Прицепное транспортное средство

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепным транспортным средствам, используемым в составе самоходных транспортных средств и предназначенных для вывозки грузов, например, лесоматериалов. Прицепное транспортное средство содержит раму, образованную продольно-ориентированными балками и соединяющими их поперечинами, ходовые колеса, опорно-поворотное устройство, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с передними колесами, присоединительное дышло, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с опорно-поворотным устройством, грузовой отсек, ширина которого превышает ширину рамы и который образован последовательно расположенными вдоль продольных балок рамы кониками, каждый из которых имеет поперечно-ориентированную балку, образующую грузоопорное основание коника, и вертикальные стойки, соединенные с грузоопорным основанием коника со стороны торцов его консолей. Продольно-ориентированные балки рамы выполнены из двух последовательно ступенчато расположенных частей, соединенных между собой, соответственно передней верхней и нижней задней. Верхняя часть расположена над опорно-поворотным устройством. Поперечина или поперечины, соединяющая продольно ориентированные балки этой части рамы, образует грузоопорное основание коника верхней ступени и имеет участки, консольно выступающие за поверхности наружных боковин продольно-ориентированных балок указанной части рамы. Продольные балки указанной части рамы имеют соединяемые с ними, симметрично расположенные относительно их продольных осей нижние горизонтально ориентированные полки, образующие для поперечины и ее консольных участков опорные поверхности, ширина которых не превышает длины консольных участков поперечины. Изобретение позволяет обеспечить универсализацию комплексного взаимодействия погрузочно-разгрузочного оборудования с прицепом при одновременном повышении эксплуатационной надежности прицепа. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепным транспортным средствам, используемых в составе самоходных транспортных средств и предназначенных для вывозки грузов, например лесоматериалов.

Известны прицепные транспортные средства, в том числе, для вывозки лесоматериалов, в том числе, сортиментов (см., например, патенты RU №2263043, 2263036, B62D 53/06, проспект ЗАО «Транслес», прицеп модель 83481, опубл. 2005 г.

В качестве ближайшего аналога заявляемого технического решения выбрано прицепное транспортное средство мод. 83481.

Известное прицепное транспортное средство содержит раму, образованную продольно ориентированными балками и соединяющими их поперечинами, ходовые колеса, опорно-поворотное устройство, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с передними колесами, присоединительное дышло, расположенное со стороны нижней передней части рамы и соединенное с опорно-поворотным устройством, грузовой отсек, ширина которого превышает ширину рамы и который образован последовательно расположенными вдоль продольных балок рамы кониками, каждый из которых имеет поперечно-ориентированную балку, образующую грузоопорное основание коника, и вертикальные стойки, соединенные с грузоопорным основанием коника со стороны торцов его консолей.

Известное прицепное транспортное средство предназначено для вывозки лесоматериалов, предпочтительно, сортиментов в сложных дорожных условиях.

Эксплуатация прицепного транспортного средства, предназначенного для вывозки длинномерных лесоматериалов, в том числе пачек сортиментов, предполагает комплексное его взаимодействие с погрузочно-разгрузочным оборудованием, в том числе:

с гидроманипуляторами, устанавливаемыми непосредственно на самоходном транспортном средстве, буксирующем прицеп;

с гидроманипуляторами других лесозаготовительных машин, используемых при лесозаготовке древесины;

с погрузочно-разгрузочным оборудованием челюстного, вилочного, грейферного типов;

с оборудованием, обеспечивающим тросовую обвязку транспортируемых пачек лесоматериалов;

с тросостропным оборудованием консольно-козловых кранов.

Для свободного прохода захватов, челюстей погрузочно-разгрузочного оборудования и тросостропного оборудования между транспортируемыми лесоматериалами, расположенными на грузоопорных основаниях коников, и поверхностями продольно-ориентированных балок рамы прицепа необходимо достаточное технологическое расстояние, учитывающее универсализацию комплексного взаимодействия прицепа с любым погрузочно-разгрузочным оборудованием вне зависимости от специфики конструктивно-технологических параметров последних.

