Двигатель внутреннего сгорания с наддувом

Двигатель содержит картер с верхней и нижней частями, охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель. Охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель интегрирован в примыкающую к верхней части картера поперечную плиту или опорную плиту или закреплен на поперечной плите или опорной плите. Поперечная плита или опорная плита с примыкающим к ней масляным поддоном образуют нижнюю часть картера, которая охватывает пространство под коленчатым валом. Такое выполнение двигателя позволяет охладителю обеспечивать эффективное охлаждение наддувочного воздуха с учетом стесненных пространственных условий. 11 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение касается двигателя внутреннего сгорания с наддувом с признаками ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

ДВС описанного выше типа содержат обычно в качестве основных компонентов головку блока цилиндров, а также верхнюю и нижнюю части картера. В головке блока цилиндров, закрывающей вверх камеры сгорания ДВС, находятся газораспределительные клапаны, форсунки и соответствующие исполнительные устройства. В верхней части картера установлены цилиндры с расположенными в них поршнями и соединенный шатунами с поршнями коленчатый вал. Примыкающая к верхней части картера его нижняя часть охватывает пространство под коленчатым валом и содержит в большинстве случаев масляный поддон, служащий в качестве сборника моторного масла. Для стабильности может быть предусмотрено выполнение нижней части картера из двух частей с возможностью расположения между верхней частью картера и масляным поддоном поперечной плиты или опорной плиты. В то время как поперечная плита служит только для придания жесткости верхней части картера, на опорной плите, называемой также "bedplate", дополнительно отформованы подшипниковые крышки для опирания коленчатого вала. Устройство с такой поперечной плитой известно, например, из ЕР 0663522 A1, a устройство с опорной плитой описано в ЕР 0076474 A1.

Упомянутые выше термины «верхняя часть» и «нижняя часть» (картера), а также выражения типа «под коленчатым валом» и т.д. следует понимать как относящиеся к направлению движения поршней к верхней и нижней мертвым точкам. Внизу, следовательно, - это в направлении, в котором поршень движется к нижней мертвой точке. Это отличие важно потому, что объект изобретения может применяться в ДВС, установленных под любым углом наклона.

В соответствующем родовому понятию двигателе внутреннего сгорания с наддувом, в частности дизельном ДВС, наддув может быть одноступенчатым или двухступенчатым. ДВС с двухступенчатым наддувом известен, например, из DE 19961610 A1. Для снижения температуры наддувочного воздуха описанное в этой публикации устройство содержит расположенный после первой ступени сжатия охладитель наддувочного воздуха в виде промежуточного охладителя, задача которого состоит в понижении температурного уровня наддувочного воздуха уже после ступени низкого давления, чтобы повысить, таким образом, к.п.д. ДВС и уменьшить выброс отработавших газов. Другой охладитель наддувочного воздуха расположен обычно после компрессора высокого давления. Открытым остается вопрос, как выполнены охладители наддувочного воздуха по DE 19961610 A1.

У расположенных в транспортных средствах ДВС описанного выше рода дополнительно к проблеме необходимого эффективного охлаждения наддувочного воздуха возникает та проблема, что место в имеющихся в распоряжении монтажных пространствах крайне мало. Кроме того, для оптимального прохождения наддувочного воздуха необходимо, чтобы, с точки зрения аэродинамики, наддувочный воздух встречал как можно меньшее сопротивление.

Принимая во внимание экономящую максимально возможное место систему в DE 2544813 А1 уже предлагалось на ДВС в области масляного поддона располагать охладитель наддувочного воздуха.

В противоположность этому для ДВС с наддувом, соответствующего родовому понятию типа, задачей является создание охладителя надувочного воздуха, который с одной стороны позволяет эффективное охлаждение наддувочного воздуха, а с другой стороны учитывает стесненные пространственные условия в ДВС для его размещения, а также оказывает протекающему надувочному воздуху как можно меньшее аэродинамическое сопротивление.

Эта задача в двигателе внутреннего сгорания соответствующего родовому понятию типа решается согласно изобретению в соответствии с отличительной частью пункта 1 благодаря тому, что охладитель надувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддудвочного воздуха интегрирован в примыкающую к верхней части картера поперечную плиту или опорную плиту или закреплен на поперечной плите или опорной плите, причем поперечная плита или опорная плита вместе с примыкающим к ней масляным поддоном образует нижнюю часть картера.

