Самолетный ответчик

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности к системам вторичной радиолокации, и может быть использовано, преимущественно, на летательных аппаратах малой авиации. Достигаемый технический результат заключается в снижении массогабаритных параметров и энергопотребления. Указанный результат достигается за счет того, что самолетный ответчик содержит последовательно соединенные приемопередающую антенну, разделительный фильтр, приемник, дешифратор и шифратор кодов запросного и ответного сигналов, передатчик, выход которого подключен ко второму входу разделительного фильтра, и пульт управления, в котором смонтировано устройство набора кода. Устройство набора кода содержит блок асинхронно работающих переключателей кодов запросного и ответного сигналов. Переключатели кода привязаны к определенному режиму работы ответчика и сопряжены, с одной стороны, с соответствующими им частотными каналами временной расстановки импульсов действующих кодов запросного и ответного сигналов запоминающих устройств дешифратора и шифратора, а с другой, параллельно подключены ко второму выходу дешифратора, при этом дешифратор, шифратор и пульт управления с переключателями образуют импульсный блок, на корпусе которого выполнен пульт управления с ручками переключения кодов запросного и ответного сигналов, расположенный в кабине пилота. 1 ил.

 

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности, к системам вторичной радиолокации, и может быть использовано, преимущественно, на летательных аппаратах малой авиации.

Известен радиолокационный ответчик, содержащий последовательно соединенные антенну, развязывающий блок, приемник, декодер, блок управляемой задержки, элемент ИЛИ, передатчик, pin-выключатель, выход которого подключен к второму входу развязывающего блока, последовательно соединенные синхронизатор и временной дискриминатор, выход которого подключен к второму входу блока управляемой задержки, последовательно соединенные счетчик числа рециркуляции и дешифратор, выход которого подключен к второму входу временного дискриминатора, а также элемент И, входы которого подключены к выходам приемника и второму выходу синхронизатора, а выход синхронизатора подключен к входу pin-выключателя (Патент RU №2193783 С2. Радиолокационный ответчик. - МПК7: G01S 13/79. - 2002.11.27). Данный радиолокационный ответчик предназначен для работы с одноимпульсными сигналами, что ограничивает его функциональные возможности.

Наиболее близким аналогом является самолетный ответчик, содержащий последовательно соединенные приемопередающую антенну, разделительный фильтр, приемник, блок сопряжения, дешифратор и шифратор кодов запросного и ответного сигналов, передатчик, выход последнего подключен ко второму входу разделительного фильтра, и пульт управления, в котором смонтированы устройство набора кодов и устройство выбора режима работы (Давыдов П.С. и др. Авиационная радиолокация: Справочник. - М.: Транспорт, 1984, 223 с. - с.167-168, рис.5.19). Данное устройство принято за прототип.

Недостатком такого ответчика, принятого за прототип, является большие массогабаритные параметры ответчика и энергопотребление, а также расположение устройства набора кодов запросного и ответного сигналов вне досягаемости пилота во время выполнения полета, что снижает показатели эргономичности и затрудняет использовать такие радиолокационные ответчики на летательных аппаратах, особенно малой авиации.

Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является упрощение конструкции радиолокационного ответчика, обеспечивающей снизить массогабаритные параметры и энергопотребление и повысить эргономические показатели при оснащении ими летательных аппаратов малой авиации.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого технического решения, является снижение массогабаритных параметров и энергопотребления и повышение эргономических показателей при работе с самолетным ответчиком.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном самолетном ответчике, содержащем последовательно соединенные приемопередающую антенну, разделительный фильтр, приемник, дешифратор и шифратор кодов запросного и ответного сигналов, передатчик, выход последнего подключен ко второму входу разделительного фильтра, и пульт управления, в котором смонтировано устройство набора кода, согласно предложенному техническому решению, устройство набора кода содержит блок асинхронно работающих переключателей кодов запросного и ответного сигналов, причем каждый переключатель соответствует определенному режиму работы ответчика, которые сопряжены, с одной стороны, с соответствующими им частотными каналами временной расстановки импульсов действующих кодов запросного и ответного сигналов запоминающих устройств дешифратора и шифратора кодов, а с другой параллельно подключены ко второму выходу дешифратора, образующие импульсный блок, на корпусе которого выполнен пульт управления с ручками переключения кодов запросного и ответного сигналов, расположенный в кабине пилота.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного самолетного ответчика, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На чертеже показана функциональная схема предложенного самолетного ответчика.

Самолетный ответчик содержит последовательно соединенные приемопередающую антенну 1, разделительный фильтр 2, приемник 3, дешифратор 4 кода запросного сигнала и шифратор 5 кода ответного сигнала, передатчик 6, выход последнего подключен ко второму входу разделительного фильтра 2, и пульт управления 7, в котором смонтированы включатель 8 радиосигнала «бедствие/тревога» и устройство набора кода, содержащее блок асинхронно работающих переключателей 9 кода запросного сигнала режима «А» индивидуального опознавания, 10 кода ответного сигнала режима «В» общего опознавания, и 11 кода ответного сигнала режима «А» индивидуального опознавания. Переключатель 9 имеет k позиций кода запросного сигнала, которые сопряжены с соответствующими частотными каналами временной расстановки импульсов кодов запросного сигнала запоминающего устройства дешифратора 4. Переключатель 10 имеет m позиций кодов и переключатель 11 имеет n позиций кодов ответного сигнала, каждая позиция которых сопряжена с соответствующими частотными каналами временной расстановки импульсов кодов режимов «А» и «В» ответного сигнала запоминающего устройства шифратора 5. С другой стороны, переключатели 9, 10 и 11 кодов запросного и ответного сигналов параллельно подключены ко второму выходу дешифратора 4. Дешифратор 4, шифратор 5 и пульт управления 7 с переключателями 9, 10 и 11 кодов запросного и ответного сигналов и включатель 8 сигнала «бедствие/тревога» образуют, в совокупности, импульсный блок 12, на корпусе которого выполнен пульт управления с ручками переключения кодов запросного и ответного сигналов, расположенный в кабине пилота. К шифратору 5 подключены датчики 13 бортовой информации.

Самолетный ответчик работает следующим образом.

С пульта управления 7 на импульсном блоке 12 включают работу ответчика, затем в устройстве набора кода переключателем 9 устанавливают код запросного сигнала, например, VII, и переключателями 10 и 11 - коды ответного сигнала, например, III и V, сопряженным с соответствующими частотными каналами временной расстановки импульсов действующего расписания кодов запросного и ответного радиосигналов в запоминающих устройствах дешифратора 5 и шифратора 6.

Запросный радиосигнал принимается приемопередающей антенной 1 и передается в фильтр 2, разделяющий сигналы по принципу «прием-передача», который отделяет запросный радиосигнал с несущей частотой f1 и подает его на преселектор приемника 3, последний усиливает, преобразует и детектирует принятый сигнал и подает в дешифратор 4, где запросный радиосигнал обрабатывается и формируется сигнал, последний подается в шифратор 5, а также параллельно на переключатели 9, 10 и 11 кодов запросного и ответного сигналов. Переключатель 9 кода запросного сигнала передает в дешифратор 4 код, соответствующий позиции VII режима «А» индивидуального опознавания, согласно действующему расписанию кодов запросного сигнала, занесенными в запоминающее устройство дешифратора 4, в последнем запросный сигнал декодируется и полученный код сравнивается с действующим кодом запросного сигнала, установленным в позиции VII переключателем 9 на пульте управления 7. После подтверждения соответствия кода запросного сигнала коду, установленному переключателем 9 кода запросного сигнала, дешифратор 4 выдает команду шифратору 5 на формирование кода ответного сигнала. С переключателей 10 и 11 в шифратор 5 поступает информация о заданных ими кодах позициями III и V режимов «В» и «А», соответственно, согласно действующему расписания кодов ответного сигнала, занесенных в запоминающее устройство шифратора 5. По составу кода запросного радиосигнала шифратор 5 вырабатывает тот или иной код ответного сигнала в одном из режимов «В» или «А» и необходимости той или иной информации с бортовых датчиков 13. Сформированный код ответного сигнала из шифратора 5 передается в передатчик 6, в котором кодированная последовательность импульсов ответного сигнала, соответствующая заданному коду одним из переключателем 10 или 11 на пульте управления 7, преобразуется в высокочастотный сигнал с частотой f2, который усиливается и через разделительный фильтр 2 проходит в приемопередающую антенну 1, с помощью которой ответный радиосигнал излучается в эфир.

При необходимости экстренной смены кодов пилот оперативно переключает переключатели 9, 10 и 11 кодов запросного и ответного сигналов непосредственно в кабине самолета.

В случае возникновения на борту самолета аварийной ситуации пилот с помощью включателя 8 на пульте управления 7 дает команду шифратору 5 и через передатчик 6, разделительный фильтр 2, приемопередающей антенной 1 радиосигнал «бедствие/тревога» излучается в эфир.

