Атомный газотурбинный двигатель

Атомный газотурбинный двигатель содержит первый и второй контуры, установленные на внешнем валу компрессора, и, по меньшей мере, одно рабочее колесо турбины, воздухозаборник, реактивное сопло и ядерный реактор с трубопроводами циркуляции теплоносителя. Атомный газотурбинный двигатель также снабжен установленным за турбиной двигателем Стирлинга, вентилятором и камерой сгорания. Двигатель Стирлинга соединен кинематически с внутренним валом, трубопроводами циркуляции теплоносителя - с ядерным реактором. Вентилятор установлен на внутреннем валу, а камера сгорания размещена между компрессором и турбиной. Изобретение направлено на повышение КПД и надежности двигателя. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным газотурбинным двигателям ГТД и может найти применение в авиастроении, судостроении, на газоперекачивающих станциях и для пиковых энергетических установок в качестве привода для электрогенератора, предназначенного для выработки электроэнергии.

Недостаток - очень большой расход топлива, потребляемый ракетным двигателем.

Известен авиационный ГТД по патенту РФ №2211935, содержащий компрессор, камеру сгорания, турбину и реактивное сопло.

Недостатки: повышенный расход топлива, плохая приемистость на переходных режимах и низкая надежность.

Известен атомный газотурбинный двигатель, содержащий два контура, компрессор, по меньшей мере, одно рабочее колесо турбины, установленное на одном валу с компрессором, воздухозаборник, реактивное сопло и ядерный реактор с трубопроводами циркуляции теплоносителя (Шляхтенко С.М., Теория воздушно-реактивных двигателей, Москва, Машиностроение, 1975, стр.549-551, рис.15.03), прототип.

Недостатки: низкие КПД и надежность двигателя.

Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, что подтверждается проведенными патентными исследованиями. Для реализации изобретения достаточно применения известных узлов и деталей, ранее разработанных и реализованных в конструкции газотурбинных двигателей и в машиностроении.

Решение указанных задач достигнуто в атомном газотурбинном двигателе, содержащем первый и второй контуры, установленные на внешнем валу компрессор и, по меньшей мере, одно рабочее колесо турбины, воздухозаборник, реактивное сопло и ядерный реактор с трубопроводами циркуляции теплоносителя, тем, что двигатель снабжен установленным за турбиной двигателем Стирлинга, вентилятором и камерой сгорания, двигатель Стирлинга соединен кинематически с внутренним валом, трубопроводами циркуляции теплоносителя - с ядерным реактором, вентилятор установлен на внутреннем валу, а камера сгорания размещена между компрессором и турбиной. Двигатель Стирлинга выполнен из рабочих и вытеснительных цилиндров, при этом рабочие цилиндры размещены в первом контуре, а вытеснительные - во втором. К двигателю Стирлинга присоединены воздушные патрубки. Концы воздушных патрубков выходят в атмосферу. Концы воздушных патрубков подсоединены к воздухозаборнику. Концы воздушных патрубков подсоединены к выходу из первых ступеней компрессора.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1...6, где

на фиг.1 приведена схема двигателя,

на фиг.2 приведена схема охлаждения двигателя Стирлинга,

на фиг.3 и 4 приведена схема двигателя Стирлинга,

на фиг.5 и 6 приведена схема двигателя с вытеснительным цилиндром внутри второго контура.

Предложенное техническое решение (фиг.1) содержит два контура: первый 1 и второй 2, соответственно два вала: внутренний 3 и наружный 4, т.е. двигатель выполнен двухконтурным по двухвальной схеме. Кроме того, двигатель содержит воздухозаборник 5, вентилятор 6, компрессор 7, камеру сгорания 8 и турбину 9. Турбина 9 может содержать одну или несколько ступеней. Далее конструкция двигателя описывается на примере одноступенчатой турбины. Турбина 9 содержит рабочее колесо 10. На выходе из обеих контуров 1 и 2 выполнено реактивное сопло 11, внутри которого установлен смеситель 12, для перемешивания потоков первого и второго контуров.