Соответствующая изобретению интеграция охладителя наддувочного воздуха и/или промежуточного охладителя наддувочного воздуха в нижнюю часть картера использует предпочтительным образом имеющееся в ДВС описанного рода, до сих пор в значительной степени не используемое конструктивное пространство и минимизируется, тем самым, потребность в площади для охладителя наддувочного воздуха и/или промежуточного охладителя наддувочного воздуха. При этом охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддувочного воздуха конструктивно объединены с нижней частью картера, а именно закреплены на поперечной плите или опорной плите или интегрированы в одну из этих плит. При этом предпочтительным образом охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддувочного воздуха может быть реализован, по меньшей мере, частично за одно целое с масляным поддоном, поперечной плитой или опорной плитой.

Охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддувочного воздуха разделен предпочтительно на направляющую, охлаждающую жидкость, первую камеру и отделенную от первой камеры, направляющую наддувочный воздух вторую камеру, причем первая камера включена через подвод и отвод для охлаждающей жидкости в контур охлаждающей жидкости, а вторая камера через подводящий трубопровод наддувочного воздуха связана со стороной нагнетания, вырабатывающего наддувочный воздух компрессора и через отводящий трубопровод наддувочного воздуха с коллектором наддувочного воздуха или со стороной всасывания дополнительного компрессора. Теплообменная поверхность стенки, отделяющей первую камеру от второй камеры, при этом предпочтительно - максимально большая.

Далее, предпочтительно, выполнить охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддувочного воздуха трубчатым, чтобы минимизировать противодействующее наддувочному воздуху аэродинамическое сопротивление. При этом устройство может быть - предпочтительно - разделено на внешнюю трубу и преимущественно трубчатую вставку. Внешняя труба и вставка могут при этом служить либо в качестве направляющей для охлаждающей жидкости, либо в качестве направляющей для наддувочного воздуха. Внешняя труба может быть закреплена, предпочтительно, на масляном поддоне, поперечной плите или опорной плите или выполнена за одно целое с ним или с ней.

В сочетании с интеграцией охладителя или охладителей наддувочного воздуха в нижнюю часть картера у ДВС с рециркуляцией отработавших газов (РОГ) и охлаждением рециркулируемых отработавших газов (ОГ) напрашивается интеграция в нижнюю часть картера предпочтительным образом также РОГ-охладителя.

Для ведения наддувочного воздуха от одной первой стороны ДВС ко второй другой стороне далее можно интегрировать в нижнюю часть картера один или несколько трубопроводов наддувочного воздуха без функции охлаждения, чтобы избежать, таким образом, обвода трубопроводов наддувочного воздуха вокруг блока цилиндров двигателя. Это особенно предпочтительно потому, что нижняя часть картера имеет мало функциональных деталей, которые стояли бы на пути трубопроводов наддувочного воздуха.

Примеры устройства, согласно изобретению, более подробно поясняются ниже с помощью чертежей, на которых:

- фиг.1: принципиальный вид ДВС с двухступенчатым наддувом;

- фиг.2: в перспективе масляный поддон со встроенными промежуточным охладителем наддувочного воздуха и охладителем наддувочного воздуха;

- фиг.3: масляный поддон из фиг.2 на виде сверху;

- фиг.4: разрез по линии А-А' на фиг.3;

- фиг.5: разрез по линии В-В' на фиг.3;

- фиг.6: разрез по линии С-С' на фиг.5;

- фиг.7: в перспективе поперечная плита со встроенным промежуточным охладителем наддувочного воздуха;

- фиг.8: опорная плита со встроенным промежуточным охладителем наддувочного воздуха на виде сверху;

- фиг.9: опорная плита из фиг.8 на виде сбоку;

- фиг.10: разрез по линии Е-Е' на фиг.8;

- фиг.11: в перспективе поперечная плита со встроенным охладителем наддувочного воздуха, промежуточным охладителем наддувочного воздуха и РОГ-охладителем.

