Силовая установка газотурбовоза

Силовая установка газотурбовоза содержит газотурбинный двигатель с валом двигателя, компрессором, камерой сгорания, турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, с валом которой соединен вал электрогенератора, и выхлопное устройство. Установка снабжена двигателем Стирлинга и теплообменником-газификатором. Двигатель Стирлинга установлен за рабочим колесом первой ступени свободной турбины. Теплообменник-газификатор подключен к камере сгорания. Изобретение направлено на повышение КПД силовой установки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ.

Работы по созданию газотурбовоза проведены в СССР и за рубежом. В Западной Европе наиболее интенсивные работы по газотурбовозам впервые были развернуты во Франции и привели к созданию газотурбовоза.

Известна силовая установка по патент РФ на изобретению №2137617, эта установка имеет жидкостную систему охлаждения и вентилятор для создания потока охлаждающего воздуха.

Известна силовая установка по патенту РФ №2189477, которая содержит газотурбинный двигатель - ГТД, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель со свободной турбиной и нагрузку в виде электрогенератора, вал которого подсоединен к валу свободной турбины через муфту.

Недостатком этой силовой установки является то, что она имеет низкий КПД около 20%, что почти в 2 раза меньше, чем у современных дизельных установок.

Известна силовая установка газотурбовоза по патенту РФ №2272916, которая содержит газотурбинный двигатель с турбиной и свободную турбину, за которой установлен регенеративный теплообменник, выход из которого соединен с газотурбинным двигателем, конкретно - с системой охлаждения турбины.

Недостатками этого двигателя является низкий КПД силовой установки из-за того, что подача пара на вход в турбину резко уменьшает температуру продуктов сгорания, проходящих через нее, и тем самым снижает КПД турбины и силовой установки в целом. Если же компенсировать снижение температуры газа перед турбиной увеличением расхода топлива, это приведет к дефектам в виде прогара сопловых и рабочих лопаток турбины. Кроме того, длительное пропускание большого расхода воды через систему охлаждения турбины приводит к отложению накипи в системе охлаждения турбины и ухудшению охлаждения.

Известна силовая установка газотурбовоза по книге Уварова В.В. И др. Локомотивные газотурбинные установки. - М.: Машгиз, 1962, с.478...483, прототип, которая содержит газотурбинный двигатель с валом двигателя, компрессором, камерой сгорания, турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, с валом которой соединен вал электрогенератора.

Недостатки: низкий КПД из-за того, что не используется тепло выхлопных газов, и низкая надежность из-за большого количества вращающихся деталей.

Задачи создания изобретения: повышение экономичности и надежности установки.

Решение указанных задач достигнуто в силовой установке газотурбовоза, содержащей газотурбинный двигатель с валом двигателя, компрессором, камерой сгорания, турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, с валом которой соединен вал электрогенератора, и выхлопное устройство, отличающаяся тем, что установка снабжена двигателем Стирлинга и теплообменником-газификатором, при этом двигатель Стирлинга установлен за рабочим колесом первой ступени свободной турбины, а теплообменник-газификатор подключен к камере сгорания. Свободная турбина выполнена двухступенчатой, а двигатель Стирлинга установлен между первой и второй ступенями. Двигатель Стирлинга содержит рабочий цилиндр и расширительный цилиндр, полость для охлаждения которого соединена воздушным трактом с теплообменником-газификатором.

Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, что подтверждается проведенными патентными исследованиями. Для реализации изобретения достаточно применения известных узлов и деталей, ранее разработанных и реализованных в конструкции газотурбинных двигателей и в машиностроении.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1 и 2, где:

на фиг.1 приведена схема силовой установки газотурбовоза,

на фиг.2 приведена схема двигателя Стирлинга.

Предложенное техническое решение (фиг.1) содержит газотурбинный двигатель ГТД 1 и подсоединенную газовым трактом 2 свободную турбину 3, к которой присоединен электрогенератор 4.

ГТД 1 содержит воздухозаборное устройство 5, компрессор 6, камеру сгорания 7, турбину 8, систему топливоподачи 9 с топливным насосом 10 и приводом топливного насоса 11, теплообменник-газификатор 12, установленный в системе топливоподачи 9, газопровод 13, кольцевой коллектор 14, к которому подключены газопровод 13 и далее камера сгорания 7.

Компрессор 6 установлен на валу ГТД 15, на конце вала ГТД 15 установлен датчик оборотов 16. Свободная турбина 3 может быть выполнена одноступенчатой, двухступенчатой и большим числом ступеней в зависимости от мощности установки.

