение его надежности.

Указанный технический результат достигается заявляемым соединителем рельсовой цепи, содержащим токопроводящую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельс, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала, в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки, которую соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой.

Наличие в токопроводящей пластине перемычки, материал которой имеет электросопротивление меньше, чем материал самой пластины, снижает потери тока в стыке. Коробчатая форма пластины повышает ее жесткость, расположение пружинного элемента выпуклой стороной к токопроводящей пластине, а отогнутыми концами к рельсовой накладке обеспечивает надежность установки пластины в месте стыка шеек рельс. Контактные вставки, выполненные из композиционного материала (например, содержащего в различных сочетаниях вольфрам, молибден, хром, никель, кобальт, медь, углерод, серебро, железо), за счет высокой твердости очищают шейку рельса от продуктов коррозии, обеспечивая плотный контакт в процессе эксплуатации соединителя при возникновении вибрации в стыке. В совокупности указанные признаки направлены на достижение указанного технического результата.

На чертеже показано принципиальное устройство соединителя, состоящего из токопроводящей пластины 1 с отверстиями под болты. Пластина 1 со стороны, обращенной к рельсовой накладке 2, снабжена пружинным элементом 3, со стороны стыкуемых шеек рельс 4 снабжена контактными элементами 5, соединенными между собой перемычкой 6. Контактные элементы 5 расположены так, чтобы обеспечивался контакт с обеими шейками стыкуемых рельс. Перемычка 6 присоединена (например, пайкой) к пластине в углублении между контактными элементами 5.

Работает соединитель рельсовый следующим образом. При закручивании гаек стыковых болтов 7 рельсовая накладка 2 поджимается к рельсу, деформируя пружинный элемент 3. Пружинный элемент в свою очередь поджимает пластину 1, и ее контактные элементы вступают во взаимодействие с шейками рельсов. При прохождении поезда ток проходит по рельсам. В месте стыка рельсов, где расположена перемычка, материал которой имеет меньшее сопротивление, чем материал пластины, ток проходит без значительных потерь. Пружинный элемент, установленный впадиной на ответный выступ в пластине, снабженной фиксаторами, исключает возможность осевых перемещений, что также направлено на повышение надежности работы соединителя.

Предлагаемый соединитель рельсовый конструктивно прост и надежен в эксплуатации.

1. Соединитель рельсовой цепи, содержащий токопроводящую пластину с электроконтактными элементами, расположенными со стороны, обращенной к рельсам, установленную на шейке стыкуемых рельсов, выпукло-вогнутый пружинный элемент, рельсовую накладку, отличающийся тем, что токопроводящая пластина имеет коробчатую форму, снабжена перемычкой, расположенной между электроконтактными элементами и выполненной из материала, имеющего электросопротивление меньше, чем материал токопроводящей пластины, пружинный элемент расположен выпуклостью к шейкам стыкуемых рельсов, а отогнутыми горизонтально концами - к рельсовой накладке, в центре пружинного элемента выполнена вогнутость, посредством которой пружинный элемент контактирует с ответным выступом на токопроводящей пластине, на стенках которой выполнены фиксаторы пружинного элемента, обеспечивающие самоустановку пружинного элемента на выступе токопроводящей пластины, электроконтактные элементы выполнены из композиционного материала.

2. Соединитель рельсовой цепи по п.1, отличающийся тем, что в токопроводящей пластине выполнено углубление для перемычки.

3. Соединитель рельсовой цепи по п.1, отличающийся тем, что перемычку соединяют с токопроводящей пластиной в месте углубления, например, пайкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена.

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям верхнего строения железнодорожного пути и используется в изолирующих стыках. .

Изобретение относится к устройству верхнего строения железнодорожного пути, в частности к электроизолирующим стыковым соединениям рельсов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к усовершенствованию конструкции накладок для рельсовых стыков, и может быть использовано в устройствах с направляющими качения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к усовершенствованию конструкции стыкового соединения рельсов, и может быть использовано в устройствах с направляющими качения.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается рельсов, предназначенных для укладки на участках железных дорог со скоростным совмещенным движением, на скоростных магистралях и для метрополитена.

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена.

Изобретение относится к области сварки, а именно к сварке рельсов железнодорожного пути. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к верхнему строению пути, и может быть использовано в электрических рельсовых цепях железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля сопротивления опор контактной сети электрифицированных железных дорог на участках с тягой как на постоянном, так и переменном токе.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к верхнему строению пути, и может быть использовано в электрических рельсовых цепях железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано для электропитания троллейбусов, электромобилей, электропогрузчиков, трамваев, электротракторов, электровозов и других электротранспортных средств.

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано на электрифицированных железных дорогах магистрального и промышленного транспорта, а также метрополитена.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. .

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности верхнего строения железнодорожного пути, и может быть использовано в конструкции электрически изолирующих рельсовых стыковых соединений с накладками из композитного материала.

Изобретение относится к рельсовому транспорту, преимущественно-железнодорожному. .

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям рельсовых изолирующих стыков
Наверх