Влажно-паровая ступень турбины с увеличенным ресурсом работы

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано во влажно-паровых турбинах или в последних ступенях конденсационных паровых турбин. Достигаемым результатом изобретения является увеличение ресурса работы влажно-паровой ступени турбины при конструктивной простоте технического решения. Указанный результат обеспечивается тем, что согласно изобретению часть рабочих лопаток ступени выполнена с выступающей на одинаковую величину за передний по ходу рабочей среды торец диска частью входной кромки пера лопатки в пределах осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, причем лопатки с выступающей частью входной кромки расположены равномерно по окружности диска. При этом число лопаток с выступающей частью входной кромки пера составляет 3-7% от общего числа рабочих лопаток, величина выступающей части входной кромки пера лопатки в направлении диафрагмы составляет 0,1-0,3 величины осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, а ширина - 0,2-0,4 длины пера рабочей лопатки. 2 ил.

 

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано во влажно-паровых турбинах или в последних ступенях конденсационных паровых турбин.

Известна принимаемая в качестве ближайшего аналога влажно-паровая ступень турбины, содержащая диафрагму и рабочее колесо в виде диска с установленными на нем рабочими лопатками, каждая из которых имеет перо с входной и выходной кромками [1]. В известной ступени для предотвращения эрозионного износа рабочих лопаток предусмотрено влагоулавливающее устройство. Такое решение конструктивно сложно в реализации и не может обеспечить достаточной степени улавливания влаги для существенного уменьшения эрозии и соответственного увеличения ресурса работы влажно-паровой ступени.

Достигаемым результатом изобретения является увеличение ресурса работы влажно-паровой ступени турбины при конструктивной простоте технического решения.

Указанный результат обеспечивается тем, что во влажно-паровой ступени турбины, содержащей диафрагму и рабочее колесо в виде диска с установленными на нем рабочими лопатками, каждая из которых имеет перо с входной и выходной кромками, согласно изобретению часть рабочих лопаток выполнена с выступающей на одинаковую величину за передний по ходу рабочей среды торец диска частью входной кромки пера в пределах осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, причем лопатки с выступающей частью входной кромки расположены равномерно по окружности диска. При этом число лопаток с выступающей частью входной кромки пера составляет 3-7% от общего числа рабочих лопаток, величина выступающей части входной кромки пера лопатки в направлении диафрагмы составляет 0,1-0,3 величины осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, а ширина - 0,2-0,4 длины пера рабочей лопатки.

На фиг.1. схематически изображена влажно-паровая ступень турбины согласно изобретению; на фиг.2 - частичная развертка рабочего колеса ступени по лопаточному аппарату в среднем сечении лопаток.

Влажно-паровая ступень турбины согласно изобретению содержит диафрагму 1 (фиг.1) с сопловыми лопатками 2 и рабочее колесо в виде диска 3 с установленными на нем основными рабочими лопатками 4 и дополнительными рабочими «жертвенными» лопатками 5. Каждая лопатка 4 и 5 имеет перо 6 с входной кромкой 7 и выходной кромкой 8. Лопатки 5 расположены равномерно по окружности диска 3 (на чертеже не показано) и выполнены с выступающей на одинаковую величину δ за передний по ходу рабочей среды торец диска 3 частью 9 входной кромки 7 пера 6 в пределах осевого зазора Δ (фиг.1) между диафрагмой 1 и диском 3 рабочего колеса. Число лопаток 5 с выступающей частью входной кромки 7 пера 6 составляет 3-7% от общего числа рабочих лопаток 4 и 5. Равномерное размещение дополнительных лопаток 5 среди основных лопаток 4 позволяет исключить дисбаланс вращающихся масс, могущий привести к разрушению рабочего колеса турбинной ступени. Величина δ выступающей части 9 входной кромки 7 пера 6 лопатки 5 в направлении диафрагмы 1 составляет 0,1÷0,3 величины осевого зазора Δ между диафрагмой 1 и диском 3 рабочего колеса, а ширина b - 0,2-0,4 длины L пера 6 рабочей лопатки 5.