Атомный газотурбинный двигатель содержит систему топливоподачи с топливопроводом низкого давления 13, подключенным к входу в топливный насос 14, имеющий привод 15, топливопровод высокого давления 16, вход которого соединен с топливным насосом 14, а выход соединен с кольцевым коллектором 17, кольцевой коллектор 17 соединен с форсунками 18 камеры сгорания 8.

Компрессор 7 содержит ротор компрессора 19 с внешним валом 4. На внешнем валу 4 установлено рабочее колесо турбины 10.

Внутренний вал 3 проходит внутри внешнего вала 4 и установлен на опорах 20, внешний вал 4 установлен на опорах 21. Внутренний вал 3 соединен с одной стороны с вентилятором 6, а с другой - с двигателем Стирлинга 22. К двигателю Стирлинга 22 подсоединен воздушный патрубок 23 (или несколько воздушных патрубков 23) другой конец которого выходит либо в атмосферу, либо в воздухозаборник 5, либо к первым ступеням компрессора 7, либо выходят во второй контур 2. Выхлопные патрубки 24 предназначены для выброса подогретого воздуха из двигателя Стирлинга 22 и выходят внутрь реактивного сопла 11 в полость В.

Отличительной особенностью двигателя является наличие двигателя Стирлинга 22 за турбиной 9, конкретно за рабочим колесом турбины 10.

Двигатель Стирлинга 22 состоит из двух частей: группы рабочих цилиндров 25 и группы вытеснительных цилиндров 26, которые соединены трубопроводами 27. Группу вытеснительных цилиндров 26 предпочтительно теплоизолировать от газового тракта газотурбинного двигателя ГТД. Число рабочих цилиндров 25 равно числу вытеснительных цилиндров 26. По объему вытеснительные цилиндры 26 больше, чем рабочие цилиндры 25.

Атомный газотурбинный двигатель содержит (фиг.1) ядерный реактор 28, соединенный трубопроводами рециркуляции теплоносителя: соответственно подводящим 29 и отводящим 30 с двигателем Стирлинга 22, точнее с полостями нагрева Г рабочих цилиндров 25 (фиг.2). Между ядерным реактором 28 и подводящим трубопроводом рециркуляции теплоносителя 29 установлен насос теплоносителя 31 с приводом 32, а отводящий трубопровод рециркуляции теплоносителя 30 соединяет двигатель Стирлинга 22 с ядерным реактором 28 для отвода теплоносителя. В качестве теплоносителя предпочтительно использовать жидкий натрий.

В одном из вариантов исполнения возможно подсоединение воздушного патрубка 23 (воздушных патрубков 23) к воздухозаборнику 5 или к первым ступеням компрессора 6 посредством одного или нескольких трубопроводов 33 (фиг.2).

Возможна установка расширительных цилиндров 26 во втором контуре 2 (фиг.5 и 6), в этом случае охлаждение производится воздухом второго контура, имеющим температуру около 100°С, что значительно ниже температуры теплоносителя ядерного реактора.

На фиг.3 и 4 приведена схема одного из вариантов исполнения двигателя Стирлинга 22, который содержит группу рабочих цилиндров 25, имеющих оребрение и заключенных в рабочие кожуха 35, имеющие наружное оребрение 36 с образованием между ними полости нагрева Г, заполненной теплоносителем. Внутри каждого рабочего цилиндра 25 установлен рабочий поршень 37, который шатуном 38 соединен с внутренним валом двигателя 3. Между рабочим цилиндром 25 и рабочим поршнем 37 образуется рабочая полость Д, заполненная рабочим телом, например, гелием.

Также двигатель Стирлинга 22 содержит группу вытеснительных цилиндров 26, которые могут быть установлены в кожуха охлаждения 39 или установлены без них во втором контуре 2 двигателя (фиг.5 и 6). Между кожухом охлаждения 39 и вытеснительным цилиндром 26 образуется полость охлаждения Е. При установке вытеснительных цилиндров 26 во втором контуре 2 кожух охлаждения 39 не нужен.