Изображенный на фиг.1 в принципиальном виде ДВС 1 содержит присоединенную через выпускные отводы 2 к камерам 3 сгорания блока 4 цилиндров выпускной коллектор 5, который направляет отработавшие газы (ОГ) через турбинное колесо 6' ступени 6 сжатия высокого давления и турбинное колесо 7' ступени 7 сжатия низкого давления и приводит через них компрессор 6" ступени 6 сжатия высокого давления и компрессор 7" ступени 7 сжатия низкого давления. Наддувочный воздух всасывается компрессором 7" ступени 7 сжатия низкого давления через воздушный фильтр (не показан), сжимается и попадает затем через промежуточный охладитель 8 в компрессор 6" ступени 6 сжатия высокого давления. Там происходит второе сжатие наддувочного воздуха, который затем через дополнительный охладитель 9 наддувочного воздуха попадает во всасывающую трубу 10 ДВС 1 и через всасывающие отводы 11 в камеры 3 сгорания блока 4 цилиндров. Задача промежуточного охладителя 8 и охладителя 9 наддувочного воздуха состоит в том, чтобы нагретый в результате процесса сжатия наддувочный воздух как можно более эффективно охладить для оптимизации к.п.д., не оказывая негативного влияния на расход воздуха.

Далее предусмотрен трубопровод 13 для рециркуляции ОГ, который соединяет выпускной коллектор 5 с всасывающей трубой 10 через РОГ-охладитель 12 для охлаждения рециркулируемых ОГ и регулирующий клапан 14 для регулирования количества рециркулируемых ОГ. РОГ-охладитель 12 должен при этом препятствовать нагреву наддувочного воздуха рециркулируемыми ОГ.

Ниже с помощью некоторых примеров поясняется, как промежуточный охладитель наддувочного воздуха и/или охладитель наддувочного воздуха и/или РОГ-охладитель могут быть интегрированы в нижнюю часть картера. Речь идет при этом только о принципиальных видах, иллюстрирующих основные аспекты изобретения.

На отдельных чертежах одинаковые или соответствующие элементы обозначены одинаковыми ссылочными позициями.

Прежде всего следует обратить внимание на фиг.2-6, которые касаются системы, которая не подпадает под объем формулы изобретения, но выдвинута для вступительного пояснения изобретения. В этой системе охладитель наддувочного воздуха и промежуточный охладитель наддувочного воздуха интегрированы в образованный здесь нижней частью кратера масляный поддон. Ниже на этой системе остановимся более подробно.

На фиг.2 в перспективе, а на фиг.3 на виде сверху изображен образующий нижнюю часть картера масляный поддон 20, в который интегрированы промежуточный охладитель 21 наддувочного воздуха и охладитель 22 наддувочного воздуха. Промежуточный охладитель 21 наддувочного воздуха состоит, по существу, из расположенного на первой продольной стороне масляного поддона 20 подводящего патрубка 23 наддувочного воздуха, от которого две направляющие наддувочный воздух трубы 24' пересекают масляный поддон в направлении его второй продольной стороны. На второй продольной стороне расположен коллектор 25 наддувочного воздуха, объединяющий трубы 24' наддувочного воздуха в один канал и соединяющий с трубами 24 наддувочного воздуха, которые, исходя от второй продольной стороны масляного поддона 20, пересекают его в направлении его первой продольной стороны, где они оканчиваются в отводящем патрубке 26 наддувочного воздуха.

Внутри труб 24 находятся первые охлаждающие вставки (на фиг.2 не видны), которые соединяют расположенную на первой стороне масляного поддона 20 на отводящем наддувочный воздух патрубке 26 подводящую камеру 27 охлаждающего средства с коллектором 28 охлаждающего средства на противоположной второй стороне масляного поддона. От этого коллектора 28 внутри труб 24' вторые охлаждающие вставки (на фиг.2 также не видны) ведут обратно к отводящей камере 29 охлаждающего средства, расположенной на первой стороне масляного поддона 20 на подводящем патрубке 23 наддувочного воздуха.

За счет описанного выше устройства наддувочный воздух, сжатый компрессором 7" низкого давления (фиг.1), протекает по подводящему трубопроводу 30 в подводящий патрубок 23 и по нему и трубам 24' в коллектор 25. Оттуда наддувочный воздух попадает по трубам 24, отводящему патрубку 26 и отводящему трубопроводу 31 к компрессору 6" высокого давления (фиг.1). Охлаждение наддувочного воздуха происходит по принципу противотока за счет того, что охлаждающее средство из системы охлаждения (не показана) течет через подводящую камеру 27, первые охлаждающие вставки, коллектор 28 и вторые охлаждающие вставки к отводящей камере 29 и попадает оттуда обратно в систему охлаждения.