Решение указанной технической проблемы по увеличению технологического расстояния между поверхностями продольно-ориентированных балок рамы прицепа и опорными поверхностями грузоопорных оснований коников возможно путем увеличения высоты балок грузоопорных оснований коников или за счет наличия на продольных балках рамы дополнительных опор под названные основания коников. Однако использование указанных решений приводит к повышению конструктивной металлоемкости прицепа, к изменению высоты расположения центра тяжести транспортируемых лесоматериалов, находящихся в кониках. В результате увеличиваются силовые нагрузки на раму прицепа, нарушается устойчивость движения транспортной системы в целом, что ухудшает эксплуатационную надежность прицепного транспортного средства.

Задача изобретения состояла в создании прицепного транспортного средства, используемого для вывозки лесоматериалов, пачек сортиментов и обеспечивающего достижение технического результата по универсализации комплексного взаимодействия любого погрузочно-разгрузочного оборудования с прицепом при одновременном повышении при этом его эксплуатационной надежности.

Для решения поставленной задачи в прицепном транспортном средстве, содержащем раму, образованную продольно-ориентированными балками и соединяющими их поперечинами, ходовые колеса, опорно-поворотное устройство, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с передними колесами, присоединительное дышло, расположенное со стороны нижней передней части рамы и соединенное с опорно-поворотным устройством, грузовой отсек, ширина которого превышает ширину рамы и который образован последовательно расположенными вдоль продольных балок рамы кониками, каждый из которых имеет поперечно-ориентированную балку, образующую грузоопорное основание коника, и вертикальные стойки, соединенные с грузоопорным основанием коника со стороны торцов его консолей, согласно изобретению продольно-ориентированные балки рамы выполнены из двух последовательно ступенчато расположенных частей, соединенных между собой, соответственно передней верхней и нижней задней, верхняя часть расположена над опорно-поворотным устройством, поперечина или поперечины, соединяющие продольно-ориентированные балки этой части рамы, образуют грузоопорное основание коника верхней ступени и имеют участки, консольно выступающие за поверхности наружных боковин продольно-ориентированных балок указанной части рамы, при этом продольные балки указанной части рамы имеют соединяемые с ними, симметрично расположенные относительно их продольных осей нижние горизонтально ориентированные полки, образующие для поперечины и ее консольных участков опорные поверхности, ширина которых не превышает длины консольных участков поперечины.

Согласно изобретению поперечина верхней части рамы, образующая грузоопорное основание коника, в зоне соединения ее с продольными балками имеет симметрично ориентированные относительно продольных осей последних сквозные прорези, а каждая продольно-ориентированная балка названной части рамы - свободно проходящие через указанные прорези поперечины верхние горизонтально ориентированные полки, привариваемые к верхней части продольных балок данной части рамы и к поперечине в зоне их прорезей, причем продольные оси последних расположены ниже верхней поверхности поперечины, образующей грузоопорное основание коника в этой части рамы.

Согласно изобретению поперечина верхней части рамы, образующая грузоопорное основание коника, выполнена из двух соединяемых разновеликих по длине частей, соответственно меньшей по длине внутренней с консольными участками, выступающими относительно продольных балок рамы, и большей по длине наружной, которая расположена над продольными балками рамы и имеет консоли, выступающие относительно соответствующих участков внутренней части поперечины и соединяемые с вертикальными стойками коника.

Согласно изобретению поверхности консольных участков внутренней части поперечины и обращенные к ним поверхности наружной части поперечины выполнены наклонными.

При реализации изобретения выполнение продольно-ориентированных балок рамы из двух ступеней и использование поперечин рамы верхней части под грузоопорные основания коников позволяет оптимизировать расстояние между поверхностями продольных балок нижней части рамы и опорными поверхностями оснований коников, размещаемых на этой части рамы, что расширяет технологические возможности прицепного транспортного средства вследствие универсализации взаимодействия его с различными типами погрузочно-разгрузочного оборудования, при этом одновременно повышается эксплуатационная надежность прицепного транспортного средства за счет уменьшения силовых нагрузок на раму последнего и за счет повышения поперечной устойчивости транспортной системы в целом при движении прицепа в сложных дорожных условиях вследствие понижения центра тяжести транспортируемого груза на прицепе.

Проведенные патентно-информационные исследования показали, что предлагаемое техническое решение неизвестно и не следует явным образом из известного уровня техники, что свидетельствуют о соответствии его критериям изобретения «новизна», «изобретательский уровень.