Внутри каждого вытеснительного цилиндра в полости Ж установлен вытеснительный поршень 40. Вытеснительный поршень 40 соединен шатуном 41 с внутренним валом двигателя 3. Трубопровод (ы) 27 соединяет (ют) полости Д и Ж для перетекания рабочего тела из рабочих цилиндров 25 в вытеснительные цилиндры 26. К полости Г подсоединены воздушные патрубки 23, а выхлопные трубы 24 соединяют полость Г с внутренней полостью В реактивного сопла 11 (фиг.1)

При работе ГТД осуществляют его запуск стартером (стартер на фиг.1...4 не показан). Потом включают привод топливного насоса 15 и топливный насос 14 подает топливо в камеру сгорания 8 к форсункам 18, где оно воспламеняется при помощи электрозапальника (на фиг.1 не показано). В результате продукты сгорания проходят через рабочее колесо турбины 10 и раскручивают его и внешний вал 4, а также ротор компрессора 18. Через 5...7 мин тепло выхлопных газов и одновременно теплоноситель, подаваемый по подводящим трубопроводом рециркуляции теплоносителя 29 прогревает рабочие цилиндры 25 двигателя Стирлинга 22. Двигатель Стирлинга 22 приводится в действие и через внутренний вал 3 и редуктор 3 раскручивает винт 1. Подогретое рабочее тело расширяется в расширительных цилиндрах 26. В результате двигатель запущен и готов к работе. Отключение двигателя производится в обратном порядке. Управление двигателем по режимам не отличается от управления традиционными ГТД.

При работе двигателя по его контурам температуры распределяются следующим образом:

- Т0 - температура воздуха на входе в двигатель,

- Т1 - температура воздуха во втором контуре,

- Т2 - температура воздуха во втором контуре после вытеснительных цилиндров,

- Т3 - температура продуктов сгорания на выходе из камеры сгорания,

- Т4 - температура продуктов сгорания на выходе из турбины,

- Т5 - температура продуктов сгорания на выходе из двигателя Стирлинга,

- Т6 - температура смеси на выходе из реактивного сопла.

Применение изобретения позволило следующее.

1. Улучшить запуск и приемистость двигателя на переходных режимах, за счет применения углеводородного топлива и тепловой энергии, вырабатываемой ядерным реактором одновременно.

2. Повысить надежность двигателя за счет того, что при отказе одной энергетической системы: ядерной или углеводородной, двигатель может продолжать работу, не снижая своей мощности или тяги, что особенно важно в авиации.

3. Повысить КПД газотурбинного двигателя за счет более рациональной компоновки двигателя, второго контура, дающего дополнительную тягу, отсутствия жесткой кинематической связи между двумя валами. Это позволило спроектировать оптимальные компрессор и турбину, и двигатель Стирлинга с вентилятором..

4. Улучшить надежность силовой установки за счет уменьшения числа ступеней турбины до одной ступени и распределения большей части нагрузки на двигатель Стирлинга.

5. Создать благоприятные условия для работы вентилятора и двигателя Стирлинга, согласовав их оптимальные расчетные угловые скорости вращения вентилятора. Кроме того, применение двухвальной схемы двигателя позволит развязать механически рабочее колесо и ротор турбины и компрессора с одной стороны от вентилятора и двигателя Стирлинга, работа которых при запуске и на переходных режимах значительно различаются, например, по частоте вращения валов и по приемистоти.

6. Обеспечить оптимальную работу двигателя на переходных режимах, вследствие того, что основная составляющая тяги на взлете, если двигатель используется в авиации, создается углеводородным топливом, а ядерный реактор вступает в работу на крей-скерском режиме и может обеспечить нахождение самолета в воздухе до одного года непрерывно. Несмотря на плохую приемистость двигателя Стирлинга при резком изменении расхода топлива через камеру сгорания суммарная тяга двигателя будет изменяться практически мгновенно за счет реактивной составляющей. Через 5...7 мин мощности, развиваемые винтом и газогенератором перераспределятся, например, при форсировании основную тяговую нагрузку будет нести вентилятор, имеющий хороший КПД на дозвуковых скоростях, в результате экономичность двигателя на крейсерском режиме полета значительно возрастет.