Описанные выше трубы 24, 24', подводящий патрубок 23, коллектор 25 и отводящий патрубок 26 могут быть изготовлены за одно целое с масляным поддоном способом литья, однако возможно выполнение устройства полностью или частично из отдельных деталей.

Изображенный на фиг.2 и 3 охладитель 22, как это уже описано в отношении фиг.1, служит для того, чтобы охлаждать заново сжатый компрессором 6" высокого давления (фиг.1) и нагретый при этом наддувочный воздух. Охладитель 22 расположен под масляным поддоном 20, будучи закреплен на его плоской части, так, что он проходит от первой продольной стороны масляного поддона 20 под ним к его второй продольной стороне. Вырабатываемый компрессором 6" высокого давления (фиг.1) наддувочный воздух подают на первой продольной стороне масляного поддона 20 к охладителю 22 через подвод 32, и он попадает по нему ко второй продольной стороне масляного поддона 20, где на охладителе 22 расположен отвод 33, из которого наддувочный воздух попадает по соединительной трубе к всасывающей трубе 10 (фиг.1). В охладителе 22 расположен теплообменник (не показан), через который протекает охлаждающее средство и который через подвод 34 и отвод 35 охлаждающего средства соединен с системой охлаждения (не показана).

Описанное выше в связи с фиг.2 и 3 устройство может быть, конечно, видоизменено таким образом, что промежуточный охладитель 21 наддувочного воздуха, в частности при одноступенчатом охлаждении, может выполнять также функцию охладителя наддувочного воздуха, а, с другой стороны, охладитель 22 наддувочного воздуха может выполнять также функцию промежуточного охладителя наддувочного воздуха.

Для пояснения внутренней конструкции промежуточного охладителя 21 наддувочного воздуха, описанного выше в связи с фиг.2 и 3, на фиг.3 изображены разрезы по линиям А-А' и В-В'. На фиг.4 изображен разрез трубы 24 наддувочного воздуха по линии А-А'. Стенка 36 трубы 24 охватывает охлаждающую вставку, состоящую из четырех трубок 37, через которые протекает охлаждающее средство. Через пространство между трубками 37 и стенкой 36 протекает наддувочный воздух, так что, с одной стороны, между участком, через который протекает охлаждающее его средство, и участком, через который протекает наддувочный воздух, образуется максимально большая поверхность, а, с другой стороны, наддувочному воздуху не препятствует ненужное аэродинамическое сопротивление. Труба 24 имеет при этом на участках 38 такой контур, что коленчатый вал (не показан) при своем вращении может входить в эти участки 38, благодаря чему минимизирована конструктивная высота устройства.

В продольном разрезе по линии В-В' на фиг.5 изображена труба 24 наддувочного воздуха, выполненная за одно целое с масляным поддоном 20, отводящим патрубком 26 и коллектором 25 наддувочного воздуха. На отводящем патрубке 26 расположена подводящая камера 27 охлаждающего средства, тогда как на коллекторе 25 наддувочного воздуха расположен коллектор 28 охлаждающего средства. В продольном направлении через трубу 24, отводящий патрубок 26 и коллектор 25 проходят трубки 37, удерживаемые удерживающими плитами 39, 39'. Удерживающие плиты 39, 39' образуют при этом одновременно запорные крышки для подводящего патрубка 26 в направлении подводящей камеры 27 и для коллектора 25 в направлении коллектора 28. За счет описанной выше конструкции образуются два отделенных друг от друга участка: с одной стороны, участок, через который протекает наддувочный воздух и который состоит из коллектора 25, трубы 24 и отводящего патрубка 26, а, с другой стороны, участок, через который протекает охлаждающее средство и который включает в себя подводящую камеру 27, трубки 37 и коллектор 28.

Для лучшего теплопоглощения посредством проводящих охлаждающее средство трубок 37 они могут быть выполнены профилированными, как показано на фиг.6 в разрезе по линии С-C', чтобы сделать находящуюся в контакте с наддувочным воздухом поверхность стенки трубок 37 как можно большей и способствовать, таким образом, теплообмену.

Далее остановимся на вариантах осуществления изобретения.