Реализация заявляемого технического решения не имеет технических затруднений в промышленности, что свидетельствует о соответствии его критерию «промышленная применимость».

Изобретение поясняется чертежами, где на:

Фиг.1, 2 показан общий вид прицепного транспортного средства в зависимости от количества размещаемых на его раме коников, вид сбоку;

Фиг.3, 4 показаны рамы прицепного транспортного средства в соответствии с фиг.1, 2. вид сверху;

Фиг.5, 6 показаны варианты конструктивного выполнения поперечин на верхней части рамы.

Прицепное транспортное средство содержит раму, образованную продольно-ориентированными балками 1 и соединяющими их поперечинами 2, ходовые колеса 3, 4, обеспечивающее управляемость транспортного прицепа, опорно-поворотное устройство 5, которое расположено под нижней передней частью рамы и соединено с передними колесами 3, присоединительное дышло 6, расположенное со стороны нижней передней части рамы и соединенное с опорно-поворотным устройством 5, грузовой отсек, ширина которого превышает ширину рамы. Грузовой отсек образован последовательно расположенными вдоль продольных балок рамы кониками 7, каждый из которых имеет поперечно-ориентированную балку, образующую грузоопорное основание коника, и вертикальные стойки 8, соединенные с грузоопорным основанием коника со стороны торцов его консолей. Верхние поверхности оснований коников образуют опорную поверхность грузового отсека.

Присоединительное дышло 6 предназначено для присоединения прицепа к самоходному транспортному средству, в частности к автомобилю, образующему с прицепом транспортную систему.

Продольно-ориентированные балки 1 рамы выполнены из двух последовательно ступенчато расположенных частей, соединенных между собой, соответственно верхней 9 и нижней 10. Продольно-ориентированные балки 1 верхней ступени 9 расположены над опорно-поворотным устройством 6, а соединяющая продольно-ориентированные балки 1 названной части рамы поперечина 11 (11') образует грузоопорное основание коника, размещаемого на балках данной ступени. Возможен вариант выполнения верхней части рамы с большим количеством поперечин, соединяющих продольно-ориентированные балки 1, при этом каждая поперечина или часть их предназначена для образования грузоопорного основания коника. Количество коников на верхней части рамы зависит от технологических требований, предъявляемых к проектируемому транспортному прицепу с учетом длины предполагаемых к вывозке длинномерных грузов, например пачек сортиментов (см. фиг.1 и 2).

Поперечина 11 (фиг.5), соединяющая продольно-ориентированные балки 1 верхней части 9 рамы, имеет участки 12, консольно выступающие за поверхности наружных боковин продольно-ориентированных балок указанной части рамы.

Продольные балки 1 верхней части 9 имеют симметрично расположенные относительно их продольных осей нижние горизонтально ориентированные полки 13, образующие опорные поверхности для поперечины 11 (11') и ее участков 12 (18). Ширина горизонтально ориентированных полок 13 не превышает длины названных консольных участков. Горизонтально ориентированные полки 13 обеспечивают надежность верхней ступени при силовых нагрузках на нее со стороны транспортируемого груза.

Для повышения эксплуатационной надежности рамы предлагается вариант выполнения последней, согласно которому поперечина 11, образующая грузоопорное основание коника верхней части рамы в зоне соединения ее с продольными балками 1, имеет симметричные относительно продольных осей последних сквозные прорези 14, а каждая продольно-ориентированная балка названной части рамы - свободно проходящие через указанные прорези поперечины, верхние горизонтально ориентированные полки 15, привариваемые к верхней части вертикальных стенок балок и к поперечине в зоне их прорезей. Продольные оси прорезей 14 расположены ниже верхней поверхности поперечины 11, образующей грузоопорное основание коника в этой части рамы (фиг.5).

Поперечные сечения нижних и верхних горизонтально ориентированных полок 13 и 15 продольно-ориентированных балок 1 верхней ступени рамы, предпочтительно, эквидистантны.