7. Значительно уменьшить расход топлива при эксплуатации самолета. Это имеет важное значение в связи с исчерпанием ресурсов углеводородного топлива, его удорожанием и отсутствием альтернативы этому виду топлива. Применение водорода, имеющего стоимость в сотни раз большую, чем керосин, в ближайшие 100 лет бесперспективно, а использование сжиженного природного газа из-за его плохих энергетических характеристик и сложности в эксплуатации криогенной техники пока весьма ограничено.

8. Облегчить условия работы вентилятора за счет его нежесткой связи с валом компрессора и возможности их взаимного проскальзывания и рассогласования оборотов ротора компрессора и ротора вентилятора.

9. Облегчить запуск и остановку двигателя за счет применения двухвальной схемы.

10. Уменьшить вес и габариты двигателя и общий вес энергетической установки или самолета за счет компактности ядерного топлива..

11. Снизить стоимость двигателя за счет отказа от дорогостоящих материалов, используемых при изготовлении турбины и решить проблему охлаждения турбины, во первых, снизив температуру перед ней, во-вторых, направив весь охлаждающий воздух на охлаждение только одной ступени турбины, вместо 4-х...5-ти ступеней, применяемых ранее на мощных газотурбинных двигателях.

1. Атомный газотурбинный двигатель, содержащий первый и второй контуры, установленные на внешнем валу компрессор и, по меньшей мере, одно рабочее колесо турбины, воздухозаборник, реактивное сопло и ядерный реактор с трубопроводами циркуляции теплоносителя, отличающийся тем, что двигатель снабжен установленным за турбиной двигателем Стирлинга вентилятором и камерой сгорания, двигатель Стирлинга соединен кинематически с внутренним валом, трубопроводами циркуляции теплоносителя - с ядерным реактором, вентилятор установлен на внутреннем валу, а камера сгорания размещена между компрессором и турбиной.

2. Атомный газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что двигатель Стирлинга выполнен из рабочих и вытеснительных цилиндров, при этом рабочие цилиндры размещены в первом контуре, а вытеснительные - во втором.

3. Атомный газотурбинный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что к двигателю Стирлинга присоединены воздушные патрубки.

4. Атомный газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что концы воздушных патрубков выходят в атмосферу.

5. Атомный газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что концы воздушных патрубков подсоединены к воздухозаборнику.

6. Атомный газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что концы воздушных патрубков подсоединены к выходу из первых ступеней компрессора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям, конкретно к турбовинтовым двигателям - ТВД. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным газотурбинным двигателям ГТД и может найти применение в авиастроении, судостроении, на газоперекачивающих станциях и для пиковых энергетических установок в качестве привода для электрогенератора, предназначенного для выработки электроэнергии.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения. .

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к авиационным турбореактивным вентиляторным двигателям. .

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям авиационного применения. .

Изобретение относится к летательным аппаратам со свойствами самолета и вертолета. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к авиационным турбореактивным винтовентиляторным двигателям. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к авиационным турбореактивным вентиляторным двигателям. .

Изобретение относится к машино- и авиастроению, а именно к разработке и конструированию устройств, позволяющих снизить шум, распространяющийся по аэродинамическим каналам, в частности, по каналам с потоком, имеющим дозвуковую скорость течения, например, шум вентилятора авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД).

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям авиационного применения

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей сверхвысокой степени двухконтурности

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, точнее - к двигателям со звукопоглощающими конструкциями

Изобретение относится к летательным аппаратам со свойствами самолета и вертолета

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям
Изобретение относится к авиастроению, в частности к турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой

Изобретение относится к винтовентиляторным двигателям с задним расположением двухрядного винтовентилятора
Наверх