Промежуточный охладитель наддувочного воздуха, описанного на фиг.2 типа в соответствии с изобретением, также можно интегрировать в так называемую поперечную плиту. На фиг.7 подобное устройство изображено в перспективе. Конструкция промежуточного охладителя наддувочного воздуха идентична описанной в связи с фиг.2, так что были использованы ссылочные позиции из фиг.2, а в отношении конструкции и принципа функционирования можно сослаться на описание фиг.2, и лишь видоизменения по сравнению с примером на фиг.2 ниже поясняются более подробно. Изображенное на фиг.7 устройство содержит выполненную в виде проводящей рамы поперечную плиту 40. При этом функцию усиливающих проводящую раму поперечных перемычек реализуют выполненные за одно целое с поперечной плитой 40 трубы 24, 24' наддувочного воздуха, создающие соединение от первой продольной стороны поперечной плиты 40 к ее второй продольной стороне. На первой продольной стороне этой плиты 40 находятся аналогично фиг.2 подводящий патрубок 23 наддувочного воздуха с расположенными на нем подводящим трубопроводом 30 наддувочного воздуха и отводящей камерой 29 охлаждающего средства, а также отводящий патрубок 26 наддувочного воздуха с расположенными на нем отводящим трубопроводом 31 наддувочного воздуха и подводящей камерой 27 охлаждающего средства. Для создания соединения между трубами 24, 24' на второй продольной стороне поперечной плиты 40 также аналогично фиг.2 расположены коллектор 25 наддувочного воздуха и примыкающий к нему коллектор 28 охлаждающего средства. Охлаждающие вставки находятся в трубах 24, 24', как это описано в связи с фиг.2-5. Прохождение наддувочного воздуха и прохождение охлаждающего средства соответствуют примеру на фиг.2, так что здесь следует сослаться на соответствующие части описания.

Для размещения необходимого для смазки двигателя смазочного вещества к поперечной плите 40 снизу примыкает масляный поддон 41 (обозначен штриховой линией), который вместе с плитой 40 образует нижнюю часть картера.

Далее в примере на фиг.7 на второй продольной стороне поперечной плиты 40 сбоку на масляном поддоне 41 расположен охладитель 80 наддувочного воздуха. Для присоединения охладителя 80 наддувочного воздуха к расположенному на первой стороне поперечной плиты 40 компрессору 6" высокого давления (фиг.1) в поперечную плиту 40 интегрирована дополнительная труба 81 наддувочного воздуха, ведущая от ее первой продольной стороны ко второй продольной стороне. Подвод наддувочного воздуха происходит от компрессора высокого давления через соединительный трубопровод 82, дополнительную трубу 81 и присоединительную трубу 83 к охладителю 80 и от него через трубопровод 84 к всасывающей трубе 10 (фиг.1). Охладитель наддувочного воздуха через присоединения 85, 85' охлаждающего средства включен в контур охлаждающего средства (не показан).

Другая, соответствующая изобретению, конструкция изображена на фиг.8 и 9. Изображенная там в виде проводящей рамы плита выполнена в виде опорной плиты. Подобные опорные плиты или bedplates" образуют, как уже сказано выше, конструктивный блок, объединяющий подшипниковые крышки для подшипников коленчатого вала в одном конструктивном элементе с возможностью их монтажа за одну операцию. На фиг.8 устройство изображено на виде сверху, а на фиг.9 - на виде сбоку по стрелке "D" (фиг.8).

Опорная плита 42 состоит из огибающей рамы 43 с поперечными перемычками, которые, с одной стороны, образованы трубами 44, 44' наддувочного воздуха, а, с другой стороны, - держателями 45 подшипниковых крышек. На огибающей раме 43, держателях 45 подшипниковых крышек и трубах 44 наддувочного воздуха, будучи выполнены предпочтительно за одно целое с ними, расположены подшипниковые крышки 46, которые проходят из плоскости, образованной огибающей рамой 43, в направлении коленчатого вала 47 (на фиг.9 обозначен штриховыми линиями). Подшипниковые крышки 46 образуют одни половины подшипников коленчатого вала, а другие половины расположены на верхней части картера (не показана).

Также в этом примере используется промежуточный охладитель 21 наддувочного воздуха, который по своим основным конструктивным признакам соответствует описанному в примере на фиг.2 промежуточному охладителю, так что также в изображенном на фиг.8 и 9 примере, если он касается промежуточного охладителя наддувочного воздуха и существует конструктивное совпадение, использованы ссылочные позиции из фиг.2, а в отношении выполнения и функционирования следует сослаться на соответствующие части описания этого примера. Трубы 44, 44' наддувочного воздуха отличаются от выполнения на фиг.2 и фиг.4, 5 тем, что на трубах 44, 44' расположены подшипниковые крышки 46 и в них предусмотрены резьбовые отверстия 48 для закрепления подшипниковых крышек 46 на подшипниковой стойке (не показан).

Пример конструкции труб 44, 44' изображен на фиг.10. Труба 44' показана в этом разрезе по линии Е-Е' (фиг.8) поперек своей продольной протяженности. Подшипниковая крышка 46 выполнена за одно целое с трубой 44' и разделяет внутреннее пространство трубы 44' на два канала 49, 49', через которые соответственно проходят трубы 50, 50' охлаждающего средства. Через каналы 49, 49' протекает наддувочный воздух, тогда как через трубы 50, 50', предпочтительно в противотоке наддувочному воздуху, протекает охлаждающее средство.

Для размещения необходимого для смазки двигателя смазочного вещества к опорной плите 42 снизу примыкает масляный поддон 51, который вместе с опорной плитой 42 образует нижнюю часть картера. На масляном поддоне 51, как обозначено штриховой линией на фиг.8 и 9, может быть расположен охладитель 52 наддувочного воздуха.

Возможность интеграции промежуточного охладителя наддувочного воздуха, охладителя наддувочного воздуха и РОГ-охладителя в нижнюю часть картера показана на фиг.11 в перспективе.

На поперечной плите 53, образующей заодно и маслосборник 54, расположены охладитель 66 наддувочного воздуха, промежуточный охладитель 55 наддувочного воздуха и РОГ-охладитель 56. Промежуточный охладитель 55 состоит, по существу, из расположенного на первой продольной стороне поперечной плиты 53 подводящего патрубка 57 наддувочного воздуха, от которого ко второй продольной стороне поперечной плиты 53 ведет направляющая наддувочный воздух труба 58. На второй продольной стороне расположена перепускная камера 59 наддувочного воздуха, соединяющая трубу 58 с трубой 58', которая ведет обратно от второй продольной стороны поперечной плиты 53 к ее первой продольной стороне, где она оканчивается в отводящем патрубке 60 наддувочного воздуха.

Внутри трубы 58' находится первая охлаждающая вставка (на фиг.11 не видна), которая соединяет подводящую камеру 61 охлаждающего средства, расположенную на первой стороне поперечной плиты на отводящем патрубке 60 наддувочного воздуха, с перепускной камерой 62 охлаждающего средства на противоположной второй продольной стороне поперечной плиты 53. От этой перепускной камеры 62 внутри трубы 58 вторая охлаждающая вставка (на фиг.2 также не видна) ведет обратно к отводящей камере 63 охлаждающего средства, расположенной на первой стороне поперечной плиты на подводящем патрубке 57 наддувочного воздуха.

За счет описанного выше устройства наддувочный воздух, сжатый компрессором 7" низкого давления (фиг.1), проходит по подводящему трубопроводу 64 в подводящий патрубок 57 и по нему к трубе 58 в перепускную камеру 59. Оттуда наддувочный воздух попадает по трубе 58, отводящему патрубку 60 и отводящему трубопроводу 65 к компрессору 6" высокого давления (фиг.1). Охлаждение наддувочного воздуха происходит по принципу противотока за счет того, что охлаждающее средство из системы охлаждения (не показана) течет через подводящую камеру 61, первую охлаждающую вставку, перепускную камеру 62 и вторую охлаждающую вставку к отводящей камере 63 и попадает оттуда обратно в систему охлаждения.

Изображенный на фиг.11 охладитель 66 наддувочного воздуха служит для того, как это уже описано в сочетании с фиг.1, чтобы охлаждать заново сжатый компрессором 6" высокого давления (фиг.1) и нагретый при этом наддувочный воздух. Охладитель 66 расположен под маслосборником 54 на поперечной плите 53 таким образом, что приходит от первой продольной стороны поперечной плиты 53 под ней к ее второй продольной стороне. Вырабатываемый компрессором 6" высокого давления (фиг.1) наддувочный воздух подают на первой продольной стороне поперечной плиты к охладителю 66 через подвод наддувочного воздуха (не показан), и он попадает по нему ко второй продольной стороне масляного поддона, где на охладителе 66 расположен отвод 68, из которого наддувочный воздух попадает по соединительной трубе (не показана) к всасывающей трубе 10 (фиг.1). В охладителе 66 расположен теплообменник, через который протекает охлаждающее средство и который через подвод (не показан) и отвод 70 для охлаждающего средства соединен с системой охлаждения (не показана).