Возможен вариант выполнения верхней части рамы, согласно которому поперечина 11' или поперечины для образования грузоопорного основания коника выполнены из двух соединяемых между собой разновеликих по длине частей, соответственно внутренней 16, меньшей по длине, и большей по длине наружной 17, с которой соединены вертикальные стойки коника. Меньшая по длине внутренняя часть 16 имеет консольные участки 18, выступающие относительно продольных балок рамы, а большая по длине наружная 17 расположена над продольными балками рамы и имеет консоли, выступающие относительно соответствующих участков внутренней части поперечины и соединяемые с вертикальными стойками коника. При данном варианте поверхность консольных участков 18 внутренней части 16 поперечины и обращенная к ней поверхность консольных участков наружной части 17 поперечины выполненными наклонными с уклонами их к вертикальным стойкам 8, присоединенным к наружной части 17 поперечины. Выполнение поперечины 11' и ее консолей из двух частей формирует необходимую высоту поперечного сечения поперечины до уровня, соответствующего опорной поверхности грузоопорных оснований 8 коников ступенчатых частей рамы, и одновременно расширяет технологические возможности прицепного транспортного средства за счет формирования на нем заданного количества коников с учетом длин транспортируемых лесоматериалов, например, пачек сортиментов (фиг.2). Выполнение поперечины 11' с консольно выступающими участками на двух соединяемых между собой разновеликих по длине частей 16 и 17 и наличие на них наклонных поверхностей соответственно на консольном участке внутренней части 16 и на обращенном к нему участке наружной части 17 поперечины 11' обеспечивает эксплуатационную надежность зоны сопряжения наиболее нагруженной части формируемого коника.

Грузоопорные основания коников, размещаемые на нижней части 10 рамы, установлены на ее продольно-ориентированных балках 1. Образуемая грузоопорными основаниями опорная поверхность грузового отсека в данной части рамы расположена от верхней поверхности продольно-ориентированных балок на расстоянии «а», превышающем по высоте расстояние между аналогичными поверхностями балок 1 и грузоопорными основаниями коников верхней части рамы, что обеспечивает универсализацию комплексного взаимодействия прицепа с любым погрузочно-разгрузочным оборудованием вне зависимости от специфики конструктивно-технологических параметров последних. В этом случае облегчается процесс прохода захватов, челюстей, тросостропного оборудования в технологическую зону «а» и возможность дальнейшего прохода указанного оборудования в соответствующую технологическую зону верхней 9 части рамы.

При проектировании прицепного транспортного средства параметры поперечных сечений продольно-ориентированных балок верхней и нижней частей рамы рассчитывают с учетом силовых нагрузок на них. Высота вертикальных стоек коников зависит от грузоподъемности прицепа, от тягово-мощностных характеристик самоходного транспортного средства, а также от других факторов.

Работа прицепного транспортного средства осуществляется традиционным образом, в том числе:

в режиме подсоединения дышла 6 прицепного средства к самоходному транспортному средству, например к автомобилю, обеспечивающему транспортирование прицепа в зону загрузки длинномерного груза, например сортиментов, изготавливаемых на лесосеке;

в режиме взаимодействия прицепного средства с погрузочно-разгрузочным оборудованием, обеспечивающим, в частности, на лесосеке манипуляторную загрузку грузового отсека сортиментами с одновременным формированием в зоне соответствующих коников пачек сортиментов определенной длины. Формирование пачек по длине зависит от расстановки коников на раме прицепного транспортного средства;

в режиме разгрузки грузового отсека прицепа с использованием различного погрузочно-разгрузочного оборудования (машины манипуляторного типа, челюстные, вилочные, грейферные погрузчики, козловые краны с тросостропным оборудованием) вне зависимости от технологической оснащенности ими складов.

Благодаря выполнению продольно-ориентированных балок рамы из двух последовательно расположенных и соединенных между собой ступенчатых частей и использованию поперечин рамы верхней ступенчатой части под грузоопорные основания коников обеспечивается процесс универсализации взаимодействия прицепа при его разгрузке различными типами погрузочно-разгрузочного оборудования, а при работе транспортной системы (автомобиль - прицеп) в режиме вывозки воза сортиментов, сформированного в грузовом отсеке прицепного средства, положение центра тяжести находящегося в нем груза смещается по высоте к опорной поверхности колесных пар, что в целом повышает устойчивое движение транспортной системы.

Таким образом, заявляемое прицепное транспортное средство универсализировано для комплексного его взаимодействия с любым погрузочно-разгрузочным оборудованием с одновременным повышением при этом его эксплуатационной надежности, расширяются технологические возможности прицепа.

1. Прицепное транспортное средство, содержащее раму, образованную продольно-ориентированными балками и соединяющими их поперечинами, ходовые колеса, опорно-поворотное устройство, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с передними колесами, присоединительное дышло, расположенное под нижней передней частью рамы и соединенное с опорно-поворотным устройством, грузовой отсек, ширина которого превышает ширину рамы и который образован последовательно расположенными вдоль продольных балок рамы кониками, каждый из которых имеет поперечно ориентированную балку, образующую грузоопорное основание коника, и вертикальные стойки, соединенные с грузоопорным основанием коника со стороны торцов его консолей, отличающееся тем, что продольно- ориентированные балки рамы выполнены из двух последовательно ступенчато расположенных частей, соединенных между собой, соответственно передней верхней и нижней задней, верхняя часть расположена над опорно-поворотным устройством, поперечина или поперечины, соединяющая продольно-ориентированные балки этой части рамы, образует грузоопорное основание коника верхней ступени и имеет участки, консольно выступающие за поверхности наружных боковин продольно-ориентированных балок указанной части рамы, при этом продольные балки указанной части рамы имеют соединяемые с ними, симметрично расположенные относительно их продольных осей нижние горизонтально ориентированные полки, образующие для поперечины и ее консольных участков опорные поверхности, ширина которых не превышает длину консольных участков поперечины.

2. Прицепное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что поперечина верхней части рамы, образующая грузоопорное основание коника, в зоне соединения ее с продольными балками имеет симметрично ориентированные относительно продольных осей последних сквозные прорези, а каждая продольно-ориентированная балка названной части рамы - свободно проходящие через указанные прорези поперечины верхние горизонтально ориентированные полки, привариваемые к верхней части продольных балок данной части рамы и к поперечине в зоне их прорезей, причем продольные оси последних расположены ниже верхней поверхности поперечины, образующей грузоопорное основание коника в этой части рамы.

3. Прицепное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что поперечина верхней части рамы, образующая грузоопорное основание коника, выполнена из двух соединяемых разновеликих по длине частей, соответственно меньшей по длине внутренней с консольными участками, выступающими относительно продольных балок рамы, и большей по длине наружной, которая расположена над продольными балками рамы и имеет консоли, выступающие относительно соответствующих участков внутренней части поперечины и соединяемые с вертикальными стойками коника.

4. Прицепное транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что поверхность консольных участков внутренней части поперечины и обращенная к ней поверхность консольных участков наружной части поперечины выполнены наклонными.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к полуприцепам для перевозки длинномерных грузов. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тракторным полуприцепам. .

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки панелей, перегородок , стеклоблоков и перекрытий для строительных конструкций. .

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к конструкции рамы грузового автомобиля. .

Изобретение относится к транспортным средствам и касается преимущественно полуприцепов для перевозки тяжеловесных длинномерных, тарно-штучных и контейнерных грузов в портах, на базах, заводах.

Изобретение относится к строительной технике и может быть использовано в рамах транспортных средств для установки на них навесного оборудования, например крановой установки.

Изобретение относится к шасси транспортного средства и его узлу крепления и фиксирующей детали. .

Изобретение относится к области автомобилестроения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в конструкциях рам транспортных и дорожных машин. .

Изобретение относится к области строительных машин и может быть использовано в автомобильных кранах, планировщиках и другой строительно-дорожной технике. .

Изобретение относится к строительным машинам и может быть использовано в автомобильных кранах, планировщиках и другой строительно-дорожной технике. .

Изобретение относится к области строительных машин, а именно к силовым рамам грузоподъемных устройств на самоходном ходу. .

Изобретение относится к колесным лесопромышленным машинам, конструкция рамы которых позволяет использовать при изготовлении полностью собранный силовой модуль колесного трактора.

Изобретение относится к машинам для бесчокерной трелевки деревьев и может быть использовано в лесной промышленности. .

Изобретение относится к устройствам для формирования и удержания длинномерных грузов, например деревьев, на машине и может быть использовано в лесной промышленности.
Наверх