Влажно-паровая ступень турбины согласно изобретению работает следующим образом. Влажно-паровой поток ВПП рабочей среды из сопловых лопаток 2 диафрагмы 1 поступает на рабочие лопатки 4 и 5 рабочего колеса, приводя его во вращение. Как показали эксперименты, эрозионный износ под действием ВПП происходит только по отношению к «жертвенным» рабочим лопаткам 5 с выступающей частью 9 входной кромки 7. Основные лопатки 4 при этом остаются совершенно чистыми, что позволяет значительно увеличить ресурс работы влажно-паровой турбинной ступени и сократить расходы на ее дорогостоящий ремонт.

Источники информации

1. Авторское свидетельство №283237 SU, F01D 25/32, 1968.

1. Влажно-паровая ступень турбины, содержащая диафрагму и рабочее колесо в виде диска с установленными на нем рабочими лопатками, каждая из которых имеет перо с входной и выходной кромками, отличающаяся тем, что часть рабочих лопаток выполнена с выступающей на одинаковую величину за передний по ходу рабочей среды торец диска частью входной кромки пера в пределах осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, причем лопатки с выступающей частью входной кромки расположены равномерно по окружности диска.

2. Влажно-паровая ступень турбины по п.1, отличающаяся тем, что число лопаток с выступающей частью входной кромки пера составляет 3-7% от общего числа рабочих лопаток.

3. Влажно-паровая ступень турбины по п.1 или 2, отличающаяся тем, что величина выступающей части входной кромки пера лопатки в направлении диафрагмы составляет 0,1-0,3 величины осевого зазора между диафрагмой и рабочим колесом, а ширина - 0,2-0,4 длины пера рабочей лопатки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к рабочим лопаткам. .
Изобретение относится к паротурбостроению и может быть использовано во влажнопаровых турбинах при изготовлении и ремонте входных и выходных кромок рабочих лопаток, подвергающихся эрозионному разрушению или иным видам эксплуатационных повреждений.

Изобретение относится к газовым турбинам, изготовленным из керамического материала. .

Изобретение относится к турбостроению, а именно к конструкциям лопаток турбин, и может быть использовано для упрочения поверхности верхней части пера рабочих лопаток турбин как способ защиты от эрозии.

Изобретение относится к области газотурбостроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых компрессоров, в частности, газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области турбостроения, именно к конструкциям газовых турбин, преимущественно турбонасосных агрегатов (ТНА) кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Изобретение относится к турбостроению, а именно к конструкциям лопаток турбин, и может быть использовано для упрочения поверхности верхней части пера рабочих лопаток турбин как способ защиты от эрозии.

Изобретение относится к изделию, которое подвержено действию горячего агрессивного газа, в частности детали тепловой машины, например газовой турбины. .

Изобретение относится к способу обработки рабочих органов, подвергающихся эрозии под воздействием жидкостей, противоэрозионному сплаву для покрытий и рабочему органу

Изобретение относится к способам изготовления композитных механических деталей на основе металла

Изобретение относится к области газотурбостроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых вентиляторов и компрессоров турбомашин, в частности газотурбинных двигателей
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защиты пера рабочих лопаток компрессора и турбины от солевой и газовой коррозии, газоабразивной и капельно-ударной эрозии

Изобретение относится к защитному слою, сплаву, из которого он выполнен, и конструктивному элементу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к защите поверхности при ремонте охлаждаемых и неохлаждаемых лопаток стационарных энергетических установок авиационных газотурбинных двигателей методом горячего изостатического прессования

Изобретение относится к способу формирования покрытия, способу ремонта тела, содержащего дефект, детали газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении

Изобретение относится к слоистой системе со слоем, содержащим фазу пирохлора
Наверх