Для примера приведена схема (фиг.1) с двумя ступенями свободной турбины, которая содержит сопловой аппарат первой ступени свободной турбины 17, рабочее колесо первой ступени свободной турбины 18 с рабочими лопатками первой ступени 19, установленными на первом диске свободной турбины 20. Вторая ступень свободной турбины содержит второй сопловой аппарат свободной турбины 21, второе рабочее колесо свободной турбины 22 с рабочими лопатками второй ступени турбины 23 и диском второй ступени турбины 24, далее идет опора свободной турбины 25 и выхлопное устройство 26. Через выхлопное устройство 26 проходит вал 27 свободной турбины 3, который через муфту 28 соединен с валом нагрузки 29 и далее с электрогенератором 4. Блок управления 30 соединен электрическими связями с приводом топливного насоса 11, датчиком оборотов 16 и другими приводами и датчиками контроля (на фиг.1 и 2 не показано). Электрогенератор 4 и электродвигатель 15 соединены электрической связью 31 для передачи энергии, вырабатываемой электрогенератором 4, к приводным электродвигателям 32.

Отличительной особенностью силовой установки является наличие двигателя Стирлинга 3 между первой и второй ступенями свободной турбины, т.е. за рабочим колесом первой ступени свободной турбины 18. К двигателю Стиргинга 33 поведен охлаждающий воздух из атмосферы при помощи воздухозаборника 34, вентилятора 35, воздуховода 36, соединяющего вентилятор 35 с теплообменником-газификатором 12, и воздушной магистрали 37, соединяющей теплообменник-газификатор 12 с двигателем Стирлинга 33. Возможно использование любой модификации двигателя Стирлинга.

На фиг.2 приведена схема одного из вариантов исполнения двигателя Стирлинга 3, который содержит рабочий цилиндр 38, с установленным внутри в полости «Б» рабочим поршнем 39, который шатуном 40 соединен с валом свободной турбины 23, и расширительный цилиндр 41 с установленным внутри в полости «В» вторым поршнем 42 и с кожухом 43 снаружи, образующим полость «Г» для охлаждения расширительного цилиндра 41. Второй поршень 42 соединен шатуном 44 с валом 27 свободной турбины 3. Трубопровод 45 соединяет полости «Б» и «В» для перетекания рабочего тела из рабочего цилиндра 38 в расширительный цилиндр 41. К полости «Г» подсоединена воздушная магистраль 37 для подвода охлаждающего воздуха.

При работе при помощи стартера (на фиг.1 и 2 не показан) запускается ГТД 1, при этом подается сигнал с блока управления 30 на привод 11, топливный насос 10 подает жидкое топливо - сжиженный природный газ, сначала в теплообменник-газификатор 12, где оно испаряется и газифицируется, а потом оно подается в камеру сгорания 7, где воспламеняется при помощи электрозапальника (на фиг.1 и 2 не показано). Выхлопные газы, проходят по газовому тракту 2 в свободную турбину 3. Рабочие колеса свободной турбины 18 и 22 с валом 27 свободной турбины 3 раскручиваются. Крутящий момент через муфту 28 передается на вал нагрузки 29 и далее на электрогенератор 4. С электрогенератора 4 электрическая энергия подается на приводные электродвигатели 32, связанные с колесными парами газотурбовоза (на фиг.1 и 2 не показано).

После запуска двигателя 1, который контролирует блок управления 30 по оборотам, сведения о которых получены с датчика оборотов 16, включают вентилятор 35 и воздух подается в теплообменник-газификатор 12, где газифицирует топливо (сжиженный природный газ), и охлажденный воздух по воздушной магистрали 37 подается в полость «Г» для охлаждения двигателя Стирлинга.

В результате использования регенерации тепла в двигателе Стирлинга КПД силовой установки возрастает более чем в 2 раза, а именно с 30% без него до 60%.

Применение изобретения позволило:

1. Значительно повысить КПД силовой установки за счет:

- использования для получения энергии на валу нагрузки кроме свободной турбины двигателя Стирлинга, который утилизирует тепло, раньше сбрасываемое в выхлопное устройство и в атмосферу,

- повышения КПД цикла двигателя Стирлинга за счет использования хладоресурса сжиженного природного газа, применяемого для работы силовой установки газотурбовоза,

- увеличения расхода рабочего тела через вторую и последующие свободные турбины за счет сброса подогретого в двигателе Стирлинга воздуха для его использования в свободной турбине для создания дополнительной мощности на валу нагрузки.

2. Снизить эмиссию токсичных веществ в атмосферу за счет того, что двигатель Стирлинга имеет значительно лучшие экологические показатели по сравнению с другими типами двигателей.

1. Силовая установка газотурбовоза, содержащая газотурбинный двигатель с валом двигателя, компрессором, камерой сгорания, турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, с валом которой соединен вал электрогенератора, и выхлопное устройство, отличающаяся тем, что установка снабжена двигателем Стирлинга и теплообменником-газификатором, при этом двигатель Стирлинга установлен за рабочим колесом первой ступени свободной турбины, а теплообменник-газификатор подключен к камере сгорания.