Помимо промежуточного охладителя 55 и охладителя 66 на поперечной плите 53 расположен РОГ-охладитель 56, задача которого состоит в том, чтобы охлаждать возвращенные (рециркулированные) от выпускного коллектора 5 (фиг.1) к всасывающей трубе 10 (фиг.1) ОГ настолько, чтобы они не оказывали заметного влияния на температуру наддувочного воздуха во всасывающей трубе 10 (фиг.1). РОГ-охладитель 56 состоит из расположенного на первой продольной стороне поперечной плиты 53 подводящего РОГ-патрубка 71, от которого две направляющие рециркулированные ОГ выпускные трубы 72 ведут ко второй продольной стороне поперечной плиты 53, где они оканчиваются в отводящем РОГ-патрубке 73.

Внутри выпускных труб 72 находятся выполненные, аналогично изображениям на фиг.4 и 5, охлаждающие вставки (на фиг.11 не видны), которые соединяют отводящую камеру 74, расположенную на первой стороне поперечной плиты 53 на подводящем РОГ-патрубке 71, с подводящей камерой 75, расположенной на противоположной второй продольной стороне поперечной плиты 53 на отводящем РОГ-патрубке 73.

За счет описанного выше устройства рециркулируемые от выпускного коллектора 5 (фиг.1) ОГ проходят по подводящему РОГ-трубопроводу 76 в подводящий РОГ-патрубок 71 и по нему и выпускным трубам 72 в отводящий РОГ-патрубок 73 и возвратный РОГ-трубопровод 77 к всасывающей трубе 10 (фиг.1). Охлаждение возвращаемых ОГ происходит по принципу противотока за счет того, что охлаждающее средство из системы охлаждения (не показана) течет через подводящую камеру 75 и охлаждающие вставки (не показаны) к отводящей камере 74 и попадает оттуда обратно в систему охлаждения.

Описанное выше устройство закрыто снизу маслосборным поддоном 78 и образует вместе с ним нижнюю часть картера.

Исходя из описанных выше примеров многочисленные видоизменения можно вывести не выходя за рамки, лежащей в основе изобретения, идеи. Таким образом, показанные варианты осуществления имеют только примерный характер. В частности, для принципа охлаждения напрашиваются многочисленные варианты. Так, в частности, принцип охлаждения проходящего по внешней трубе наддувочного воздуха или рециркулированных ОГ может быть реверсирован за счет расположенной во внешней трубе охлаждающей вставки с возможностью прохождения наддувочного воздуха или рециркулированных ОГ по внутренней трубе и охлаждения за счет водяной рубашки между внешней и внутренней трубами. Далее выбранный для описанных примеров принцип противотока является лишь одной из многих возможностей, конечно, могут использоваться также варианты прямотока, поперечного потока, реверсивного потока или смешанные варианты. Как выполнить устройство на практике, является вопросом переносимого количества тепла и, тем самым, расчета устройства. Этот расчет, в свою очередь, известен специалисту.

Для дальнейшего повышения охлаждающего действия устройства существует возможность снабдить перегородки между охлаждающей средой и наддувочным воздухом или рециркулируемыми ОГ макроструктурой, чтобы увеличить предоставляемую в распоряжение для охлаждения поверхность. Под макроструктурой понимается при этом множество возвышений или углублений, которые равномерно или по принципу случайности распределены по перегородкам.

В равной мере устройство может быть видоизменено таким образом, что трубы, через которые протекает наддувочный воздух, разделены на несколько параллельных камер. Точно так же для участков, через которые протекает охлаждающая среда, существует возможность предусмотреть множество каналов.

Особенно благоприятно, устройство согласно изобретению может быть изготовлено способом литья из алюминия или чугуна.

То обстоятельство, что в качестве примеров для пояснения изобретения привлечены рядные двигатели, не означает никакого ограничения, поскольку, само собой, устройство согласно изобретению подходит и для ДВС с V-образным расположением цилиндров.

1. Двигатель внутреннего сгорания с наддувом, содержащий охлаждаемый жидкостью охладитель (9, 22, 52, 66, 80) наддувочного воздуха и/или охлаждаемый жидкостью промежуточный охладитель (8, 21, 55) наддувочного воздуха и верхнюю часть картера, и нижнюю часть картера, которая охватывает пространство под коленчатым валом, отличающийся тем, что охладитель (9, 22, 52, 66, 80) наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (8, 21, 55) наддувочного воздуха интегрирован в примыкающую к верхней части (4) картера поперечную плиту (40) или опорную плиту (42) или закреплен на поперечной плите (40) или опорной плите (42), причем поперечная плита (40) или опорная плита (42) вместе с примыкающим к ней масляным поддоном (41, 51) образует нижнюю часть картера.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (21) наддувочного воздуха выполнен, по меньшей мере, частично за одно целое с поперечной плитой (40).

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что охладитель (52) наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (21) наддувочного воздуха выполнен, по меньшей мере, частично за одно целое с опорной плитой (42).

4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что охладитель (22, 52, 66, 80) наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (21, 55) наддувочного воздуха содержит направляющую, охлаждающую жидкость, первую камеру и отделенную от первой камеры, направляющую надувочный воздух вторую камеру, причем первая камера через подвод и отвод для охлаждающей жидкости включена в контур охлаждающей жидкости, а вторая камера через подводящий трубопровод для наддувочного воздуха соединена с напорной стороной вырабатывающего наддувочный воздух компрессора и через отводящий трубопровод для наддувочного воздуха - с коллектором наддувочного воздуха или стороной всасывания дополнительного компрессора.

5. Двигатель по п.4, отличающийся тем, что теплообменная поверхность стенки, отделяющей первую камеру от второй камеры, максимально большая.

6. Двигатель по п.4, отличающийся тем, что охладитель (22, 52, 66, 80) наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (21, 55) наддувочного воздуха выполнен трубчатым.

7. Двигатель по п.6, отличающийся тем, что охладитель (22, 52, 66, 80) наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель (21, 55) наддувочного воздуха образован внешней трубой, через которую протекает наддувочный воздух, и охлаждающей вставкой, через которую протекает охлаждающая жидкость.

8. Двигатель по п.6, отличающийся тем, что охладитель наддувочного воздуха и/или промежуточный охладитель наддувочного воздуха образован внешней трубой, через которую протекает охлаждающая жидкость, и вставкой, через которую протекает наддувочный воздух.

9. Двигатель по п.7 или 8, отличающийся тем, что внешняя труба закреплена на поперечной плите (40) или на опорной плите (42).

10. Двигатель по п.7 или 8, отличающийся тем, что внешняя труба выполнена за одно целое с поперечной плитой (40) или опорной плитой (42).

11. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что имеет рециркуляцию отработавших газов, при этом для охлаждения рециркулированных отработавших газов в нижнюю часть картера интегрирован охлаждаемый жидкостью охладитель (56) рециркуляции отработавших газов.

12. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что в нижнюю часть картера интегрирована, по меньшей мере, одна труба (81) для надувочного воздуха таким образом, что она ведет от одной первой стороны нижней части картера к другой второй стороне нижней части картера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе двухступенчатой ременной передачи для приведения в действие вспомогательного оборудования двигателя транспортного средства с первым передаточным числом и вторым передаточным числом.

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к приводной технике и представляет собой синтез аксиально-поршневого регулируемого по механизму газораспределения и рабочему объему двигателя внутреннего сгорания и регулируемых пластинчатых гидромашин двойного действия.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к наятяжителям цепи для привода распределительных валов. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к приводам агрегатов и механизмов ДВС. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве автономного агрегата электропитания, предназначенного для энергоснабжения потребителей постоянным и переменным током.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигательным установкам с поршневыми двигателями внутреннего сгорания, предназначенным для эксплуатации на автомобилях.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к силовым установкам преимущественно боевых машин. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам отбора мощности двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационному двигателестроению

Изобретение относится к системе синхронного ременного привода, а более конкретно - к системе, имеющей округлую звездочку

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкции военных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию наземного транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумопонижающим кожухом, смонтированным в подкапотном пространстве на приводе газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции многоцилиндровых бесшатунных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Для привода распределительного вала двигателя используется механизм тройного шарнирного параллелограмма, который состоит только из вращательных пар. Привод распределительного вала двигателя механизмом тройного шарнирного параллелограмма может применяться в рядном двигателе, а также в V- образной, W-образной схемах компоновки двигателей. Технический результат заключается в повышении надежности. 2 ил.
Наверх