Предложенный малогабаритный самолетный ответчик предполагается разместить на малоразмерных летательных аппаратах, например, вертолетах Ка-226, Ка-60У, «Ансат», самолетах Бе-103, СМ-92Т и др.

Самолетный ответчик, содержащий последовательно соединенные приемопередающую антенну, разделительный фильтр, приемник, дешифратор и шифратор кодов запросного и ответного сигналов, передатчик, выход последнего подключен ко второму входу разделительного фильтра, и пульт управления, в котором смонтировано устройство набора кода, отличающийся тем, что устройство набора кода содержит блок асинхронно работающих переключателей кодов запросного и ответного сигналов, причем каждый переключатель соответствует определенному режиму работы ответчика, указанные переключатели кодов запросного и ответного сигналов сопряжены с соответствующими им частотными каналами временной расстановки импульсов действующих кодов запросного и ответного сигналов запоминающих устройств дешифратора и шифратора кодов, кроме того, указанные переключатели параллельно подключены ко второму выходу дешифратора, при этом дешифратор, шифратор и пульт управления с переключателями кодов запросного и ответного сигналов образуют импульсный блок, на корпусе которого выполнен пульт управления с ручками переключения кодов запросного и ответного сигналов, расположенный в кабине пилота.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано, в частности, для обнаружения объектов, находящихся вне зоны визуального наблюдения. .

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для передачи сигналов идентификации объекта передачи и сообщений от внешних источников информации через активную РЛС к потребителю.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиолокации, и может быть использовано в аэрологических радиозондах и метеорологических ракетах для измерения дальности.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для предотвращения столкновения подвижного состава или локомотива, в частности при маневровых работах, с поездами, прибывающими на станцию или отправляющимися со станции.

Изобретение относится к технике железнодорожного транспорта, в частности к устройствам оповещения ремонтных бригад. .

Изобретение относится к методам и средствам идентификации. .

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано при разработке перспективных РЛС или при их модернизации. .

Изобретение относится к области радиолокации, в частности к радиолокационным станциям (РЛС) освещения обстановки. .

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для определения государственной принадлежности подвижных объектов (например, самолетов) и их опознавания.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к области радиолокационной техники, и преимущественно может быть использовано для поиска, обнаружения и локализации скрытых акустоэлектрических преобразователей, например закладных микрофонов, в целях противодействия техническим средствам негласного перехвата аудиоинформации

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано преимущественно на летательных аппаратах

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах съема информации с подвижного состава для опознавания подвижных транспортных средств и автоматизированного учета грузовых перевозок железнодорожным транспортом

Изобретение относится к способам обнаружения пассивных маркеров-ответчиков, являющихся вторичными источниками электромагнитного излучения

Изобретение относится к способам обнаружения пассивных маркеров-ответчиков, являющимся вторичными источниками электромагнитного излучения

Изобретение относится к способам обнаружения пассивных маркеров-ответчиков, являющимся вторичными источниками электромагнитного излучения

Изобретение относится к способам обнаружения пассивных маркеров-ответчиков, являющихся вторичными источниками электромагнитного излучения

Изобретение относится к способам обнаружения пассивных маркеров-ответчиков, являющихся вторичными источниками электромагнитного излучения

Использование: изобретение относится к субгармоническому параметрическому рассеивателю, который может быть использован в качестве пассивного нелинейного маркера - радиоответчика в поисковых системах, например, в системе обнаружения жертв кораблекрушения. Сущность: субгармонический параметрический рассеиватель состоит из нелинейного элемента, включающего параметрический генератор, и антенной системы, включающей рефлекторную, полосковую или щелевую антенну, нагрузкой которой является параметрический генератор, настроенный на половинную частоту зондирующего сигнала и состоящий из индуктивности в виде закрытого или полузакрытого резонатора и нелинейной емкости. Последовательно с первым параметрическим генератором подключен второй параметрический генератор, настроенный на половинную частоту зондирующего сигнала и состоящий из индуктивности в виде закрытого или полузакрытого резонатора и нелинейной емкости. Оба параметрических генератора являются нагрузкой второй рефлекторной, полосковой или щелевой антенны, которая настроена на частоту зондирующего сигнала, а первая рефлекторная, полосковая или щелевая антенна настроена на половинную частоту зондирующего сигнала. Технический результат: повышение эффективности работы субгармонического параметрического рассеивателя за счет обеспечения лучшего согласования нелинейного элемента с антенной системы. 2 ил.

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности к системам вторичной радиолокации, и может быть использовано, преимущественно, на летательных аппаратах малой авиации

Наверх