2. Силовая установка газотурбовоза по п.1, отличающаяся тем, что свободная турбина выполнена двухступенчатой, а двигатель Стирлинга установлен между первой и второй ступенями.

3. Силовая установка газотурбовоза по п.1 или 2, отличающаяся тем, двигатель Стирлинга содержит рабочий цилиндр и расширительный цилиндр, полость для охлаждения которого соединена воздушным трактом с теплообменником-газификатором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к силовым локомотивным установкам. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к паротурбинным установкам (ПТУ) с парогазотурбинным приводом компрессора наддува котла. .

Изобретение относится к авиастроению, ракетной технике, транспортному и энергетическому машиностроению. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в качестве электродвигателя

Изобретение относится к области электротранспорта

Космическая энергетическая установка с машинным преобразованием энергии содержит замкнутый контур с газообразным рабочим телом, реализующим замкнутый термодинамический цикл Брайтона. В состав замкнутого термодинамического цикла входят источник тепла, турбокомпрессор, кинематически связанный с электрогенератором, регенератор тепла, теплообменник, теплопередающим трактом включенный в контур с газообразным рабочим телом, теплопринимающим трактом - в замкнутый контур с жидким рабочим телом для отвода низкопотенциального тепла, включающий также устройство для прокачки жидкого рабочего тела через контур, и холодильник-излучатель тепла в космическое пространство. Устройство для прокачки выполнено в виде турбонасосного агрегата, кинематически связанного с электрогенератором. Теплообменник выполнен в виде генератора перегретого пара, использующего низкопотенциальное тепло, отбираемое от газообразного рабочего тела энергоустановки. Холодильник-излучатель выполнен в виде конденсатора пара с функцией последующего охлаждения конденсата. Вход в насос турбонасосного агрегата сообщен с выходом проточного тракта холодильника-излучателя, выход насоса - с входом в теплопринимающий тракт теплообменника-парогенератора - в противоток его теплопередающему тракту. Вход в турбину турбонасосного агрегата сообщен с выходом теплопринимающего тракта теплообменника-парогенератора, а ее выход - с входом в гидравлический тракт холодильника-излучателя. Изобретение направлено на повышение энергомассовых характеристик космических энергетических установок с машинным преобразованием энергии путем уменьшения доли сбрасываемого в окружающее пространство тепла. 1 ил.

Изобретение относится к турбовальным двигателям, которые могут использоваться в разных видах гусеничного транспорта, в частности бронетанковой технике, а также в машинах на воздушной подушке, в авиационной технике. Турбовальный двигатель содержит корпус, в котором последовательно расположены компрессор, по меньшей мере, одна камера сгорания, газовая турбина компрессора и разветвленные каналы для газовых потоков. В каждом канале для газового потока размещена свободная турбина и регулируемый сопловой аппарат. Оси вращения свободной турбины и газовой турбины компрессора расположены в разных плоскостях. Изобретение позволяет осуществлять независимую передачу крутящего момента на разные узлы транспортного средства, увеличив при этом маневренные и динамические качества, снизив нагрузку на свободную турбину. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам регулирования удельного расхода топлива вертолета, оборудованного двумя газотурбинными двигателями. Каждый из двигателей (1, 2) содержит газогенератор (11, 21), оборудованный камерой сгорания (СС). По меньшей мере один из газотурбинных двигателей (1, 2) выполняют с возможностью самостоятельной работы в продолжительном полетном режиме (В, Е, С). При этом другой двигатель (2, 1) находится в режиме малого газа с нулевой мощностью, который выбирают из режима поддержания двигателя (1, 2) во вращении с включенной камерой сгорания (СС), режима поддержания двигателя (1, 2) во вращении с выключенной камерой сгорания (СС) и режима нулевого вращения двигателя (1, 2) с выключенной камерой сгорания (СС). Двигатель (2, 1) выполняют с возможностью перехода в режим ускорения газогенератора этого двигателя (2, 1) при помощи привода (E1, Е2), совместимого с экстренным повторным запуском при экстренном выходе, а этот экстренный повторный запуск осуществляю, в случае по меньшей мере одной неудачной предварительной попытки обычного повторного запуска (U0). При этом в случае отказа газотурбинного двигателя (1, 2) газотурбинный двигатель (2, 1), повторно запускают посредством экстренного содействия (U2, U1). Система регулирования (4) содержит средства (Е1, Е2) привода и устройства (U1, U2) экстренного содействия газогенераторов (11, 21) в зависимости от условий и фаз полета вертолета в соответствии с условиями полетной задачи, предварительно записанными в запоминающее устройство (6) этой системы (4). Технический результат заключается в снижении удельного расхода Cs двухмоторного вертолета с сохранением условий минимальной безопасности по мощности, обеспечиваемой при любом типе полета. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх